Методическая разработка «Контроль знаний по биологии в 6 - 9 классах»
Методическая разработка «Контроль знаний по биологии в 6 - 9 классах»
Контрольные работы направлены на проверку не только знаний, но и различных видов учебных умений: характеризовать биологические объекты, явления, процессы, законы, теории; приводить примеры биологических объектов, а также происходящих в природе процессов и явлений; распознавать особенности строения, процессов жизнедеятельности, индивидуального и исторического развития организмов, основные систематические категории;узнавать и классифицировать биологические объекты и явления; устанавливать причинно – следственные связи между строением и функциями органоидов клетки, органов, систем органов и организмов в экосистемах, со средой их обитания, между движущими силами и результатами эволюции: приспособленность организмов и многообразие видов; применять биологические знания при решении задач.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- приводить примеры биологических объектов, а также происходящих в природе процессов и явлений;
- распознавать особенности строения, процессов жизнедеятельности, индивидуального и исторического развития организмов, основные систематические категории;
- узнавать и классифицировать биологические объекты и явления;
- устанавливать причинно – следственные связи между строением и функциями органоидов клетки, органов, систем органов и организмов в экосистемах, со средой их обитания, между движущими силами и результатами эволюции: приспособленность организмов и многообразие видов;
- применять биологические знания при решении задач.
Контрольные работы включают:
задания с одним правильным вариантом ответа,
задание на установление соответствия,
задание, содержащее рисунок,
задание на определение понятия или знание терминологии,
задания с открытым ответом,
задачи.
Содержание работы направлено на проверку знаний обучающихся о методах изучения живых объектов; о строении, функциях и многообразии клеток, тканей, органов и систем органов; признаках живых организмов; способах размножения; классификации организмов; об усложнении растений и животных в процессе эволюции; о биоразнообразии как основе устойчивости биосферы и результате эволюции.
В письменной работе контролируется сформированность у школьников различных общеучебных умений: использовать биологическую терминологию; узнавать объекты живой природы; обосновывать процессы и явления; устанавливать причинно-следственные связи; решать биологические задачи.
Результаты ориентированы на общую функциональную грамотность, получение компетентностей для повседневной жизни и общего развития.
Система оценивания выполнения отдельных заданий
и контрольной работы в целом.
Критерии оценки:
· правильное выполнение 100 – 90% заданий – отметка «5»
· правильное выполнение 89 – 75% заданий – отметка «4»
· правильное выполнение 74 – 50% заданий – отметка «3»
· правильное выполнение менее 49% заданий - отметка «2».
Продолжительность выполнения работы – 45 минут.
Биология 6 класс
Контрольная работа 1
1 вариант
Задания с одним правильным ответом.
1. Совокупность клеток, имеющих общее происхождение, одинаковую форму и выполняют общую функцию, - это: а) орган; б) ткань;
в) организм г) органоид.
2. Ткань, которая дает начало всем другим тканям: а) основная;
1. Содержание воды в клетке в среднем составляет (в процентах от массы):
а) 1-2, б) 5-10, в) 30-40, г) 70-80.
2. К группе макроэлементов относится:
а) кальций, б) цинк, в) медь, г) марганец.
3. Аминокислоты входят в состав:
а) глюкозы, б) целлюлозы, в) белков, г) жиров.
4. Установите соответствие между нуклеиновой кислотой и её биологическими особенностями.
1 – ДНК А – является посредником между хранителем наследственной
2 – РНК информации и белком Б – хранит наследственную информацию В – входит в состав рибосом Г – осуществляет транспорт аминокислот Д – молекула имеет форму спирали Е – состоит из двух цепочек
5. Дать определение терминам:
Биополимер – это ____________________.
Денатурация – это ___________________.
6. Решите задачу
В состав молекулы ДНК входит 100000 нуклеотидов, из которых 28% гуанина. Сколько в ее составе аденина, тимина и цитозина. Какая длина этой молекулы?
7. Решите задачу
Правая цепь ДНК содержит участок: АТГ ЦТЦ ГТА ТТЦ ГГА. Какую последовательность нуклеотидов будет иметь левая цепь ДНК?
2. Число аминокислот, участвующих в построении молекул белка, составляет:
а) 20, б) 50, в) 150, г) 250.
3. Четвертичная структура белка представляет собой:
а) длинную цепь аминокислот, б) спирально закрученную нить, в) шарообразную структуру — глобулу, г) агрегат из нескольких глобул.
4. Установите соответствие между терминами и определениями.
1 – ферменты А – Органическое соединение, которое сохраняет
2 – ДНК наследственную информацию
3 – витамины Б – процесс нарушения естественной структуры
4 –денатурация белка без разрушения пептидных связей
В – органические соединения, которые регулируют
обмен веществ и энергии в организме
Г – класс белков, которые выполняют
каталитическую функцию
5. Дайте определения терминам:
Ренатурация – это ___________________.
Биохимия – это _____________________.
6. Решите задачу
В состав молекулы ДНК входит 80000 нуклеотидов. Какова длина этой молекулы? Сколько в ее составе тимина, аденина и гуанина, если она содержит 31% цитозина
7. Решите задачу
Левая цепь ДНК имеет такую последовательность нуклеотидов ЦТЦ ГАТ ТАА ГЦГ ТТА. Какова последовательность нуклеотидов будет наблюдаться вследствие репликации в правой цепи?
9 класс
Контрольная работа 2.
1 вариант
Задания с одним правильным ответом
Клетки прокариот в отличие от клеток эукариот не имеют:
4. Установите соответствие между процессами и условиями их протекания:
А – фотосинтез 1 – происходит в хлоропластах
Б – энергетический обмен 2 – окисление пировиноградной кислоты
3 – в любых живых клетках
4 – только на свету
5 – в зеленых клетках растений
6 - выделение СО2 и Н2О
7 - синтез молекулы АТФ за счет энергии света
8 – на свету и в темноте.
5. Дайте определение понятиям:
Трансляция – это ___________________.
Клеточный, или жизненный, цикл клетки – это ____________________.
6. Решите задачу:
Молекула ДНК имеет следующую последовательность: А-Г-А-Ц-Г-Т-Т-А-Г. Определите последовательность аминокислот в полипептидной цепи. Какую длину имеет данный фрагмент ДНК? (расстояние между нуклеотидами в ДНК составляет 0, 34 нм).
7. Охарактеризовать две формы постэмбрионального развития организмов, выявить их особенности, объяснить значение стадии личинки и метаморфоза при непрямом развитии.
9 класс
Контрольная работа 2.
2 вариант
Задания с одним правильным ответом
1. Какие органоиды характерны только для растительных клеток:
4. Установите соответствие между процессами и условиями их протекания:
А – энергетический обмен 1 – на свету и в темноте
Б – фотосинтез 2 – в любых живых клетках
3 – окисление пировиноградной кислоты
4 – только на свету
5 – в зеленых клетках растений
6 – выделение СО2 и Н2О
7 – синтез молекулы АТФ за счет энергии света
8 – происходит в хлоропластах
5. Дайте определение понятиям:
Мейоз – это ________________.
Транскрипция – это __________________.
6. Решите задачу
Фрагмент ДНК имеет строение: Г-Т-Т-А-Г-Ц-Т-Г-А… Определите последовательность аминокислот в полипептидной цепи. Какую длину имеет этот фрагмент ДНК (расстояние между нуклеотидами в ДНК составляет 0, 34 нм)?
Охарактеризовать этапы эмбрионального развития организмов, выявить их особенности, объяснить, как влияют условия внешней среды на развитие зародыша.
9 класс
Контрольная работа 3
1 вариант
Задания с одним правильным ответом.
1. Совокупность всех внешних и внутренних признаков организма – это:
а) фенотип, б) генотип, в) генофонд, г) геном.
2. Пределы, в которых возможны изменения признаков у данного генотипа, называют:
4. Установите соответствие между характеристикой изменчивости и видом, к которому её относят.
Характеристика изменчивости Вид изменчивости
А – носит групповой характер 1 – Модификационная
Б – носит индивидуальный характер 2 – Мутационная
В – наследуется
Г – не наследуется
Д – обусловлена нормой реакции признака
5. Дайте определения понятиям:
ген, рецессивный признак, селекция.
6. Решите задачу
У морских свинок ген мохнатой шерсти (R) доминирует над геном гладкой шерсти (r). Мохнатая свинка при скрещивании с гладкой свинкой дала 18 мохнатых и 20 гладких потомков. Каков генотип родителей и потомства? Могли бы у этих свинок родиться только гладкие особи?
7. Решите задачу
Потемнение зубов – доминантный признак, сцепленный с Х-хромосомой. У родителей, имеющих темные зубы, родилась дочь с темными и сын с белыми зубами. Какова вероятность рождения детей с белыми зубами в этой семье? Составьте схему наследования.
8. Охарактеризуйте методы генетики человека. Какие наследственные заболевания человека вы знаете?
9 класс
Контрольная работа 3
2 вариант
Задания с одним правильным ответом.
Во втором поколении моногибридного скрещивания при полном доминировании будет наблюдаться расщепление по фенотипу:
а) 3:1, б) 1:1, в) 1:2:1.
2. Метод изучения наследственности человека, в основе которого лежит изучение числа хромосом, особенностей их строения, называют:
4. Установите соответствие между методом и его сутью:
А – гибридологический 1 – скрещивание родительских форм,
Б – близнецовый различающихся по ряду признаков
В – цитогенетический 2 - изучают хромосомные наборы здоровых и
Г – генеалогический больных людей
3 - используется анализ родословных
4 - выявляет влияние генотипа и среды на
развитие ребенка
5. Дайте определения понятиям:
гомозигота, мутация, биотехнология.
6. Решите задачу
Красная окраска цветков ночной красавицы определяется геном А, а белая окраска – а. Гетерозиготные растения Аа в результате промежуточного наследования имеют розовые цветки. Растения с красными цветками опылили пыльцой с белых цветков. Какой генотип и фенотип будут иметь растения первого поколения?
7. Решите задачу
Рецессивный ген дальтонизма (цветовой слепоты) расположен в Х-хромосоме. Женщина с нормальным зрением (отец ее был дальтоником) выходит замуж за мужчину с нормальным зрением, отец которого также был дальтоником. Определите вероятность рождения в этой семье детей с дальтонизмом, укажите их пол.
8. Охарактеризуйте методы селекции, которые можно использовать для получения новой породы кур. Укажите особенности селекции животных.
9 класс
Контрольная работа 4
1 вариант
Задания с одним правильным ответом
1. Единицей эволюционного процесса является:
а) особь, б) популяция, в) вид, г) клетка.
2. Генетический критерий вида – это:
а) совокупность внешних и внутренних признаков организма,
б) свойственный виду набор хромосом, в) определенная часть экологической системы, занимаемая особями вида.
3. Влажность, температура, освещенность, рельеф, химический состав воды и почвы относятся к факторам:
Определите площадь (м2) соответствующего биогеоценоза, на котором может прокормиться волк массой 50 кг (цепь питания: трава - парнокопытные - волк). Биомасса леса составляет 300 г/м2. Массовая часть воды от общей массы составляет 70%.
9 класс
Контрольная работа 4
2 вариант
Задания с одним правильным ответом
1. Материалом для эволюционных процессов служит:
а) генетическая разновидность популяции, б) бесполезные или вредные признаки, в) вид, г) деятельность человека.
Определите площадь акватории реки, которая необходима для того, чтобы прокормить судака массой 1 кг (40% сухого вещества). В цепи питания: фитопланктон - травоядная рыба - судак. Продуктивность фитопланктона составляет 500 г/м 2.
Ответы:
9 класс
Контрольная работа 1
1вариант
1. г, 2. а, 3. в. 4. 1 – Б, Д, 2 – А, В, Г. 6. Ц = 28%, А = 22%, Т = 22 %, длина молекулы 17 000 нм. 7. ТАЦ ГАГ ЦАТ ААГ ЦЦТ.
2 вариант
1. б, 2. а, 3. г. 4. 1 – Г, 2 – А, 3 – В, 4 – Б. 6. Г = 31%, А =19%, Т = 19%, длина молекулы 13 600 нм. 7. ГАГ ЦТА АТТ ЦГЦ ААТ.
7. Вероятность рождения детей с дальтонизмом 25%, это будут мальчики.
Контрольная работа 4
1 вариант
1. б, 2. б, 3. а. 4. А – 3,5, Б – 1,2,4. 6. В – Д – Г – Б – А. 7. 1 – в, е, 2 – а, б, г, ж, з, 3 – д. 8. Площадь = 500 м2.
2 вариант
1. а, 2. в, 3. а. 4. А – 2, 4, Б – 1, 5, В – 3, 6. 6. А – Г – В – Б – Д. 7. 1 – в, е, 2 – а, б, г, д, з, 3 – ж. 8. Площадь = 80 м2.
Литература
1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.07.2018 № 678)
2. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (приказ Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от 30.07.2018 № 679)
3. Программа «Биология: 6-9 кл.:программа основного общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Антропова О.В., Скотарь И.И., Аминова Э.Д., Крымова Т.Н., Данильченко О.В., Сидоренко Л.Н, Андреева Е.А. – 2-е издание, доработанное. – ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 50 с.»
4. Программа «Биология: 10-11 кл.: базовый уровень: программа среднего общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Антропова О.В., Андреева Е.А., Данильченко О.В., Криворучко Н.А. - ГОУ ДПО «Донецкий РИДПО». – Донецк: Истоки, 2018. – 28 с.»
5. Программа «Биология: 10-11 кл.: программа для общеобразовательных организаций / сост. Фролов Б.В., Шинкарёв А.А.; ДИППО. – Донецк: Истоки, 2015.»
6. Пасечник В.В. Биология. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни) / [В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2016. – 256 с.
7. Пасечник В. В. Биология. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Линия жизни)/ [В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2016. – 256 с.
8. Пасечник В. В. Биология. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций (Линия жизни) /[В. В. Пасечник, А. А. Каменский, Г. Г. Швецов]; под ред. Пасечника В. В. – М.: Просвещение, 2016. – 207 с.
9. Беляев Д. К. Биология. 10 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень/ [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. – 223 с.
10. Беляев Д. К. Биология. 11 класс: учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / [Д.К. Беляев, Г.М. Дымшиц, Л.Н. Кузнецова и др.]; под ред. Д.К. Беляева и Г.М. Дымшица. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
11. Барна И. Общая биология. Сборник задач. – Тернополь: изд. «Учебники и пособия», 2007 – 736 с.
12. Биология: тестовые задания / И. М. Прищепа и др. – Минск: Новое знание, 2014. – 747 с.
13. Биология: терминологический словарь / Р. Г. Заяц, В. Э. Бутвиловский, В. В. Давыдов. – Минск: Вышэйшая школа, 2013 – 238 с.
14. Маринова, К.В. Контроль знаний по биологии: Раздел Человек и его здоровье. 8 класс / К.В. Маринова. - М.: Владос, 2004. - 765 c.
15. Контрольно-измерительные материалы http://resobrnadzor.ru