Тема урока: Обобщение по теме «Металлы». Цель урока:
- Обобщить знания по теме: "Металлы". Подчеркнуть биологическую роль и влияние на здоровье человека.
- Формирование умения сравнивать, обобщать материал и находить главное. Устанавливать причинно - следственную связь состав - свойства - применение.
- Воспитывать культуру обращения с химическими реактивами, соблюдения правил ТБ.
Оборудование: дидактический материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1. Готовность к уроку.
II. Сообщение целей и задач урока
1. Эпиграфом к нашему уроку я подобрала следующие слова.
Жизнь без металлов невозможна,
И эта аксиома непреложна:
Твердые, блестящие, ток проводящие,
Для человека металлы – друзья настоящие!
Вопрос: Ребята как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
(О металлах).
2. Сегодня на уроке.
1. Постараемся обобщить знания по теме: "Металлы". Подчеркнем их биологическую роль и влияние на здоровье человека.
2. Продолжим формирование умения сравнивать, обобщать материал и находить главное. Устанавливать причинно - следственные связи состав - свойства - применение.
3. Воспитывать культуру обращения с химическими реактивами и правилам ТБ.
4. На протяжении нескольких уроков вы рассматривали несколько металлов по определенному плану, сейчас я вам его напомню.
Ш. Повторение
Ну что ж начнем! Скажите:
- Какое количество электронов у металлов на внешнем слое?
- Какой из металлов имеет заряд ядра + 19?
- О каких металлах идет речь в следующих загадках:
Я мягкий, легкий, серебристый
Сгораю даже очень быстро
Сверкая вспышкою огня
(Фотограф раньше знал меня)
Люблю я серу, хлор, азот.
Люблю я также водород
Других оксидов не боюсь
К воде - спокойней отношусь ( Магний)
Я металл серебристый и легкий
И зовусь "самолетный металл"
И покрыт я оксидною пленкой
Чтоб меня кислород не достал (Алюминий)
1.Был металл серебристо-белым, в соединении стал мелом. (Кальций).
2.Красит пламя в желтый цвет, в воду кинь – его уж нет. (Натрий).
3.«Камнем прозван он людьми, но попробуй – ка, возьми. (Литий).
4.Он в течение многих лет, был причиной многих бед. (Золото).
5.Горит лиловым в кислороде, свободным нет его в природе.
Но соль находит применение, как для растений удобренье. (Калий).
6.Ослепительным пламенем ярким как звёздочка вспыхнув, горит.
Металл тот белый и легкий в двенадцатой клетке стоит. (Магний).
7.В технике сплавов нашел примененье как стойкий и легкий металл,
И в самолетостроении, важное место занял. (Алюминий).
8. Среди металлов самый славный, важнейший древний элемент.
В тяжелой индустрии главной, знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии – а сплав его течет рекой.
Важнее нет в металлургии, он нужен всей стране родной. (Железо).
9.Прославлен всеми письменами металл, испытанный огнем,
Манил к себе людей веками
Алхимик жил мечтой о нем. (Золото).
10.Давно известна человеку: она тягуча и красна,
Еще по бронзовому веку, знакома в сплавах всем она. (Медь).
IV. Закрепление нового материала:
Ребята, а что мы с вами повторили?
Может кто - то узнал что - то новое?
Задание №1. Рифовые кроссворды. Раздать учащимся кроссворды
1. Щелочной металл, составляющий часть поваренной соли
2. Щелочноземельный металл, образующий мел, мрамор, известняк
3. Металл, относящийся к лантаноидам получивший название от старинного названия г. Парижа
4. Металл, в честь которого был назван целый век 5. Металл, из которого льют пули
6. Искусственно полученный щелочной металл названный в честь Франции
7. Самый тяжёлый металл
8. Самый лёгкий металл
9. Самый распространённый металл на земле
Ответы: 1. Натрий, 2. Кальций, 3. Лютеций, 4. Медь, 5. Свинец, 6. Франций, 7. Осмий, 8. Литий, 9.Алюминий.
Итог: Ну а сейчас давайте еще раз скажем, что мы повторили? И что узнали нового? (Положение металлов в ПС, их нахождение в природе, физические и химические свойства, биологическую роль и значение для здоровья человека, вспомнили области применения металлов).
V. Рефлексия
Ребята поднимите руку, кто те:
1. Кто закрепил свои знания?
2. Кто узнал что-то новое о металлах?
Спасибо. Наш урок заканчивается, и мне хотелось бы закончить словами из стихотворения Веры Захаровой:
И у природы есть всему свой срок.
И осени пора, и бурного цветенья,
Но химии не кончится урок,
Жизнь будет ее вечным продолженьем.
VI. Домашнее задание: § 12 - 14