kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Курс "Биологический эксперимент"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс «Биологический эксперимент» рассчитан на 35 часов, по 1 часу в неделю для 9 класса. Тип курса – познавательный, надпредметный. Цель: Знакомство с биологическим экспериментом; развивать естественно-научное мышление. Биологический эксперимент проводится следующими методами: наблюдение и эксперимент. Наблюдения и эксперимент как методы обучения активно используются в курсе биологии. При постановке и использовании результатов опыта учащиеся получают новые знания и приобретают умения; убеждаются в реальности биологических явлений; проверяют на практике верность теоретических знаний; учатся анализировать, сравнивать наблюдаемое, делать выводы из опыта. Кроме того, курс приучает учащихся к точности, аккуратности, развивает их мышление, так как требует поиска путей познания живой природы. Данный курс обоснован по авторской программе под руководством Г.С.Калиновой. Содержание курса. Эксперимент по разделу «Растение». (18 ч.) Введение. (1 ч.) Биология – наука о живой природе (человеке, грибах, бактериях, растениях, животных, их связях со средой). 1. Общее знакомство с растительным организмом (2 ч.) Растительный мир как составная часть природы, его разнообразия. Особенности растительного организма. Формы растительных организмов. Экскурсия: Проведение фенологических наблюдений: организация наблюдений, ведение календаря природы (дневники наблюдений). 2. Клеточное строение растительного организма (4 ч.) Увеличительные приборы (лупа, микроскоп). Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоли. Жизнедеятельность клетки: движение цитоплазмы, поступление веществ в клетку, ее рост и деление. Ткани. Клеточное строение растений. Лабораторные работы: 1. Работа с микроскопом. Рассматривание клеток томата с помощью лупы. Практические работы: 1. Поступление воды в клетку (целлофановый мешочек). 2. Поступление растворенных в воде веществ в клетку. 3. Поступление воды и растворенных в ней веществ в клетку. 4. Поступление веществ из воздуха в клетку. 3. Размножение растений (3 ч.) Размножение растений, его значение. Способы размножения. Размножение растений с помощью вегетативных органов в природе и сельском хозяйстве. Размножение растений семенами. Семя, его строение и состав. Условия прорастания семян. Посев семян. Демонстрация различных способов размножения растений, распространение семян; питание проростков запасными веществами семени. Практические работы: 5. Обнаружение в семенах воды, органических и минеральных веществ. 6. Обнаружение в семенах крахмала, белка и жира. 7. Размножение растений. 4. Рост растений. (3 ч.). Рост и развитие растений. Деление клеток – основа роста растений. Периодичность роста. Сезонные изменения в жизни растений. Посадка рассады. Практические работы: 8. Рост корня в длину. 9. Верхушечный и вставочный рост стебля злака. 10. Базальный рост листьев лука. 5. Питание растений, передвижение веществ. (5 ч.) Особенности питания растений, его значение. Минеральное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности строения листа в связи с фотосинтезом. Роль хлоропластов в использовании солнечной энергии и образовании органических веществ Значение фотосинтеза. Передвижение веществ в растении. Роль испарения воды растением. Особенности передвижения минеральных и органических веществ в растении. Демонстрация опытов, доказывающих образование крахмала на свету, поглощение листьями углекислого газа и выделение кислорода на свету, испарение воды листьями. Лабораторные работы: 2. Изучение внутреннего строения листа, клеток с хлоропластами. Практические работы: 11. Значение устьиц в испарении воды. Определение состояния устьиц. 12. Значение кожицы и пробки в защите от испарения. 13. Выделение растением капельно-жидкой воды. 14. Определение содержания хлорофилла в листьях. 15. Обнаружение фотосинтеза методом крахмальной пробы. 6. Растение – целостный организм (обобщение) (1 ч.) Взаимосвязи клеток, тканей и органов в процессе жизнедеятельности растительного организма. Роль растений в природе и жизни человека. Охрана растений. Эксперимент по разделу «Животные». (10 ч.) 7. Простейшие, или Одноклеточные (2 ч.) Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечниках животных. Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Значение простейших в природе и жизни человека. Практические работы: 16. Определение реакции простейших на действие различных раздражителей. 17. Поглощение веществ и образование пищеварительных вакуолей у простейших. 8. Тип Кольчатые черви. (2 ч.) Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биоценозах. Лабораторные работы: 3. Наблюдение за поведением дождевого червя. Практические работы: 18. Изучение реакций дождевого червя на действие различных раздражителей. 19. Изучение роли дождевых червей в перемешивании почвы и в повышении плодородия почвы. 9. Тип Членистоногие. ( 2 ч.) Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Поведение. Биологический способ борьбы с вредными насекомыми. Охрана насекомых. Практические работы: 20. Выяснение роли мух как переносчиков инфекций. 21. Изучение коллекций вредителей сада и огорода. 10. Тип Хордовые. ( 3 ч.) Краткая характеристика типа хордовых. Позвоночные как высокоорганизованные животные. Значение животных в природе, жизни человека. Практические работы: 22. Влияние температуры воды на окраску тела рыб. 23. Выработка условных рефлексов на действие различных раздражителей. 24. Влияние на рост и развитие молоди рыб кормления живым и сухим кормом. 11. Обобщение раздела «Животные» (1ч.) Эксперимент по разделу «Человек и его здоровье» (6ч.) 12.Кровь и кровообращение. (2 ч.) Кровь – соединительная ткань. Клетки крови. Функции. Болезни крови. Значение анализа крови для диагностики заболеваний. Искусственная кровь. Кроветворные органы человека. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Сердечно-сосудистые заболевания. Сосудистая система. Нарушения работы сосудов. Воздействие холода и тепла на работу кровеносных сосудов. Практические работы: 25. Определение кровотока в венах, выступающих на поверхности рук. 26. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки. 13. Дыхание. (2ч.) Значение чистого воздуха для здоровья человека. Защита воздуха от загрязнений. ПДК воздуха. Курение как фактор риска. Роль дыхательной гимнастики и закаливание в профилактике заболеваний органов дыхания. Лабораторная работа: 4. Жизненная емкость легких. Практические работы: 27. Изучение особенностей дыхания курильщика на модели. 14. Опорно-двигательный аппарат. (2ч.) Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета человека. Работа мышц, утомление мышц. Зависимость развития мышечной системы от физических нагрузок. Пластика и красота человеческого тела. Понятие о культуризме. Практические работы: 28. Работа мышц. 29. Сравнение статической и динамической работы. 15. Здоровье и окружающая среда. (Обобщение).(1ч.) Взаимосвязь человека с окружающей средой. Влияние природы на здоровье человека. Требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса. Учащиеся должны называть: признаки живого организма – обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение; части растительной и животной клетки, их функции; мероприятия по охране живых организмов. Учащиеся должны обосновывать: верхушечный, вставочный рост стебля, базальный рост листьев; роль света в жизни растений; значение фотосинтеза в природе и жизни человека, обмена веществ для роста и развития организма; влияние физических упражнений на развитие систем органов; вредное влияние никотина и других наркотических веществ на организм. Охрану многих видов растений и животных. Учащиеся должны устанавливать связи между организмом и окружающей средой. Учащиеся должны сравнивать растительную и животную клетки; процессы жизнедеятельности растений и животных. Учащиеся должны делать выводы о клеточной строении организмов, об особенностях строения и жизнедеятельности организма растений, животных и человека, о физиологических основах здорового образа жизни. Учащиеся должны готовить различные опыты на практических занятиях. Учащиеся должны ухаживать за растениями и животными, соблюдать правила поведения в природе. Литература. • Справочная литература: 1.Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии /А.Н. Мягкова, Е.Т. Бровкина и др. М.: Просвещение, 1988. 2. Энциклопедии по биологии. • Литература для учителя: 1. Биология в школе. Научно-методический журнал. М.: Педагогика. 2. Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя / А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А.И. Никишов и др. М.: Просвещение, 1990. 3. Демьянков И.Н. Биология в вопросах и ответах: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1996. 4. Программы общеобразовательных учреждений. Биология./ В.С.Кучменко. М.: Просвещение, 1996. • Литература для учащихся: 1. Бессонов Г.Е. Каждой школе – уголок живой природы. Якутск. 1995 5. Винокуров В.Н. Алаас. Якутск. Изд-во Бичик, 1996.

Просмотр содержимого документа
«курс "Биологический эксперимент"»

Курс «Биологический эксперимент» рассчитан на 35 часов, по 1 часу в неделю для 9 класса. Тип курса – познавательный, надпредметный.

Цель: Знакомство с биологическим экспериментом; развивать естественно-научное мышление.

Биологический эксперимент проводится следующими методами: наблюдение и эксперимент.

Наблюдения и эксперимент как методы обучения активно используются в курсе биологии. При постановке и использовании результатов опыта учащиеся получают новые знания и приобретают умения; убеждаются в реальности биологических явлений; проверяют на практике верность теоретических знаний; учатся анализировать, сравнивать наблюдаемое, делать выводы из опыта. Кроме того, курс приучает учащихся к точности, аккуратности, развивает их мышление, так как требует поиска путей познания живой природы. Данный курс обоснован по авторской программе под руководством Г.С.Калиновой.

Содержание курса.

Эксперимент по разделу «Растение». (18 ч.)

Введение. (1 ч.)

Биология – наука о живой природе (человеке, грибах, бактериях, растениях, животных, их связях со средой).

1. Общее знакомство с растительным организмом (2 ч.)

Растительный мир как составная часть природы, его разнообразия. Особенности растительного организма. Формы растительных организмов.

Экскурсия: Проведение фенологических наблюдений: организация наблюдений, ведение календаря природы (дневники наблюдений).

2. Клеточное строение растительного организма (4 ч.)

Увеличительные приборы (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, пластиды, вакуоли.

Жизнедеятельность клетки: движение цитоплазмы, поступление веществ в клетку, ее рост и деление. Ткани.

Клеточное строение растений.

Лабораторные работы:

  1. Работа с микроскопом. Рассматривание клеток томата с помощью лупы.

Практические работы:

  1. Поступление воды в клетку (целлофановый мешочек).

  2. Поступление растворенных в воде веществ в клетку.

  3. Поступление воды и растворенных в ней веществ в клетку.

  4. Поступление веществ из воздуха в клетку.

  1. Размножение растений (3 ч.)

Размножение растений, его значение. Способы размножения. Размножение растений с помощью вегетативных органов в природе и сельском хозяйстве.

Размножение растений семенами.

Семя, его строение и состав. Условия прорастания семян. Посев семян.

Демонстрация различных способов размножения растений, распространение семян; питание проростков запасными веществами семени.

Практические работы:

5. Обнаружение в семенах воды, органических и минеральных веществ.

6. Обнаружение в семенах крахмала, белка и жира.

7. Размножение растений.

  1. Рост растений. (3 ч.).

Рост и развитие растений. Деление клеток – основа роста растений. Периодичность роста. Сезонные изменения в жизни растений. Посадка рассады.

Практические работы:

8. Рост корня в длину.

9. Верхушечный и вставочный рост стебля злака.

10. Базальный рост листьев лука.

  1. Питание растений, передвижение веществ. (5 ч.)

Особенности питания растений, его значение. Минеральное питание.

Воздушное питание (фотосинтез). Особенности строения листа в связи с фотосинтезом. Роль хлоропластов в использовании солнечной энергии и образовании органических веществ

Значение фотосинтеза.

Передвижение веществ в растении. Роль испарения воды растением. Особенности передвижения минеральных и органических веществ в растении.

Демонстрация опытов, доказывающих образование крахмала на свету, поглощение листьями углекислого газа и выделение кислорода на свету, испарение воды листьями.

Лабораторные работы:

2. Изучение внутреннего строения листа, клеток с хлоропластами.

Практические работы:

11. Значение устьиц в испарении воды. Определение состояния устьиц.

12. Значение кожицы и пробки в защите от испарения.

13. Выделение растением капельно-жидкой воды.

14. Определение содержания хлорофилла в листьях.

15. Обнаружение фотосинтеза методом крахмальной пробы.

  1. Растение – целостный организм (обобщение) (1 ч.)

Взаимосвязи клеток, тканей и органов в процессе жизнедеятельности растительного организма. Роль растений в природе и жизни человека. Охрана растений.

Эксперимент по разделу «Животные». (10 ч.)

  1. Простейшие, или Одноклеточные (2 ч.)

Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечниках животных.

Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Значение простейших в природе и жизни человека.

Практические работы:

16. Определение реакции простейших на действие различных раздражителей.

17. Поглощение веществ и образование пищеварительных вакуолей у простейших.

  1. Тип Кольчатые черви. (2 ч.)

Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биоценозах.

Лабораторные работы:

3. Наблюдение за поведением дождевого червя.

Практические работы:

18. Изучение реакций дождевого червя на действие различных раздражителей.

19. Изучение роли дождевых червей в перемешивании почвы и в повышении плодородия почвы.

  1. Тип Членистоногие. ( 2 ч.)

Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.

Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Поведение.

Биологический способ борьбы с вредными насекомыми. Охрана насекомых.

Практические работы:

20. Выяснение роли мух как переносчиков инфекций.

21. Изучение коллекций вредителей сада и огорода.

10. Тип Хордовые. ( 3 ч.)

Краткая характеристика типа хордовых. Позвоночные как высокоорганизованные животные. Значение животных в природе, жизни человека.

Практические работы:

22. Влияние температуры воды на окраску тела рыб.

23. Выработка условных рефлексов на действие различных раздражителей.

24. Влияние на рост и развитие молоди рыб кормления живым и сухим кормом.

11. Обобщение раздела «Животные» (1ч.)

Эксперимент по разделу «Человек и его здоровье» (6ч.)

12.Кровь и кровообращение. (2 ч.)

Кровь – соединительная ткань. Клетки крови. Функции. Болезни крови. Значение анализа крови для диагностики заболеваний. Искусственная кровь.

Кроветворные органы человека.

Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Сердечно-сосудистые заболевания.

Сосудистая система. Нарушения работы сосудов. Воздействие холода и тепла на работу кровеносных сосудов.

Практические работы:

25. Определение кровотока в венах, выступающих на поверхности рук.

26. Определение частоты сердечных сокращений в состоянии покоя и после действия физической нагрузки.

13. Дыхание. (2ч.)

Значение чистого воздуха для здоровья человека. Защита воздуха от загрязнений. ПДК воздуха. Курение как фактор риска. Роль дыхательной гимнастики и закаливание в профилактике заболеваний органов дыхания.

Лабораторная работа:

4. Жизненная емкость легких.

Практические работы:

27. Изучение особенностей дыхания курильщика на модели.

14. Опорно-двигательный аппарат. (2ч.)

Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на формирование и развитие скелета человека. Работа мышц, утомление мышц. Зависимость развития мышечной системы от физических нагрузок. Пластика и красота человеческого тела. Понятие о культуризме.

Практические работы:

28. Работа мышц.

29. Сравнение статической и динамической работы.

15. Здоровье и окружающая среда. (Обобщение).(1ч.)

Взаимосвязь человека с окружающей средой. Влияние природы на здоровье человека.

Требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса.

Учащиеся должны называть: признаки живого организма – обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение; части растительной и животной клетки, их функции; мероприятия по охране живых организмов.

Учащиеся должны обосновывать: верхушечный, вставочный рост стебля, базальный рост листьев; роль света в жизни растений; значение фотосинтеза в природе и жизни человека, обмена веществ для роста и развития организма; влияние физических упражнений на развитие систем органов; вредное влияние никотина и других наркотических веществ на организм. Охрану многих видов растений и животных.

Учащиеся должны устанавливать связи между организмом и окружающей средой.

Учащиеся должны сравнивать растительную и животную клетки; процессы жизнедеятельности растений и животных.

Учащиеся должны делать выводы о клеточной строении организмов, об особенностях строения и жизнедеятельности организма растений, животных и человека, о физиологических основах здорового образа жизни.

Учащиеся должны готовить различные опыты на практических занятиях.

Учащиеся должны ухаживать за растениями и животными, соблюдать правила поведения в природе.

Литература.

  • Справочная литература:

1.Организация учебной деятельности школьников на уроках биологии /А.Н. Мягкова, Е.Т. Бровкина и др. М.: Просвещение, 1988.

2. Энциклопедии по биологии.

  • Литература для учителя:

1. Биология в школе. Научно-методический журнал. М.: Педагогика.

  1. Биологический эксперимент в школе: Книга для учителя / А.В. Бинас, Р.Д. Маш, А.И. Никишов и др. М.: Просвещение, 1990.

  2. Демьянков И.Н. Биология в вопросах и ответах: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1996.

  3. Программы общеобразовательных учреждений. Биология./ В.С.Кучменко. М.: Просвещение, 1996.

  • Литература для учащихся:

1. Бессонов Г.Е. Каждой школе – уголок живой природы. Якутск. 1995

  1. Винокуров В.Н. Алаас. Якутск. Изд-во Бичик, 1996.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
курс "Биологический эксперимент"

Автор: Лебедева Нюргуяна Михайловна

Дата: 23.01.2016

Номер свидетельства: 281553

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Рабочая программа ООО по биологии (5-9 классы) по ФГОСам второго поколения"
    ["seo_title"] => string(79) "rabochaia-proghramma-ooo-po-biologhii-5-9-klassy-po-fgosam-vtorogho-pokolieniia"
    ["file_id"] => string(6) "256736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448204397"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "Рабочая программа по  биологии 7 класс.  Автор:  Л. Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова   70 часов ( 2 часа в неделю)"
    ["seo_title"] => string(105) "rabochaiaproghrammapobiologhii7klassavtorlnsukhorukovavskuchmienkoiiakoliesnikova70chasov2chasavniedieliu"
    ["file_id"] => string(6) "305079"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457870560"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Рабочая программа по биологии 8 класс УМК В.В. Пасечник "
    ["seo_title"] => string(60) "rabochaia-proghramma-po-biologhii-8-klass-umk-v-v-pasiechnik"
    ["file_id"] => string(6) "201789"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1429115482"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "«Современные  информационно-образовательные технологии в преподавании курса «Биология» "
    ["seo_title"] => string(94) "sovriemiennyie-informatsionno-obrazovatiel-nyie-tiekhnologhii-v-priepodavanii-kursa-biologhiia"
    ["file_id"] => string(6) "101154"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402408971"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Рабочая программа биология 9 класс "
    ["seo_title"] => string(39) "rabochaia-proghramma-biologhiia-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "239323"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444756254"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства