Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии в 6 классе "Общая характеристика и многообразие Покрытосеменных растений"»
Урок: №42.
Класс: 6.
Предмет: биология.
Дата проведения: _______________
Тема: Глава IX. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения. Их общая характеристика. Многообразие покрытосеменных растений. Семейства двудольных растений. Значение покрытосеменных растений в природе и хозяйстве человека Деление цветковых растений на классы двудольных и однодольных растений.
Цели урока:
Обучающие:
закрепить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности и классификации покрытосеменных растений;
помочь учащимся в ходе процесса их учебной деятельности выделить главные черты цветковых, что позволило им занять господствующее положение в растительном мире.
продолжать формирование умения сравнивать различные отделы растений, эволюционного представления о развитии растительного мира от простого к сложному, находя черты их постепенного усложнения.
Развивающие:
развивать регулятивные, коммуникативные, личностные и познавательные УУД.
Воспитательные:
формировать познавательный интерес к предмету биологии через организацию коллективной поисковой деятельности;
развивать способность к рефлексии и самоактуализации;
развивать культуру общения и навыки коммуникации.
Задачи урока:
развивать умение проговаривать последовательность действий на уроке; обнаруживать и формировать учебную проблему, тему урока и формулировать цель урока совместно с учителем; развивать умение высказывать свою версию (регулятивные УУД);
вырабатывать умение слушать и понимать речь других; работать в группе; формировать устную речь (коммуникативные УУД);
развивать умение сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением другого человека (личностные УУД);
развивать умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя информацию, полученную на уроке, осознавать необходимость приобретения новых знаний для использования в своей практической деятельности (познавательные УУД).
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: ученики сумеют обосновать ведущую роль покрытосеменных растений в эволюции, научатся определять представителей двух классов цветковых растений.
Метапредметные: учащиеся овладеют методами поисковой деятельности, научатся планировать и прогнозировать деятельность для решения учебной задачи, работать в группе, слушать и слышать сверстников, вырабатывать единое мнение, аргументированно высказывать свою точку зрения, овладеют приёмами самоконтроля.
Личностные: у учеников сформируется познавательный интерес к предмету через использование поисковой деятельности, повышение стремления к самоактуализации, воспитание культуры общения.
Тип урока: Изучение НМ.
Оборудование:
гербарные экземпляры покрытосеменных (двудольных и однодольных) и споровых растений (мхи, хвощи…);
компьютер, интерактивная доска; презентация.
Методы и формы обучения:
объяснительно-иллюстративные;
слово учителя;
частично-поисковый метод;
индивидуальная и фронтальная работа учащихся.
Организационная структура урока.
Этап “Организационный момент”.
- Психологический настрой учащихся;
- предварительная организация класса;
- вызов, самоопределение и мотивация.
Учитель совместно с детьми планирует и проектирует урок (презентация – слайд №1).
Этап “Актуализация опорных знаний учащихся”.
Задание классу: из гербарных экземпляров предложенных растений выбрать те, которые размножаются семенами и те, которые размножаются спорами (слайды презентации №2,3,4)
Презентация.
Предварительно на парты разложены следующие экземпляры растений:
Учащиеся работают с гербариями, на которых отсутствуют этикетки с названиями растений, в парах. Разложив растения на две группы, дети объясняют свой выбор. Учитель предлагает поразмыслить над преимуществом семенных растений перед споровыми в условиях жизни на суше. (Оплодотворение внутри семязачатка, развитие там зародыша и формирование семени у взрослого растения – главное биологическое преимущество семенных растений перед споровыми. В семенах, в отличие от спор, есть запас питательных веществ, они защищены семенной кожурой, и в них формируется зародыш нового растения. Значит, семя – более надёжный орган размножения и расселения, чем спора).
Учитель: Сегодня на уроке мы знакомимся с отделом покрытосеменных растений. Второе название этих растений - цветковые растения.
Задание классу: в тексте параграфа № 42 найти, какое количество видов насчитывается в данном отделе. (Ответ: в нём насчитывается более 240 тысяч видов растений.)
Учитель: Это самая молодая группа растений и самая многочисленная. Мы должны выяснить, почему эта группа растений заняла господствующее положение в растительном мире и обеспечила покрытосеменным большое биологическое разнообразие.
Задание классу: рассмотрев гербарии, отложить в сторону споровые растения и внимательно рассмотреть семенные растения. Найти общие органы растений, присущие и голосеменным и покрытосеменным. (Ответ: вегетативные органы: корень, стебель, листья). (Слайд презентации №5)
- Какой орган появился у покрытосеменных растений? (Ответ: цветок.)
Учитель: Предлагаю нам вместе подумать над формулировкой вывода о главном отличии покрытосеменных растений. (Ответ: главное отличие покрытосеменных растений: появление цветка – как генеративного органа размножения).
Вопрос: Чем отличается семя покрытосеменного растения от семени голосеменного растения? (Ответ: у голосеменных растений семена лежат открыто, на поверхностях чешуек шишек. У покрытосеменных растений семена покрыты тканями плодов, которые образуются из завязи пестика цветов).
Учитель: По способу питания покрытосеменные растения являются автотрофами, но среди них встречаются гетеротрофы. Это растения паразиты и насекомоядные растения. Обратите Ваше внимание на слайды презентации №№ 6,7,8. (приложение №1).
Задание: найти в тексте учебника на странице 30 ответ на следующий вопрос: “Какие жизненные формы встречаются у покрытосеменных растений?” (Ответ: деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники и травы.) (Слайд презентации №9).
Учитель: Отдел Цветковые растения учёные-систематики делят на два класса: однодольные и двудольные. Сейчас вы получите карточки с описанием признаков двух классов. Но так как эти критерии были подготовлены учениками Карла Линнея, жившими в 18 веке, они допустили несколько неточностей. Вы, как ученики 21 века и сильные интеллектуалы, должны разобраться с характеристикой и найти ошибки в описании. В выполнении этой трудной задачи вам помогут гербарии. На следующих уроках биологии мы будем изучать следующие семейства класса двудольных растений: крестоцветные, розоцветные, пасленовые, бобовые, сложноцветные. В классе однодольных растений - лилейные и злаковые.
Вы должны разложить цветковые растения на две группы, ориентируясь на названия этикеток с обозначением принадлежности к семейству, и определить класс растения (приложение №2).
Двудольные растения
Однодольные растения
Зародыш семени с _____ семядолями.
(Вписать количество)
Запасные питательные вещества семени находятся в эндосперме.
(Найти ошибку в тексте)
Листья обычно имеют перистое, пальчатое, параллельное, дуговое жилкование.
(Выбрать правильные определения и подчеркнуть)
Черешок листа есть или нет.
(Подчеркнуть правильный ответ)
Корневая система – мочковатая, стержневая.
(Подчеркнуть правильный ответ)
Проводящая система в стебле состоит из многих отдельных пучков.
(Найти ошибку в тексте)
Обычно древесные и травянистые формы.
(Найти ошибку в тексте)
Зародыш семени с _______ семядолей.
(Вписать количество)
Запасные питательные вещества семени находятся в зародыше.
(Найти ошибку в тексте)
Листья обычно имеют перистое, пальчатое, параллельное, дуговое жилкование.
(Выбрать правильные определения и подчеркнуть)
Черешок листа есть или нет.
(Подчеркнуть правильный ответ)
Корневая система – мочковатая, стержневая.
(Подчеркнуть правильный ответ)
Проводящая система в стебле имеет кольцевое строение.
(Найти ошибку в тексте)
Обычно травы, редко древесные формы.
(Найти ошибку в тексте)
Этап “Закрепление знаний”.
В ходе закрепления знаний учащиеся выполняют тестовые задания.
Этап “Рефлексия”.
Учитель предлагает оценить меру своего личного продвижения к цели. Учащиеся называют основные позиции нового материала и как они их усвоили, отвечая на вопросы:
- что получилось, что не получилось и почему?
- что нового вы узнали?
- где пригодятся знания, полученные на сегодняшнем уроке, в вашей жизни?
Выставление и комментирование оценок.
Домашнее задание (дифференцированно)
Изучить материал параграфа “Отдел Покрытосеменные”. (Базовый уровень)
Подготовить таблицу сравнения голосеменных и покрытосеменных растений, изучая материалы параграфов, дополнительные интернет-источники (Творческий уровень).