Конспект урока по биологии в 9 классе по теме: "Нуклеиновые кислоты"
Конспект урока по биологии в 9 классе по теме: "Нуклеиновые кислоты"
методическая разработка урока по биологии для 9 класса по теме: "Нуклеиновые кислоты" с презентацией.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
Сформировать представления учащихся о строении, свойствах и значении нуклеиновых кислот.
Образовательные:
сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот как биополимеров, видах нуклеиновых кислот;
дать понятие о принципе комплементарности в ДНК; процессе репликации ДНК, генетическом коде.
раскрыть значение нуклеиновых кислот в клетке.
Развивающие:
развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, анализировать и систематизировать знания в виде схем и таблиц и др.);
развивать интеллектуальные умения: логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы, сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК), обосновывать свой ответ;
развивать коммуникационные умения (умение грамотно излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них).
развивать объективную самооценку знаний.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий.
Планируемые результаты ( ученики научатся):
Характеризовать (описывать) химический состав строение, виды и значение нуклеиновых кислот в клетке, генетический код;
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии в 9 классе по теме: "Нуклеиновые кислоты" »
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №8 п.г.т. Алексеевка г.о. Кинель Самарской области имени Воина – интернационалиста С.А. Кафидова
Методическая разработка урока биологии для 9 класса по теме:
« Нуклеиновые кислоты»
учитель биологии:
Ветренко Ольга Юрьевна
2015 г.
Тема урока: «Нуклеиновые кислоты».
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
Сформировать представления учащихся о строении, свойствах и значении нуклеиновых кислот.
Образовательные:
сформировать знания о строении, свойствах, структуре молекул нуклеиновых кислот как биополимеров, видах нуклеиновых кислот;
дать понятие о принципе комплементарности в ДНК; процессе репликации ДНК, генетическом коде.
раскрыть значение нуклеиновых кислот в клетке.
Развивающие:
развивать общеучебные умения (понимать и запоминать прочитанное, делать краткие записи, анализировать и систематизировать знания в виде схем и таблиц и др.);
развивать интеллектуальные умения: логически мыслить (поиск ответов на вопросы творческого характера), задавать вопросы , сравнивать, находить взаимосвязи (состава, структуры и функций молекул ДНК и РНК), обосновывать свой ответ;
развивать коммуникационные умения (умение грамотно излагать свои мысли, задавать вопросы и отвечать на них).
развивать объективную самооценку знаний.
Воспитательные:
воспитывать у учащихся культуру общения и труда в ходе беседы, просмотра презентации, выполнения заданий.
Планируемые результаты ( ученики научатся):
Характеризовать (описывать) химический состав строение, виды и значение нуклеиновых кислот в клетке, генетический код;
Безух К.Е. статья «Активизация деятельности учащихся при обучении биологии» журнал «Биология в школе». – Москва 2007, - №2.
электронное учебное пособие “Биология. 6-9 класс “Кирилл и Мефодий”
музыкальный фрагмент из произведения Генделя «Волшебные звуки природы»
фотографии ДНК http://images.yandex.ru
Структура и ход урока:
№ п/п
Этап урока
Использованные методы и приёмы
Название ЭОР
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Время
I.
Организационный момент Мотивация учащихся на активную работу на уроке
Слайд №1-2
Организация начала урока, включение электронной презентации. Ознакомление с критериями оценки за урок, выдача листов самооценки
Приветствие учителя, подготовка рабочих мест уроку. Получение листов самооценки.
1-2 минуты
II.
Актуализация знаний: тестовая проверка знаний о строении и функциях белков с последующей самопроверкой ответов
Метод фронтального тестирования
Метод обратной связи, словесное объяснение
Слайды электронной презентации №3-4
Слайд № 5
Объяснение правил выполнения теста.
Ознакомление с правильными ответами и их пояснение.
Выполнение теста в оценочном листе.
Самопроверка ответов по ключу со слайда
8-10
минут
III.
Изучение новой темы.
1. Мотивация к
изучению темы
2. Нуклеиновые кислоты, состав, структура и функции молекул.
3. Принцип комплементарности в ДНК, репликация ДНК
4.Генетический код
5. Сравнение строения и свойств ДНК и РНК.
Прием постепенного выведения элементов слайда на экран ( способствует для формулирования цели и задачи урока самими учениками)
Словесно-наглядный метод
Прием постепенного выведения объектов на экран
Словесно-наглядный метод, прием постепенного выведения объектов на экран, приём работы с терминами ( семантизации)
Частично поисковый метод , приём решения биологической задачи
Словесно-наглядный метод, прием постепенного выведения объектов на экран приём работы с терминами ( семантизации)
Поисковый метод, применение средств мультимедиа (легкая музыка)
Слайд №6
Слайды № 7 - 11
Слайды № 12
Слайды № 13
Слайды № 14-16.
Ознакомление с новой темой. Нацеливает учащихся на самостоятельное формулирование целей и задач урока.
Вопросы для мотивации : «Почему из куриного яйца не может вылупиться утёнок?»
(При затруднении учеников через ряд вопросов подводит к понятию наследственности.)
А вот как сегодняшняя тема связана с наследственностью мы узнаем, изучив тему и в конце урока попытаемся ответить на заданный вопрос.
Рассказ учителя об истории открытия, составе и структуре молекул нуклеотидов , нуклеиновых кислот как полимеров, особенностях ДНК и РНК, с демонстрацией слайдов и пространственной модели молекулы ДНК. Словесная мотивация учеников к тому, что внимание и запоминание рассказа учителя поможет им при выполнении самостоятельного задания.
Обращает внимание учеников на рисунок ДНК и задаёт вопрос:
Попробуйте найти закономерность в расположении азотистых оснований в двух цепях ДНК?
Объясняет понятие комплементарности и закрепляет знания на примере решения задачи.
Вопросы ученикам: Благодаря чему ДНК может самоудваиваться? Какое значение имеет репликация ДНК?
Объясняет понятие генетического кода, приводит примеры
Объясняет правила заполнения таблицы в оценочном листе . По ходу выполнения оказывает индивидуальную помощь
Для снижения усталости во время выполнения задания включается музыкальный фрагмент .
Записывают в рабочей тетради тему урока.
Определяют с помощью учителя цели и задачи урока, отвечают на вопросы.
По ходу объяснения делают записи в рабочих тетрадях, отвечают на вопросы учителя.
Внимательно слушают и записывают определения терминов в рабочую тетрадь и участвуют в решении задачи ( один ученик у доски), отвечают на вопросы учителя.
Внимательно слушают и записывают в рабочую тетрадь определение термина и свойства генетического кода
Самостоятельная работа с учебником стр. 22-23
Заполняют таблицу
“Сравнительная характеристика ДНК и РНК” в оценочном листе
1-2 минуты
4-5 минут
4-5 минут
4-5 минут
8 - 10 минут
IV
Повторение и закрепление материала.
Словесный метод, прием постепенного выведения вопросов и ответов на экран
Слайд № 17
Слайд №18
Проводит опрос учащихся по заполненной таблице и вопросам, представленным на сладе. Объясняет при необходимости ответы, мотивирует к активному участию, напоминает о культуре общения и о необходимости внимания к ответу своих товарищей
Поднимая руку, отвечают на вопросы учителя и задают свои вопросы по изученному материалу .
Делают вывод с помощью учителя и записывают его в рабочих тетрадях вывод о значении ДНК И РНК в наследственности
4-5минут
V
Домашнее задание и подведение итогов
(1-2 минуты)
Словесно-наглядный
Приём дифференцированного домашнего задания
Слайд №19
Объявляет дополнительные баллы за устные ответы наиболее активным учащимся. Собирает листы самооценки.
Объявляет домашнее задание, выставляет оценки учащимся за урок на основе листов самооценки.
Подводит итоги урока.
Просит учащихся
высказать своё мнение о проведённом уроке.
Подсчитывают количество полученных баллов за выполнение всех заданий и выставляют себе оценку в
оценочный лист.
Сдают учителю оценочные листы.
Записывают домашнее задание, получают отметки в дневник.
2-3 минуты
Приложение 2
Тест для учащихся 9 класса по теме « Белки».
Составлен, на основе тестов взятых из сборника: « Контрольно – измерительные материалы. Биология. 9 класс»
И.Р. Григорян - М. ВАКО 2010 г.
Задания уровня А - выбери 1 ответ.
Каких органических соединений в живой клетке больше всего ?