Цель урока: познакомить школьников с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа Кольчатые черви, класса Малощетинковые, их ролью в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные: рассмотреть особенности организации кольчатых червей, расширить знания учащихся о значении и роли в природе и жизни человека;
Развивающие: продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельно выводы, выслушивать ответы товарищей, решать проблемные вопросы;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным.
Просмотр содержимого документа
«Многообразие дождевых червей.»
Урок 18. Многообразие дождевых червей.
Тема урока: Многообразие, дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение (флипчарт, страница 1 или слайд 1).
Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением.
Цель урока: познакомить школьников с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа Кольчатые черви, класса Малощетинковые, их ролью в природе и жизни человека.
Задачи урока:
Образовательные: рассмотреть особенности организации кольчатых червей, расширить знания учащихся о значении и роли в природе и жизни человека;
Развивающие: продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельно выводы, выслушивать ответы товарищей, решать проблемные вопросы;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным.
"Черви превосходным образом подготавливают землю для роста растений:
они просеивают землю настолько, что в ней не остаётся плотных минеральных частиц .
Тщательно перемешивают они всю почву, подобно садовнику,
готовящему измельчённую землю для своих самых изысканных растений"
Ч.Дарвин
Этап урока
Содержание учебного материала
МО
ФОПД
Подготовка к ВОУД, ЕНТ
Задания на развитие функциональной грамотности
Индивидуально-коррекционная работа
I. Орг. момент
Здравствуйте ребята! Садитесь! Сейчас повернитесь друг к другу и улыбнитесь, вот с таким хорошим настроением мы и начнём урок.
II.
Проверка д/з:
А). Выберите признаки, характерные для типа червей (флипчарт, страница 2 или слайды 2 -3).
1 вариант: Плоские черви
2 вариант: Круглые черви
1. Паразитический образ жизни 2. Свободноживущие формы 3. Сквозная пищеварительная система
4. Замкнутая пищеварительная система
5. Двусторонняя симметрия тела
6. Тело округлое в поперечном сечении 7. Тело плоское листовидной или лентовидной формы 8. Имеются присоски 9. Имеется кожно-мускульный мешок 10. Полость тела заполнена жидкостью 11. Гермафродиты 12. Раздельнополые
13. Трехслойные животные.
14. Три группы мышц.
15. Одна группа мышц.
(Взаимопроверка).
Коды ответов:
1 вариант: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 11, 13, 14
2 вариант: 1, 3, 4, 6, 9, 10, 12, 13, 15
Шкала оценивания:
Нет ошибок – «5»
«1»- «3» ошибки – «4»
«4»- «6» ошибок – «3»
Более «6» ошибок – «2».
Р
НО
Индивид
+
+
III. Введение в тему
С какими типами червей мы познакомились на прошлых уроках? (Плоские и Круглые черви). Попробуйте определить, о каких животных пойдет речь:
студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения;
для рыбаков они - наживка для ловли рыбы;
для обычного человека это просто обитатели почвы, разрыхляющие её.
Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока (ответы учащихся).
В конце урока вы должны подтвердить или опровергнуть слова Ч.Дарвина, взятые эпиграфом урока, о дождевых червях.
Откройте тетради и запишите тему урока (флипчарт, страницы 3 -4 или слайды 4 -5).
Особенности малощетинковых червей будем разбирать на примере дождевого червя.
(сообщение учащихся на тему «Виды дождевых червей).
Дождевые черви - типичные представители этого класса, живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный, роющий образ жизни, в теплое время держатся у поверхности, зимой на глубине до 2 метров в норках. Дождевой червь может заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход, усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве.
Большинство малощетинковых червей живут в почве (например, дождевые черви). Некоторые населяют пресные и солоноватые водоемы (например, трубочник). Малощетинковые черви питаются органическими частицами, но среди них есть хищники и паразиты червей.
(флипчарт, страница7 или слайд 9) просмотр видеоролика «Червячок»)
1 — дождевой червь;
2 — трубочник
В). Особенности внешнего строения и значение дождевых червей.
Работа в группах по заданиям (флипчарт, страницы 8- 14 или слайды 10 -16):
Оцени свою работу на уроке по следующим критериям(флипчарт, страница 8 или слайд10):
Используя материал параграфа 40 на страницах 152- 153 учебника под редакцией К.Кайыма и приложение № 1, подготовьте материал по заданиям и выступите с ним перед классом (флипчарт, страница 9 или слайд 11):
1 группа:
Внешнее строение кольчатых червей на примере дождевого червя (флипчарт, страницы 10-11 или слайды12-13):
2 группа:
Покровы. Ткань. Полость тела кольчатых червей на примере дождевого червя (флипчарт, страница 12 или слайды 14):
3 группа:
Мускулатура и движение кольчатых червей на примере дождевого червя (флипчарт, страницы 13 или слайды 15)просмотр видеоролика «Движение дождевого червя».
4 группа:
Роль дождевых червей в природе и жизни человека (флипчарт, страница 14 или слайд16):
Игорь Акимушкин в книге "Мир животных: беспозвоночные" пишет:
"Чарлз Дарвин одним из первых оценил великое значение непривлекательных дождевых червей в жизни человечества. … дождевые черви за несколько лет пропускают сквозь себя весь пахотный слой земли. Они обогащают свежим перегноем истощённые земли, рыхлят их, попутно удобряя своими выделениями и унесёнными в норки листьями. Роясь в земле и глотая её, они создают прочную комковатую структуру почвы - воздух и влага лучше проникают на глубину. Бесчисленные норки червей, словно капиллярная сеть живой ткани, обеспечивают идеальный дренаж и вентиляцию почвы".
Г). Разведение дождевых червей (флипчарт, страница 15 или слайд 17):
В наши дни дождевых червей называют – источником богатства. Ученые многих стран уделяют пристальное внимание изучению, разведению дождевых червей. Знания об особенностях строения дождевых червей необходимы для их разведения и выведения новых видов. В последние годы во многих странах мира наблюдается настоящий бум, связанный с технологией вермикультивирования.
Повышенный интерес к дождевым червям обусловлен уникальными свойствами этих представителей природы:
переработка органических отходов и получение высокоэффективных органических
удобрений с их помощью;
по набору биологически активных компонентов, по своей доступности дождевые
черви не имеют равных в мире природы.
Комплекс биологически активных веществ для сельского хозяйства, ветеринарии, фармацевтики, косметологии и ряда биотехнологических отраслей – вот причина всеобщего внимания.
После патентования калифорнийские черви стали культивироваться в крупных американских специализированных хозяйствах. Отработанная технология разведения червей позволила размножать их в огромном количестве, благодаря чему они стали продаваться во многие страны (в СССР и другие соцстраны их экспорт был запрещён) и это стало толчком перехода к экологичным методам производства сельскохозяйственной продукции. В ФРГ государство даже приступило к субсидированию своих сельхозпроизводителей по специальной программе, предусматривающей отказ от использования пестицидов и хим удобрений и перевод хозяйств на биологические способы производства сельхозпродукции с использованием калифорнийских червей.
V.
Закрепление
А). Устно:
Почему черви называют кольчатыми?
В чем главное отличие кольчатых червей от остальных?
Что такое регенерация?
Роль кольчатых червей в природе?
Б). Закончите предложения (флипчарт, страница 16 или слайд18):
Группа …. , сходных по строению и функциям называется…..
Способность организма….. утраченные части тела называют….
Кожа и слой мышц образуют … … мешок.
Вторичная полость тела кольчатых червей (…..).
На каждом сегменте, кроме первого, есть две пары … .
(Ответы: клеток, тканью, восстанавливать, регенерацией, кожно- мускульный, целом, щетинок).
В). Флипчарт, страница 17 или слайд 19:
Объясните, как вы понимаете слова Ч. Дарвина:
«… археологи, вероятно, не знают, как много они обязаны дождевым червям за сохранение большого количества древних предметов, монет, золотых украшений, каменных орудий. Попадая на поверхность земли, они в течение нескольких лет непременно погребаются благодаря червям и тем самым надежно сохраняются».
VI.
Подведение итога урока.
Лабораторная работа №2.
« Изучение строения и наблюдение за поведением дождевого червя».
Цель: знакомство со строением и особенностями поведение кольчатых червей на примере дождевого червя.
Материалы и оборудование: Банка с дождевыми червями в почве, ванночки, пинцеты, стеклянные пластины, лист бумаги, репчатый лук,
инструктивная карточка, зтикетка « Не кричать».
Инструктивная карточка:
Вытащите пинцетом дождевого червя из банки с почвой и поместите его в ванночку с почвой. Понаблюдайте, как червь зарывается передним концом вперед, сокращая кольцевую и продольную мускулатуру.
Рассмотрите дождевого червя, определите его форму тела, кольчатое строение, размеры ( с помощью линейки).
Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу.
Положите дождевого червя на лист бумаги. При его движении можно расслышать шуршание. Предположите, чем вызвано это шуршание? ( А).
Определите выпуклую ( спинную) и плоскую ( брюшную) части тела, определите окраску этих частей тела. ( Б).
Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой части тела червя от заднего к переднему концу. С помощью лупы рассмотрите щетинки на теле червя. Выясните роль щетинок(В).
Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она- сухая или влажная.
( Г)
Осторожно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червя. Как он реагирует на эти раздражения (Д).
Поместите перед дождевым червем свежеотрезанный кусочек лука. Понаблюдайте за рефлексом ( Е).
На рисунке дождевого червя обозначьте части тела и подчеркните особенности строения этого червя в связи с жизнью в почве(Ж).
Ответьте на вопросы:
А- Какая форма тела у дождевого червя, размеры, цвет спинки и брюшка?
Б –Где передвигается червь лучше: по стеклу или по бумаге?
В- Что вы ощущаете при прикосновении? Какова роль щетинок ?
_____________________ черви наиболее прогрессивные организмы в сравнении с животными типа ______________________ черви, так как у них появляются ___________
_______________ и _________________ на коже для движения в почве, органы ________
различающие и воспринимающие раздражители, а также __________________________