kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Многообразие дождевых червей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: познакомить школьников с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа Кольчатые черви, класса Малощетинковые, их ролью в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть особенности организации кольчатых червей, расширить знания учащихся о значении и роли в природе и жизни человека;

Развивающие: продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельно выводы, выслушивать ответы товарищей, решать проблемные вопросы;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: флипчарт, видеоролики «Движение дождевого червя», «Червячок», музыкальная физминутка «Звездочет».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Многообразие дождевых червей.»

Урок 18. Многообразие дождевых червей.

Тема урока: Многообразие, дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение (флипчарт, страница 1 или слайд 1).

Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением.

Цель урока: познакомить школьников с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа Кольчатые черви, класса Малощетинковые, их ролью в природе и жизни человека.

Задачи урока:

Образовательные: рассмотреть особенности организации кольчатых червей, расширить знания учащихся о значении и роли в природе и жизни человека;

Развивающие: продолжить формировать умения сравнивать, анализировать, делать самостоятельно выводы, выслушивать ответы товарищей, решать проблемные вопросы;

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к животным.

Оборудование: флипчарт, видеоролики «Движение дождевого червя», «Червячок», музыкальная физминутка «Звездочет».

Ход урока

"Черви превосходным образом подготавливают землю для роста растений:

они просеивают землю настолько, что в ней не остаётся плотных минеральных частиц .

Тщательно перемешивают они всю почву, подобно садовнику,

готовящему измельчённую землю для своих самых изысканных растений" 

Ч.Дарвин

Этап урока

Содержание учебного материала

МО

ФОПД

Подготовка к ВОУД, ЕНТ

Задания на развитие функциональной грамотности

Индивидуально-коррекционная работа

I. Орг. момент

Здравствуйте ребята! Садитесь! Сейчас повернитесь друг к другу и улыбнитесь, вот с таким хорошим настроением мы и начнём урок.

II.

Проверка д/з:

А). Выберите признаки, характерные для типа червей (флипчарт, страница 2 или слайды 2 -3).

1 вариант: Плоские черви

2 вариант: Круглые черви

1. Паразитический образ жизни 2. Свободноживущие формы 3. Сквозная пищеварительная система

4. Замкнутая пищеварительная система

5. Двусторонняя симметрия тела

6. Тело округлое в поперечном сечении 7. Тело плоское листовидной или лентовидной формы 8. Имеются присоски 9. Имеется кожно-мускульный мешок 10. Полость тела заполнена жидкостью 11. Гермафродиты 12. Раздельнополые

13. Трехслойные животные.

14. Три группы мышц.

15. Одна группа мышц.

(Взаимопроверка).

Коды ответов:

1 вариант: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 11, 13, 14

2 вариант: 1, 3, 4, 6, 9, 10, 12, 13, 15

Шкала оценивания:

Нет ошибок – «5»

«1»- «3» ошибки – «4»

«4»- «6» ошибок – «3»

Более «6» ошибок – «2».

Р

НО

Индивид

+

+

III. Введение в тему

С какими типами червей мы познакомились на прошлых уроках? (Плоские и Круглые черви). Попробуйте определить, о каких животных пойдет речь:

  • студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения;

  • для рыбаков они - наживка для ловли рыбы;

  • для обычного человека это просто обитатели почвы, разрыхляющие её.

Попробуйте сформулировать тему и цели нашего урока (ответы учащихся).

В конце урока вы должны подтвердить или опровергнуть слова Ч.Дарвина, взятые эпиграфом урока, о дождевых червях.

Откройте тетради и запишите тему урока (флипчарт, страницы 3 -4 или слайды 4 -5).

IV.

Изучение н/м:

А). Классификация червей (флипчарт, страницы 5- 7 или слайды 6 -8).

Представители плоских и круглых червей относятся к группе низших червей, а к высшим – относятся кольчатые черви или кольчецы.

Тип Кольчатые черви

Класс Пиявки

(300 видов)

Класс Многощетинковые

или полихеты

(около 7000 видов)

Класс Малощетинковые или олигохеты

(около 4500 видов)

Пресноводные свободноживущие или паразиты

Морские

Почвенные и пресноводные

Дождевой червь, трубочник Пескожил, нереида, серпула Пиявки

Б). Образ жизни малощетинковых.

Особенности малощетинковых червей будем разбирать на примере дождевого червя.

(сообщение учащихся на тему «Виды дождевых червей).

Дождевые черви - типичные представители этого класса, живут скрытно во влажных богатых перегноем почвах, ведут подвижный, роющий образ жизни, в теплое время держатся у поверхности, зимой на глубине до 2 метров в норках. Дождевой червь может заглатывать землю и пропускать ее через кишечник, как бы проедая себе ход, усваивая при этом питательные частицы, содержащиеся в почве.

Большинство малощетинковых червей живут в почве (например, дождевые черви). Некоторые населяют пресные и солоноватые водоемы (например, трубочник). Малощетинковые черви питаются органическими частицами, но среди них есть хищники и паразиты червей.

(флипчарт, страница7 или слайд 9) просмотр видеоролика «Червячок»)

1 — дождевой червь;

2 — трубочник




В). Особенности внешнего строения и значение дождевых червей.

Работа в группах по заданиям (флипчарт, страницы 8- 14 или слайды 10 -16):

Оцени свою работу на уроке по следующим критериям (флипчарт, страница 8 или слайд10):

Используя материал параграфа 40 на страницах 152- 153 учебника под редакцией К.Кайыма и приложение № 1, подготовьте материал по заданиям и выступите с ним перед классом (флипчарт, страница 9 или слайд 11):

1 группа:

Внешнее строение кольчатых червей на примере дождевого червя (флипчарт, страницы 10-11 или слайды12-13):

2 группа:

Покровы. Ткань. Полость тела кольчатых червей на примере дождевого червя (флипчарт, страница 12 или слайды 14):

3 группа:

Мускулатура и движение кольчатых червей на примере дождевого червя (флипчарт, страницы 13 или слайды 15) просмотр видеоролика «Движение дождевого червя».

4 группа:

Роль дождевых червей в природе и жизни человека (флипчарт, страница 14 или слайд16):

Игорь Акимушкин в книге "Мир животных: беспозвоночные" пишет:

"Чарлз Дарвин одним из первых оценил великое значение непривлекательных дождевых червей в жизни человечества. … дождевые черви за несколько лет пропускают сквозь себя весь пахотный слой земли. Они обогащают свежим перегноем истощённые земли, рыхлят их, попутно удобряя своими выделениями и унесёнными в норки листьями. Роясь в земле и глотая её, они создают прочную комковатую структуру почвы - воздух и влага лучше проникают на глубину. Бесчисленные норки червей, словно капиллярная сеть живой ткани, обеспечивают идеальный дренаж и вентиляцию почвы".

Г). Разведение дождевых червей (флипчарт, страница 15 или слайд 17):

В наши дни дождевых червей называют – источником богатства. Ученые многих стран уделяют пристальное внимание изучению, разведению дождевых червей. Знания об особенностях строения дождевых червей необходимы для их разведения и выведения новых видов. В последние годы во многих странах мира наблюдается настоящий бум, связанный с технологией вермикультивирования.

Повышенный интерес к дождевым червям обусловлен уникальными свойствами этих представителей природы:

  1. переработка органических отходов и получение высокоэффективных органических

удобрений с их помощью;

  1. по набору биологически активных компонентов, по своей доступности дождевые

черви не имеют равных в мире природы.

Комплекс биологически активных веществ для сельского хозяйства, ветеринарии, фармацевтики, косметологии и ряда биотехнологических отраслей – вот причина всеобщего внимания.

После патентования калифорнийские черви стали культивироваться в крупных американских специализированных хозяйствах. Отработанная технология разведения червей позволила размножать их в огромном количестве, благодаря чему они стали продаваться во многие страны (в СССР и другие соцстраны их экспорт был запрещён) и это стало толчком перехода к экологичным методам производства сельскохозяйственной продукции. В ФРГ государство даже приступило к субсидированию своих сельхозпроизводителей по специальной программе, предусматривающей отказ от использования пестицидов и хим удобрений и перевод хозяйств на биологические способы производства сельхозпродукции с использованием калифорнийских червей.

V.

Закрепление

А). Устно:

  • Почему черви называют кольчатыми?

  • В чем главное отличие кольчатых червей от остальных?

  • Что такое регенерация?

  • Роль кольчатых червей в природе?

Б). Закончите предложения (флипчарт, страница 16 или слайд18):

  1. Группа …. , сходных по строению и функциям называется…..

  2. Способность организма….. утраченные части тела называют….

  3. Кожа и слой мышц образуют … … мешок.

  4. Вторичная полость тела кольчатых червей (…..).

  5. На каждом сегменте, кроме первого, есть две пары … .


(Ответы: клеток, тканью, восстанавливать, регенерацией, кожно- мускульный, целом, щетинок).

В). Флипчарт, страница 17 или слайд 19:

Объясните, как вы понимаете слова Ч. Дарвина:

«… археологи, вероятно, не знают, как много они обязаны дождевым червям за сохранение большого количества древних предметов, монет, золотых украшений, каменных орудий. Попадая на поверхность земли, они в течение нескольких лет непременно погребаются благодаря червям и тем самым надежно сохраняются».

VI.

Подведение итога урока.

Лабораторная работа №2.

« Изучение строения и наблюдение за поведением дождевого червя».

Цель: знакомство со строением и особенностями поведение кольчатых червей на примере дождевого червя.

Материалы и оборудование: Банка с дождевыми червями в почве, ванночки, пинцеты, стеклянные пластины, лист бумаги, репчатый лук,

инструктивная карточка, зтикетка « Не кричать».

Инструктивная карточка:

  1. Вытащите пинцетом дождевого червя из банки с почвой и поместите его в ванночку с почвой. Понаблюдайте, как червь зарывается передним концом вперед, сокращая кольцевую и продольную мускулатуру.

  2. Рассмотрите дождевого червя, определите его форму тела, кольчатое строение, размеры ( с помощью линейки).

  3. Понаблюдайте за передвижением червя по стеклу.

  4. Положите дождевого червя на лист бумаги. При его движении можно расслышать шуршание. Предположите, чем вызвано это шуршание? ( А).

  5. Определите выпуклую ( спинную) и плоскую ( брюшную) части тела, определите окраску этих частей тела. ( Б).

  6. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой части тела червя от заднего к переднему концу. С помощью лупы рассмотрите щетинки на теле червя. Выясните роль щетинок(В).

  7. Обратите внимание на кожу червя, определите, какая она- сухая или влажная.

( Г)

  1. Осторожно прикоснитесь палочкой к разным участкам тела дождевого червя. Как он реагирует на эти раздражения (Д).

  2. Поместите перед дождевым червем свежеотрезанный кусочек лука. Понаблюдайте за рефлексом ( Е).

  3. На рисунке дождевого червя обозначьте части тела и подчеркните особенности строения этого червя в связи с жизнью в почве(Ж).

Ответьте на вопросы:

А- Какая форма тела у дождевого червя, размеры, цвет спинки и брюшка?



Б –Где передвигается червь лучше: по стеклу или по бумаге?





В- Что вы ощущаете при прикосновении? Какова роль щетинок ?

______________________________________________________________

Г- Какая кожа у дождевого червя? Какое значение имеет такая кожа в

жизни этого червя в почве?_____________________________________

______________________________________________________________

Д- Как реагирует червь на прикосновение?__________________________

_______________________________________________________________

Е- Как реагирует червь на резкий запах лука – химическое воздействие ?

_______________________________________________________________

________________________________________________________________

Ж- На рисунке поставьте соответствующие цифры:



  1. Передний конец тела

  2. Задний конец тела

  3. Поясок

  4. Анальное отверстие 5-Ротовое отверстие



Сделайте вывод:

_____________________ черви наиболее прогрессивные организмы в сравнении с животными типа ______________________ черви, так как у них появляются ___________

_______________ и _________________ на коже для движения в почве, органы ________

различающие и воспринимающие раздражители, а также __________________________

на прикосновение к телу.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Многообразие дождевых червей.

Автор: Шейдаева Айнурэ Бахизаровна

Дата: 28.11.2016

Номер свидетельства: 363394

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Открытый урок по биологии "Кольчатые черви: многообразие, дождевой червь, среда обитания, внешнее и внутреннее строение""
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi_urok_po_biologhii_kol_chatyie_chiervi_mnoghoobraziie_dozhdievoi_chierv_"
    ["file_id"] => string(6) "393615"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487526264"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Тема урока: "Дождевой червь. Значение  дождевых червей"."
    ["seo_title"] => string(57) "tiemaurokadozhdievoichiervznachieniiedozhdievykhchierviei"
    ["file_id"] => string(6) "263089"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449484938"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока биологии "Многообразие червей" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-biologhii-mnoghoobraziie-chierviei"
    ["file_id"] => string(6) "161451"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422215231"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "курс "Биологический эксперимент""
    ["seo_title"] => string(33) "kursbiologhichieskiiekspierimient"
    ["file_id"] => string(6) "281553"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453549012"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Тестовая работа для 5 кл."
    ["seo_title"] => string(26) "testovaia_rabota_dlia_5_kl"
    ["file_id"] => string(6) "556052"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1597853879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства