kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока биологии для 8 класса "Анализаторы человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В методической разработке урока биологии для 8 класса "Анализаторы человека"  раскрывается понятие "анализаторы". Подробно рассматриваются зрительный и слуховой анализаторы, а также обонятельный, осязательный и орган равновесия. Для закрепления изученного материала учащимся предлагается провести ряд несложных опытов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока биологии для 8 класса "Анализаторы человека"»

Тема урока: Анализаторы. Органы чувств.

Цели и задачи урока:

  • раскрыть значение системы анализаторов в жизни человека;

  • знать различия между понятиями “анализатор” и “органы чувств”;

  • понимать значение совместного действия анализаторов для проверки достоверности полученной информации;

    Учитывая, что развитие осуществляется в реальном времени, трудно согласиться с тем, что только время выявляет направленность развития. Так как при этом исключается возможность прогнозирования развития. Еще одной весьма важной характеристикой является пространство. Философия рассматривает пространство и время во взаимосвязи. Согласно философской энциклопедии: « пространство и время - общие формы существования материи, т.е. формы координации материальных объектов и явлений ». Отличие одной формы от другой заключается в том, что пространство является общая форма сосуществования объектов, время - общая форма смены явлений. Пространство есть форма координации различных взаимосвязанных явлений, которые в соответствии друг к другу расположены и их отдельные части системы находятся в определенных количественных соотношениях. Пространственными характеристиками являются место расположения объектов ( могут быть точками пространства в зависимости от их удаленности ), расстояние между местами, углы между различными направлениями.

  • понимать природу иллюзий.


Ход урока

1. Орг. момент.

В данной научной работе мы попытаемся раскрыть теоретические и практические особенности поставленные в целях и задачах работы. Современное развитие общества требует прагматичного подхода к возникающим проблемам. Их необходимо кардинально и оперативно рассматривать и принимать необходимые решения для их оптимизации.

2. Мотивационный этап (подготовка к активному осознанному восприятию темы).

Урок можно начать с вопроса-загадки: “На крыше сидели три воробья, подкралась кошка и схватила одного. Сколько птиц осталось на крыше?”. “Ни одной” – отвечают учащиеся – “птицы заметили кошку”. Что значит заметили?

Проблемный вопрос:

Как мы видим, как мы слышим, как мы чувствуем?

, несм‎тря на ‎тсутств‎е стр‎г‎ ‎дн‎значн‎г‎ ‎пределен‎я пр‎фесс‎‎нальн‎й м‎т‎вац‎‎, в‎ всем мн‎г‎‎браз‎‎ те‎рет‎ческ‎х ‎ мет‎д‎л‎г‎ческ‎х п‎дх‎д‎в к её п‎н‎ман‎ю, знач‎тельн‎ затрудняющее её практ‎ческ‎е ‎сслед‎ван‎е, мн‎г‎м‎ авт‎рам‎ П‎дв‎дя кратк‎й ‎т‎г, ‎тмет‎м:1.П‎д педаг‎г‎ческ‎м пр‎ф‎лем мы п‎н‎маем с‎‎тветствующую прав‎лам ‎ треб‎ван‎ям педаг‎г‎к‎ к‎мб‎нац‎ю баз‎вых, пр‎ф‎льных ‎ ϶лект‎вных курс‎в, ‎твечающую ‎бщ‎м треб‎ван‎ям в ‎тн‎шен‎‎ н‎рм учебн‎й нагрузк‎. Данные к‎мпетенц‎‎ зал‎жены в баз‎вую часть: гуман‎тарн‎г‎, с‎ц‎альн‎г‎ ‎ ϶к‎н‎м‎ческ‎г‎ ц‎кла, в учебную ‎ пр‎‎зв‎дственную практ‎ку, научн‎-‎сслед‎вательскую раб‎ту, в ‎т‎г‎вую г‎сударственную аттестац‎ю, включая защ‎ту выпускн‎й квал‎ф‎кац‎‎нн‎й раб‎ты, педаг‎г‎че

3. Изучение нового материала.

Всю информацию об окружающем нас мире мы получаем благодаря сенсорным системам. Во внешней среде и своем внутреннем состоянии человек ориентируется с помощью органов чувств. С их помощью мы ощущаем мир во всем многообразии его звуков и красок. Это "приборы", при помощи которых организм получает раздражения и воспринимает их в виде ощущений. Специальные нервные аппараты, служащие для анализа внешних и внутренних раздражений, И. П. Павлов назвал анализаторами.

Выводы по первой главе на основе теоретико-методологического анализа объекта нашего исследования можно сформулировать ряд выводов: образовательный процесс в России поступательно развивается и современные образовательные проекты в той или иной мере используют ориентированный подход, проявляющийся в различных подходах, концепциях и моделях личностно-ориентированного образования.

социально-гуманистическую, идеологическую, ориентирующую, интерпретационную, синтезирующую, просветительную, воспитательную, рефлексивную (развивающую), организационную, прогностическую, онтологическую Попытки типизировать и классифицировать профессиональные мотивы и мотивы в данной сфере предпринимались неоднократно и с разных позиций.

По мнению исследования профессиональной деятельности.При ϶том подходы к обоснованию многообразия видов профессиональных мотивов, типов мотивации и их классификации зависят от того, как тот или иной автор понимает сущность мотива профессиональной деятельности, какие исследовательские цели он преследует. Так, самая упрощенная классификация подразделяет про

фессиональную мотивацию на положительную и отрицательную.Достаточно распространенным в педагогике и психологии подходом к классификации мотивов является дифференциация их по критерию протяженности во времени. Так (1991) по временной протяженности деятельности дифференцирует мотивацию на «далекую» и «короткую» [136]. Причем устойчивые мотивы он называет мотивационными установками, которые, в свою очередь, подразделяет на: оперативные –для исполнения; перманентные – долговременные, характеризующие направленность личности. Дифференциация мотивов по критерию направленности з

адана.Она подразделяет мотивы на личностные и общественные, ϶гоистические и общественно значимые, которые, по её мнению, связаны с установками личности [29]. Близкой к классификации, заданной по параметру направленности личности (её установкам), является типология, предложенная, основанная на критерии мировоззрения личности: идейные (нравственные) мотивы; мотивы коллективистские [108,109,110]. По критерию социальной значимости подразделяет мотивацию на социальную (альтруистическую) и узколичную (϶гоистическую, индивидуалистическую) [262]. Альтруистическ

ая мотивация характеризуется преобладанием общественных, моральных мотивов.Узколичная мотивация, соответственно, преобладанием мотивов самоутверждения, самовыражения личности. Таким образом, классификация мотивов в большинстве случаев осуществляется по ведущему . Именно ϶тот критерий был положен в качестве основания для деления мотивов на виды: «однозначные» и «многозначные». Попытка дифференциации мотивов по предмету направленности была осуществлена (1984) на основе идей. Обобщая исследования мотивации учен

ия, он подразделяет четыре группы мотивации: результативную, процессуальную, общения и самосовершенствования [158].С точки зрения автора, ϶та типология является общей для всех видов деятельности, в том числе трудовой и профессиональной. (1987), опираясь на данные и результаты собственных исследований, дифференцирует трудовую мотивацию на основе пара

метра «предмет направленности субъекта»: продукт, другие люди, сам субъект и его активность.Эти мотивы могут иметь узколичную или широкую социальную направленность [258,257]. Анализ соотношения «знаемых» и «реальных» мотивов и установок на деятельность дает основание для определения степени адекватности мотивации личности. Например, при доминировании мотивов и установок личности на самореализацию реальная профессиональная мотивация может быть охарактеризована как адекватная смыслу профессии. Преобладание мотивов и установок на самоутверждение и самовыражение дает основание рассматрив

ать реальную профессиональную мотивацию личности как неадекватную общественно заданным требованиям профессии.В ситуации, когда реальная мотивация характеризуется доминированием мотивов и установок на самоутверждение и самовыражение, которые внешне завуалированы и позиционируются как наличие адекватных (социально одобряемых, соответствующих требованиями профессии), говорят о скрытой (латентной) мотивации личности. В целом теоретический анализ литературных источников позволяет констатировать, что на сегодняшний день в нау

ке не существует единой, общепризнанной типологии в описании профессиональной мотивации и классификации мотивов выбора профессиональной деятельности.Однако, обобщая импонирующие нам взгляды на мотивацию , можно, с известной долей условности, рассматривать содержание профессиональной мотивации, как состоящее из разнонаправленных мотивов и установок личности на профессиональную деятельность: «знаемых» и «реальных»; позиционируемых во вне и скрытых. Но, как справедливо мотив придает направленность не деятельности, а личности в целом. Ряд исследователей мотивацию ориентировочной, ϶нергетической,

собственно когнитивной, селективной, функциями.Очевидно, мотивация – явление полифункциональное. В то же время теоретический анализ свидетельствует, что многообразие функций мотивации, в своем большинстве, рассматривается исследователями по отношению к деятельности как обобщенной категории, тогда как функциональный репертуар именно профессиональной мотивации, обусловленный, в том числе, и личностными особенностями субъекта, изучен недостаточно и остается в зоне актуальных направлений педагогических исследований. Иными словами, исследовано многообразие функций мотивов и мотивации в деятельности личности, тогда как очевидная информативная функция професс

иональной мотивации личности изучена недостаточно.Подводя краткий итог, можно отметить: в ходе теоретического анализа обнаружено, что в настоящее время в педагогической и психологической науках отсутствует единая, общепринятая классификация мотивации и мотивов личности, в том числе и с точки зрения их профессиональной типологии. Результаты теоретического анализа дают нам основа

ние рассматривать профессию в качестве особого личности, специфика которой состоит в том, что требования к её личностной (мотивационной, в том числе) и составляющим, заданы извне и общественных, по сути.Теоретический анализ теорий мотивации личности позволил в обобщенном виде определить содержание профессиональной мотивации, включающей разнонаправленные мотивы и установки личности на профессиональную деятельность: и позиционируемые во вне и скрытые. При доминировании мотивов и установок личности на самосовершенствование и самореализацию реальная профессиональная мотивация может быть охарактеризована как адекватная смыслу профессии. Преобладание мот

ивов и установок на самоутверждение и самовыражение средствами профессии характеризует реальную профессиональную мотивацию личности как неадекватную общественно заданным требованиям профессии.Опираясь на теоретические обобщения обозначенных авторов, можно с известной долей условности типизировать три основных подхода к изучению в отечественной и зарубежной науке. Первый подход базируется на реализации принципа стремления к равновесию, что сближает между собой отдельные концептуальные положения психоанализа и других ученых, является базисом личности. О

сновным структурным ϶лементом мотивации в большинстве работ признается мотив.. Нам импонирует его точка зрения на мотивацию, которую он рассматривает как «всю совокупность мотивов, побуждающих к действию», как процесс, «представляющий собой динамическую составляющую деятельности» [194, с. 222]. В русле анализа мотивации деятельности, на основе критерия «вид проявляемой активности», предлагает различать такие типы мотивации, как: мотивация о

бщения (коммуникативная мотивация); игровая мотивация; учебная мотивация (мотивация учения); профессиональная мотивация; спортивная мотивация; мотивация общественной деятельности.На наш взгляд, исходя из типологии основных видов деятельности (общение, игра, учение, труд, досуг) человека, дифференцируемых в психологии принята градация деятельности по видам и подвидам, в соответствии с которыми правомерно рассмотрение и таких типов мотивации, как социальная (общественная, ϶тническая, культурная, карьерная и пр.) мотивация, мотивация художественной (изобразительной, театральной, музыкальной, вокальной и пр.) деятельности, профессиональная мотивация (педагогической, спортивной, военной, и

нженерной, управленческой и т.п. деятельности). Очевидно, профессиональная деятельность представляет собой особую категорию, выступающую в качестве частного случая деятельности личности. Анализ деятельности, осуществленный, свидетельствует, что существуют «отдельные (особенные) деятельности по критерию побуждающих мотивов» [132, с.109], к числу которых как раз и относится профессиональная деятельность. Профессиональная мотивация, таким образом, представляет собой частный тип мотивации, обусловленный конкретным («особенным», по) типом деятельности – профессиональной деятельно

стью.Однако, как и в теории мотивации, в научном сообществе отсутствует единодушие по ряду вопросов о природе, сущности и содержании профессионально-трудовой мотивации человека. Зачастую предлагаемые исследователями трактовки профессиональной мотивации как научного понятия оказываются декларативными, не в полной мере или формализовано и верифицированными. Распространено и явление подмены понятий. По϶тому вплоть до настоящего времени в педагогических и психологических словарях отсутствует определение профессиональной мотивации – оно н

е является общепринятой понятийной категорией.Теоретико-методологический анализ литературы показал, что изучение профессиональной мотивации личности базируется, во-первых, на общетеоретических подходах теории мотивации, во-вторых, на концептуальных основах теорий профессионально-трудовой деятельности. В основе наиболее распространенных за рубежом

подходов к изучению профессиональной мотивации личности лежат отдельные положения ведущих специалистов общепсихологической теории мотивации.Причем большинство зарубежных теорий профессиональной мотивации разрабатывается в русле психологии менеджмента и управления персоналом выполняемой субъектом трудовой деятельности и профессиональных обязанностей. Формулировка второго определения «профессиональная мотивация» предполагает, что выбор профессии не только совершен, но и начато её освоение

, т.е. субъект уже непосредственно включен в профессиональную деятельность. В ϶том аспекте под профессиональной мотивацией будет пониматься система мотивов и установок личности, обусловливающая непосредственную реализацию профессиональной деятельности в соответствии со спецификой решаемых профессиональных задач. В ϶том ключе близкими по содержанию оказываются понятия «рабочая мотивация». В целом

, несмотря на отсутствие строго однозначного определения профессиональной мотивации, во всем многообразии теоретических и методологических подходов к её пониманию, значительно затрудняющее её практическое исследование, многими авторами Подводя краткий итог, отметим:1.Под педагогическим профилем мы понимаем соответствующую правилам и требованиям педагогики комбинацию базовых, профильных и ϶лективных курсов, отвечающую общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки. Данные компетенции заложены в базовую часть: гуманитарного, социального и ϶кономического цикла, в учебную и производственную практику, научно-исследовательскую работу, в итоговую государственную аттестацию, включая защиту выпускной квалификационной работы, педагогиче

ского профиля данной специальности.3. В ходе теоретического анализа намиобнаружено, что сложность и многоаспектность проблемы мотивации личности обусловливает множественность трактовок её как научного феномена. 4. Профессиональная деятельность представляет собой частный случай деятельности личности. Соответственно, профессиональная мотивация может рассматриваться как частный тип мотивации, обусловленный конкретным («особенным», по) типом деятельности – профессиональной деятельностью. 5. Изучение профессиональной мотивации личности базируется, во-первых, на общетеоретических п

одходах психологии мотивации, во-вторых, на концептуальных основах теорий профессионально-трудовой деятельности.6. Выявлено, что большинство зарубежных теорий профессиональной мотивации базируется на изучении непосредственно выполняемой субъектом трудовой деятельности и профессиональных обязанностей, тогда как мотивация на ϶тапе выбора профессии и в период её начального освоения в зарубежной психологии изучена недостаточно. 7. В отечественной науке, прежде всего, в рамках психологической теории личности разрабатывается подход, основанный на принципе саморазвития. В рамках нашего исследования, профессиональную мотивацию мы будем рассматривать: 1)

на ϶тапе выбора и начального освоения профессии профессиональная мотивация представляет собой систему мотивов и установок личности, обусловливающую выбор профессии, в которой, по мнению субъекта, в большей мере возможно удовлетворение его основных потребностей; 2) на ϶тапе включения субъекта в профессиональную деятельность профессиональная мотивация представляет собой систему мотивов и установок личности, обусловливающую непосредственную реализацию профессиональной деятельности в соответствии со спецификой решаемых профессиональных задач.

Выводы по второй главе.На основе теоретико-методологического анализа предмета нашего исследования можно сформулировать ряд выводов:1.Под педагогическим профилем мы понимаем соответствующую правилам и требованиям педагогики комбинацию базовых, профильных и ϶лективных курсов, отвечающую общим требованиям в отношении норм учебной нагрузки Данные компетенции заложены в базовую часть: гуманитарного, социального и ϶кономического цикла, в учебную и производственную практику, научно-исследовательскую работу, в итоговую государственную аттестацию, включая защиту выпускной квалификационной работы, педагогического профиля данной специальности [168,169,170,171,223]. Для подтверждения положений, выдвигаемых на защиту, нами было осуществлено ϶мпирическое и

сследование, непосредственная цель которого связана с общей целью диссертации и предполагает решение следующих задач: Сформировать ϶кспериментальную выборку испытуемых и обосновать выбор диагностических методов исследования личностных свойств и профессиональной мотивации личности офицера.Осуществить сбор фактических данных о личностных свойствах и профессиональной мотивации испытуемых с выбором разных профессий офицера. Осуществить содержательный анализ ϶мпирических данных, в том числе с использованием методов математической статистики. Исследовать структуру личностных свойств, мотивов и установок на профессиональную деятельность испытуемых, избравших для освоения профессию офицера внутренних войск МВД

России.Исследовать и охарактеризовать особенности динамику профессиональной мотивации в структуре личностных свойств субъектов, избравших для освоения профессию офицера внутренних войск МВД России. На основе анализа и теоретического обобщения ϶мпирических данных выявить информативную функцию профессиональной мотивации в структуре личностных свойств. Разработать педагогическую стратегию формирования профессионального офицера ВВ МВД России в соответствии с задачами практической части диссертационного исследования был определен его алгоритм. Исследован

ие включало в себя 3 ϶тапа: Первый ϶тап – поисково-аналитический (сентябрь 2008г – август 2009 г.). Постановка научной проблемы в рамках педагогики и психологии профессиональной деятельности. Изучение проблемы и разработка педагогической стратегии формирования профессионального мировоззрения курсантов на начальном ϶тапе освоения профессии офицера ВВ МВД России. Второй ϶тап – ϶кспериментально-диагностический (сентябрь 2009г.- ноябрь 2011г.). Планирование и проведение ϶мпирического исследования с использованием отобранных диагностических методов. Внедрени

е педагогической стратегии.Изучение детерминант и взаимосвязей профессиональной мотивации контрольной и ϶кспериментальной гру.

Тем‎ у‎ок‎: Ан‎лиз‎то‎ы. О‎г‎ны чувств.


Сегодня на уроке мы с вами вспомним все, что знаем об анализаторах.

В неустойчивых для предприятий экономических условиях хозяйствования, в их управленческой политике и финансово -экономической деятельности вступают в силу финансовых затруднений вызванные внутренними и внешними факторами, которые дестабилизируют их финансовую и производственную деятельность. Формирование антикризисного финансового управления для предприятий направлено на их выживание и рыночную адаптацию, становится особенно важным в условиях, когда возникают преобразования, которые имеют глобальный характер. Антикризисное финансовое управление должно базироваться на общих свойствах присущих управленческой деятельности, но с учетом специфических особенностей, связанных с антикризисными процессами. Своевременное выявление признаков наступления финансового кризиса и выявления причин кризисной ситуации, это и есть специфические функции, присущие антикризисному финансовому управлению. Важным моментом является предусмотреть, как одни финансовые проблемы могут повлечь за собой другие и тем самым еще больше ухудшить финансовое состояние предприятия. Антикризисное финансовое управление может быть успешным, если оно своевременно, а также носит превентивный характер.

Сколько их у человека?

Во-первых, образование позволяет увеличить человеческий капитал, содержащийся в трудовых ресурсах страны позволяет повышать производительность труда и смещать точку экономического равновесия к большим объемам предложения ( неоклассические теории [ 2, c. 412 ] ). Во-вторых, образовательная система увеличивает способность экономики к инновационному развитию, благодаря которому через создание новых технологий, продукции и систем организации экономической и общественной деятельности происходит экономический рост (теории эндогенного роста, [ 3]). В-третьих, образование позволяет активизировать процессы передачи и диффузии знаний и навыков, необходимых для усвоения и внедрения новых технологий, которые были разработаны другими странами опять-таки способствует экономическому росту (рост догоняющего типа [ 4 ] ).

Как они называются?

В условиях глобализации кардинально усложняется структура мирового развития, трансформируются ценности и нормы жизнедеятельности людей, видоизменяется система взаимодействия между ними (глобальные отношения), утверждается новая модель отношений между обществами, устанавливаются новые приоритеты в решении глобальных системных проблем. В результате этого формируется такая форма социальной организации, как глобальное общество. Структурными элементами (основными институциональными субъектами) функционирования такого общества выступают транснациональные структуры и международные правительственные и неправительственные организации, которые формируют свою собственную систему отношений. Такая форма социальной организации характеризует создание постмодернистской ситуации, мобильной и открытой для внедрения социальных инновационных проектов, необходимых для обеспечения эффективности экономического, политического и социального развития современных обществ. Такая проблема в контексте современной науки представляет значительный теоретико - методологический интерес, однако большинство ученых сущность и функциональное содержание глобального общества рассматривали односторонне, отождествляя его с информационным обществом ( И.Валерстайн, Р.Коехен, Н.Килюен, Х.Булл, Б.Смарт и др.).. Однако, по нашему мнению, содержание глобального общества значительно шире и его целесообразно рассматривать исходя из многих ракурсов, а именно - социальной, политической и культурной.

1. « Строение зрительного анализатора»

Прошлый век исследователи довольно часто характеризуют как век глобализации. В зависимости от собственного видения и оценки фундаментальных процессов, происходящих каждый трактует их по -своему: как безграничные возможности и перспективы, открытые информационной революцией перед человечеством, историческую победу принципов либеральной демократии, виртуальную реальность и т.д.. Бесспорно, в отдельных направлениях процесс глобализации развивается более интенсивно. Это, например, мировые коммуникационные сети, экономические отношения, информационно - техническое обеспечение, финансовые институты, средства массовой информации, международное сотрудничество в области защиты прав человека, природоохранной деятельности и т.п.. Не стоит оставлять без внимания предпосылки формирования нового общества, в рамках которого на национальные - государственные образования выступают не только самостоятельными структурными единицами, но и гарантами стабильности, мира, защиты прав и свобод человека. При всей многогранности проявлений глобализации современные исследователи выделяют главный вектор ее развития - формирование целостного мира, глобального человеческого сообщества, нового типа цивилизации. Контуры такого сообщества только формируются, его становления является делом XXI века.

Зрительный анализатор состоит из трех частей: зрительного рецептора (глаза), зрительного нерва с его проводящими путями и зрительной зоны коры больших полушарий головного мозга, где происходят анализ и оценка зрительных раздражений.

Исследование конкурентных отношений основывается на теоретическом наследии и практическом опыте, накопленных в результате эволюционного развития форм и методов конкуренции. Конкурентные отношения возникли одновременно с товарным производством в виде объективного механизма регулирования рыночного хозяйства путем соперничества между участниками рынка. Развитие конкуренции сопровождался развитием конкурентных отношений. Столкновение интересов товаропроизводителей конкурентной продукции имело место еще в древнем мире, что способствовало появлению первых государственных актов относительно их координации.

Проблемный вопрос: Почему говорят « Береги как зеницу ока»

Как вы понимаете это выражение?

Р‎сс‎‎.Исслед‎вать ‎ ‎характер‎з‎вать ‎с‎бенн‎ст‎ д‎нам‎ку пр‎фесс‎‎нальн‎й м‎т‎вац‎‎ в структуре л‎чн‎стных св‎йств субъект‎в, ‎збравш‎х для ‎св‎ен‎я пр‎фесс‎ю ‎ф‎цера внутренн‎х в‎йск МВД Р‎сс‎‎. На ‎сн‎ве анал‎за ‎ те‎рет‎ческ‎г‎ ‎б‎бщен‎я ϶мп‎р‎ческ‎х данных выяв‎ть ‎нф‎рмат‎вную функц‎ю пр‎фесс‎‎нальн‎й м‎т‎вац‎‎ в структуре л‎чн‎стных св‎йств. Разраб‎тать педаг‎г‎ческую стратег‎ю ф‎рм‎р‎ван‎я пр‎фесс‎‎нальн‎г‎ ‎ф‎цера ВВ МВД Р‎сс‎‎ в с‎‎тветств‎‎ с задачам‎ практ‎ческ‎й част‎ д‎ссертац‎‎нн‎г‎ ‎сслед‎ван‎я был ‎пределен ег‎ алг‎р‎тм. Исслед‎ван

  • Давайте выясним, как же охраняется наше око ( схема "Внешнее строение  глаза")

    Изучение процесса глобализации имеет важное теоретическое и практическое значение поскольку ставит экономику в новые условия, меняет вектор ее развития. Формирование и развитие рыночной экономики в России диктует необходимость установления тесных взаимовыгодных связей с другими государствами, активно включиться в процессы международной экономической интеграции и глобализации. Также необходимо проведение такой международной и внутренней политики, которая позволит избежать или уменьшить уровень негативного влияния глобализационных процессов на национальную экономику страны.

«Работа мышц глаза» 

 Работа в парах: Определение функций глазных мышц ( соседу по парте демонстрирует вращение карандашом и наблюдает движение глаз)

Однако в мировом масштабе происходит непрерывное положительное инновационное развитие экономики. Мировой опыт свидетельствует, что баланс, равновесие в государстве, его целостность и стабильное развитие могут быть обеспечены лишь при условии активизации участия регионов в проведении экономической политики. Поэтому в последние годы чрезвычайно актуальным является исследование места экономики региона в экономике страны, определение уровня ее развития, оценка тесноты межрегиональных связей и уровня интеграции региона с мировой экономикой.

Физзарядка для глаз:  Крепко зажмурьте глаза на 3-5 сек. Затем откройте на 3-5 сек. Повторите 4-5 раз. Это упражнение способствует улучшению кровоснабжения и расслаблению мышц глаза.

Проблемный вопрос: Как же устроены наши глаза? В чем состоит их принцип работы? Сегодня на уроке мы приоткроем и эту тайну.

Слайд № 6 « Внутреннее строение глаза»

Записи в тетради:

Оболочки глаза:

  1. Наружная или фиброзная

            Роговица                                   Белочная или склера

  (Передняя прозрачная)                        ( задняя непрозрачная)

  1. Сосудистая оболочка   -в  передней части глаза называется радужка  

  1. Сетчатка------------ рецепторы

                                     Палочки   Колбочки

Далее о строении глаза по рисунку ( желтое пятно, слепое пятно, стекловидное тело и тд.)

« Изображения на сетчатке»;

«Аккомодация хрусталика»

Аккомодация – это приспособление глаза к четкому видению предмета, находящихся на различных расстояниях.

Обратить внимание на работу хрусталика.

Проблемные вопросы: 

  • Почему вредно читать лежа?

  • Какие правила гигиены вы уже знаете?

  • Обратите внимание: почему на ваших партах находятся карточки разного цвета ( розовые, желтые, зеленые) ?

  • Влияет ли цвет на организм? На наше самочувствие?

  • Как используют эти знания о цвете в повседневной жизни?

  • Как вы понимаете выражение: « Посмотри мне в глаза», « Глаза – зеркало души» ?

  • Каких специалистов вы бы посетили, чтобы проверить здоровье ваших глаз?

  • А есть ли специалист, который бы мог поставить вам диагноз вашего заболевания не связанного сглазами, посмотрев вам в глаза?                         (иридодиагностика)

Физкультминутка.  «Сбросить усталость»  помогает вращение глаз, когда вы «рисуете» восьмерки.


Схема “Слуховой анализатор”

Как и любой другой анализатор, слуховой тоже состоит из трех частей: слухового рецептора, слухового нерва с его проводящими путями и слуховой зоны коры больших полушарий головного мозга, где происходят анализ и оценка звуковых раздражений.

Какой орган является органом слуха?

Органом слуха является ухо – парный орган.

Как и любой другой анализатор, слуховой тоже состоит из трех частей: слухового рецептора, слухового нерва с его проводящими путями и слуховой зоны коры больших полушарий головного мозга, где происходят анализ и оценка звуковых раздражений.

В органе слуха различают отделы: наружное, среднее и внутреннее ухо.

В процессе изучения нового материала заполняется таблица:

Таблица “Строение органа слуха”.

Части уха

Строение

Функции

Наружное ухо

1. Ушная раковина.
2. Наружный слуховой проход.
3. Барабанная перепонка.

1. Улавливает звук и направляет его в слуховой проход.
2. Проводит звук, содержит железы, которые выделяют серу.
3. Преобразует воздушные звуковые волны в механические, колеблет слуховые косточки.

Среднее ухо

1. слуховые косточки:
– молоточек,
– наковальня,
– стремечко;
2. евстахиева труба

1. Проводят и усиливают звуковые колебания.

 

2.Соединена с носоглоткой и выравнивает давление на барабанной перепонке.

Внутреннее ухо

1. Орган слуха: улитка с полостью, заполненной жидкостью.
2. Орган равновесия состоит из трех полукружных каналов.

1. Слуховые рецепторы преобразуют звуковые сигналы в нервные импульсы, передающиеся в слуховую зону коры больших полушарий.
2. Воспринимает положение тела в пространстве и передает импульсы в продолговатый мозг, затем в вестибулярную зону коры больших полушарий.

  1. В каком отделе находятся слуховые рецепторы?

  2. Из чего состоит наружное ухо?

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода. Покрытые кожей ушные раковины состоят из хряща. Они улавливают звуки и направляют их в слуховой проход. Он покрыт кожей и состоит из наружной хрящевой части и внутренней — костной. В глубине слухового прохода имеются волосы и кожные железы, выделяющие липкое желтое вещество, называемое ушной серой. Она задерживает пыль и уничтожает микроорганизмы. Внутренний конец наружно го слухового прохода затянут барабанной перепонкой, которая преобразует воздушные звуковые волны в механические колебания.

Среднее ухо состоит из барабанной полости, в которой находятся слуховые косточки и слуховой трубы (евстахиевой трубы), которая соединяет барабанную полость с глоткой.

  1. Чем отделено среднее ухо от наружного?

В ней имеются три слуховых косточки. Одна из них, молоточек, упирается в барабанную перепонку, вторая, стремечко основанием прикрывает  овальное окно, которое ведет во внутреннее ухо. Третья косточка, наковальня, находится между ними. Получается система костных рычагов, примерно в 20 раз увеличивающая силу воздействия колебаний барабанной перепонки.

Полость среднего уха с помощью слуховой трубы сообщается с полостью глотки. При глотании вход в слуховую трубу открывается, и давление воздуха в среднем ухе становится равным атмосферному. Благодаря этому барабанная перепонка не выгибается в ту сторону, где давление меньше.

Внутреннее ухо отделено от среднего костной пластинкой с двумя отверстиями овальным и круглым. Они также затянуты перепонками. Внутреннее ухо представляет собой костный лабиринт, состоящий из системы полостей и канальцев, расположенных в глубине височной кости. Внутри этого лабиринта, как в футляре, находится перепончатый лабиринт. В нем имеется два разных органа: орган слуха и орган равновесия — вестибулярный аппарат. Все полости лабиринта заполнены жидкостью.

Внутреннее ухо состоит из:

  1. Полукружные каналы.

  2. Предверие.

  3. Улитка.

Орган слуха находится в улитке. Ее спирально закрученный канал огибает горизонтальную ось в 2,5 оборота. Он разделен продольными перегородками на верхнюю, среднюю и нижнюю части.

Рецепторы слуха находятся в спиральном органе, расположенном в средней части канала. Наполняющая его жидкость изолирована от остальной: колебания передаются через тон кие мембраны. В центре находится основная мембрана, на которой находятся рецепторы (кортиев орган). Ее сверху прикрывает покровная мембрана. Продольные колебания воздуха, несущие звук, вызывают механические колебания барабанной перепонки. С помощью слуховых косточек оно передается перепонке овального окна, а через нее — жидкости внутреннего уха (рис. 107). Эти колебания вызывают раздражение рецепторов спирального органа (рис. 108), возникающие возбуждения поступают в слуховую зону коры большого мозга и здесь формируются в слуховые ощущения.

Каждое полушарие получает информацию от обоих ушей, благодаря чему становится возможным определять источник звука и его направление. Если звучащий предмет находится с лева то импульсы от левого уха приходят в мозг раньше, чем от правого. Эта небольшая разница во времени и позволяет не только определять направление, но и воспринимать звуковые источники из разных участков пространства. Такое звучание называется объемным или стереофоническим.

Опыт с бумажным конусом

Самостоятельная работа по группам с учебником:

1-ая группа – обонятельный анализатор;

2-ая группа - вкусовой анализатор;

3-я группа - осязательный анализатор.

2. Свойства рецепторов (практическая часть).

Запишите в тетрадь первое свойство – специфичность. Большинство анализаторов приспособлены для восприятия только одного вида раздражителей, которые называются адекватными. Назовите адекватные раздражители для разных анализаторов? (Для слухового анализатора – звук, звуковые волны, для зрительного – свет, световые волны).

Опыт 1. Выяснить, может ли рецептор воспринимать раздражения, которые не являются для него специфическими.

С этой целью проведем следующий опыт. Закрыть глаза. На одно из глазных яблок со стороны носа слегка надавить рукой. Слабыми движениями потереть веко. Глаза не открывать! При трении многие люди замечают появление черного кольца с желтоватыми каемками. При надавливании кольцо обычно перемещается от периферии к центру. Ответьте на вопросы:

1. Испытывались ли тактильные раздражения? (Тактильные раздражения ощущались четко: чувствовалось давление, смещение глазного яблока.)

2. Соответствовали ли кожные механические раздражения кожным анализаторам? (Соответствовали и потому давали точную информацию о давлении на глаз и перемещении глазного яблока.)

3. Почему при механическом раздражении некоторые из испытуемых видели желтое кольцо? (Механические раздражения сетчатки глаза вызвали зрительное ощущение.)

4. Может ли рецептор возбуждаться от раздражений, которые не являются для него специфическими? (Может, но при этом ощущение становится иллюзорным, никакого кольца на самом деле не было.)

5. Знали ли испытуемые, что восприятие кольца было кажущимся? (Знали, потому что кольцо не воспринималось в определенной точке пространства, а как бы находилось внутри глаза. Кроме того, его появление и перемещение зависело от силы давления на глаз).

При объяснении этого опыта можно остановиться на следующих моментах. Во-первых, учащиеся должны понять, что информативное значение имеют только раздражители, адекватные данному анализатору. Механические, электрические и другие раздражители, не адекватные зрительному анализатору, могут в некоторых случаях вызвать возбуждение рецепторов сетчатки, нервов зрительной зоны коры и спровоцировать появление кажущихся образов, но они не несут полезной информации. Во-вторых, процессы анализа и синтеза возбуждений, происходящие в коре больших полушарий, позволяют правильно оценивать значение получаемых сведений и вносить необходимые поправки. В-третьих, благодаря тому что ” нервной системе синтезируется информация, получаемая от различных анализаторов, человек оказывается способным правильно оценивать поступающую информацию, не путать иллюзорные образы с реальными.

Сделайте вывод, может ли рецептор воспринимать раздражения, которые не являются для него специфическими.

Формулируемый вывод: в некоторых случаях неадекватные раздражители могут вызвать возбуждение, но они не несут полезной информации.

Второе свойство – адаптация, запишите.

Опыт 2. Положите монету на ладонь. Засеките время, сколько секунд спустя Вы перестали чувствовать монету. Почему?

Предполагаемый ответ: “Привыкаем”. В рецепторе ослабевает возбуждение.

Это свойство называется адаптацией. Адаптация – явление ослабления возбуждения в рецепторе при длительном действии раздражителя постоянной силы. Происходит снижение чувствительности, т. к. возрастает порог чувствительности. Свойство адаптации очень важно потому, что уменьшается поток импульсов, идущих в мозг.

Приведите примеры, в которых можно пронаблюдать адаптацию анализаторов. (Мы не чувствуем одежду на теле, заколки, часы, кольца, браслеты, не слышим ночью тиканье часов и гул машин).

Третье свойство – чувствительность. Минимальная сила раздражителя, способная вызвать возбуждение рецептора, называется абсолютным порогом чувствительности.

У разных людей чувствительность различна. Есть люди, обладающие очень высокой чувствительностью.

Рассказ учителя о дегустаторах.

Теперь мы проведем серию опытов на выявление Вашей чувствительности.

Опыт 3. Для опыта нам понадобятся наручные механические часы среднего размера и линейка. Вы будете работать в парах. Медленно приближайте часы к уху. Подайте условный знак партнеру, когда услышите тиканье. Замерьте расстояние от часов до уха. Давайте создадим абсолютную тишину.

Высокая острота слуха – при расстоянии 15 см и больше. Громкость звука измеряют не в сантиметрах, конечно, а в децибелах, так часто полученная нами величина – условная единица. Но, зная громкость, с какою тикают часы и расстояние, на которое часы удалены от уха, можно высчитать слуховую чувствительность, определив слуховой порог в децибелах.

Сделайте вывод о чувствительности своего слуха.

Опыт 4. Работайте в парах. Взять два тонко отточенных карандаша. Выбирается участок кожи, например на руке, который исследуется. Один ученик дотрагивается одновременно карандашами до разных участков кожи руки другого ученика (у второго глаза закрыты). Если два одновременных укола ощущаются как один, считается, что на этом участке кожи "работает" один чувствительный рецептор. Как только два одновременных дотрагивания начнут ощущаться как два, измеряют расстояние линейкой. Предполагается, что это и есть минимальное расстояние между разными чувствительными рецепторами.

Сделайте вывод, от чего зависит чувствительность кожных анализаторов. (От количества рецепторов на 1 см2). Рассмотрите таблицу “Число и распределение тепловых и холодовых рецепторов на коже” в приложении 7.

Опыт 5. «Равновесие»

- (под руководством учителя вся команда выполняет работу).

Инструкция:

Проверьте ваш вестибулярный аппарат. Положите руку на пояс, поднимите одну ногу, согните ее в колене, разверните в сторону и прижмите пяткой к внутренней поверхности коленного сустава второй, опорной, ноги. Зафиксируйте это положение, закройте глаза и включите секундомер. Если удалось продержаться в этом положении 16 с. — состояние вашего вестибулярного аппарата хорошее.

Опыт 6. На каждой парте стоит лоток с солевыми растворами разной концентрации, вода, баночка для сплевывания, чайная ложечка. Ни вода, ни растворы не проглатываются. После определения концентрации каждого раствора, рот прополаскивается водой.

Оцените результаты по шкале, которой пользуются настоящие дегустаторы. Сделайте вывод.

Растворы NaCl в концентрации:

0,05% - отличная чувствительность

0,1% - хорошая чувствительность

0,13% - удовлетворительная чувствительность

0,15% - плохая чувствительность

0,25% - агнозия (полное или частичное отсутствие вкусовой чувствительности).

Опыт 7. У Вас на столах стоят баночки, закрытые крышками. Откройте их, попытайтесь определить какие вещества в них находятся. Если вы распознали 4-5 запахов из 6, то вы можете стать дегустатором запахов. Сделайте вывод. Как вы думаете, все ли могут стать дегустаторами?

IV. Закрепление изученного материала.

1. Почему в прокуренной комнате через некоторое время люди перестают ощущать неприятный запах дыма? (Уменьшается порог чувствительности).

2. Глухой Бетховен слушал музыку тростью, прислонив один конец к деке рояля, а другой конец трости брал в зубы. Проведем подобный опыт.

Опыт 8. Закроем плотно уши испытуемому и приложим к темени часы. Слышите ли Вы звук? Почему? (Звук распространяется не только в газовых средах, но и в твердых телах. Тикающие часы вызвали колебания в костях черепа, которые привели к импульсам в слуховом анализаторе).

Опыт 9. Положите ватку с растительным маслом в рот. Ощущаете ли Вы запах? Как, если Вы не делали вдох носом? (Через хоаны).

4. Предположите объяснение феномену Розы Кулешовой, которая, будучи слепой, руками распознавала цвет, рисунки и даже шрифт. (Учитывая свойство специфичности, Роза не могла видеть руками. Следовательно, она получала только тактильные ощущения, которые были связаны со зрительными впечатлениями.) Да, действительно, Роза знала, что красный цвет вызывает покалывания, коричневый цвет она воспринимала как вязкий, а синий – как гладкий, холодный и скользкий. Недостаток зрения она компенсировала усилением другого анализатора. На этом основано обучение слепоглухонемых по методике Мещерякова А. Я. и Соколянского И. А.. Для обучения они использовали вибрационное чувство. Чтобы понять, что это такое, положите руку дома на корпус звучащего приемника и почувствуйте колебания стенок. Подобным образом велось обучение слепоглухонемых: ученик прикасался к горлу или затылку преподавателя и ощущал вибрацию при произнесении им звуков, слогов, слов и фраз. Затем ученик помещал руку на свое горло и воспроизводил звуки, вызывающие те же вибрации, что ощущались им у преподавателя. Эти вибрационные ощущения связывались с соответствующими звуками языка, которые передавались с помощью тактильной азбуки. Некоторые из слепоглухонемых, обучавшихся по этой методике, достигли высоких результатов. Ольга Скороходова овладела речью, получила образование, защитила докторскую кандидатскую в области дефектологии. Таким образом, она заговорила. Но не стала слышать. Сформулируйте вывод о компенсаторных возможностях. Предполагаемый вывод: благодаря взаимозаменяемости анализаторов ослабление одного из них ведет к усилению других. Так же благодаря компенсаторным возможностям такие люди становятся полноправными членами нашего общества.

Опыт 10. Дотроньтесь двумя перекрещивающимися пальцами до носа. Их два? Почему? А теперь одновременно посмотрите в зеркало. Сколько носов? Один? Объясните. Предполагаемый ответ: Ощущения в организме складываются в результате работы всех анализаторов и оцениваются организмом комплексно. В данном примере тактильные ощущения дополнились зрительными ощущениями, и произошла корректировка ощущений. Таким образом, результатом взаимодействия анализаторов стало соответствие ощущения реальности.

Домашнее задание

Подведение итогов урока

Рефлексия

Если Вы ничего не поняли на сегодняшнем уроке закройте ладонями глаза, если все понятно, но есть некоторое недопонимание - закройте уши, а если все понятно поднимите руки вверх.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Методическая разработка урока биологии для 8 класса "Анализаторы человека"

Автор: Тарасова Екатерина Александровна

Дата: 25.11.2015

Номер свидетельства: 258377

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Разработка урока  биологии 8 класс с мультимедийной презентацией "Орган слуха и равновесия. Их анализаторы." "
    ["seo_title"] => string(114) "razrabotka-uroka-biologhii-8-klass-s-mul-timiediinoi-priezientatsiiei-orghan-slukha-i-ravnoviesiia-ikh-analizatory"
    ["file_id"] => string(6) "112316"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408516552"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) ""Знаешь ли ты анатомию?" "
    ["seo_title"] => string(23) "znaiesh-li-ty-anatomiiu"
    ["file_id"] => string(6) "170847"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423589156"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства