методическая разработка урока по биологии - конспект
Методическая разработка урока по биологии - конспект
На уроке биологии в 6 классе по теме "Лист. Внешнее строение" используется исследовательский метод. Дети учатся выдвигать гипотезы, определять объект исследования, составлять план исследования, проводить исследование. На уроке используются различные формы контроля знаний: тест, закончить предложение, заполнить таблицу. Итоги выполненных заданий заносятся в лист самоконтроля. В конце урока дается дополнительное творческое задание. Школа малочисленная, поэтому делить класс на группы неприемлимо. Формы организации работы на уроке: парная, индивидуальная, фронтальная.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
развитие навыков самостоятельной работы с учебной и дополнительной литературой;
совершенствование практических и исследовательских навыков;
развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы.
Тип урока – комбинированный
Методы обучения:
по характеру познавательной деятельности
объяснительно – иллюстративный
частично – поисковый
исследовательский
по виду источника знаний
словесно – наглядно - практический
по форме совместной деятельности
объяснение
лабораторная работа
работа с учебником и дополнительной литературой;
работа с раздаточным материалом;
рисунки
Оборудование:
коллекции листьев
гербарий растений
комнатные растения
Ход урока.
Организационный этап
Задача: подготовить учащихся к работе.
Назовите органы растения?
Назовите части побега
Проверка домашнего задания
Задача: глубоко и всесторонне проверить знания учащихся по теме «Побег и почка». Выявить пробелы в знаниях и умениях учащихся, провести коррекцию.
Задание: ответить попеременно на вопросы в парах. Оценить работу друг друга по пятибалльной шкале, оценки внести в «Листок контроля».
Что такое побег?
Из каких частей он состоит?
Что такое почка?
Как почки располагаются на стебле?
Какие различают почки?
Какое строение имеет вегетативная почка?
Какое строение имеет генеративная почка?
Чем отличаются вегетативные почки от генеративных?
Почему почку называют зачаточным побегом?
Какой частью растет побег в длину?
Актуализация знаний:
Задача: выявить уровень знаний учащихся по теме «Побег».
Задание: Выберите правильный ответ
Из почки на побеге появляется:
А) корень
И) лист
Е) новый побег
Промежутки между листьями на побеге называют:
А) узлами
Б) междоузлиями
После опадания листа на его месте на побеге остается:
В) почка
Г) листовой рубец
Д) новый побег
Расположение листьев (почек) на побеге клена:
А) очередное
О) супротивное
Я) мутовчатое
На рисунке показано расположение листьев:
П) очередное
Р) супротивное
С) мутовчатое
Результат – слово «Побег». Самооценка по пятибалльной шкале (правильный ответ – 1 балл), занести в «листок контроля».
Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний.
Задача: организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся.
Задание 1: Отгадайте загадки:
Когда растет, тогда зеленеет,
Упадет, тогда пожелтеет.
Полежит и весь почернеет.
Егорка, Егорка
Упал в озерко,
Сам не потонул
И воды не всколыхнул.
Девушка – скромница
За парадом не гонится
Простое, зеленое – полгода носит
А нарядное, красное –
Чуть поносит, да и бросит.
Задание 2. Вспомните еще загадки, стихи, песни, в которых упоминаются листья.
Тема урока: Лист. Внешнее строение листа. (Записывают в тетрадь)
Цель урока: Выяснить особенности внешнего строения листа, как важной составной части побега
Какие задачи мы поставим к нашему уроку(дети называют)
Задачи урока:
Сформировать понятия о листе, как части побега
Научить распознавать простые и сложные листья, типы жилкования, типы расположения листьев на стебле
Познакомить учащихся с различиями в листовых пластинках.
А как мы будем решать эти задачи? (дети предлагают способы и формы работы)
Методы исследования
Подумать самостоятельно.
Прочитать в книге.
Посмотреть кино- или телефильм
Найти информацию в сети Интернет
Спросить у других людей.
Понаблюдать.
Провести эксперимент
План урока:
Строение листа
Листья простые и сложные
Разнообразие листьев по размерам, форме, краю
Жилкование листьев
Листорасположение
Усвоение новых знаний.
Задача: дать учащимся конкретное представление об изучаемых вопросах; добиться от учащихся восприятия, осознания и осмысления новых знаний; на основе приобретаемых знаний выработать соответствующие умения и навыки.
Строение листа
Гипотеза: Допустим, что лист имеет простое строение…
Методы исследования: Думаем самостоятельно, читаем в книге
Задание: прочитать в учебнике на стр. 65 1 абзац и найти ответ по теме.
Зарисовать лист в тетради и подписать составные части
Для чего нужен черешок?
Все ли листья имеет черешок? (нет)
Существует три способа прикрепления листьев к стеблю. Если лист имеет черешок, такой лист называются черешковым. Если лист не имеет черешок, такой лист называют сидячим. У некоторых растений основание листа разрастается и охватывает стебель над узлом. Такой лист называют влагалищным (стебель как бы вложен в лист)
Найти комнатные растения с сидячими и черешковыми листьями.
В тетради сделать схему:
Способы прикрепления листа к стеблю
Черешковый сидячий влагалищный
Береза традесканция рожь, овес
Вывод:
Подтвердили мы гипотезу или опровергли?
Формулируем вывод: Листья имеют сложное строение, так как состоят из листовой пластинки, черешка (не у всех), прилистники (не у всех), основание листа.
Листья простые и сложные
Гипотеза: Если есть простые листья, то должны быть и сложные…
Метод исследования: думаем самостоятельно (гербарий)
Сравнить листья рябины и березы
Чем они отличаются? (количество листовых пластинок)
Сформулировать определение простого листа
В тетрадь: Простой лист имеет одну листовую пластинку
Сформулировать определение сложного листа
В тетрадь: Сложный лист имеет несколько листовых пластинок.
Задание: Разложить отдельно простые и сложные листья.
Но и простые листья не настолько просты. Посмотрите, например, на лист картофеля. Как вы считаете, это простой лист или сложный? (дети отвечают). Но обратите внимание на его причудливую форму. Листья такого типа называют расчлененными (но они являются простыми, так как состоят из одной листовой пластинки). Расчлененные листья делятся на три группы: лопастные - монстера- (рассечен не более чем на ¼ часть ширины), раздельные- ( )- (рассечен на 1/3 ширины) и рассеченные – морковь - (рассечены до главной жилки)
Вывод:
Подтвердили мы гипотезу или опровергли?
Формулируем вывод: Листья в зависимости от количества листовых пластинок на черешке делятся на простые и сложные.
Разнообразие листьев по размерам, форме, краю листовой пластинки
Листовые пластинки могут быть очень разнообразны.
По каким признакам могут отличаться листья?
Гипотеза: Допустим, что листья разнообразны по размерам, по форме, по краю листовой пластинки…
Метод исследования: читаем в литературе.
Листья отличаются по размерам: самые мелкие листья у ряски (дем-ция), самые крупные у растения, произрастающего на реке Амазонка – виктория регия (дем-ция).
Задание (индивидуальное):
Изучить форму простых листьев с цельной листовой пластинкой.
Задача: сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить его выполнение.
Учебник И.Н. Пономаревой параграф 18. Самостоятельно опишите листья двух любых растений, занесите в таблицу
Творческое задание: сделайте оттиск листа. Лист густо намазывается краской и кладется на лист, накрывается промокательной бумагой и прокатывается валиком.
Составьте композицию из оттисков различных листьев.
Подведение итогов урока.
Решили ли мы те задачи, которые поставили в начале урока?
Что мы узнали на уроке?
Чему мы научились на уроке?
Что помогало и что мешало вашей работе на уроке?
Что понравилось или не понравилось на уроке
Оценивание работы учащихся
Подсчитайте общее количество набранных баллов и занесите в графу «Итого» в «Листе контроля». Оцените свою работу на уроке по следующим критериям
18 – 20 баллов – оценка «5»; 14 – 17 баллов – «4»; 10 – 13 баллов – «3», меньше 10 баллов – не огорчайтесь, у вас еще будет возможность исправить положение.