Технология построения урока: практическая работа, проблемное обучение.
Цель: формирование научного мировоззрения учащихся в процессе изучения внутреннего строения клеток растений и животных через активацию мыслительной и творческой деятельности обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
развить и углубить знания учащихся о внутреннем строении клеток живых организмов;
выявить различие во внутреннем строении клеток растений и животных;
работать над формированием умения работать с ученическим микроскопом.
Воспитательные:
осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду;
воспитывать любознательность, организованность, самостоятельность, умение использовать накопленные ранее знания, чувство ответственности за свои поступки.
Развивающие:
установить внутреннее строение клеток живых организмов опытным путём;
развитие у учащихся мыслительной деятельности, способностей формулирования выводов, умений применять знания в нестандартных ситуациях;
анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи;
уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
развитие познавательного интереса к предмету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока. »
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №3
города Углича Ярославской области
Методическая разработка по природоведению для 5 класса
в соответствии с требованиями ФГОС
по теме «Внутреннее строение клетки»
Автор: Веселова Татьяна Владимировна, учитель географии
Муниципального общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы №3
города Углича Ярославской области
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: практическая работа, проблемное обучение.
Цель: формирование научного мировоззрения учащихся в процессе изучения внутреннего строения клеток растений и животных через активацию мыслительной и творческой деятельности обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
развить и углубить знания учащихся о внутреннем строении клеток живых организмов;
выявить различие во внутреннем строении клеток растений и животных;
работать над формированием умения работать с ученическим микроскопом.
Воспитательные:
осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду;
воспитывать любознательность, организованность, самостоятельность, умение использовать накопленные ранее знания, чувство ответственности за свои поступки.
Развивающие:
установить внутреннее строение клеток живых организмов опытным путём;
развитие у учащихся мыслительной деятельности, способностей формулирования выводов, умений применять знания в нестандартных ситуациях;
анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи;
уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
развитие познавательного интереса к предмету.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
- знать внутреннее строение клетки;
- рассмотреть особенности строения клеток растений и животных;
- уметь отличать клетки растений и животных.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
- слушать товарища и обосновывать свое мнение;
- выражать свои мысли и идеи.
- познавательные:- работать с учебником;
- находить отличия;
- составлять макеты;
- работать с информационными текстами;
- сравнивать и выделять признаки;
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником.
Формирование умения находить отличия, составлять макет, работать с информационными текстами, сравнивать и выделять признаки.
Коммуникативные УУД
Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Формирование умения определять критерии изучения внутреннего строения клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Формирование умения работать по инструкции, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная,фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологическиересурсы: учебник, рабочая тетрадь, электронное приложение к учебнику «Естествознание. Введение в естественно – научные предметы 5 класс», микроскоп, готовы препараты для рассматривания клеток растений и животных.
Структура и содержание урока
I. Актуализация пройденного материала.
Ребята, добрый день!
Давайте посмотрим, друг на друга и улыбнёмся. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем.
Мы на предыдущих уроках уже говорили о живых клетках, о их разнообразии. Я предлагаю вам вспомнить, что вам уже известно?
Все живые организмы состоят из … (клеток). Правильно.
Почему клетки называют «кирпичиками» всего живого?
Давайте вспомним виды клеток. Один учащийся на магнитной доске в ряд выстраивает известные виды клеток, а ребята проверяют правильность выполнения задания. Когда учащийся закончил выполнение задания, ребята поправляют и дополняют.
Кто может назвать основные виды клеток, представленные на доске?
Запутанное письмо: «В центре клетки расположена крупная митохондрия, которая отвечает за передачу информации от материнской клетки к дочерним. Все пространство клетки заполнено цитоплазмой. Внутри клетки так же можно рассмотреть ядро, которое обеспечивает клетку энергией. Клетка одета снаружи клеточной оболочкой, которая ограничивает и защищает её от внешних воздействий». Прослушайте внимательно текст этого письма и найдите ошибки.
II. Мотивация
А теперь я предлагаю вам выполнить задание из электронного приложения к учебнику природоведения. (из набора органелл собрать растительную и животную клетки). Ребята делают ошибки.
Как вы думаете, почему у вас не получилось выполнить это задание?
Какой прибор поможет нам справиться с этим заданием и лучше понять внутреннее строение клеток?
Давайте подумаем, как будет звучать тема сегодняшнего урока и какая задача будет стоять перед нами. (версии детей)
Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.
Тема урока «Внутреннее строение клеток растений и животных».
Мы уже изучили строение клетки, узнали виды клеток в живых организмах. Давайте вспомним и проверим наши знания.
III. Актуализация нового материала.
Ребята, как вы думаете, где мы можем найти информацию для решения поставленной задачи? Я предлагаю вам ознакомиться с текстом учебника на стр. 110-111 и рассмотреть рисунки.
Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение. Давайте выясним, чем отличаются клетки растений от клеток животных. (найти отличия по рисунку).
А теперь давайте поработаем в группах с микропрепаратами и поищем отличия на настоящих клетках растений и животных.
IV. Практическая работа в группах.
Для выполнения работы ребята разделены на 4 группы (деление произведено заранее). В каждой группе есть капитан. Он следит за порядком и распределяет обязанности при выполнении работы, отслеживает правильность выполнения заданий ребятами в группе.
Инструкция по выполнению работы в группе 1, 3:
Настройте микроскопы.
Рассмотрите строение клеток герани и инфузорию туфельку.
Определить, в чём особенности строения растительной клетки.
Из заготовок на листе бумаги сделать макет растительной клетки.
Инструкция по выполнению работы в группе 2, 4:
Настройте микроскопы.
Рассмотрите строение клеток герани и инфузорию туфельку.
Определить, в чём особенности строения животной клетки.
Из заготовок на листе бумаги сделать макет животной клетки.
Разместите макеты своих клеток на магнитной доске. Давайте сравним, что у вас получилось.
Какая группа готова рассказать о строении растительной клетки?
Есть ли поправки и дополнения у другой группы, изучавшей строение растительной клетки?
Какая группа готова рассказать о строении животной клетки?
Есть ли поправки и дополнения у другой группы, изучавшей строение животной клетки?
Ребята, кто из вас может сформулировать вывод нашей практической работы? Чем различаются клетки растений и животных? (варианты учащихся).
Сформулировать вывод и записать в тетрадь: Клетки растений и животных различаются по:
толщине клеточной оболочки;
у растительной клетки есть хлоропласты, для обеспечения питания клетки;
у растительной клетки мощная пищеварительная вакуоль.
V. Закрепление
Давайте вернёмся к заданиям, которые вызвали у вас затруднения в начале урока. Кто готов выполнить эти задания? Работа с заданием из электронного приложения к учебнику природоведения. (из набора органелл собрать растительную и животную клетки).
VI. Рефлексия.
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:
-Все ли вам было понятно в течение урока?
-Какая часть урока показалась самой интересной?
-Какая часть урока вызвала затруднение?
-Какое у вас настроение после урока?
VII. Подведение итогов.
Кто, по вашему мнению, сегодня лучше всего работал. Каких оценок заслуживают эти ученики? Почему? (выставление оценок в журнал).
VIII. Домашнее задание.
Учебник с. 110, подготовить рассказ о строении клеток растений и животных.
Творческое задание: из подручных материалов проявив свою выдумку и фантазию создать модель клетки.