Титульный лист:
Автор: Алейникова Елена Виниаминовна
Название учреждения образования в соответствии с актом государственной регистрации: КГУ «Первомайская средняя школа»
Должность: учитель
Предметное направление: биология
Квалификационная категория: первая
Тема: Кольчатые черви: многообразие, дождевой червь, среда обитания, внешнее и внутреннее строение
Класс: 7
Форма проведения: стандартный урок
Год проведения: 2016
Тема урока: Кольчатые черви: многообразие, дождевой червь, среда обитания, внешнее и внутреннее строение
Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.
Задачи:
Образовательные - изучить особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных.
Развивающие - продолжить формирование навыков делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать с дополнительными источниками информации.
Воспитательные - воспитывать бережное отношение к природе; ответственное отношение к выполнению порученных заданий
Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний
Вид урока: стандартный с элементами критического мышления
Методы: словесный, проблемно-поисковый, практический, исследовательский.
Оборудование:
Компьютер
Проектор
Презентация (Приложение 1)
Видеоролик «Движение дождевого червя»
По ходу урока ученики заполняют опорный конспект (Приложение 2)
Структура урока:
Организационный момент
Мотивационный этап. Актуализация знаний
Этап изучения темы
Закрепление. Проверка знаний
Оценка результатов урока.
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие “Здравствуйте!”. Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
II. Мотивационный этап Актуализация опорных знаний.
Учитель. Ребята, мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они - наживка для ужения рыбы; а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы.
Демонстрация видеоролика «Движение дождевого червя»
Фронтальная беседа по вопросам:
Каких животных вы видите на экране?
Многие ли из вас видели их в природе?
Где они обитают?
Когда чаще всего встречаются дождевые черви на поверхности почвы?
(Ответы учеников.)
Учитель:
озвучивает тему урока (слайд № 1)
главный вопрос урока сформулирован в эпиграфе, можно ли подтвердить или опровергнуть слова Ч.Дарвина (слайд №2)
подводит к цели урока (слайд №3)
(Ребята предположительно формулируют цели урока)
III. Этап изучения темы.
Рассказ учителя в сопровождении слайдовой презентации. Учитель знакомит учащихся с классификацией кольчатых червей, систематизацией дождевого червя, приводит примеры часто встречающихся, основных представителей и др. информацию (Слайды №№4-7)
Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя». Учитель знакомит учеников с ходом работы, регламентом и правилами выполнения ее. Ребята индивидуально работают в опорных конспектах, после окончания работы в парах обсуждают работу друг друга, дают оценку.
Работа в парах. Учащиеся изучают материал параграфа, отвечая на группу вопросов по теме. Подготавливают сообщение, выделяя основное.
№1. Кожно-мускульный мешок. Полость тела
1. Определите состав кожно-мускульного мешка.
2. Какие виды мышц входят в состав кожно- мускульного мешка? Какое значение имеют?
3. Какое значение имеет слизь?
4. Определите сегментирована ли полость тела?
№ 2 Пищеварительная система и питание червей.
1. Чем питается дождевой червь?
2.Определите, какие органы входят в состав пищеварительной системы? Каково их значение?
№ 3 Кровеносная система
1. Определите, какие органы входят в состав кровеносной системы? Как происходит движение крови?
2. Почему систему называют замкнутой?
3. Что такое сердца? Какую роль выполняют?
4.Что такое капилляры? Какое значение имеет сеть капилляров в коже и внутренних органах?
№4 Нервная система
1. Используя текст и рисунок, определите порядок строения нервной системы.
2. Есть ли органы чувств у дождевого червя?
3.Какое значение имеют чувствительные клетки?
№5 Выделительная система.
1. Составьте схему выделительной системы дождевого червя
№6 Половая система. Размножение.
1. Каких животных называют гермафродитами?
2. Как происходит оплодотворение?
3. Какое развитие у дождевого червя?
Выступление учеников. Подводится итог. Общая характеристика дождевых червей. (Слайд 8)
4. Работа в группах. Деление на группы по половому признаку «Мальчики/девочки» Задание: Изучив материал параграфа, обозначить роль дождевых червей в природе (Мальчики) и в жизни человека (Девочки). Выбрать спикера от группы. Представить тезисы другой группе. Заполнить опорный конспект.
IV. Закрепление.
Выполнение теста (Приложение 3). Самопроверка и самооценка.
VI. Оценка результатов урока.
Рефлексия «Пять пальцев».
Большой палец – для меня было значимым и интересным …..
Указательный палец - я сегодня понял (-а) ….
Средний палец – для меня было сложным ….
Безымянный палец – моя оценка … потому что ….
Мизинец – я хотел (-а) бы узнать
Выставление оценок.
Домашнее задание
Учебник, изучить рис. «Внутреннее строение дождевого червя».
Заполните таблицу «Сравнительная характеристика представителей многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей».
Ответить на вопросы:
1) На дождевого червя направили лупой «солнечный зайчик». Червь уходит от яркого света в темноту. К переднему концу тела поднесли смоченную в уксусной кислоте палочку. Червь отворачивается от палочки. Чем обусловлены данные реакции дождевого червя? Каково их биологическое значение?
2) Какую роль играют дождевые черви в почвенных сообществах нашей области?