Материал представляет собой методическую разработку урока биологии в 5 классе на тему «Химический состав клетки» по программе Пономаревой И.Н., Корнилова О.А.,Кучменко В.С., Драгомилова А.Г.,Суховой Т.С. Данная программа соответствует положениям ФГОС ООО. Урок проводится в форме исследования. Внедряется системно-деятельностный подход. Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания. Организована смена различных видов деятельности учащихся: фронтальная работа с классом, самостоятельная работа учащихся, исследовательская работа в парах, индивидуальная. При такой организации урока учителю отводится роль фасилитатора и значительная роль отводится самостоятельной работе обучающихся. Опираясь на личный опыт, на результаты исследования учащиеся учатся отбирать, анализировать и систематизировать необходимую информацию в рамках проблемы урока «Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?» Учебный материал урока направлен на воспитание активных граждан общества с высоким уровнем информационной культуры и способствует успешной социализации и самоактуализации школьников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Химический состав клетки »
Краткое описание.
Конкурсный материал представляет собой методическую разработку урока биологии в 5 классе на тему «Химический состав клетки» по программе Пономаревой И.Н., Корнилова О.А.,Кучменко В.С., Драгомилова А.Г.,Суховой Т.С. Данная программа соответствует положениям ФГОС ООО. Урок проводится в форме исследования. Внедряется системно-деятельностный подход. Действия с системами выдвигают на первый план умственную деятельность школьников, основанную на диалектических принципах познания. Организована смена различных видов деятельности учащихся: фронтальная работа с классом, самостоятельная работа учащихся, исследовательская работа в парах, индивидуальная. При такой организации урока учителю отводится роль фасилитатора и значительная роль отводится самостоятельной работе обучающихся. Опираясь на личный опыт, на результаты исследования учащиеся учатся отбирать, анализировать и систематизировать необходимую информацию в рамках проблемы урока «Как можно узнать, какие вещества входят в состав клетки?».
При планировании урока учтен принцип здоровьесбережения и соблюдены требования СанПиНа. Работа учащихся с ИКТ-технологиями не превышает нормативные требования.
Учебный материал урока направлен на воспитание активных граждан общества с высоким уровнем информационной культуры и способствует успешной социализации и самоактуализации школьников.
Тема урока: « Химический состав клетки».
Класс: 5
Форма проведения: урок «Образец исследования».
Содержательные цели урока: формирование представлений о химическом составе клетки; развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.
Деятельностные цели урока: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные задачи: дать представление об неорганических и органических веществах; экспериментально доказать, что в состав клеток входят: вода, минеральные соли, жиры, белки, углеводы; систематизировать знания учащихся о химическом составе клетки.
Деятельностные задачи: приобретение учащимися исследовательских знаний и умений; развитие логического мышления; создание условий для развития речевой деятельности школьников.
Личностные задачи: воспитание самодисциплины, культуры коммуникативных качеств (умения общаться в процессе парного взаимодействия), рефлексивных качеств личности.
Личностные результаты:
•формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий, с учётом устойчивых познавательных интересов;
•знание здоровьесберегающих технологий;
•формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);
•формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
•формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения.
Метапредметные результаты:
•умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
•овладение составляющими исследовательской деятельности, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
•умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе), анализировать и оценивать информацию;
•владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
•умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
•умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в паре, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
•формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные результаты:
•формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере;
•приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов; наблюдение и описание биологических объектов и процессов;
•объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе;
Ходурока.
Этапы урока
Время
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты
Организационный момент.
Цель этапа: включение учащихся в деятельность.
1 мин
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха.
Дежурные докладывают о наличии учащихся
Мотивация к деятельности.
Проблемно-мотивационный этап
Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.
4 мин
Организует повторение знаний, закрепление умений.
Зарисовать схему строения растительной клетки на доске.
Беседа с использованием таблиц «Строение растительной клетки» и «Строение животной клетки»
С помощью каких приборов возможно изучение клетки?
Что такое клетка?
Что общего в строении растительных клеток?
Чем отличаются по строению животная клетка от растительной клетки?
Что объединяет растительную и животную клетки?
Знаете ли вы, какие вещества входят в состав клеток?
Что же происходит с частями растений, когда они высыхают?
Отвечают. (Они теряют воду, которая была в их составе и необходима для жизни.)
Показ демонстрационного опыта.
Положим в пробирку сухие семена пшеницы и прокалим их на огне. Поднесу к отверстию пробирки предметное стекло.
Что наблюдаете?
Что происходит с семенами? (Цвет, запах)
Наблюдают, анализируют и делают выводы.
Личностные результаты: соблюдение правил обращения с лабораторным оборудованием.
(Презентация. Слайд 3)
Много ли воды в клетке?
Как вы думаете, для чего нужна вода клетке?
Делают выводы.
1.Вода обеспечивает транспорт веществ в клетке.
2.Вода входит в состав цитоплазмы.
3.Вода составляет основу клеточного сока.
Самостоятельная работа в паре с текстом и рис.20 и21 на странице 25 учебника
Познавательные УУД: научиться воспринимать и анализировать текст.Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Какие две группы веществ различают в природе?
Отвечают. Органические и неорганические.
Дайте определение органическим и неорганическим веществам. (Презентация. Слайд 4)
Отвечают. Органические вещества образуются только в телах живых организмов – вещества живой природы. Неорганические вещества- вещества – вещества неживой природы.
Чем отличаются органические вещества от неорганических?
Отвечают. Органические вещества легко обугливаются и сгорают, а природные неорганические вещества в обычных условиях не горят.
Анимация. Вода и минеральные соли в жизни клетки
[Карточка ресурса]
http://school-collection.edu.ru
Смотрят анимацию.
Коммуникативные УУД: организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками.
Самостоятельная работа учащихся в паре. Читают текст учебника «Роль неорганических веществ в клетке» на с. 26-27. Выполняют задание 3 в рабочей тетради на с.18.
Коммуникативные УУД: умение работать в паре.
Личностные УУД: умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.
Минеральные соли составляют около 1% массы клетки, но их значение очень велико. Чаще всего в растительных клетках встречаются соединения азота, фосфора, натрия, калия и других элементов. Некоторые растения способны накапливать разные минеральные вещества. Например. Водоросли накапливают йод. Людям, испытывающим недостаток этого элемента, врачи рекомендуют есть морскую капусту.
Лютики – накапливают литий и по их месту произрастания можно судить о химическом составе почвы. Хвощ – растет там, где кислые почвы.
Делают вывод.
Минеральные соли необходимы для:
1.Нормального обмена веществ между клеткой и средой обитания.
2. Входят в состав межклеточного вещества.
Предметные результаты:
формирование первоначальных представлений о химическом составе клетки.
Какие органические вещества есть в клетках растений?
Отвечают. Это белки, жиры, углеводы.
Где они будут накапливаться?
Отвечают. Органические вещества накапливаются в плодах, семенах, корнях.
Учитель выдает инструкцию
по выполнению исследовательской работы.
(Презентация. Слайд 7)
Учитель знакомит учащихся с процессом фотосинтеза.
Самостоятельно выполняют эксперимент 1 по инструктивной карточке. (Приложение 1) . Следуют алгоритму работы, который предложил учитель. Сверяют свои действия с образцом исследования. Делают вывод. Наблюдаем: срез клубня картофеля посинел, значит, содержит крахмал.
Предметные результаты: приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов.
Коммуникативные УУД:
сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий.
Какой вкус имеет корнеплод моркови?
Отвечают. Сладкий.
Какое качество мы больше всего ценим у плодов культурных растений – арбуза, дыни, винограда и других?
Отвечают. Все эти части растений – сладкие – они богаты сахарами.
Как вы думаете, из каких растений получают сахар?
Отвечают: в корнеплодах сахарной свеклы и в стеблях тропического растения – сахарного тростника.
Познавательные УУД: анализировать и оценивать информацию.
Какой вывод мы можем сделать, опираясь на эти знания?
В клетках сахарной свеклы и сахарного тростника содержится много сахара. Из этих растений получают сахар. А крахмал и сахар являются основными запасными веществами для обеспечения растений энергией.
Кроме крахмала и сахара в состав клеток растений входит целлюлоза или клетчатка. Где в клетке мы ее обнаружим?
Отвечают. Клеточная стенка растений состоит из целлюлозы.
Как вы думаете, а какую роль это вещество играет?
А где человек может использовать целлюлозу?
Целлюлоза придает прочность и упругость различным частям растений. Человек может использовать целлюлозу в строительстве, для изготовления бумаги и тканей.
Предметные результаты: объяснение роли биологии в практической деятельности людей.
Показ коллекций «Лен» и «Хлопок». Клетчатка (целлюлоза) - твердый углерод, придающий частям растений прочность. Из клетчатки состоят волокна, добываемые из стеблей льна (льняное волокно), а значит, и все льняные ткани. Из клетчатки состоят и длинные волоски на семенах хлопчатника – хлопка; из него делают вату, нитки, хлопчатобумажные ткани (ситец, сатин) и обычную бумагу.
Рассматривают коллекции.
Рассмотрите гербарные экземпляры озимой пшеницы Безостая – 1,выращиваемой в нашем КФХ «Возрождение». Этот сорт озимой пшеницы вывел Лукьяненко Павел Пантелеймонович. Что получают из зерна?
(Презентация.Слайды 8, 9, 10)
Рассматривают гербарий озимой пшеницы. Отвечают на вопрос.
Самостоятельно выполняют эксперимент №2 по инструктивной карточке. (Приложение 1).
Предметные результаты: приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов
Аккуратно выньте комочек теста и осмотрите его, развернув марлю. Потрогайте его пальцем
Что чувствуете? (скользкое, клейкое).Когда сомкнете пальцы, что чувствуете? (пальцы склеиваются).
Правильно, это выделяется из теста белок – клейковина. Он содержится в клетках пшеницы, ржи и других злаков. Благодаря этому белку человек может из муки получать тесто и печь хлеб и пироги.
Проводят исследование свойств органических веществ. Вывод записывают в рабочую тетрадь. (Задание 4 на странице 19)
Коммуникативные УУД:
сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий
Личностные результаты:
формирование интеллектуальных умений (анализировать информацию и делать выводы); развитие самостоятельности.
(Презентация.Слайд11)Растительные белки есть во всех органах растения, но в наибольшем количестве заключены в семенах. Очень много их в семенах гороха, сои, фасоли, чечевицы (от 50-80% от массы клетки). Здесь белки откладываются про запас. Растительные белки так же необходимы человеку, как и животные, особенно детям, и тем, кто не ест мяса.
Слушают учителя и рассматривают презентацию.
Предметные результаты: объяснение роли биологии в практической деятельности людей.
(Презентация. Слайд12)
Предлагает выполнить эксперимент №3 по инструктивной карточке. (Приложение 1.
Работа в паре. Самостоятельно выполняют эксперимент №3.
Делают вывод.
На бумаге осталось жирное пятно, значит, подсолнечник содержит много масла.
Предметные результаты: приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов
Коммуникативные УУД:
сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий
Личностные результаты:
формирование интеллектуальных умений (анализировать информацию и делать выводы); развитие самостоятельности.
(Презентация.Слайд 13,14)Ученый-биолог, селекционер Кубани Пустовойт Василий Степанович создал 20 высокомасличных (до 57%) сортов подсолнечника (Передовик,ВНИИМК,Смена)
В нашем КФХ «Возрождение и сейчас выращивают подсолнечник сорта ВНИИМК.
Смотрят презентацию и слушают учителя.
Предметные результаты:
знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки.
Кто из вас хотел быть заниматься выведением новых сортов растений? Кто хотел бы стать агрономом, механизатором, выращивать сельскохозяйственные растения на благо своей страны?
Высказывают свои желания.
Личностные УУД: ориентировка учащихся в мире профессий.
Беседа.
Какие масличные растения вам известны?
Как вы думаете, в каких частях растения чаще всего накапливается жир?
Почему именно в семенах наибольшее накапливание жира?
(Презентация, слайд 15 )
Отвечают на вопросы и делают вывод.
Жиры в растениях – это разные растительные масла. В большом количестве жиры накапливаются в семенах подсолнечника, льна, конопли, хлопчатника, сои.
Жир накапливается для питания зародыша семени при прорастании семян.
Предметные результаты: объяснение роли биологии в практической деятельности людей
Коммуникативные УУД:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Используя информацию текста «Роль органических веществ в клетке» на с.27учебника, заполнить таблицу в рабочей тетради (задание 2 на странице 18).
Самостоятельная работа. заполняют таблицу в рабочей тетради.
Личностные результаты:
формирование интеллектуальных умений: развитие самостоятельности.
Физминутка
2 мин
4474974.mp3
Выполняют упражнения
Личностные результаты: знание основ здорового образа жизни.
Аналитический этап.
Цель: определить уровень усвоения учащимися знаний о химическом составе клетки.
12 мин
Вопросы для контроля.
Какие вещества содержатся в клетке?
Как можно определить наличие воды в клетке?
Опишите опыт по выявлению белка в составе клетки.
Какое вещество можно обнаружить с помощью капли йода?
Докажите, что в семенах подсолнечника содержится жир.
Отвечают на вопросы.
Предметные результаты: формирование первичных систематизированных представлений о строении, химическом составе клетки.
Коммуникативные УУД: владение монологической речью в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
Задания на выбор.
Интерактивное задание «Белки, жиры, углеводы»
3. [Карточка ресурса]
2. Тест по теме "Химический состав клетки". Вариант 2
http://school-collection.edu.ru
Учащиеся определяются с выбором задания.
Каждый ученик индивидуально выполняет выбранное задание за
Личностные результаты: формирование ответственного отношения к учению.
Коммуникативные УУД: умение работать индивидуально
Этап рефлексии.
Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
6 мин
Организует рефлексию, организует самооценку результатов учащихся.
Учитель предлагает «Лист успеха»:
1.Оцените свою работу на уроке…
2. Мне на уроке понравилось…
3. Мне показалось трудным…
4. Я бы еще хотел …
Осуществляют оценку урока и самооценку, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Отвечают на вопросы, включенные в «Лист успеха».
Регулятивные УУД:
развитие навыков самооценки и самоанализа.
(Презентация, слайд 16).Учитель задает домашнее задание с учетом уровня подготовки учащихся.
§6 Задания 1,5,6 в рабочей тетради. На страницах 17-19.
Творческое задание на выбор: подготовить сообщение по материалам Интернет и научно- популярной литературы:
Масличные культуры (соя, чечевица, лен, хлопчатник, гречиха и другие).
Растения богатые сахарами.
Сельскохозяйственные растения и их значение в жизни народов мира
Слушают объяснения учителя, определяют задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества). Записывают домашнее задание.
Познавателъные УУД:
работать с различными источниками информации, готовить сообщения и представлять результаты работы классу.
Технические средства обучения: таблицы «Растительная клетка» и «Животная клетка»; гербарий озимой пшеницы; коллекции «Лен», «Хлопок»; компьютер; презентация «Химический состав клетки»; спиртовка, спички, держатель для пробирок, пробирки, стаканчики, раковины моллюсков, пипетки, раствор йода, вода, клубни картофеля, семена подсолнечника, зерновки пшеницы, мука, листы бумаги, карандаши.
Методическая литература:
Высотская М.В. Биология. Живой организм. Волгоград Издательство «Учитель», 2005г
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/000001ff-1000-4ddd-af3c-2a0046b3269f/?sort=order&from=000001a0-a000-4ddd-f0db-360046b1d94f&&rubric_id[]=81596&rubric_id[тест по теме «Химический состав клетки»
Количество учащихся по списку в классе: 10. Присутствовали на уроке: 10.
Тема урока: «Химический состав клетки».
Содержательные цели урока: формирование представлений о химическом составе клетки; развитие информационной компетентности учащихся, умение извлекать информацию и обрабатывать ее.
Деятельностные цели урока: создание условий для усвоения темы, развитие готовности мышления к усвоению новых способов деятельности, развитие мыслительных операций школьников; развитие навыков самоконтроля, развитие навыков адекватной самооценки.
Содержательные задачи: дать представление об неорганических и органических веществах; экспериментально доказать, что в состав клеток входят: вода, минеральные соли, жиры, белки, углеводы; систематизировать знания учащихся о химическом составе клетки.
Деятельностные задачи: приобретение учащимися исследовательских знаний и умений; развитие логического мышления: создание условий для развития речевой деятельности.
Личностные задачи: воспитание самодисциплины, культуры коммуникативных качеств (умения общаться в процессе парного взаимодействия), рефлексивных качеств личности.
Организационное начало урока.
Учитель готов к уроку: имеет подробный конспект урока, наглядные пособия, лабораторное оборудование размещено на каждом столе у ученика, технические средства обучения в рабочем состоянии. Учащиеся подготовлены к уроку: наличие учебников, тетрадей.
Классное помещение соответствует санитарно-гигиеническим требованиям, классная доска чистая, освещение помещения в норме.
4. Организационная структура урока: мобилизующее начало урока; соблюдается последовательность, взаимосвязь и соотношение частей урока; насыщенность урока и темп его проведения быстрый.
5. Анализ содержания учебного материала урока.
Урок соответствует программе биология 5-9 классы. Авторы: И.Н.Пономарева, В.С.Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С.Сухова. Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным ФГОС. Базовый уровень (1 час в неделю).
Тип урока: урок «открытия» нового знания. Выдержаны этапы данного типа урока. Организационный этап показал, что и учитель и ученики готовы к проведению урока. Проблемно-мотивационный этап включал беседу о строении клеток, сравнительную характеристику растительной и животной клеток. То есть наблюдаем связь с предыдущим уроком. Учитель умело подвел к изучению состава семян через проблемный вопрос. Информационный этап проведен в форме исследования с использованием алгоритма исследования. Дети самостоятельно доказывали, что в состав семян входят: белки, углеводы, жиры. Осуществлена связь с жизнью: указаны сорта зерновых и масличных культур, выращиваемых в КФХ «Возрождение». Осуществлялась связь с другими предметами: географией, химией. Дети анализировали результаты экспериментов и записывали выводы в тетрадь. (Задание №4 с.19).Анимация «Вода и минеральные соли в клетке» помогла детям справиться с заданием №3 (заполнить таблицу «Минеральные вещества клетки»).
За 15 минут до конца урока проведена физическая минутка (использована здоровьесберегающая технология). Интерес поддерживался на протяжении всего урока. С использованием ИКТ-технологии проведены: проверочная работа «Белки, жиры, углеводы» и интерактивный тест по теме «Химический состав клетки». Учащиеся имели возможность самостоятельного выбора задания. Работа каждого ученика была оценена.
Общепедагогические и дидактические требования к уроку.
План и конспект урока соответствовали поставленным целям. Выбраны методы обучения: по характеру познавательной деятельности учащихся и участия учителя в учебном процессе (проблемный, частично-поисковый). Для проверки усвоения знаний использован видеометод. Реализована технология деятельностного метода на основе системы дидактических принципов: непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности, вариативности, творчества.
Деятельность учителя.
Учитель научно и доступно излагал новые знания. Эффективно использованы технические средства: таблицы, гербарии, презентация. Использован передовой опыт методической науки. Вопросы ставились четко учителем. Учитель добивался от учащихся полных осознанных ответов. Домашнее задание дано с подробным разъяснением, дети по выбору получили дополнительное задание. Работа каждого ученика была оценена. 5 учащихся получили оценку «отлично», три ученика оценку «хорошо», двое учащихся - «удовлетворительно». Урок прошел в дружеской обстановке. Чувствовалось взаимопонимание между учителем и учащимися.
Деятельность учащихся.
Рабочие места учащихся были приготовлены. До начала урока поставлены на столы коробочки с лабораторным оборудованием для исследований. На столах лежал гербарий сельскохозяйственных растений. Учащиеся были дисциплинированы, прилежны, внимательны, умело переключались с одного вида работы на другое. Но учащиеся ещё недостаточно умело строили устную и письменную речь. Необходимо продолжить работу над развитием речевой деятельности. Добиваться правильных и точных ответов на поставленный вопрос. Во время закрепления учащиеся применяли полученные знания на практике, в ходе проверочной работы и тестирования.
Выводы.
План урока выполнен. Цели урока достигнуты. Включенность детей в учебную деятельность была на должном уровне. Особенно на уроке учащимся понравилось самостоятельно выполнять исследования химического состава клетки растений. Выполнены следующие планируемые результаты.
Познавательные УУД:умение давать определения понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавливать причинно-следственные связи, работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую. Учитель в ходе урока добился понимания необходимости знаний для хозяйственной деятельности человека.
Коммуникативные УУД: учащиеся активноучаствовали в обсуждении проблемных вопросов темы, аргументировали свою точку зрения; развивали умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; сотрудничать в паре при выполнении исследовательских заданий.
Личностные результаты: учащиеся уважительно относились к учителю и одноклассникам, соблюдали дисциплину, приобрели опыт работы со спиртовкой, познакомились с правилами обращения при нагревании вещества в пробирке. Проведены элементы профориентации: ознакомлены с профессиями ученого - селекционера, агронома, работников АПК. Для сохранения и укрепления здоровья каждого ребенка проведена физическая минутка, направленная на расслабление мышц глаз и скелетных мышц.
Регулятивные УУД: учились самостоятельно осуществлять оценочные действия. В завершении занятия каждый учащийся получил оценку своей деятельности с пояснением допущенных ошибок.
Умение самооценивать себя и взаимооценивать друг друга у учащихся 5 класса пока слабо развито, необходимо на каждом занятии применять этап рефлексии с целью развития регулятивных УУД. Учебный материал урока направлен на воспитание активных граждан общества с высоким уровнем информационной культуры и способствует успешной социализации и самоактуализации школьников.
Приложение 1. Алгоритм исследовательской работы по теме «Химический состав клетки».
Фамилия, имя ___________________________________________________________________________________________________
Эксперимент №1.
Разрезать клубень картофеля и капнуть на него немного раствора йода.
Наблюдаете и записываете вывод:____________________________________________________________________________
Эксперимент №2.
Муку насыпать в чашечку, добавить немного воды, перемешать палочкой. Получается густое тесто. Кусочек теста положить на марлю. Сделать мешочек и прополоскать в стакане с водой. Развернуть марлю. Что обнаружили в марле?