kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по теме: «Химический состав клетки» 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок открытия новых знаний. 

Класс 5

Форма работы: работа в группах

Методы: исследовательский, частично-поисковый, проблемный

Технология:  системно-деятельностный подход

Информационно-технологические ресурсы:  учебник, компьютер, доска, семена  подсолнечника,  клубень картофеля, салфетки,  мука, кусочек теста, марля, спиртовка, пробирка, держатель, раствор йода, фарфоровая  чашка, лист бумаги, стаканчик

Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли.  Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.

Цель:  изучить химический состав клетки.

Задачи:

- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

- развивающие:  анализировать, сравнивать и обобщать факты;  устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат;

- воспитательные:  воспитывать положительное отношение к совместной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока по теме: «Химический состав клетки» 5 класс»






Методическая разработка урока по теме:




«Химический состав клетки»

5 класс













Разработала

учитель биологии МБОУ СОШ № 18

Рыбкина Н.В.






Тема урока: Химический состав клетки.


Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Класс 5

Форма работы: работа в группах

Методы: исследовательский, частично-поисковый, проблемный

Технология: системно-деятельностный подход

Информационно-технологические ресурсы: учебник, компьютер, доска, семена подсолнечника, клубень картофеля, салфетки, мука, кусочек теста, марля, спиртовка, пробирка, держатель, раствор йода, фарфоровая чашка, лист бумаги, стаканчик

Основные термины и понятия: Химические вещества клетки: неорганические и органические. Минеральные соли. Органические вещества. Белки. Углеводы. Жиры.

Цель: изучить химический состав клетки.

Задачи:

- образовательные: знать о химическом составе клетки, а так же о роли органических веществ в жизнедеятельности клетки.

- развивающие: анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органические веществ в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат;

- воспитательные: воспитывать положительное отношение к совместной деятельности.


Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать химический состав клетки;

- рассмотреть многообразие веществ и их роль в клетке;

- уметь отличать органические вещества от неорганических.

Метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

  • коммуникативные:

- обсуждать информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

  • познавательные: - работать с учебником;

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

- сравнивать и выделять признаки;



Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу класса.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с учебником.

  2. Продолжить формирование умения находить отличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  2. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения химического состава клетки.

  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  5. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  6. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.

Личностные УУД

  1. Создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

  2. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  3. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  4. Оценивать собственный вклад в работу класса.







Технологическая карта урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Доска и оборудование



Орг.момент

(1 мин)




Мотивация

( 3 мин)












































































Приветствие учащихся



Сейчас я хочу предложить вам послушать стихотворение, которое поможет сформулировать тему сегодняшнего урока.

На нашей планете от края до края. Природа повсюду тебя окружает. Тела ее массу загадок таят. Из атомов разных веществ состоят. Лед, облака и капли росы. Они состоят из обычной воды. Горы, песок и друзы кристаллов. Они состоят из простых минералов. Растения тоже загадку хранят. Хотите узнать, из чего состоят? Их корень и листья, плоды, семена. Раскроют нам тайну состава сполна.

  • О чём говорится в данном стихотворении?

Действительно, в стихотворении говориться о веществах, которые входят в состав растений. А какая наука изучает вещества и их превращения?

Это химия.

Какова же тема сегодняшнего урока?

Учитель проговаривает тему урока:

«Химический состав клетки»



Учитель: Исходя из темы урока, что будет являться объектом нашего исследования?

А можем ли мы исследовать растение на предмет химического состава и поставить знак равенства. Если в растении мы докажем наличие веществ, то они значит присутствуют и в клетке.

Учитель: Как вы думаете, какую цель мы можем поставить для нашего урока?.

Цель: изучение химического состава растений.






























Выдвигают свои варианты ответов






















Выдвигают свои варианты ответов












Формулируют тему урока













Ученики дают свои варианты объекта исследования, учитель корректирует















Ученики дают свои варианты ответов учитель корректирует






















































Записывают тему урока













Растение=химический состав

?


















Создание проблемной

ситуации


(2мин)






Открытие нового знания

(25 мин)





































































































































































































Применение новых знаний

( 5ми)

















Домашнне задание

(2 мин)









































Рефлексия

(2 мин)




Перед вами на столе находятся САХАР, КРАХМАЛ, семена растений, ВОДА

Что их может объединять?


Учитель: Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение. Оказывается кроме сходства в строении, для всех клеток характерен и сходный химический состав. Вещества, из которых состоят клетки разнообразны. Из 109, имеющихся в природе химических элементов в составе клеток можно найти 80. Но большинство этих элементов встречается в виде химических веществ.


Сегодня вам предстоит быть исследователями.

Каждая группа-лаборатория (Всего 3 лаборатории).


У каждой группы на столах имеется свой алгоритм работы.

(Объясняет алгоритм работы











По обсуждению результатов учитель задает вопросы?

  • В каких органах растений мы чаще всего обнаружим крахмал?

  • Как вы думаете из чего получают сахар?

  • А что такое тростник и свекла?

  • Что за группу составляют данные вещества?


Учитель составляет схему





  • А каких веществ из них содержится больше?

(работа в лабораториях)

  • Какие функции выполняют данные вещества в клетке?

  • А какие еще могут выполнять функции белки?

(работа в лабораториях)


Учитель возвращается к исходным веществам, которые были на столе и выбрать те вещества, которые относят к органическим.

  • Почему осталась вода? Какое отношение она имеет?

(демонстрация опыта

«Сжигание семян растений)

  • Вода является неорганическим веществом

  • К какой природе это вещество относят? (дописывает схему)

Подводит учащихся к тому, что живая и неживая природа взаимосвязаны между собой

  • Какие функции выполняет в клетках вода?

( учитель предлагает из заранее расстриженного текста составить рассказ о функциях воды)

Учитель обращается к столбчатой диаграмме и говорит о том, что 80% воды находится в клетке. На диаграмме воду отмечает, синим цветом.

  • Какие вещества мы увидели на модели клетке?




Задание: используя свои новые знания, выполните задание

Задание: обменяйтесь карточками и с помощью «ключа» проверьте их правильность.

-Поднимите руки, у кого отметка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно»?


Учитель возвращается к исходным веществам, которые были на столе

  • Что может объединять эти вещества?

(обращает на тему цель урока)

  • Достигли мы цели урока?

Составить

1.Базовый уровень - §6 прочитать, в.3 устно, знать таблицу в информационном листе;

2 .Повышенный – найти информацию о значении минеральных солей, записать в таблицу

3.Творческий уровень – составить кроссворд

Составить кроссворд по теме «Химический состав клетки»

(предлагаются на выбор)


Оцените свою работу на уроке в карточке самооценки




































(ученики каждой лаборатории показывают опыты доказывающие, что в состав клеток сходят, жиры, углеводы и белки )



После выполнения работы осуществляется работа по результатам исследования.

Формулируют выводы

Создают модель химического состава клетки






Выдвигают свои варианты ответов





























Составляют столбчатую диаграмму






Формулирую выводы

Заполняют таблицу








Ученик выбирает нужные вещества

(остается вода)








Формулируют вывод










Из элементов текста составить рассказ о функциях воды
































Формулируют вывод:

«В состав клетки входят вещества органические и неорганические







Выполняют задание в карточке





Взаимопроверка выполнения задания в карточке















































Заполняют карточки самооценки и их сдают





































На столах имеется алгоритм работы и модель клетки


(Приложение №2 ) ,работа с учебником)





















На доске модель клетки (ученики прикрепляют, то вещество, которое они обнаружили)



























Вещества



органические неорганические







Ученики создают диаграмму на доске

Приложение 3




Приложение 4


Приложение 5





Просмотр видеофрагмента «Функции белков

Д0полняют таблицу




























Приложение 5



Приложение 6























Приложение 7



. Приложение 2

















































































Приложение 8






























Приложение 1

Схема строения клетки























Приложение 2

Алгоритм работы в группах



Лаборатория №1.

  • Ученикам надо раздавить семечку между чистыми листами бумаги.

  • Что наблюдали?

  • Сделать вывод

Лаборатория №2

  • Ученикам надо капнуть капельку йода на клубень картофеля

  • Что наблюдали?

  • Сделать вывод

Лаборатория №3



  • Промыть кусочек теста с водой

  • Что наблюдали?

  • Сделать вывод



Вещества для определения химического состава клетки

Белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли













Приложение 3

У каждой группы имеется процентный состав содержания органических веществ в клетке. Каждой группе нужно выбрать то вещество, которое они обнаружили опытным путем и прикрепить соответствующий цвет на доску.

Белки – 20% желтый цвет; жиры – 5% красный цвет, углеводы – 2% зеленый цвет.

















Приложение 4



Вещества

Функции

Белки



Жиры



Углеводы



Вода



Минеральные соли



Приложение 5



Функции органических веществ в клетке

Белки

Белки осуществляют доставку к клеткам организма позвоночных животных и человека кислорода и удаление углекислого газа. Также белок мышечных клеток, сокращаясь, обеспечивает их движение. Белки выполняют защитную и энергетическую функции в клетке

Углеводы

Углеводы обеспечивают клетки энергией, необходимой для жизнедеятельности клетки. Углеводы выполняют и строительную функцию, например клеточная стенка растительных клеток образована углеводом – клетчаткой (целлюлозой).

Жиры

Функция жиров состоит в обеспечении организма запасным источником энергии. Также жиры выполняют защитную и энергетическую функции в клетке.

Приложение 6

Функции воды

Из неорганических веществ клетки вода составляет около70- 80% ее массы: в молодых быстрорастущих клетках до 95%, в старых — около 60%. Роль воды в клетках очень велика: она является средой и универсальным растворителем, участвует в большинстве химических реакций, терморегуляции, определяет объем, форму и упругость клетки. Большинство реакций, протекающих в клетке, могут идти только в водном растворе; многие вещества поступают в клетку из внешней среды в водном растворе и в водном же растворе отработанные продукты выводятся из клетки.



Приложение 7



Установите соответствие между веществами и их значением.

Значение

Вещества

А) Большое содержание в клетке

Б) Источник энергии

В) Является универсальным растворителем

Г) Откладываются в запас

Д) Выполняют строительную функцию

1.Неорганические

2.Органические


А

Б

В

Г

Д

1

2

1

2

2









Приложение 8

Индивидуальная карта оценки ученика (они на партах)

Фамилия, Имя ученика…………………………………….........

Итого баллов…………………………………………….............

«5»-поработал очень хорошо. Материал изучил достаточно хорошо

«4» работал, но на некоторые вопросы не смог ответить.

«3»- не до конца понимал, как нужно работать, тема урока вызвала трудность

«2» Весь материал буду изучать самостоятельно

 

Самооценка

1. Изучение нового материала (ответ у доски и составление таблицы)

 

2. Работа в группе (понравилось, не понравилось)

 

3) Тест (количество баллов)

 








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока по теме: «Химический состав клетки» 5 класс

Автор: Рыбкина Надежда Витальевна

Дата: 08.01.2017

Номер свидетельства: 376465

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Методическая разработка урока  "Химический состав клетки" "
    ["seo_title"] => string(62) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "117206"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412729000"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Химический состав клетки "
    ["seo_title"] => string(28) "khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "108747"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403843607"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Конспект урока по биологии в 9 классе по теме: "Нуклеиновые кислоты" "
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-9-klassie-po-tiemie-nuklieinovyie-kisloty"
    ["file_id"] => string(6) "238625"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444593382"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(32) "Свойства оксидов "
    ["seo_title"] => string(16) "svoistva-oksidov"
    ["file_id"] => string(6) "244648"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445968068"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Методическая разработка урока "Табакокурение и его влияние на организм" "
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-tabakokurieniie-i-iegho-vliianiie-na-orghanizm"
    ["file_id"] => string(6) "139003"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417628677"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства