kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии "Происхождение человека".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по биологии, включающий в себя основные этапы урока: проверка домашнего задания, обобщение изученного, закрепления и развития знаний, умений и навыков. Учащимися уже освоены основные понятия данной темы - изучены стадии эволюции древнейших и древних людей, доказательства эволюционного происхождения человека. При отборе содержания урока учитывались принципы научности, доступности, последовательности. Тема «Происхождение человека» содержит в себе много интересного, загадочного и неизвестного, привлекая внимание к ее изучению практически каждого независимо от уровня его познаний. В процессе работы над темой у учащихся появляется необходимость трудиться: строить умозаключения, думать, высказывать свои мысли, слушать ответы товарищей, находить в них недочеты и исправлять. Для активизации внимания, актуализации знаний использован биологический электронный тест, что позволяет проверить степень усвоения опорных знаний по пройденной теме, подготовить учащихся к восприятию нового материала и построению целостной картины антропогенеза. Используется опорная схема стадий эволюции человека, материал урока позволяет организовать работу на уроке индивидуальную, парную, групповую форму работы. Материал для обобщения темы подобран разного уровня сложности, что делает возможным дифференцировать работу учащихся, обеспечить деятельность, как среднего ученика, так и имеющих высокий уровень учебной мотивации. В ходе проведения урока материал поможет в подготовки выпускников к заключительной аттестации в рамках ЕГЭ. Работа на уроке организуется в режиме сотрудничества учителя с учениками и учеников между собой. Цели и задачи урока Формирование представлений о современном человеке с эволюционной позиции, формирование знаний о биологических и социальных факторах эволюции человека. Обеспечение условий творческого развития личности, навыков самостоятельного анализа источников информации, а также духовно-нравственное воспитание личности. Новизна методической разработки Вопросы происхождения человека в настоящее время всесторонне излагаются в различных публикациях, СМИ. Зачастую предлагают разнообразные гипотезы антропогенеза. В таких условиях становится актуальным рассмотрение традиционных взглядов на вопросы антропогенеза для понимания предлагаемых новых версий происхождения современного человека. При обобщении темы в форме: работы с текстом, компьютером, таблицами, дополнительной литературой, учащиеся, под руководством или самостоятельно (получив навык самостоятельного поиска знаний) поэтапно освещают основные понятия, мысли, связи понятий. Таким образом, в результате обобщения темы, выстраивается логическая структура материала образуя единое целое. Постановка проблемы. В настоящее время существует много точек зрения на происхождение человека. Верно ли, что человек возник в ходе эволюции? Цель данной разработки – активизировать работу учащихся при обобщении и систематизации изученного материала. Место урока в учебном плане: 11класс, второе полугодие, 8-й раздел (учебник «Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений/В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова.- 3-е изд., испр.-М.: Дрофа, 2009.-283, с.: ил.» Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный, исследовательский. Результативность • Развиваются межличностные отношения. • Наблюдается познавательная активность учащихся. • Расширяется кругозор, развивается интерес к предмету. • Развиваются интеллектуальные, творческие, коммуникативные умения. • Использование электронных образовательных ресурсов значительно освобождается время для других разнообразных видов деятельности, что опять же, поддерживает высокую активность учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока биологии "Происхождение человека". »


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Лицей №1 МО г. Бугуруслан









Методическая разработка открытого урока

в 11 классе по теме





Учитель биологии: Ледяева Е.Н.







г. Бугуруслан

2013-2014 учебный год




Пояснительная записка


Данная методическая разработка представляет собой конспект урока по биологии, включающий в себя основные этапы урока: проверка домашнего задания, обобщение изученного, закрепления и развития знаний, умений и навыков. Учащимися уже освоены основные понятия данной темы - изучены стадии эволюции древнейших и древних людей, доказательства эволюционного происхождения человека. При отборе содержания урока учитывались принципы научности, доступности, последовательности.

Тема «Происхождение человека» содержит в себе много интересного, загадочного и неизвестного, привлекая внимание к ее изучению практически каждого независимо от уровня его познаний. В процессе работы над темой у учащихся появляется необходимость трудиться: строить умозаключения, думать, высказывать свои мысли, слушать ответы товарищей, находить в них недочеты и исправлять.

Для активизации внимания, актуализации знаний использован биологический электронный тест, что позволяет проверить степень усвоения опорных знаний по пройденной теме, подготовить учащихся к восприятию нового материала и построению целостной картины антропогенеза. Используется опорная схема стадий эволюции человека, материал урока позволяет организовать работу на уроке индивидуальную, парную, групповую форму работы.

Материал для обобщения темы подобран разного уровня сложности, что делает возможным дифференцировать работу учащихся, обеспечить деятельность, как среднего ученика, так и имеющих высокий уровень учебной мотивации. В ходе проведения урока материал поможет в подготовки выпускников к заключительной аттестации в рамках ЕГЭ.

Работа на уроке организуется в режиме сотрудничества учителя с учениками и учеников между собой.

Цели и задачи урока

Формирование представлений о современном человеке с эволюционной позиции, формирование знаний о биологических и социальных факторах эволюции человека. Обеспечение условий творческого развития личности, навыков самостоятельного анализа источников информации, а также духовно-нравственное воспитание личности.

Новизна методической разработки

Вопросы происхождения человека в настоящее время всесторонне излагаются в различных публикациях, СМИ. Зачастую предлагают разнообразные гипотезы антропогенеза. В таких условиях становится актуальным рассмотрение традиционных взглядов на вопросы антропогенеза для понимания предлагаемых новых версий происхождения современного человека.

При обобщении темы в форме: работы с текстом, компьютером, таблицами, дополнительной литературой, учащиеся, под руководством или самостоятельно (получив навык самостоятельного поиска знаний) поэтапно освещают основные понятия, мысли, связи понятий. Таким образом, в результате обобщения темы, выстраивается логическая структура материала образуя единое целое.

Постановка проблемы.

В настоящее время существует много точек зрения на происхождение человека. Верно ли, что человек возник в ходе эволюции?

Цель данной разработки – активизировать работу учащихся при обобщении и систематизации изученного материала.

Место урока в учебном плане: 11класс, второе полугодие, 8-й раздел (учебник «Биология. Общая биология. Профильный уровень. 11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений/В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин, Е.Т. Захарова.- 3-е изд., испр.-М.: Дрофа, 2009.-283, с.: ил.»

Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный, исследовательский.

Результативность

  • Развиваются межличностные отношения.

  • Наблюдается познавательная активность учащихся.

  • Расширяется кругозор, развивается интерес к предмету.

  • Развиваются интеллектуальные, творческие, коммуникативные умения.

  • Использование электронных образовательных ресурсов значительно освобождается время для других разнообразных видов деятельности, что опять же, поддерживает высокую активность учащихся.



Самоанализ урока


Класс 11(профильный уровень).

Тема «Происхождение человека».

Тип урока: комплексное применение знаний, умений и навыков.

Форма проведения: урок- семинар.

Данный урок проводился в 11 классе 04 февраля 2014года.

Данный урок является заключительным в теме «Происхождение человека». Урок связан с предыдущими уроками логикой изучения развития вида человек разумный.

Краткая психолого-педагогическая характеристика класса - в классе 12 учащихся, из них по данному предмету 3 человека занимаются на отлично, остальные на хорошо и отлично. При планировании урока были учтены возрастные особенности учащихся.

Цель: доказать, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди.

Задачи: раскрыть эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека;

систематизировать знания о роли биологических и социальных факторов в эволюции человека;

обобщить знания о единстве рас;

развитие мыслительных операций – анализ, синтез, сравнение, обобщение, контроль знаний учащихся.

воспитание культуры речи, культуры общения.

Формирование ключевых компетентностей на каждом этапе семинара: готовность к самообразованию, готовность к решению проблем, коммуникативной, информационной компетентностей.

Отбор содержания, форм и методов обучения произведен в соответствии с целью урока. Главный этап – отработка умений и навыков (интеллектуально-преобразовательная деятельность).

Рационально использовано время, отведенное на все этапы урока. Логичны «связки» между этапами. Все другие этапы работали на главный этап.

Отбор дидактических материалов, ТСО произведен в соответствии с целями.

Организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся на этапах повторения, обобщения знаний. В формах: работа с рисунками, электронное тестирование, работа с текстом, таблицей, беседа; методами устного и письменного контроля знаний, умений, навыков.

Психологическая атмосфера на уроке доброжелательная.

Результаты урока:

Реализованы все поставленные задачи урока.

Это учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности, содержащий все его компоненты: актуализацию субъективного (первичного), обогащаемого, закрепляемого опыта учащихся. Получив определенные знания, умения и навыки по работе с текстом учебника, научно-популярной, справочной литературой учащиеся в комплексе применили это на уроке.

Считаю, что удалось обеспечить мотивационную готовность и положительный, эмоциональный настрой на уроке. Этому способствовало оборудование урока: наглядность, подборка материалов по теме, вступительное слово учителя.

Для актуализации первичного опыта был использован прием «Терминологическая разминка». Учащиеся давали определения тем понятиям, которые будут встречаться в ходе урока.

Тема, цели и задачи урока были поставлены совместно с учащимися и стали личностно значимыми для учащихся, так как они понимали практическое значение данной темы.

Отобранный материал соответствовал требованиям образовательной программы, носил ярко выраженный развивающий потенциал, соответствовал целям, задачам урока.

Считаю, что на уроке удалось сформировать комплексное представление учащихся об особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции.

При подготовке к данному уроку использовались различные формы деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, работа с текстом, электронное тестирование, устный и письменный контроль знаний.




Сама форма проведения урока способствовала развитию коммуникативных, творческих способностей учащихся. Домашнее задание носило разноуровненный характер. Технологические приемы, применяемые на уроке, соответствовали содержанию учебного материала.

При подведении итогов деятельности учащихся оценивался не только результат работы на уроке, но и при подготовке его.

Цели и задачи, поставленные мною, были достигнуты полностью.

Прослеживаются причинно-следственные связи прошлого и настоящего. Тема значима и для современного поколения. Без знания истории и процесса становления человека и общества своей, с особенностями развития и становления социальных отношений, невозможно идти в будущее. Я надеюсь, что учащиеся это усвоили.















































Методическая разработка семинара по теме «Происхождение человека».


Цель: доказать, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди.

Задачи: раскрыть эмбриологические, сравнительно-анатомические, палеонтологические доказательства происхождения человека;

систематизировать знания о роли биологических и социальных факторов в эволюции человека;

обобщить знания о единстве рас;

развитие мыслительных операций – анализ, синтез, сравнение, обобщение, контроль знаний учащихся.

воспитание культуры речи, культуры общения.

Формирование ключевых компетентностей на каждом этапе семинара: готовность к самообразованию, готовность к решению проблем, коммуникативной, информационной компетентностей.

Тип урока: комплексное применение знаний, умений и навыков.

Форма проведения: урок- семинар.

Методы: проблемный, частично-поисковый, наглядный, исследовательский.

Вид деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, работа с текстом, электронное тестирование, устный и письменный контроль знаний.

Оборудование и методическое обеспечение урока: таблицы по теме, рисунки древнейших, древних и современных людей, скелет человека, череп неандертальца, компьютер, экран, мультимедийный проектор, электронное пособие, ноутбуки.

Этапы урока

1. Организационный момент.

- приветствие

- проверка присутствующих

- психологический настрой на успешную и плодотворную деятельность

2. Мотивация и целеполагание (мотивационная деятельность, создание ситуации успеха).

Просмотр фрагмента фильма «Прогулки с пещерным человеком».

В какое путешествие мы сегодня с вами отправляемся?

Мы откуда появились?

Звезд далеких порожденье?

Или все ж планете нашей

Мы обязаны рожденьем?

Наделил душой создатель?

Или разум как зарница,

Вспыхнул в теле наших предков?

Как могли мы появиться?!

Скрыто тайной все навеки…

Но откуда не взялись б мы

Раз, возникнув человеком,

Надо, чтоб мы им остались.

Э. Дарвин




Какова тема нашего урока (формулирование темы учащимися)? «Происхождение человека».

- Сформулируйте цель сегодняшнего урока? (доказать, что вид, человек разумный принадлежит к царству животных и прошел несколько этапов развития: древнейшие, древние и современные люди, раскрыть роль биологических и социальных факторов эволюции человека, единство происхождения рас).

- Какие задачи для достижения цели вы можете поставить перед собой?

(доказать происхождение человека от животных; вскрыть этапы эволюции человека, роль биологических и социальных факторов, их взаимодействии на разных стадиях антропогенеза; доказать единство рас и реакционную сущность расизма)

- Какое практическое значение имеет данная тема, для чего ее необходимо изучать?

(Для того чтобы знать своё происхождение и не терять связи с живой природой, чтобы знать, как наука объясняет вопрос о происхождении человека, ведь в обычной жизни мы чаще сталкиваемся с религиозной точкой зрения. Чтобы относиться к животным не с позиции «царя природы», а на равных, выяснить, правду ли говорят, что человек произошёл от обезьяны. А существуют ли другие точки зрения? Чтобы выполнить задания по данной теме при сдаче ЕГЭ.

3. Актуализация знаний и проверка домашнего задания

Проводится проверка домашнего задания подготовленного тремя группами.

1группа – раскрыть «Гипотезы происхождения жизни ан Земле».

2 группа – раскрыть происхождение человека с позиции Креационизма.

3 группа – раскрыть происхождение человека с позиции эволюционного учения.

(выступления учащихся, обсуждение, выводы).

4.Отработка умений и навыков (интеллектуально-преобразовательная деятельность).

-Что означает термин антропология и антропогенез?

1. Электронное тестирование «Гипотезы происхождения человека» - 9 вопросов (один учащийся выполняет задания на экране, остальные работают с заданиями в ноутбуках).

Кто впервые поместил человека в класс Млекопитающие, отряд Приматы?

К.Линней.

Кто впервые высказал гипотезу происхождения человека от обезьян, но не смог ее доказать научно?

Ж.Б.Ламарк.

Кто доказал на большом фактическом материале происхождение человека от обезьян?

Ч.Дарвин.

Кто раскрыл роль социальных факторов в эволюции человека, указал на роль труда в эволюции человека?

Ф.Энгельс в работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

2. Систематическое положение человека в живой природе.

Человек – часть живой природы. Какое место он имеет в системе органического мира?

2 ученика составляют схему из карточек на доске, остальные работают с электронным пособием на ноутбуках (проверка, обсуждение, вывод).

(Империя – Клеточные; Надцарство – Ядерные; Царство –Животные; Подцатство – Многоклеточные животные; Тип – хордовые; Подтип – Позвоночные; Класс – Млекопитающие; Отряд- Приматы; Семейство – Гоминиды; Род – Человек; Вид –Человек Разумный.)

Империя……

Надцарство…..

Царство ………..

Подцарство ……

Тип………..

Подтип…….

Класс ……

Подкласс ……….

Отряд ………

Подотряд Человекообразные обезьяны

Секция Высшие узконосые

Семейство ………….

Род ……….

Вид …………….


Задания группе 1

Какие признаки позволяют отнести человека к типу хордовые?

На ранних стадиях развития у человека формируется осевой скелет- хорда, над ней развивается нервная трубка, под ней – первичная кишка. Во взрослом состоянии – опорой тела человека служит скелет. Центральная нервная система имеет трубчатое строение, представлена спинным и головным мозгом, расположена в спинной области тела. Кровеносная система замкнутая, состоит из сердца и сосудов. Дыхательный аппарат – легкие.)



Задания группе 2

На основании каких признаков человека относят к классу млекопитающих?

  1. Высокий уровень развития ЦНС.

  2. Высокий уровень обмена веществ и теплокровность.

  3. Живорождение и выкармливание детенышей молоком.

  4. Волосяной покров.

  5. Кожа богата разнообразными железами – потовыми, сальными, молочными.

  6. Зубы дифференцированы и находятся в альвеолах, две генерации – молочные и постоянные.

  7. Среднее ухо содержит три слуховые косточки – молоточек, наковальню и стремечко.

  8. Конечности под телом, локтевой сустав направлен назад, коленный вперед.

  9. Сердце четырехкамерное с левой дугой аорты, эритроциты безъядерные.

  10. Грудная и брюшная полости разделены диафрагмой.


Задания группе 3

На основании каких признаков человека относят к отряду приматов?

Прямохождение, пятипалые конечности с противопоставленным первым пальцем, ключицы, ногти вместо когтей, большие размеры головного мозга, бинокулярное цветное зрение, два соска на груди.

Задания для коллективного обсуждения

Есть ли между человеком и животными принципиальные различия?

Человеческий мозг устроен сложнее; умственные способности выше, чем у животных; человек обладает высокоразвитым сознанием, членораздельной речью; человеку свойственно прямохождение; большой палец противоположен остальным и является органом труда.


3. Восстановите эволюционное древо человека (работа с таблицей у доски).

Вопросы, обсуждение, выводы.

4. Доказательства родства человека с животными (работа с рисунками – подготовка к ЕГЭ – задания С2).

Группа 1

Эмбриологические доказательства. Какие общебиологические законы выполняются? (работа с рисунками).

Выполняется закон К.Бэра «На ранних стадиях развития зародыши разных классов позвоночных животных сходны, а затем отклоняются в своем развитии друг от друга».

Выполняется биогенетический закон Ф. Мюллера и Э. Геккеля «Онтогенез — есть краткое и быстрое повторение филогенеза».

- Назовите признаки животных у зародыша человека. (Жаберные щели, сердце в виде пульсирующей трубки, клоака, развит хвост, большой палец ноги короче других пальцев и расположен под углом, как у обезьяны, мозг состоит из пяти отделов – мозговых пузырей и напоминает мозг рыбы).


Группа 2

Сравнительно-анатомические

Рудиментарные органы - органы, утратившие свое значение. Примеры: отросток слепой кишки - аппендикс, третье веко, дарвинов бугорок на ушной раковине, копчиковые позвонки(остатки скелета хвоста); волосяной покров на голове пятимесячного зародыша; ушные мышцы позволяющие человеку шевелить ушами.

Атавизмы появление у человека признаков далеких предков, но утраченные в ходе эволюции. Примеры: сильное оволосение всего тела; многососковость, рождение ребенка с хвостом.


Группа 3

Доказательства молекулярной биологии

У человека и понгид большое сходство в количестве и строении хромосом: у человека — 23 пары, у человекообразных обезьян — 24 пары хромосом; доказано, что плечи 2-й пары хромосом человека соответствуют 12 и 13 хромосомам шимпанзе.

Гомология ДНК человека и человекообразных обезьян составляет более 95%, человека и гиббона — 76%.


Работа с электронным пособием «Доказательства родства человека с животными» (самопроверка, вывод).

Группа 1-Царство Животные Тип Хордовые

Группа 2- Класс Млекопитающие Отряд Приматы

Группа 3 –Вид человек разумный


Перечислите особенности строения скелета человека?

Демонстрация особенностей строения скелета человека на модели скелета.


5. Этапы эволюции человека. Узнай кто это:

Каждая группа получает задание дать характеристику каждой стадии антропогенеза (по рисункам, таблице).

Они ходили на двух ногах, имели рост 155- 158 см, скошенный лоб, мозг объёмом около 1400см3, не имели хорошо развитого подбородочного выступа, пользовались огнём, изготавливали разнообразные орудия из камня, кости и имели зачаточную речь. (Неандерталец).

Они ходили на двух ногах, имели рост около180 см, высокий прямой лоб, мозг объёмом около 1600см3, развитый подбородочный выступ; жили в жилищах, пользовались огнём, изготавливали орудия из кремния, кости; у них было развито искусство. (Кроманьонец).

Они ходили на двух ногах, имели рост около 170 см, очень покатый лоб, мозг объёмом около 900 - 1200 см3, не имели подбородочного выступа, пользовались огнём, изготавливали из камня примитивные скребки и свёрла. (Питекантроп).

Австралопитеки:

строение зубов сходно с человеческими

объём головного мозга – до 500 см3

масса тела – 35-55кг

способны к прямохождению

Человек умелый:

умел изготовливать примитивные орудия труда из гальки и осколков камней

рост 150 см

объём мозга – 650 г

зубы человеческого типа

большой палец стопы не был отведен в сторону

Архантропы (питекантропы, синантропы, атлантролы и др.)

Человек прямоходящий.

рост –160 см и более

объём головного мозга – 800-1200см3

умели изготавливать каменные орудия труда

обладали зачатками членораздельной речи

черепная коробка такая же как у человека, но низкая и кости толстые

лоб покатый низкий

челюсти выдавались вперёд

подбородок отсутствовал

умели изготавливать каменные орудия труда

пользовались огнём

жили стадами

Неандертальцы

рост –160 см и более

объём головного мозга – 1400 см3

низкий скошенный лоб

большие надбровные дуги

нижняя челюсть без подбородка

обладали зачатками членораздельной речи

умели изготавливать каменные орудия труда

пользовались огнём

жили группами по 50-100 человек

Кроманьонцы

рост – до 180 см

объём мозга – до 1600 см3

мозговой отдел черепа преобладал над лицевым

отсутствовал сплошной надглазничный валик надбровных дуг

развит подбородочный выступ , а значит развита речь.

Высокий прямой лоб

Жили родовым обществом


6. Движущие силы антропогенеза.

1. биологические (мутации, дрейф генов, популяционные волны, изоляция, борьба за существование, естественный отбор).

2. социальные (трудовая деятельность, общественный образ жизни, речь, мышление, культура).

Какие социальные факторы антропогенеза представлены на рисунке? Какова роль социальных факторов в эволюции человека?


Группа1

Какова роль естественного отбора? Естественный отбор отбирал:

  • приспособляемость к меняющимся условиям среды;

  • особей, способных изготавливать примитивные орудия труда, позволяющим им добывать пищу и защищаться от врагов;

  • стадность и связанные с ней относительно развитые формы общения.

В борьбе за существование выживали группы особей (семьи), которые сообща могли противостоять неблагоприятным факторам среды.


Группа 2

Индивидуальный отбор сформировал морфофизиологические особенности организации человеческого типа:

Прямохождение
Развитая кисть руки
Крупный мозг


Группа 3

Групповой отбор совершенствовал социальную ориентацию (формы отношений в стаде).

Главной движущей силой эволюции человека была трудовая деятельность.

Её результаты: Морфофизиологические особенности человека, высокоразвитая центральная нервная система, разделение функций нижних и верхних конечностей, неспециализированная рука. Способствовала сплочению древних людей в коллективы, т.е. созданию общества.





Вывод: (формулируется совместно). Формирование человека неразрывно связано с формированием человеческого общества, антропогенез неотделим от социогенеза, вместе они составляют единый процесс становления человечества – антропосоциогенез


7. Расы. Биологическая равноценность человеческих рас.

Выявите морфологические признаки каждой расы, укажите их значение. Нужно разделить признаки на три расы: (работа с ноутбуками - электронное приложение).

Каждая группа называет признаки 1 расы.

Негроидная

Монголоидная

Европеоидная


















ПРИЗНАКИ: тёмный цвет кожи, глаза от голубого до черного, узкий нос, вьющиеся волосы, тёмные глаза, жёлтый цвет кожи, тонкие или средние губы, широкий нос, выступающие скулы, белый или светло-коричневый цвет кожи, толстые губы, чёрные прямые волосы, сильно развитая складка верхнего века, мягкие прямые или волнистые волосы.

Вывод учащихся: в основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки, носящие адаптивный характер.

Докажите принадлежность человеческих рас к одному биологическому виду?

    • В клетках человека любой расы содержится 46 хромосом

    • От брака людей разных рас рождается нормальное плодовитое потомство

    • Кровь человека одной расы можно перелить человеку другой расы (учитывая группу крови)

Вывод учащихся:

1.Все расы одинаковы по генетическим, физиологическим и биохимическим признакам.

2. Могут свободно скрещиваться (вступать в брак)

3. Их потомство плодовито т. к. все расы относятся к одному биологическому виду - Homo sapiens.

Как внутри вида Homo sapiens могли возникнуть разные человеческие расы?

Выводы учащихся:

      1. На ранних стадиях развития действовали биологические факторы, и на первом месте был естественный отбор.

      2. Естественный отбор способствовал формированию морфологических признаков, помогающих приспособиться к различным условиям среды, к разным климатическим условиям.

      3. Признаки каждой расы наследуются, но они не остаются неизменными.

Есть ли чистые расы?

Вывод учащихся:

1) Чистых рас на Земле нет.

2) Основные факторы расогенеза

- наследственная изменчивость

- естественный отбор

- изоляция

Решение проблемного вопроса:

«Идет эволюция человека в настоящее время или нет?»

Итак, как по-вашему, какова перспектива эволюции рас на нашей планете?

Учащиеся делают вывод, что эволюция идет по трем направлениям

  1. Метисация

  2. Грацилизация (уменьшение массы скелета и мышц).

  3. Акселерация (ускоренное развитие человека).




8. Тест в виде контрольно – измерительных материалов для подготовки к ЕГЭ.

Часть А (с выбором одного правильного ответа)

1.Развитие у отдельных людей большого числа сосков – пример:

а) ароморфоза;

б) рудимента;

в) атавизма;

г) идиоадаптации;

2.У человека в связи с прямохождением

а) когти превратились в ногти;

б) сформировался свод стопы;

в) срослись фаланги пальцев;

г) большой палец противопоставляется всем остальным;

3.В отличие от человекообразных обезьян у человека

а) имеется резус – фактор;

б) появилась рассудочная деятельность;

в) имеется четырёхкамерное сердце;

г) развито абстрактное мышление;

4.Наличие хвоста у зародыша человека на ранней стадии развития свидетельствует о

а) возникших мутациях;

б) о проявлении атавизма;

в) нарушении развития плода в организме;

г) происхождении человека от животных;

5.Формирование человеческих рас шло в направлении приспособления к

а) использованию различной пищи;

б) наземному образу жизни;

в) жизни в различных природных условиях;

г) невосприимчивости к различным заболеваниям;

6. О происхождении человека от млекопитающих свидетельствует:

а) развитое мышление у млекопитающих;

б) сходное строение всех систем органов, развитие зародышей;

в) питание растительной и животной пищей;

г) общественный образ жизни млекопитающих.

Часть В (с выбором нескольких верных ответов)

1. Результатом эволюции является:

а) дрейф генов

б) многообразие видов

в) мутационная изменчивость

г) приспособленность организмов к условиям внешней среды

д) повышение организации живых существ

е) борьба за существование

2. Установите порядок последовательности, согласно которой появлялись люди на Земле.

а) неандерталец

б) питекантроп
в) австралопитек
г) кроманьонец

д) дриопитек

1

2

3

4

5















Ответы

Часть А (за каждый правильный ответ 1 балл)

1а, 2б. 3г, 4г, 5в, 6б

Часть В (за каждый правильный ответ 0, 5 балла) 1. б г д 2. д в б а д Критерии оценки:

«5» - 9-10 баллов

«4» - 7-8 баллов

«3» - 5-6 баллов

«2» -менее 5 баллов


9. Вопросы части С из варианта ЕГЭ 2014.

Биологические и социальные факторы в эволюции человека современного типа.

  1. К биологическим факторам антропогенеза относятся наследственная изменчивость, естественный отбор, дрейф генов, популяционные волны и изоляция. С появлением человека современного типа биологические факторы эволюции утрачивают свое ведущее значение. Уменьшается ведущая роль естественного отбора, жизнь в обществе обеспечивает воспитание и передачу накопленного опыта, защиту от животных и непогоды, обеспеченность пищей. За последние 40 000 лет физический облик человека практически не изменился. Но биологические факторы продолжают действовать и в современном мире. Мутационный процесс продолжает действовать, а большинство мутаций вредны и накапливаются в рецессивном состоянии, комбинативная изменчивость распространяет их и создает разнообразные комбинации аллей генов, уникальные у каждого организма. Снижается роль изоляции, но именно она сохраняет человеческие расы.

  2. На первое место выходят социальные факторы: общественный образ жизни, речь, трудовые навыки, мышление. В результате общественной жизни формируется речь, основа сложного абстрактного мышления. Формируется прямохождение, речь и труд приводят к развитию мозга. Дети, выросшие изолированно от людей, не умеют говорить, мышление на уровне животных, среди которых они росли.


  1. Подведение итогов урока. Рефлексия (самоанализ и самооценка урока учащимися).

Вспомните цель урока. Достигли ли вы заданной цели?

Выставления отметок, комментарии по оцениванию.

Учащиеся делают самостоятельные выводы по уроку:

1.Человек произошёл от животных.

2.Эволюция шла постепенно под действием биологических и социальных факторов от древнейших людей к современному человеку.

3.Всё современное человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества возникает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства, браков между представителями разных рас.

4.Ведущую роль играют социальные факторы, однако жизнедеятельность каждого подчинена биологическим законам.

XX век ушел в прошлое, открыв третье тысячелетие новой эры. Человеку на таком историческом рубеже свойственно подводить итоги прожитого, оценивая настоящее, заглядывать в будущее.

Давайте вместе задумаемся над словами написанными давно Ф.Энгельсом «Не будем слишком обольщаться своими победами над природой, за каждую такую победу она нам жестоко мстит».

Ушедший век впервые в истории человечества породил глобальный экологический кризис. Это вызов всему человечеству, принадлежащих к разным расам, нациям, этносам. Мы должны объединить свои усилия, чтобы сохранить наш общий дом – голубую планету Земля, а для этого мы должны быть более толерантны, терпимее друг к другу.

Домашнее задание. Дифферинцированое задание для подготовки к ЕГЭ из части С со свободным ответом. На «3» - Объясните, почему людей разных рас относят к одному виду?

На «4» и «5» - Почему у современных человекообразных обезьян не развилась членораздельная речь? Ведь они, как и предки человека, живут группами, и им тоже необходимо общаться друг с другом?


















































Приложение 1

Биологическая разминка

Верно ли суждение:

1. Человеческие расы относятся к 3 биологическим видам. (Нет, к одному).

2. Впервые описал австралопитека и дал им название "южная обезьяна" Раймонд Дарт. (Да).

3. Череп под №1470, обнаруженный антропологами Лики в Танзании, принадлежал человеку выпрямленному. (Нет, человеку умелому).

4. Первыми начали пользоваться огнём древнейшие люди. (Да)

5. Находки кроманьонцев обнаружены на всех материках. (Да).

6. Первые находки синантропов были сделаны в Германии. (Нет, в Пекине).

7. Самые примитивные орудия чопперы (галечная культура) изготовлял человек умелый. (Да).

8. Неандертальцы получили своё название в честь реки Неандер во Франции. (Нет, в Германии).

9. Ручное рубило впервые появилось у неандертальцев. (Нет, у питекантропов и синантропов).

10. Питекантроп имеет больший объем мозга, чем синантроп. (Нет, наоборот).

11. Для древнейших людей характерен каннибализм. (Да).

12. У неандертальцев впервые появились социальные отношения. (Нет, у кроманьонцев).

13. Австралопитеки изготавливали скрёбла, остроконечники. (Нет, не было орудий труда).

14. Расоведение - наука о расах. (Да).

15. Обнаруженным в 1891 году на острове Ява останкам древнейших людей Дюбуа дал название гейдельбергского человека. (Нет, питекантропа).

16. Первыми овладели членораздельной речью неандертальцы. (Нет, кроманьонцы).

17. Главным социальным фактором антропогенеза является речь. (Нет, труд).

18. Главным биологическим фактором антропогенеза является естественный отбор. (Да).

19. К биологическим фактором антропогенеза относятся наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. (Да).

20. Акселерация характерна только для женского пола. (Нет).
































Приложение 2

Назовите ископаемого предка человека.

Поднимают карточки с буквами: (П) - палеоантропы, (Н) - неоантропы, (А) - архантропы.

Кто из предков человека является самым древним. (А)

Относится к виду человек прямоходящий. (А)

Относятся к новым людям. (Н)

Относятся к древнейшим людям. (А)

Относятся к древним людям. (П)

Назовите стадию формирования современного человека, на которой произошло выделение человеческих рас. (Н)

Ископаемые предки человека, у которых впервые встречаются захоронения. (П)

Кто из предков человека жил первобытным стадом, пользовался огнём и не имел жилищ. (А)

Синантроп являются: (А)

Неандертальцы являются: (П)

Кроманьонцы являются: (Н)

Какие люди жили в эпоху великого оледенения. (П)

Жили 30 - 40 тысяч лет назад. (Н)

Жили 5 - 2 миллиона лет назад. (Австралопитеки) Карточки никто не поднимает.

Жили 200 - 28 тысяч лет назад. (П) (15 баллов)







































Приложение3


Текст для 1 группы


“Труд – источник всякого богатства, утверждают политико – экономы. Он действительно является таковым наряду с природой, доставляющей ему материал, который он превращает в богатство. Но он ещё и нечто большее, чем это. Он – первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека.

Дарвин дал нам приблизительное описание этих наших предков…

Под влиянием в первую очередь, надо думать, своего образа жизни, требующего, чтобы при лазании руки выполняли иные функции, чем ноги, эти обезьяны начали отвыкать от помощи рук при ходьбе по земле и стали усваивать все более и более прямую походку. Этим был сделан решающий шаг для перехода от обезьяны к человеку”.

Вопросы:

Что стало решающим шагом для перехода от обезьяны к человеку?

Назовите основное условие всей человеческой жизни, главный социальный фактор.

Какую фразу Ф.Энгельса можно считать ведущим тезисом?



Текст для 2 группы

“Наверное протекли сотни тысяч лет, – в истории Земли имеющие не большее значение, чем секунда в жизни человека, – прежде чем из стада лазяших по деревьям обезьян возникло человеческое общество. Но все же оно, наконец, появилось. И в чем же опять мы находим характерный признак человеческого общества, отличающий его от стада обезьян? В труде…. Труд начинается с изготовления орудий. А что представляют собой наиболее древние орудия, которые мы находим, – наиболее древние, судя по найденным предметам, оставшимся нам в наследство от доисторических людей, и по образу жизни наиболее ранних исторических народов, а также и наиболее примитивных современных дикарей? Эти орудия представляют собой орудия охоты и рыболовства; первые являются одновременно и оружием.

… труд становился от поколения к поколению более разнообразным, более совершенным, более многосторонним”.

Вопросы:

Какой признак человеческого общества в отличие от стада обезьян называет Энгельс?

С чего начинается труд?

Какую фразу ученого можно считать тезисом?



Текст для 3 группы


“Уже у обезьян существует известное разделение функций между руками и ногами… Но именно тут-то и обнаруживается, как велико расстояние между неразвитой рукой даже самых высших человекообразных обезьян и усовершенствованной сотен тысячелетий человеческой рукой. Число и общее расположение костей и мускулов одинаково у обеих, и тем не менее рука даже самого первобытного дикаря способна выполнять сотни операций, не доступных никакой обезьяне. Ни одна обезьянья рука не изготовила когда – либо хотя бы самого грубого каменного ножа.

… решающий шаг был сделан, рука стала свободной и могла теперь усваивать себе все новые и новые сноровки, а приобретенная этим большая гибкость передавалась по наследству и возрастала от поколения к поколению.

Рука, таким образом, является не только органом труда, она также и продукт его”.

Вопросы:

Что называет Ф.Энгельс “органом труда”?

Почему ученый считал руку “продуктом труда”?

Какую фразу можно считать ведущим термином?





Текст для 4 группы


“Наши обезьяноподобные предки, как уже сказано, были общественными животными; вполне очевидно, что нельзя выводить происхождение человека , этого наиболее общественного из всех животных, от необщественных ближайших предков. Начинавшееся вместе с развитием руки, вместе с трудом господство над природой расширяло с каждым новым шагом вперед кругозор человека.

… развитием труда по необходимости способствовало более тесному сплочению членов общества, так как благодаря ему стали более частые случаи взаимной поддержки, совместной деятельности.

… формировавшиеся люди пришли к тому, что у них появилась потребность что-то сказать друг другу. Потребность создала себе свой орган: неразвитая гортань обезьяны медленно, но неуклонно преобразовывалась…

Сначала труд, а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг… Развитие мозга и подчиненных ему органов чувств, все более и более проясняющегося сознания, способности к абстракции и умозаключению оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию”.

Вопросы:

Какими движущими факторами объяснят эволюцию человека Ф.Энгельс?

Что появилось раньше: речь или общественный образ жизни?

Какую фразу можно считать ведущим тезисом?

Учитель обобщает: появление человека разумного означает качественный скачок в переходе от биологической эволюции к социальной истории.



.






























Приложение 4


Стадии антропогенеза:

Предшественники человека (австралопитеки).

Древнейшие люди (прогрессивные австралопитеки: человек умелый и архантропы: питекантропы, синантропы, атлантропы).

Древние люди (палеоантропы: неандертальцы).

Современные люди (неоанропы: кроманьонцы).


Характеристика рас:

1. Европеоидная раса

-светлая кожа

-прямые или волнистые светло- или тёмно-русые волосы

серые, серо-зелёные, каре-зелёные, голубые широко открытые глаза

неширокий выступающий нос

нетолстые губы

хорошо развитый волосяной покров на лице у мужчин

2. Монголоидная раса

жёлтая или жёлто-коричневая кожа

тёмные жёсткие прямые волосы

широкое уплощённое скуластое лицо

узкие глаза с эпикантусом во внутреннем углу глаза

плоский и широкий нос

редкая растительность на лице и теле

Австрало-негроидная раса

Негроиды:

тёмная кожа

тёмные курчавые волосы

широкий и плоский нос

карие или чёрные глаза

редкая растительность на лице и теле

Австралоиды:

тёмные волнистые волосы

тёмная кожа

широкий плоский нос

значительный волосяной покров на лице и теле





















Приложение 5

Тест: «Происхождение человека»


Часть 1

Выберите один правильный ответ из четырех.

А1. Признаком, объединяющим человека и млекопитающих животных, считается:

  1. объем головного мозга 3) кариотипы

  2. плацентарность 4) речь

А2. Видовым признаком человека является:

    1. живорождение 3) специфическое строение кисти рук

    2. наличие млечных желез 4) 23 хромосомы в гаметах

A3. Мы не унаследовали от своих предков:

      1. инстинкты 3) некоторые особенности характера

      2. условные рефлексы 4) цвет глаз

А4. Человека относят к отряду:

        1. мозоленогих 3) приматов

        2. хищных 4) неполнозубых

А5. Новые виды человека не возникают в настоящее время потому, что:

          1. между расами нет репродуктивной изоляции

          2. генотипы всех людей сходны

          3. расы принадлежат к разным видам

          4. между расами нет географической изоляции

А6. Существование эволюционных процессов в человеческом обществе до­казывается:

            1. изменениями в языке, лексике

            2. рождением мулатов

            3. наследственными заболеваниями «у малых народов»

            4. существованием рас

А7. К группам обезьян, которые выбраковывались естественным отбором, относятся:

              1. те, в которых была определенная иерархия подчинения

              2. малые группы

              3. те, которые применяли предметы в качестве орудий труда

              4. относительно большие группы

А8. Переход от человекообразных обезьян к древнейшему человеку совер­шился путем:

                1. ароморфозов 3) дегенерации

                2. идиоадаптаций 4) биологического регресса

А9. Ближайшим (из нижеперечисленных животных) родственником че­ловека является:

                  1. орангутан

                  2. южноамериканская обезьяна капуцин

                  3. гамадрил

                  4. гиббон

А10. Пример рудимента у современного человека:

1) рождение детеныша, покрытого шерстью

2)удлиненный копчиковый отдел позвоночника

3)выступающий вперед подбородок

4)аппендикс

All. Человек отличается от всех других животных:

  1. прямохождением

  2. наличием первой сигнальной системы

  3. наличием второй сигнальной системы

  4. наличием условных рефлексов

А12. Человек способен, а другие животные не способны к:

    1. строительству жилища 3) условно-рефлекторной деятельности

    2. защите потомства 4) творчеству

А13. Важнейший ароморфоз в биологической эволюции человека:

      1. первая сигнальная система

      2. вторая сигнальная система

      3. большая и малая берцовые кости

      4. изобретение колеса


А14. Важнейший ароморфоз в социальной эволюции человечества:

        1. строение гортани, позволяющее членораздельно говорить

        2. чайник

        3. письменность

        4. расческа

А15. Генами определяется:

          1. способность к речи

          2. словарный состав русского языка

          3. конкретный язык, на котором заговорит маленький ребенок

          4. диалекты

Часть 2

В1. Дополните текст:

Человечество делится на расы и нации. Принадлежность человека к той или иной расе определяется особенностями его ________________ и ____________. Принадлежность человека к той или иной нации определяется усвоенной им _____________ _____________________.

В состав одной нации могут входить представители разных__________________.

В2. Выберите признаки, имеющие отношение к антропогенезу и ставшие его предпосылками.

1.Расширение грудной клетки

  1. Освобождение передних конечностей

  2. Объем мозга 450 см3

  3. Вскармливание детенышей молоком

  4. Хорошее зрение и слух

6. Развитые двигательные отделы головного мозга

  1. Стадный образ жизни

  2. Позвоночник в форме дуги

ВЗ. Выстройте представителей приматов в последовательности, соответст­вующей их появлению на Земле.

А) Гоминиды В) Человек разумный

Б) Человек прямоходящий Г) Человек умелый


Часть 3

Дайте развернутый ответ.

С1. Какие признаки говорят в пользу родства человека и человекообраз­ных обезьян?

С2. Дайте характеристику Человеку умелому (Homo habilis).









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
конспект урока биологии "Происхождение человека".

Автор: Ледяева Елена Николаевна

Дата: 30.01.2015

Номер свидетельства: 164289

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Конспект урока биологии 8 класс "Структура тела. Место человека в живой природе""
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_biologii_8_klass_struktura_tela_mesto_cheloveka_v_zhivoi_prirode"
    ["file_id"] => string(6) "521377"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1569832955"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "конспект урока - Центры происхождения культурных растений "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-tsientry-proiskhozhdieniia-kul-turnykh-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "120998"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413834687"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему "Происхождение человека". "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-na-tiemu-proiskhozhdieniie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "163976"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422553458"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Конспект урока химии-биологии на тему "Металлы" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-khimii-biologhii-na-tiemu-mietally"
    ["file_id"] => string(6) "102279"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402493824"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(263) "Разработка урока по биологии "Генетические данные о происхождении человека и человеческих расах, характер наследования признаков у человека". "
    ["seo_title"] => string(164) "razrabotka-uroka-po-biologhii-gienietichieskiie-dannyie-o-proiskhozhdienii-chielovieka-i-chieloviechieskikh-rasakh-kharaktier-nasliedovaniia-priznakov-u-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "200893"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428934271"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства