Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии 9 класс»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Ширяевская средняя общеобразовательная школа
Иловлинского муниципального района
Волгоградской области.
Методическая разработка урока по биологии
«Развитие жизни на Земле» 9 класс.
учитель биологии
Дядченко Татьяна Александровна
УМК: А.А.Каменский и др.
«Биология. Введение в общую биологию»
Х.Ширяевский
2021 г.
Пояснительная записка к уроку.
Федеральный государственный стандарт биологического образования ориентирован, прежде всего, на приведение содержания образования в соответствие с возрастными особенностями. Стандарт также ориентирован не только на «знаниевый», но и на деятельностный компонент образования, что позволит повысить мотивацию обучения и реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный на уроках опыт деятельности в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Урок должен быть эмоциональным, прививать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях; действия учителя и учащихся должны быть завершенными; на уроке должна доминировать атмосфера доброжелательности и активного творческого труда; меняются виды деятельности обучающихся, оптимально сочетаются различные методы и приемы обучения; соблюдаются единые требования к уроку. При проведении данного урока используются следующие приемы: наглядный (учебный фильм); словесный, выполнение исследовательской работы, создание проблемной ситуации, работа с дополнительными источниками информации.
Избранные приемы направлены на формирование УУД.
Урок по теме «Развитие жизни на Земле» входит в раздел «Возникновение и развитие жизни на Земле». На изучение этой темы отведено 5 часов. По структуре данный урок относится к уроку открытия новых знаний, т.к. это первый урок по названной теме.
Сценарий урока.
Тема урока: «Развитие жизни на Земле».
Цели урока:
1.Образовательная: разрешение проблемного вопроса через формирование понятия о многообразии живого мира и условиях неживой природы, его обуславливающих.
2.Развивающая: создать условия для усвоения знаний по теме урока, развивать логическое мышление обучающихся: учить выделять главное, сравнивать.
3.Воспитательная: воспитывать интерес к знаниям, культуру общения.
Задачи урока:
1.Образовательные: учащиеся смогут выделять существенные признаки понятий: многообразие живого мира; сумеют определять зависимость организмов от условий неживой природы, выдвигать гипотезы и искать пути решения проблемы.
2.Воспитательные: поддерживать у учащихся устойчивый интерес к знаниям, воспитывать чувство ответственности, продолжить работу по формированию коммуникационных и рефлексивных качеств.
3.Продолжить развитие логического мышления, учить умению выделять главное, обобщать и преобразовывать полученную информацию; создать условия для развития самостоятельности в поисках нужной информации.
Методы и методические приемы: наглядный (учебный фильм); словесный, выполнение исследовательской работы, создание проблемной ситуации, работа с дополнительными источниками информации.
Тип урока ( в соответствии с ФГОС) – открытие новых знаний.
1.Познавательные- определение существенных признаков понятий: «многообразие органического мира», «условия неживой природы», самостоятельное формулирование познавательной цели, постановка и формулирование проблемы, выдвижение предложений и их обоснование.
2.Коммуникативные- планирование учебного сотрудничества с учителем и обучающимися, осуществление совместной познавательной деятельности в группах.
3.Регулятивные- умение оценить других и давать самооценку своим действиям, соотнести известное с тем, что еще не известно, заполнить схематические модели разнообразных заданий с выделением существенных характеристик в рабочих листах, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой.
Личностные результаты обучения: участие в диалоге, умение слушать и понимать других, уметь сотрудничать в совместном решении проблем.
Предметные результаты обучения: освоение знаний по теме.
1.Самоопределение к деятельности.
Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне и поиск формулирования темы урока через решение проблемного вопроса. Для этого создается проблемная ситуация с помощью учебного фильма «Образование пробионтов».
Перед просмотром учитель просит учащихся перечислить уже известные им теории происхождения жизни.
Просмотр фильма и подготовка к ответу на проблемный вопрос: Как возникла жизнь на Земле, если она зародилась в водной среде?
2.Актуализация знаний и затруднений в деятельности.
На данном этапе запланирован анализ известной информации и ее преобразование, работа с рабочими листами. Работа с терминами «Эволюция», «Ароморфоз», «Идиоадаптация». Выявление причинно-следственных связей между неживой природой и расселением живых организмов на планете через метапредметные связи с географией. Формулирование темы урока.
Учащимся предлагается работа в парах. Используя гербарии, назвать ароморфозы и идиоадаптации, способствующие выходу растений на сушу. Используя фоторяд предложить учащимся назвать ароморфозы и идиоадаптации у животных.
3.Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта.
На данном этапе выполняется групповая исследовательская работа- заполнение таблицы. Для этого необходимо разделить класс на несколько групп ( у меня их три). Обучающиеся получают задания по исследованию трех эр. Просматривают учебные фильмы и заполняют таблицу в рабочих листах Используется и дополнительная литература. На данном этапе работы закрепляется умение обучающихся работать в группах, выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой, а также умение оценивать других.
4.Физминутка. А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз, так постоять.
Наклонитесь вправо, влево,
И беритесь вновь за дело.
5.Первичное закрепление.
После выполнения работы в группах, представители от каждой группы заполняют общую таблицу, спроецированную на экран. После чего применяется самопроверка с помощью ключей, подготовленных учителем. На данном этапе урока осуществляется совместная познавательная деятельность и в группе и в сотрудничестве с учителем.
6.Самостоятельная работа. Самопроверка.
На данном этапе учитель направляет деятельность учащихся на выполнение тестового задания в рабочих листах. Затем следует взаимопроверка и выставление оценок в рабочих листах.
7.Рефлексия.
На данном этапе происходит самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
8.Домашнее задание. На данном этапе учитель комментирует домашнее задание. Страницы учебника.
Ответить на вопросы: В древние времена моря кишели этими животными. Внешне они походили на мокриц, иногда гигантских, до 75 см в длину, покрытых трехдольным щитом (отсюда и название). Палеонтологи описали до 10 тыс. их видов. Вымершие 190 млн лет назад, эти животные сейчас имеют практическое значение. Найдя в осадочных породах отпечаток таких животных, геологи без труда определят возраст породы. Ведь каждому геологическому веку соответствуют свои виды этих животных. О каких животных идет речь? Каково их систематическое положение? Когда появились первые представители этой группы животных? Когда они достигли расцвета? Когда вымерли?
(Речь идет о трилобитах – представителях типа членистоногих подтипа трилобитов. Первые трилобиты появились, предположительно, в позднем протерозое. Наибольшего расцвета достигли в кембрии. Вымерли около 190 млн лет назад.)
Литература к уроку:
Каменский А.А. и др. «Биология. Введение в общую биологию и экологию». М. Дрофа. 2013г. с.247-260;
Беляев Д.И. «Общая биология» 10-11 кл. М. «Просвещение».2012 г. с.167-187
Трайтак Д.И. «Биология. Справочные материалы.» М. «Просвещение» 1993 г.
Литература для учащихся:
1. Каменский А.А. и др. «Биология. Введение в общую биологию и экологию». М. Дрофа. 2013г. с.247-260;
2. Беляев Д.И. «Общая биология» 10-11 кл. М. «Просвещение».2012 г. с.167-187
3. Трайтак Д.И. «Биология. Справочные материалы.» М. «Просвещение» 1993 г.
Технологическая карта урока «Развитие жизни на Земле»
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Осуществля
емые действия
Формируе
мые способы деятельности
Осуществля
емые действия
Формируе
мые способы деятельности
Осуществля
емые действия
Формируе
мые способы деятельности
1.Самоопред. к деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Поиск формулирования темы через решение проблемного вопроса.
Создание эмоционального настроя через постановку проблемного вопроса. (показ учебного фильма «Происхождение жизни на Земле»)
Смотрят и анализируют
учебный фильм
Выдвижение предположений и их обоснование
Включаются в урок во взаимодействии с учителем
Сотрудничество с учителем
Пытаются решить проблему
Сопоставление известного с тем, что еще не известно
2.Актуализация знаний и затруднений в деятельности. Цель: обеспечение восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения, подготовка мышления учащихся и организация ими внутренней потребности к построению учебных действий, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии по усвоению данной темы. Поиск формулирования темы урока.
Вспомнить определения: Что такое эволюция?, Что такое идиоадаптация?
Что такое ароморфоз?,
Какие факторы относятся к неживой природе?
Учащимся предлагается работа с гербарием с помощью которого называют ароморфозы и идиоадаптации у растений, а с помощью фоторяда- ароморфозы и идиоадаптации у животных.
Приложение № 1
Включаются в работу во взаимодействии с учителем. Отвечают на вопросы учителя, заполняют рабочие листы.
Анализ известной информации и ее преобразование.
Включаются в работу во взаимодействии с учителем.
Сотрудничество с учителем
Формулируют тему урока и записывают ее в рабочий лист.
Сопоставление известного с тем, что еще не известно
3.Построение проекта выхода из затруднений и реализация построенного проекта.
Учитель предлагает выполнить групповую исследовательскую работу по заполнению таблицы Обучающиеся получают задания по исследованию трех эр. Просматривают учебные фильмы и заполняют таблицу в рабочих листах Используется и дополнительная литература. На данном этапе работы закрепляется умение обучающихся работать в группах, выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой, а также умение оценивать других.
(Приложения № 1,2)
Выполняют исследовательскую работу с опорой на учебные фильмы, учебники и дополнительную литературу.
Определение понятий «биологический прогресс», «Биологический регресс», «Эра развития жизни», выявление организмов вставших на путь прогрессе и путь регресса. Устанавливать причинно- следственные связи.
Работа и консультации в группе
Осуществление совместной познавательной деятельности в группе в сотрудничестве с учителем
Заносят информацию своей группы в таблицу. Оценивают работу других
Умение выполнять разнообразные задания с выделением существенных характеристик объекта, уметь преобразовывать информацию из одного вида в другой. Умение оценивать других.
4.Физминутка
А теперь, ребята, встать,
Руки медленно поднять,
Пальцы сжать, потом разжать,
Руки вниз, так постоять.
Наклонитесь вправо, влево,
И беритесь вновь за дело.
Выполнение упражнений под руководством дежурного ученика.
5.Первичное закрепление.
Цель: установить правильность усвоения нового материала. Выявить неверные представления и их коррекция. Усвоение учащимися нового способа действия при работе с рабочими картами и формирование умений его применять.
Предлагается учащимся на основе отобранного материала заполнить общую таблицу «Развитие жизни на Земле». И затем используется самопроверка
(Приложение №1)
Заполняют таблицу на основе информации каждой из групп. Проводят самопроверку с помощью ключа. Сравнивают и обобщают полученные знания.(Приложение №3)
Закрепление понятий
Работа и консультация в парах
Осуществление совместной познавательной деятельности в сотрудничестве с учителем
Проводят самооценку своим действиям
Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям
6.Самостоятельная работа и самопроверка
Цель: применение нового знания в измененной ситуации, выявления качества и уровня овладения знаниями и способами действий. Обеспечение их коррекции.
Направляет деятельность учащихся на выполнение работы с проверочным тестом.
(Приложение № 1)
Индивидуальная работа учащихся в рабочих листах. Самопроверка с помощью теста.
Устанавливают связи между частным и общим, осуществляют синтез полученной информации
Индивидуальная работа в рабочих листах
Осуществление совместной познаватель
ной деятельности
Проводят самооценку своим действиям
Умение давать самооценку своим действиям
7.Рефлекия.
Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.
Учитель предлагает учащимся осмыслить свои действия на уроке и дать самооценку, используя для этого задание в рабочих листах
(Приложение №1)
Проводят самооценку своей деятельности на уроке индивидуально, с помощью рабочего листа
Индивидуальная работа в рабочих листах. Диалог с учителем и обучающимися.
Открытость учащихся к передаче и осмыслению своих действий; освоение разных способов коммуникаций. Умение полно и точно выражать свои мысли.
Проводят самооценку деятельности на уроке
Умение оценивать других и давать самооценку своим действиям.
8.Домашнее задание.
Цель: обеспечить понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
Учитель комментирует домашнее задание.
Слушают комментарий учителя и записывают домашнее задание.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Эра
Биологический прогресс
Биологический регресс
Растения
Животные
Растения
Животные
1.Палеозойская эра
Папоротники, хвощи, плауны. Встречаются голосеменные.
Стегоцефаллы, крылатые насекомые. Появляются пресмыкающиеся.
Папоротники
Земноводные (стегоцефаллы)
2.Мезозойская эра
Голосеменные растения, появляются покрытосеменные.
Моллюски, морские пресмыкающиеся, ящеры, растительноядные динозавры, появляются птицы, возникают сумчатые и плацентарные животные.
Голосеменные
Пресмыкающиеся
3.Кайнозойская эра
Однодольные растения (травянистой формы).
Отряд приматов, млекопитающие. Встречаются люди.
Древесная растительность
Морские пресмыкающиеся,
динозавры.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Задание первой группе.
Вы в каменноугольном периоде палеозойской эры:
1.Представителей какого Отдела растений вы встречаете чаще всего?
2.Назовите основные ароморфозы в растительном мире.
3.Как далеко продвинулась эволюция животных? Какие Типы достигли биологического прогресса?
4.Какие группы животных и растений встали на путь регрессивного развития?