kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии "Многообразие червей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: закрепить и обобщить полученные  знания, познакомиться с многообразием видов и классов червей.

Задачи урока: закрепить умения учащихся выделять признаки приспособленности червей к условиям среды обитания; умения определять принадлежность особей к определённому типу, совершенствовать умения учащихся оценивать свой учебный труд.

 Материалы к уроку: маршрутные карточки, компьютерная презентация, информация из сети интернет, дополнительная литература.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Эпиграф к уроку:

«Весьма сомнительно, чтобы

Нашлись ещё другие животные

 (кроме дождевых червей),

которые в истории земной коры

заняли бы столь видное место».

                                                Чарлз Дарвин.

Проблемный вопрос:

 Черви – вред или польза? Чего больше?

  1. Основная часть урока:
  1. Систематика:

А) Восстанови порядок.

«Вид», «Род», «Семейство», «Отряд», «Класс», «Тип», « Царство".

Б) Составить правильную схему систематики животных.

Царство: Животные

Подцарство: Беспозвоночные

Тип: Плоские черви

Класс: Ресничные черви

Класс: Сосальщики

Класс: Ленточные черви

Тип: Круглые черви

Тип: Кольчатые черви

Класс: Многощетинковые

Класс: Малощетинковые

Класс: Пиявки

  1. Сравнительная характеристика классов по плану:
  • Среда обитания.
  • Нервная система и органы чувств.
  • Пищеварительная система.
  • Кровеносная и дыхательная система.
  • Половая система и размножение.
  • Выделительная система.
  1. Рассказ-небылица.

На карточках написан рассказ, в котором учащиеся должны найти и объяснить ошибки.

«Летом я жила в деревне. Мы с бабушкой работали на огороде: поливали, выбирали из почвы дождевых червей. После работы мы тщательно мыли руки с мылом. Ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печеночного сосальщика. А однажды на капусту напали белые планарии и стали съедать листья. Мы всех червей уничтожили. Поработали летом на славу».

  1. Соответствие признаков.

Каждому учащемуся выдается карточка, где с помощью цифр, данных в списке необходимо указать признаки, характерные для той или иной группы червей.

1-Ленточные черви (Бычий цепень).

2-Ресничные черви (Белая планария).

А - Паразитический образ жизни.

Б - Свободноживущие формы.

В - Тело состоит из члеников.

Г - Передвижение с помощью ресничек.

Д - Полость тела отсутствует.

Е - Имеются присоски и крючки.

Ж - Кожно-мускульный мешок.

З - Тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении.

И - Живет в кишечнике человека.

  1. Тесты.

Выбери правильный ответ.

1.Двустороннюю симметрию тела имеет:

А – медуза

Б – актиния

В – белая планария

Г – гидра

2. Паренхима у планарии – это:
А – нервная ткань
Б – мышечная ткань
В – покровная ткань
Г – рыхлая соединительная ткань

3. Приспособление к паразитизму у плоских червей:
А – сплющенное тело
Б – присоски
В – развитая пищеварительная система
Г – развитые органы чувств

4. Паразитический плоский червь:
А – белая планария
Б – печёночный сосальщик
В – дождевой червь
Г – человеческая аскарида
5. Паразитический круглый червь:
А – дождевой червь
Б – бычий цепень
В – печёночный сосальщик
Г – человеческая аскарида

6. У круглых червей в отличие от плоских червей в полости тела находится:
А – жидкость
Б – паренхима
В – воздух
Г – кровь
7. К кольчатым червям относится:
А – белая планария
Б – дождевой червь
В – аскарида
Г – бычий цепень
8. Роль дождевых червей в почвообразовании состоит в том, что они:
А – растворяют горные породы
Б – измельчают растительные остатки, перемешивают почву
В – поглощают из почвы минеральные соли
Г – уплотняют почву.
Проверим!
1 – В
2 – Г
3 – Б
4 – Б
5 – Г
6 – А
7 – Б
8 – Б

  1. Закрепление.

Презентация червей в сообщениях учащихся.

  1. Итог урока.
  1. Обсуждение эпиграфа урока.
  2. Что интересного узнали на уроке?
  3. Как вы сейчас можете ответить на проблемный вопрос урока?
  1. Домашнее задание - составить кроссворд.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии "Многообразие червей" »

Муниципальное общеобразовательное учреждение – Средняя общеобразовательная школа посёлка Сазоново Аткарского района Саратовской области







Урок биологии в 7 классе на тему:

«Многообразие червей»












Учитель биологии и химии

МОУ – СОШ посёлка Сазоново

Аткарского района Саратовской области

Горелова Ирина Владимировна



Цель урока: закрепить и обобщить полученные знания, познакомиться с многообразием видов и классов червей.

Задачи урока: закрепить умения учащихся выделять признаки приспособленности червей к условиям среды обитания; умения определять принадлежность особей к определённому типу, совершенствовать умения учащихся оценивать свой учебный труд.

Материалы к уроку: маршрутные карточки, компьютерная презентация, информация из сети интернет, дополнительная литература.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

Эпиграф к уроку:

«Весьма сомнительно, чтобы

Нашлись ещё другие животные

(кроме дождевых червей),

которые в истории земной коры

заняли бы столь видное место».

Чарлз Дарвин.

Проблемный вопрос:

Черви – вред или польза? Чего больше?

  1. Основная часть урока:

  1. Систематика:

А) Восстанови порядок.

«Вид», «Род», «Семейство», «Отряд», «Класс», «Тип», « Царство".

Б) Составить правильную схему систематики животных.


Царство: Животные

Подцарство: Беспозвоночные



Тип: Плоские черви

Класс: Ресничные черви

Класс: Сосальщики

Класс: Ленточные черви

Тип: Круглые черви

Тип: Кольчатые черви

Класс: Многощетинковые

Класс: Малощетинковые

Класс: Пиявки




  1. Сравнительная характеристика классов по плану:

  • Среда обитания.

  • Нервная система и органы чувств.

  • Пищеварительная система.

  • Кровеносная и дыхательная система.

  • Половая система и размножение.

  • Выделительная система.

  1. Рассказ-небылица.


На карточках написан рассказ, в котором учащиеся должны найти и объяснить ошибки.

«Летом я жила в деревне. Мы с бабушкой работали на огороде: поливали, выбирали из почвы дождевых червей. После работы мы тщательно мыли руки с мылом. Ведь вместе с почвой под ногти могли попасть яйца печеночного сосальщика. А однажды на капусту напали белые планарии и стали съедать листья. Мы всех червей уничтожили. Поработали летом на славу».


  1. Соответствие признаков.

Каждому учащемуся выдается карточка, где с помощью цифр, данных в списке необходимо указать признаки, характерные для той или иной группы червей.


1-Ленточные черви (Бычий цепень).

2-Ресничные черви (Белая планария).


А - Паразитический образ жизни.

Б - Свободноживущие формы.

В - Тело состоит из члеников.

Г - Передвижение с помощью ресничек.

Д - Полость тела отсутствует.

Е - Имеются присоски и крючки.

Ж - Кожно-мускульный мешок.

З - Тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении.

И - Живет в кишечнике человека.

  1. Тесты.

Выбери правильный ответ.

1.Двустороннюю симметрию тела имеет:

А – медуза

Б – актиния

В – белая планария

Г – гидра

2. Паренхима у планарии – это:
А – нервная ткань
Б – мышечная ткань
В – покровная ткань
Г – рыхлая соединительная ткань

3. Приспособление к паразитизму у плоских червей:
А – сплющенное тело
Б – присоски
В – развитая пищеварительная система
Г – развитые органы чувств

4. Паразитический плоский червь:
А – белая планария
Б – печёночный сосальщик
В – дождевой червь
Г – человеческая аскарида

5. Паразитический круглый червь:
А – дождевой червь
Б – бычий цепень
В – печёночный сосальщик
Г – человеческая аскарида

6. У круглых червей в отличие от плоских червей в полости тела находится:
А – жидкость
Б – паренхима
В – воздух
Г – кровь
7. К кольчатым червям относится:
А – белая планария
Б – дождевой червь
В – аскарида
Г – бычий цепень
8. Роль дождевых червей в почвообразовании состоит в том, что они:
А – растворяют горные породы
Б – измельчают растительные остатки, перемешивают почву
В – поглощают из почвы минеральные соли
Г – уплотняют почву.
Проверим!
1 – В
2 – Г
3 – Б
4 – Б
5 – Г
6 – А
7 – Б
8 – Б



  1. Закрепление.

Презентация червей в сообщениях учащихся.


Тип Плоские черви (Plathelminthes)

Класс Ленточные черви

Отряд Циклофиллид (Cyclophyllidea)

Род Эхинококк (лат. Echinococcus)

Половозрелые особи паразитируют в кишечнике псовых (собак, волков, шакалов), реже встречаются у кошек. Личинки эхинококков — опасные паразиты человека, вызывающие эхинококкозы.

Длина тела половозрелой стадии (стробилы) составляет 3—5 мм. Состоит из головки (сколекса) с 4 присосками и 2 венчиками крючьев и 3—4 члеников (проглоттид). Последняя проглоттида составляет половину длины тела и имеет развитую половую систему.

Яйца эхинококка выходят из кишечника окончательного хозяина вместе с калом и могут попасть на его шерсть.

В роли промежуточного хозяина эхинококка может выступать домашний скот (коровы, овцы, свиньи) или человек. Заражение происходит перорально (per os(лат.) - дословно "через рот"). В кишечнике из яйца выходит личинка с шестью подвижными крючьями на заднем конце тела (онкосфера). С помощью крючьев она проникает через стенку кишечника в систему воротной вены и с кровью заносится в печень, реже в лёгкие, мышцы, кости или другие органы. Здесь онкосфера развивается в пузырчатую стадию (финну), которая также называется эхинококком. У большинства видов онкосфера образует пузырь, на стенках его возникают вторичные и даже третичные пузыри, на которых формируется множество сколексов, сходных с таковыми взрослых червей. Пузыри эхинококка растут очень медленно и могут достигать больших размеров.

Окончательный хозяин заражается эхинококком при поедании больного или павшего животного, содержащего пузырчатую стадию этого червя. Окончательными хозяевами эхинококка на территории России являются: собака (основной хозяин), волк.

В 1911 году итальянский врач,психолог Томазо Казони предложил метод, позволяющий определить эхинококковую инвазию в организме. Для этого внутрикожно вводят 0,2 мл стерильной эхинококковой жидкости, содержащей антигены паразита и наблюдают за реакцией. Положительной реакция считается при аллергических явлениях, наблюдаемых при многих гельминтозах. Надёжность данного метода — от 50 %. Из-за тяжёлых последствий реакции Казони (анафилаксии) в настоящее время для диагностики используют УЗИ и рентгенографию (на рентгенограмме видны пузыри с тенями). Также информативен иммунноферментнный анализ (ИФПА). Этот метод используется и для ранней диагностики эхинококкоза. Эхинококк находится во внутренностях заражённых травоядных животных. При гибели этих животных или в могильниках у скотобоен этими павшими животными могут питаться собаки и другие хищники (волки, лисицы). Тогда они заражаются, в свою очередь, и у них в кишечнике начинает развиваться паразит.

Тип Кольчатые черви (Annelides)

Класс Многощетинковые

Пескожил (Arenicola pisckatorbm)

Пескожилы — крупные черви, приспособившиеся, как указывает их название, к жизни в песке. Они обитают в изогнутых норках на плоских песчаных отмелях морского дна, занимая обширные пространства. Во многих местах пескожилы встречаются в огромных количествах. Пескожилы, как и другие многощетинковые черви, составляют излюбленный корм многих ценных промысловых рыб. В море червей поедают иглокожие, ракообразные, кишечнополостные. На высовывающихся из норок пескожилов охотятся чайки и другие морские птицы. Обычный пескожил, обитающий в Белом, Баренцевом и Черном морях, строит изогнутую норку, оба конца которой подходят к поверхности грунта.

Тело пескожила бывает длиной до 25 см и отличается очень изменчивой окраской (желтоватой, зеленоватой, красноватой). Зарываясь в грунт подобно дождевому червю, пескожил проглатывает песок, который пропускает сквозь кишечник и выбрасывает наружу. Поэтому около рта песок оплывает, а на поверхности грунта образуется воронка. В воронку попадают гниющие водоросли, которыми питается пескожил. Только на одном гектаре морского побережья пескожилы пропускают через свой кишечник 16 т грунта в сутки. У этих червей развиты железы, выделяющие клейкую слизь, предохраняющую тело от ранений или склеивающую стенки норы или песчинки, части растений, из которых черви строят трубку-жилье.

В грунте пескожил обеспечивает себе надежную защиту и непрерывно поступающую пищу. Рыбы подкарауливают пескожила и в момент выбрасывания очередной порции песка хватают его за задний конец. Но вытащить его не удается: упираясь щетинками в стенки норы, он остается в живых. Рыбе приходится довольствоваться «хвостом» пескожила. Но у пожертвовавшего «хвостом» ради спасения жизни пескожила через некоторое время утраченная часть тела отрастает вновь. Несмотря на то что пескожилов в огромном количестве истребляют рыбы, ракообразные и другие морские животные, плотность населения этих червей остается почти одинаковой из-за их огромной плодовитости.

В полости тела самки развивается до миллиона яиц. Кроме того, многощетинковые черви могут размножаться делением тела на части, которые восстанавливают утраченные «хвост» или «голову».


Тип Кольчатые черви (Annelides)

Класс Многощетинковые

Палоло (Eunice viridis)



1 — голова;

2 — передний

(бесполый) отдел тела;

3 — задний

(половой) отдел тела.

Пало́ло — общее наименование многощетинковых червей из семейств Eunicidae и Nereidae. В узком смысле — название отделившихся эпитокных частей их тел. Живут в расщелинах коралловых рифов. Взрослые особи — до 50 см в длину и при рассмотрении под водой напоминают спагетти.

Палоло периодически массами появляется в некоторых местах в океане, который в это время буквально кишит ими. Так, атлантический палоло (Eunice fucata), за три дня до последней четверти луны, в июне-июле, массово всплывает на поверхность моря около Флориды и близлежащих островов. Задние сегменты таких червей устроены несколько иначе, чем передние и именно в задних развиваются половые продукты (молоки и икра), удаляемые через сегментальные органы (Mayer, 1900). В Тихом океане около островов Самоа и Фиджи массами встречается за день до последней четверти луны (убывающая луна), в октябре-ноябре другой червь (Eunice viridis), причём появляются на поверхности не целые особи, а оторвавшиеся задние сегменты, отличные от передних и наполненные половыми продуктами. Половые продукты выводятся из этих обрывков при этом тоже через сегментальные органы. Японский вид (Ceratocephale osawai), в отличие от остальных палоло, отбрасывает переднюю часть, которая и устремляется к поверхности.

В дальнейшем утраченные части тела восстанавливаются.

Относительно причин столь периодичного появления палоло на поверхности высказывались различные предположения. Говорили даже о причинах космического характера (влияние положения Луны относительно Земли), но удовлетворительного объяснения этого явления до сих пор не имеется.

Всплывающие палоло служат ценным кормом для рыб, ракообразных и птиц.

Коренное население в различных частях Тихого океана — включая Вануату и Самоа — использует репродуктивные части палоло как источник пищи (подобно тому, как население Евразии — икру и молоки некоторых видов рыб). Во время их непродолжительного ежегодного появления при последней четверти луны в октябре-ноябре, черви с энтузиазмом вылавливаются сетями: их едят как сырыми, так и готовят разнообразными способами, заготавливают впрок. Это событие настолько важно для жителей Торреса и других коралловых островов Вануату, что оно указано в их лунном календаре.

Тип Кольчатые черви (Annelides)

Класс Многощетинковые


Нереиc (лат. Nereis, от др.-греч. Νηρεΐς «Нереида») — род многощетинковых червей семейства нереид.

В сильно опресненных водах живет нереис японский (Nereis japonica). Наиболее крупных размеров (до 60—70 см) достигает нереис зелёный (Nereis virens).

В СССР 1939—1941 годах использовали червя Nereis diversicolor для увеличения кормовой базы промысловых рыб Каспийского моря, для чего переселили его из Азовского моря. Одновременно с этим видом для интродукции использовался моллюск синдесмия, в котором осетровые Каспия также испытывали острую нехватку, в то время, как осетровые Чёрного и Азовского морей — нет. Нехватка пищи у первых была отмечена задолго до этого. Но необходимые для интродукции виды стали известны только после тщательного изучения и сравнения советскими учеными рационов осетровых рыб Черного и Азовского морей — с одной стороны и Каспия — с другой. После интродукции нереис и синдесмия широко распространились по водоёму и в 1960-х гг. уже составляли до половины потребляемого осетровыми Каспия.









Тип Кольчатые черви (Annelides)

Класс Малощетинковые (Oligochaeta)

Дождевой червь (Lumbricus Agricola)


Вот скажи мне, брат родной,

Отчего я – дождевой?

Потому что без воды

Ни туды и ни сюды!

Ошибаешься, мой друг,

Ты, как все кругом вокруг.

Потому я дождевой,

Что боюсь воды любой!

Топит норки мне вода,

И дышать нельзя тогда

Длина тела представителей разных видов варьирует от 2 см (род Dichogaster) до 3 м (Megascolides australis). Число сегментов также изменчиво: от 80 до 300. При передвижении дождевые черви опираются на короткие щетинки, расположенные на каждом сегменте кроме переднего. Число щетинок изменяется от 8 до нескольких десятков (у некоторых тропических видов).

На значение дождевых червей в процессе образования почвы одним из первых указал Чарльз Дарвин в 1882 году. Земляные черви создают норки в почве (глубиной не менее 60—80 см, крупные виды — до 8 м), способствуя её аэрации, увлажнению и перемешиванию. Черви продвигаются через почву, расталкивая частицы или заглатывая их. Во время дождя земляные черви выходят на поверхность, так как они имеют кожное дыхание и начинают страдать от недостатка кислорода в переувлажненной почве.

Дождевые черви являются промежуточными хозяевами лёгочных гельминтов свиней и некоторых паразитов птиц.

Небольшие особи используются как живая наживка в любительской рыбалке.

Разведение земляных червей (вермикультура) позволяет переработать различные виды органических отходов в качественное экологически чистое удобрение — биогумус. Кроме этого, благодаря плодовитости червей, можно наращивать их биомассу для использования в качестве кормовых добавок к рациону сельскохозяйственных животных и птицы. Для разведения червей подготавливают компост из различных органических отходов: навоза, куриного помета, соломы, опилок, опавших листьев, сорняков, веток деревьев и кустов, отходов перерабатывающей промышленности, овощехранилищ и т. д. После того, как в компосте условия среды приводят к оптимальным, осуществляется заселение червей в компост. Через 2—3 месяца производится выборка размножившихся червей из получившегося биогумуса.

Основоположник вермикультивирования Доктор Томас Дж. Баррет (1884 – 1975) на своей ферме «Earthmaster Farms» Thomas J. Barrett и Оливер с 1937 по 1950 год играли самую важную роль в деле убеждения садоводов, фермеров и других аграриев в ценности и потенциальной важности дождевых червей в агропроизводстве. В своих трудах доктор Баррет рассказывал о моркови весом 2,7 кг; пастернаке, весившем 1,8 кг; репе, которая весила 3,5 кг; урожае картофеля более 100 т/га; урожае лука более 80 т/га. Всё это было выращено в рамках его проекта «Earthmaster Farms» с помощью собственной популяции дождевых червей (Eisenia fetida andrei).

Тип Кольчатые черви (Annelides)

Класс Пиявки (Hirudineae)

Живу примерно я лет шесть

В спокойных тихих водоемах,

Глаза, присоски, всё при мне

И службу служат мне вполне.

(Но самое главное – челюсти

Целых три пары!).

Пока малы мы и слабы,

То донимаем земноводных.

Ну а когда чуть подрастём –

И слон, и лошадь нипочём!

(Всё нам по зубам, то есть

по челюстям!).

Длина тела у разных представителей варьирует от нескольких миллиметров до десятков сантиметров. Самый крупный представитель — Haementeria ghilianii (до 45 см).

Передний и задний концы тела пиявок несут присоски. Передняя образована срастанием 4-5 сегментов, задняя 7 и поэтому она более мощная, анальное отверстие находится над задней присоской. В полости тела преобладает паренхима. В ней образуются канальцы — остатки целома (вторичной полости тела) — лакуны. Кровеносная система в основном редуцирована, её роль выполняет лакунарная система целомических канальцев. Кожа образует кутикулу, лишена параподий и вообще щетинок. Нервная система похожа на нервную систему малощетинковых червей. На дне передней располагается ротовое отверстие, ведущее в глотку. У хоботных пиявок (отряд Rhynchobdellida) глотка способна выдвигаться наружу. У челюстных пиявок (например, медицинской пиявки) ротовая полость вооружена тремя подвижными хитиновыми челюстями, служащими для прорезания кожи.

Пиявки питаются кровью позвоночных, моллюсков, червей и т. д., встречаются также виды-хищники, питающиеся не кровью, а заглатывающие добычу целиком (например, личинку комара, дождевого червя). В кишечнике пиявки кровь переваривается медленно, и поэтому, насытившись, пиявка может долго оставаться без пищи — около полутора лет.

Интересен способ передвижения пиявок. На обоих концах червя есть присоски, которыми она может прикрепляться к подводным предметам. Пиявка присасывается к ним передним концом, сгибается в дугу, перемещается.

Гирудотерапия — лечение пиявками. Присосавшаяся пиявка вызывает местное капиллярное кровотечение, которое может ликвидировать венозный застой, усилить кровоснабжение участка тела, кроме этого, в кровь попадают вещества, оказывающие обезболивающий и противовоспалительный эффект. В результате улучшается микроциркуляция крови, уменьшается вероятность тромбозов, спадают отеки. Предполагается рефлексогенное воздействие.

В медицинской практике пиявку после использования снимают, прикладывая спиртовой тампон к её головному концу. Отделаться от нежелательной пиявки достаточно просто — нужно насыпать на присоску немного соли.

Также надо отметить, что пиявки, нападая на человека, вызывают гирудиноз.


Назовите червей изображённых на рисунке:




Проверим!

1. Ложноконская пиявка.
2. Дождевой червь.
3. Рыбья пиявка.
4. Нереида.
5. Улитковая пиявка.

  1. Итог урока.

  1. Обсуждение эпиграфа урока.

  2. Что интересного узнали на уроке?

  3. Как вы сейчас можете ответить на проблемный вопрос урока?

  1. Домашнее задание - составить кроссворд.


Литература:

1. Биология. Многообразие живых организмов. 7 кл. В.Б.Захаров, Н.И.Сонин – изд.: Дрофа – 2012 г.

2. М.А. Козлов, И.М. Олигер, 1991г. «Школьный атлас – определитель беспозвоночных».

3. Поурочное планирование по биологии учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология». Многообразие живых организмов. 7 класс, Захарова Н.Ю., 2008.

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Nereis.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока биологии "Многообразие червей"

Автор: Горелова Ирина Владимировна

Дата: 25.01.2015

Номер свидетельства: 161451

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект  урока биологии на тему "Тип Моллюски""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-tip-molliuski"
    ["file_id"] => string(6) "251736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271099"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока по биологии в 7 классе по теме «Паразитические плоские черви  и меры борьбы с ними». "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-parazitichieskiie-ploskiie-chiervi-i-miery-bor-by-s-nimi"
    ["file_id"] => string(6) "101422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417028"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Конспект урока  биологии "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "197602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428259094"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Конспект урока по биологии на тему: " Вид.Критерии вида" "
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt-uroka-po-biologhii-na-tiemu-vid-kritierii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "101724"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402428882"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "конспект урока-путешествия по биологии "Грибы вокруг нас" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-putieshiestviia-po-biologhii-griby-vokrugh-nas"
    ["file_id"] => string(6) "116765"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412607669"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства