kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по биологии "Кольчатые черви: многообразие, дождевой червь, среда обитания, внешнее и внутреннее строение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

При планировании урока были учтены реальные учебные возможности и психологические особенности учащихся. На уроке решались следующие цели и  задачи:

Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 2»

Опорный конспект.


Тема урока: _______________________________________________________________


КЛАССИФИКАЦИЯ ДОЖДЕВОГО ЧЕРВЯ:

Тип ________________________________________________

Подтип _____________________________________________

Класс _______________________________________________

Отряд _______________________________________________

Семейство____________________________________________

Вид Дождевой червь___________________________________


Задание №1. Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя».

Цель: изучение внешнего строения дождевого червя на натуральном объекте, знакомство с многообразием кольчатых червей.

Оборудование: чашка Петри, влажная фильтровальная бумага, лупа, таблицы.

Ход работы.

  1. Рассмотрите тело дождевого червя.

Определите форму тела, окраску, размеры, сегментированность туловища.

Найдите передний и задний концы тела, поясок.

Определите, на каких сегментах тела находится поясок.

  1.  Найдите выпуклую (спинную) и плоскую (брюшную) части тела. Осторожно проведите пальцем по брюшной или боковой стороне тела червя от заднего к переднему концу (вы ощутите прикосновение щетинок). Рассмотрите с помощью лупы расположение щетинок на теле червя.

  1.  Обратите внимание на кожу червя. Определите, какая она – сухая или влажная? Как вы думаете, какое значение имеют такая кожа и такие щетинки для жизни червя в почве?

Оформление результатов:

зарисуйте дождевого червя с обозначением переднего, заднего концов тела, члеников и пояска.

Сделайте вывод, ответив на вопрос.

 - Каковы приспособления дождевого червя  к условиям жизни в почве?

Задание №2: Роль дождевых червей:

В ПРИРОДЕ:

В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА:















Задание №3: Тест

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10












2



Просмотр содержимого документа
«Приложение 3»


Тест «Кольчатые черви. Дождевой червь»


1. Дождевой червь питается:

А – корнями растений,

Б – почвенными насекомыми,

В – опавшими листьями, перегнившими растительными остатками,

Г – погибшими беспозвоночными.

2. Система органов дождевого червя, выполняющая функцию переноса кислорода, питательных веществ, не нужных продуктов обмена:

А – кровеносная,

Б – выделительная,

В – дыхательная,

Г – размножения.

3. Затаскивание дождевыми червями в норки листьев и других растительных остатков способствует:

А – перемешиванию почвы,

Б – проникновению в почву воздуха,

В – обогащению почвы органическими веществами,

Г – проникновению в почву влаги.

4. Тело дождевого червя при сокращении продольных мышц:

А – становиться плоским,

Б – укорачивается,

В – уменьшается в диаметре,

Г – удлиняется.

5. Часть тела, через которую у дождевого червя удаляются непереваренные остатки пищи.

А – кожа,

Б – органы выделения,

В – ротовое отверстие,

Г – анальное отверстие.

6. Щетинки дождевого червя:

А – создают опору при движении,

Б – увеличивают длину тела,

В – сокращают длину тела,

Г – являются наружным скелетом.

7. Дождевой червь передвигается в почве:

А – только передвигая ее,

Б – только пропуская землю через пищеварительную систему,

В – раздвигая почву и пропуская ее через пищеварительную систему.

Г – пользуясь только готовыми ходами.

8. Дождевые черви живут в:

А – сухом песке,

Б – твердой глине,

В – грунте на дне моря,

Г – богатой перегноем почве.

9. Среди перечисленных ниже найдите признак, свидетельствующий об усложнении кольчатых червей по сравнению с плоскими.

А – имеют вытянутое тело.

Б – имеют влажную кожу, покрыты слизью,

В – кислород и питательные вещества переносятся с помощью кровеносной системы.

Г – имеют двустороннюю симметрию тела.

10. Чем по внешнему виду нереида сходна с дождевым червем?

А – трехслойные животные.

Б – их тело состоит из члеников.

В – по бокам каждого членика у них располагаются парные выросты тела.

Г – передние членики резко отличаются от остальных и образуют голову.

2



Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Титульный лист:

  • Автор: Алейникова Елена Виниаминовна

  • Название учреждения образования в соответствии с актом государственной регистрации: КГУ «Первомайская средняя школа»

  • Должность: учитель

  • Предметное направление: биология

  • Квалификационная категория: первая

  • Тема: Кольчатые черви: многообразие, дождевой червь, среда обитания, внешнее и внутреннее строение

  • Класс: 7

  • Форма проведения: стандартный урок

  • Год проведения: 2016





















Тема урока: Кольчатые черви: многообразие, дождевой червь, среда обитания, внешнее и внутреннее строение

Цель урока: познакомить обучающихся с особенностями внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя типа кольчатые черви, класса малощетинковые, и их ролью в природе и жизни человека.

Задачи:

  • Образовательные - изучить особенности организации кольчатых червей как наиболее эволюционно продвинутой группой животных.

  • Развивающие - продолжить формирование навыков делать выводы, решать проблемные вопросы, сравнивать, анализировать, публично выступать, работать с дополнительными источниками информации.

  • Воспитательные - воспитывать бережное отношение к природе; ответственное отношение к выполнению порученных заданий

Тип урока: урок изучения нового материала и закрепления полученных знаний

Вид урока: стандартный с элементами критического мышления

Методы: словесный, проблемно-поисковый, практический, исследовательский.

Оборудование:

  • Компьютер

  • Проектор

  • Презентация (Приложение 1)

  • Видеоролик «Движение дождевого червя»

  • По ходу урока ученики заполняют опорный конспект (Приложение 2)

Структура урока:

  1. Организационный момент

  2. Мотивационный этап. Актуализация знаний

  3. Этап изучения темы

  4. Закрепление. Проверка знаний

  5. Оценка результатов урока.

Ход урока

I. Организационный момент 

Приветствие “Здравствуйте!”. Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);

  • успеха (указательными);

  • большого (средними);

  • во всём (безымянными);

  • и везде (мизинцами);

  • Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

II. Мотивационный этап Актуализация опорных знаний.

Учитель. Ребята, мы с вами изучаем животный мир. На уроке мы познакомимся еще с одной группой организмов. Студентам-биологам они более знакомы как организмы для вскрытия и изучения строения; для рыбаков они - наживка для ужения рыбы; а для обычного человека это просто организмы – обитатели почвы.

Демонстрация видеоролика «Движение дождевого червя» 

Фронтальная беседа по вопросам:

  • Каких животных вы видите на экране?

  • Многие ли из вас видели их в природе?

  • Где они обитают?

  • Когда чаще всего встречаются дождевые черви на поверхности почвы?

(Ответы учеников.)

Учитель:

  • озвучивает тему урока (слайд № 1)

  • главный вопрос урока сформулирован в эпиграфе, можно ли подтвердить или опровергнуть слова Ч.Дарвина (слайд №2)

  • подводит к цели урока (слайд №3)

(Ребята предположительно формулируют цели урока)

III. Этап изучения темы.

  1. Рассказ учителя в сопровождении слайдовой презентации. Учитель знакомит учащихся с классификацией кольчатых червей, систематизацией дождевого червя, приводит примеры часто встречающихся, основных представителей и др. информацию (Слайды №№4-7)

  2. Лабораторная работа «Внешнее строение дождевого червя». Учитель знакомит учеников с ходом работы, регламентом и правилами выполнения ее. Ребята индивидуально работают в опорных конспектах, после окончания работы в парах обсуждают работу друг друга, дают оценку.

  3. Работа в парах. Учащиеся изучают материал параграфа, отвечая на группу вопросов по теме. Подготавливают сообщение, выделяя основное.

№1. Кожно-мускульный мешок. Полость тела

1. Определите состав кожно-мускульного мешка.

2. Какие виды мышц входят в состав кожно- мускульного мешка? Какое значение имеют?

3. Какое значение имеет слизь?

4. Определите сегментирована ли полость тела?

№ 2 Пищеварительная система и питание червей.

1. Чем питается дождевой червь?

2.Определите, какие органы входят в состав пищеварительной системы? Каково их значение?

№ 3 Кровеносная система

1. Определите, какие органы входят в состав кровеносной системы? Как происходит движение крови?

2. Почему систему называют замкнутой?

3. Что такое сердца? Какую роль выполняют?

4.Что такое капилляры? Какое значение имеет сеть капилляров в коже и внутренних органах?

№4 Нервная система

1. Используя текст и рисунок, определите порядок строения нервной системы.

2. Есть ли органы чувств у дождевого червя?

3.Какое значение имеют чувствительные клетки?

№5 Выделительная система. 

1. Составьте схему выделительной системы дождевого червя

№6 Половая система. Размножение.

1. Каких животных называют гермафродитами?

2. Как происходит оплодотворение?

3. Какое развитие у дождевого червя?

Выступление учеников. Подводится итог. Общая характеристика дождевых червей. (Слайд 8)

4. Работа в группах. Деление на группы по половому признаку «Мальчики/девочки» Задание: Изучив материал параграфа, обозначить роль дождевых червей в природе (Мальчики) и в жизни человека (Девочки). Выбрать спикера от группы. Представить тезисы другой группе. Заполнить опорный конспект.

IV. Закрепление.

Выполнение теста (Приложение 3). Самопроверка и самооценка.

VI. Оценка результатов урока. 

  1. Рефлексия «Пять пальцев».

Большой палец – для меня было значимым и интересным …..

Указательный палец - я сегодня понял (-а) ….

Средний палец – для меня было сложным ….

Безымянный палец – моя оценка … потому что ….

Мизинец – я хотел (-а) бы узнать

  1. Выставление оценок.

  2. Домашнее задание

  1. Учебник, изучить рис. «Внутреннее строение дождевого червя».

  2. Заполните таблицу «Сравнительная характеристика представителей многощетинковых и малощетинковых кольчатых червей».

  3. Ответить на вопросы:

1) На дождевого червя направили лупой «солнечный зайчик». Червь уходит от яркого света в темноту. К переднему концу тела поднесли смоченную в уксусной кислоте палочку. Червь отворачивается от палочки. Чем обусловлены данные реакции дождевого червя? Каково их биологическое значение?

2) Какую роль играют дождевые черви в почвенных сообществах нашей области?


Просмотр содержимого презентации
«Приложение 1»

Тема урока: Кольчатые черви: многообразие. Дождевой червь: среда обитания, внешнее и внутреннее строение

Тема урока: Кольчатые черви:

многообразие. Дождевой червь: среда обитания, внешнее и внутреннее строение

Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные, которые сыграли бы столь важную роль в истории мира, как эти низкоорганизованные существа. Дарвин Ч., (1881)

Нет сомнения, что вряд ли есть еще другие животные, которые сыграли бы столь важную роль в истории мира, как эти низкоорганизованные существа.

Дарвин Ч., (1881)

Цель урока:  Изучить особенности внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя класса малощетинковые, типа кольчатые черви, их роль в природе и жизни человека.

Цель урока:

Изучить особенности внешней и внутренней организации дождевого червя, как представителя класса малощетинковые, типа кольчатые черви, их роль в природе и жизни человека.

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ класс МНОГОЩЕТИНКОВЫЕ класс ПИЯВКИ (Polychaeta) (Hirudinea) класс МАЛОЩЕТИН КОВЫЕ (Oligohaeta)

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

класс МНОГОЩЕТИНКОВЫЕ

класс ПИЯВКИ

(Polychaeta)

(Hirudinea)

класс

МАЛОЩЕТИН

КОВЫЕ

(Oligohaeta)

Классификация  ТИП Кольчатые черви - Annelida  ПОДТИП  Поясковые - Clitellata  КЛАСС  Малощетинковые – Oligochaeta  ОТРЯД  Высшие олигохеты - Lumbricomorpha  СЕМЕЙСТВО Люмбрициды - Lumbricidae  ВИД  Дождевой червь – Lumbricus terrestris

Классификация

ТИП Кольчатые черви - Annelida ПОДТИП Поясковые - Clitellata КЛАСС Малощетинковые – Oligochaeta ОТРЯД Высшие олигохеты - Lumbricomorpha СЕМЕЙСТВО Люмбрициды - Lumbricidae ВИД Дождевой червь – Lumbricus terrestris

Чаще всего встречаются следующие виды дождевых червей: 1. Дождевой червь четырёхгранный (Eiseniella tetraedra) 2. Дождевой червь зловонный (Eisenia foetida) 3. Дождевой червь желтовато-зелёный (Allophora chlorotica) 4. Дождевой червь красноватый (Lumbricus rubellus) 5. Дождевой червь наземный или обыкновенный (выползок) (Lumbricus terrestris)

Чаще всего встречаются следующие виды дождевых червей:

1. Дождевой червь четырёхгранный (Eiseniella tetraedra)

2. Дождевой червь зловонный (Eisenia foetida)

3. Дождевой червь желтовато-зелёный (Allophora chlorotica)

4. Дождевой червь красноватый (Lumbricus rubellus)

5. Дождевой червь наземный или обыкновенный (выползок) (Lumbricus terrestris)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ( В. Г. Матвеева и Т. С. Перель  (1982)) ,   по вертикальному распределению дождевых  червей в почве делят на три группы:              поверхностно-обитающие , в том числе в компостах - Eisenia foetida, Dendroboena oktaedra, Lumbricus castaneus и др.;              почвенно-подстилочные Lumbricus rubellus, Eisenia nordenekioldi и др.;              норники - Lumbricus terrestris, Dendroboena platura, обитающие в глубоких слоях почвы.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ

( В. Г. Матвеева и Т. С. Перель (1982)) ,

по вертикальному распределению дождевых червей в почве делят на три группы:            поверхностно-обитающие , в том числе в компостах - Eisenia foetida, Dendroboena oktaedra, Lumbricus castaneus и др.;            почвенно-подстилочные Lumbricus rubellus, Eisenia nordenekioldi и др.;            норники - Lumbricus terrestris, Dendroboena platura, обитающие в глубоких слоях почвы.

Общая характеристика кольчатых червей 1. Тело всегда сегментировано. 2. Сегментация выражена не только во внешнем строении, но и во внутреннем, а также в повторяемости многих внутренних органов. 3. Имеют вторичную полость тела (целом) 4. Полость тела разделена перегородками. 5. Кровеносная система замкнутая. 6. Выделительные органы открытого типа. 7. Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки. Надглоточный узел «головной мозг». 8. Органами передвижения являются щетинки (по8 в каждом сегменте) Вывод:  Кольчатые черви имеют более высокую организацию тела и процессов жизнедеятельности по сравнению с плоскими и круглыми червями. Это высшие черви.

Общая характеристика кольчатых червей

1. Тело всегда сегментировано.

2. Сегментация выражена не только во внешнем строении, но и во внутреннем, а также в повторяемости многих внутренних органов.

3. Имеют вторичную полость тела (целом)

4. Полость тела разделена перегородками.

5. Кровеносная система замкнутая.

6. Выделительные органы открытого типа.

7. Нервная система состоит из окологлоточного нервного кольца и брюшной нервной цепочки. Надглоточный узел «головной мозг».

8. Органами передвижения являются щетинки (по8 в каждом сегменте)

Вывод:  Кольчатые черви имеют более высокую организацию тела и процессов жизнедеятельности по сравнению с плоскими и круглыми червями. Это высшие черви.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Алейникова Елена Виниаминовна

Дата: 19.02.2017

Номер свидетельства: 393615

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Тема урока: "Дождевой червь. Значение  дождевых червей"."
    ["seo_title"] => string(57) "tiemaurokadozhdievoichiervznachieniiedozhdievykhchierviei"
    ["file_id"] => string(6) "263089"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449484938"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства