Методическая разработка урока по биологии 8 класс по теме: "Кожно-мышечная чувствительность . Обоняние. Вкус"
Методическая разработка урока по биологии 8 класс по теме: "Кожно-мышечная чувствительность . Обоняние. Вкус"
Представленная методическая разработка урока по биологии 8 класс по теме "Кожно - мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус" разработана с целью углубить знания о анализаторах,. их взаимодействии. В данной разработке урока прослеживается развитие умения сравнивать, анализировать, уметь выделять необходимую информацию, воспитывать бережное отношение к здоровья человека. Данный конспект урока соответствует традиционной форме урока, учит толерантности учащихся, конспект построен на взаимодействии работы учителя и ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: Углубить знания о анализаторах, их взаимодействии, развивать умения сравнивать, делать выводы; воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Актуализация знаний.
1 Проверьте свои знания.
2 По дополнительным вопросам
А) Какова роль слуха в жизни человека?
Б) Определите, где находится источник звука, если звуковые волны раньше достигли правого уха?
В) Почему глухие от рождения люди обычно становятся немыми?
Г) Как с помощью органов равновесия человек может определить положение своего тела в пространстве?
Д) Кожно-мышечная чувствительность. Она делится на мышечное чувство и тактильный анализатор. Включить диск.
3) Формирование новых знаний.
1. Обонятельный анализатор
А) Слово учителя : Запах-стихия непреодолимая : от яркого света можно закрыть глаза, от громкой музыки - уши, но при воздействии запаха - зажать надолго нос невозможно. Мы живем в мире запахов и ароматов, приятных, свежих, удивительно близких и родных.
- Ту же самую мысль можно найти в книге «Значение и власть запаха»
Классена и Синотта: « Запах - великая сила. Обонятельные ощущения воздействуют на нас на физическом, психологическом и социальном уровнях. Однако в большинстве случаев мы, вдыхая окружающие ароматы, не сознаем в полной мере значения запахов в нашей жизни. И лишь когда по каким – то причинам у нас не в порядке с обонянием, мы начинаем понимать, сколь важно восприятие запахов для психологического комфорта».
Б) Подготовка к восприятию темы
- Каким же образом мы воспринимаем запахи? (просмотр диска) Обоняние.Вкус.
- Поверхность слизистой оболочки, где меняются обонятельные клетки, не превышает 5 кв.м, которые несут 60 млн обонятельных клеток.
Почему у человека обоняние слабее, чем у животных?
В) Сообщение учащегося по теме « Обоняние у животных»
2) Вкусовой анализатор.
А сейчас мы распределяемся на 4 группам и каждая группа получает свое задание. (подведение итогов работы)
-Слово учителя : Нет ничего ужаснее силы воображения без вкуса. Ни в кислом, ни в солёном, ни в сладком нет настоящего вкуса. Настоящий же вкус неощутим.
Вкусовые сосочки
Сладкое, горькое, соленое, кислое
- а остальные сочетания все 4
А- температура
Б- практ. Работа 1уч-кусочек рафинада; 2уч-шоколад? Почему быстрее ощущается вкус шоколада, а не сахара – рафинада? Вывод
В Сообщение уч-ся «Развитие вкуса»
« Теплые чувства»-кожно-мышечное чувство.
А) Болевая чувствительность
С какими эпитетами у вас связывается слово боль?
Полезна или вредна боль?
Почему в Древней Греции боль называли сторожевым псом здоровья?
Б. Тепло и Холод
Всего рецепторов 280 000
30 000 тепло 250 000 холод
Почему количество холодных рецепторов больше, чем тепловых?
B. Прикосновение и давление (опыт с волосом).
Вывод:- Ощущения, которые мы получаем при помощи рецепторов, воспринимающих прикосновение и давление, довольно точные, но их показания проверяются всегда другими органами чувств. При отсутствии других органов получается ложное представление. (запись в тетрадь)
Г. Сообщение учащегося
« Тренировка мышечного чувства»
- Можно ли натренировать мышечное чувство?
Д работа в группах
4 Рефлексия
-Открыть дневники , возьмите карандаш и поставьте оценку, которая отражала бы ваше участие в данном уроке.