Просмотр содержимого документа
«Лабораторная работа по биологии 7 класс "Внешнее строение рыбы"»
Тип Хордовые. Надкласс Рыбы. Особенности внешнего строения и опорно-двигательной системы рыб. Лабораторная работа № 8 «Внешнее строение рыбы»
Цель: формирование представлений о признаках представителей типа Хордовые. Изучение особенностей строения ланцетника как наиболее просто организованного представителя типа Хордовых; формирование представлений об особенностях строения рыб как обитателей водной среды на примере речного окуня.
Задачи: познакомить обучающихся с общими признаками животных, относящихся к типу Хордовые на примере ланцетника как наиболее просто организованного представителя типа Хордовых; познакомить обучающихся с особенностями внешнего строения речного окуня как типичного представителя надкласса Рыбы; сформировать представление о приспособленности рыб к обитанию в водной среде; научить различать на рисунках и таблицах части тела речного окуня; продолжить формирование умений организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете; продолжить работу по формированию универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока; сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения.
Оборудование: учебник; рисунки, таблицы с изображениями животных, относящихся к типу Хордовые; таблицы с изображениями внешнего строения речного окуня; небольшая живая рыба в аквариуме или банке с водой (карась, вьюн, золотая рыбка, меченосец и др.); интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка и компьютер.
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: объяснительно – иллюстративный с элементами исследования.
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальная работа с учебником;
групповая работа с электронным приложением;
фронтальная работа в ходе проверки знаний (уплотненный опрос, тестирование с использованием УМК)
Ход урока
I. Проверка знаний:
Урок начинается с проверки знаний обучающихся: учитель предлагает им выполнить проверочную работу с целью обобщить и систематизировать знания обучающихся о членистоногих как наиболее высокоорганизованных беспозвоночных животных.
Ответьте на вопросы теста
1. Все членистоногие
А) имеют внутренний скелет
Б) имеют наружный скелет
В) не имеют скелета
Г) имеют и наружный и внутренний скелет
2. У всех членистоногих
А) тело нечленистое и мягкое
Б) тело образовано из нескольких члеников
В) членики тела объединяются в отделы
Г) тело состоит из двух слоёв клеток
3. Глаза у членистоногих
А) у всех простые
Б) у всех сложные
В) простые у всех ракообразных, большинства насекомых, сложные у многих паукообразных
Г) простые у паукообразных, сложные у многих ракообразных и многих насекомых
4. Членистоногие дышат
А) всей поверхностью тела
Б) только лёгкими и трахеями
В) только жабрами
Г) при помощи жабр, лёгких и трахей или всей поверхностью тела
5. Кровеносная система имеется
А) у всех членистоногих
Б) только у крупных членистоногих, таких, как раки, пауки, жуки
В) только у ракообразных и насекомых
Г) у всех членистоногих, за исключением мелких ракообразных
6. Нервная система членистоногих
А) сетчатая (диффузная)
Б) узловая
В) у ракообразных и узловая у паукообразных и насекомых
Г) узловая у ракообразных и сетчатая у паукообразных и насекомых
7. Органы выделения членистоногих представлены
А) почками
Б) только зелеными железами
В) только мальпигиевыми сосудами
Г) мальпигиевыми сосудами, зелеными железами и железами, открывающимися у основания ног или челюстей
8. Усики имеются
А) только у паукообразных
Б) только у ракообразных
В) только у насекомых
Г) у ракообразных и насекомых
9. По характеру питания личинок наездники являются
А) хищниками
Б) растительноядными
В) паразитами
Г) симбионтами
10. Человек заражается чесоткой
А) при рукопожатии
Б) при укусе клеща
В) при охлаждении тела
Г) капельно-воздушным способом
Ответы
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Б
В
Г
Г
Г
Б
Г
Г
В
А
II. Актуализация знаний
Учитель предлагает обучающимся подумать над вопросами рубрики «Как вы думаете?», расположенной перед началом параграфа §31. Выслушав их предположения, он озвучивает тему урока и привлекает обучающихся к формулированию его познавательной задачи.
III. Изучение нового материала
Учитель предлагает обучающимся рассмотреть схему эволюционного развития животного мира и определить на ней место организмов типа Хордовые. Затем он демонстрирует фрагмент интерактивного учебного пособия, а также таблицы, рисунки, фотографии представителей Хордовых и предлагает обучающимся назвать их общие признаки.
Общие признаки типа Хордовые
1. Наличие внутреннего скелета – хорды (присутствует только в зародышевом состоянии или сохраняется в течение всей жизни).
2. Наличие нервной системы, центральная часть которой имеет вид полой трубки и расположена над хордой.
3. Наличие на стенках глотки жаберных щелей (в зародышевом состоянии или в течение всей жизни).
4. Наличие замкнутой кровеносной системы и у большинства представителей сердца.
Учитель снова обращается к эволюционному древу животного мира и просит назвать подтипы, которые входят в состав типа Хордовые. Он на доске, а обучающиеся в тетради вычерчивают схему.
ТИП Хордовые
Подтип Бесчерепные
Подтип Черепные
Далее учитель демонстрирует влажный препарат ланцетника, а также таблицы, рисунки с изображениями ланцетника как представителя подтипа Бесчерепные. Он уделяет внимание происхождению названия этого животного, а также истории его открытия и изучения. Затем он характеризует образ жизни этого животного, особенности его строения и жизнедеятельности, предлагая обучающимся по ходу своего объяснения заполнять таблицу «Особенности строения ланцетника».
Признаки строения
Особенности строения
Покровы тела
Тело покрыто гладкой кожей
Полость тела
Вторичная (целом)
Размеры тела
4-8 см
Опорно-двигательная система
Хорда. Мускулатура представлена отдельными сегментами, расположенными по бокам от хорды
Нервная трубка над хордой. Передний конец расширен
Органы размножения
Раздельнополы. Яичники и семенники
Особенности развития
Развитие непрямое, с метаморфозом.
Учитель проверяет правильность заполнения таблицы. Он подчеркивает, что ланцетник является низшим хордовым животным, и предлагает обучающимся перечислить признаки, характеризующие примитивность его строения. Это и сохранение хорды в течение всей жизни животного, и слабое развитие его органов чувств, отсутствие сердца и другие признаки.
Учитель снова обращается к эволюционному древу животного мира и просит перечислить классы животных, относящихся к подтипу Черепные (позвоночные). Он на доске, а обучающиеся в тетради вычерчивают схему.
ТИП Черепные
Надкласс Рыбы
Класс
Пресмыкающиеся
Класс Птицы
Класс Млекопитающие
Класс
Земноводные
Далее учитель демонстрирует изображения представителей каждого класса и предлагает найти общее в их строении. Их ответы позволяют выделить общие признаки животных подтипа Черепные. Важно не забывать, что позвоночные являются представителями хордовых животных, поэтому необходимо разделять признаки подтипа и типа.
Общие признаки подтипа Позвоночные
1. Основу внутреннего скелета составляет позвоночник, развивается череп, возникают парные конечности и их пояса.
2. Поперечнополосатая мускулатура.
3. Наличие головного и спинного мозга.
4. Подвижный образ жизни, активное питание и связанное с этим развитие систем внутренних органов.
5. Сложность поведения и забота о потомстве.
Далее учитель сообщает, что Надкласс Рыбы - это позвоночные холоднокровные животные, обитающие в воде и передвигающиеся с помощью плавников. Надкласс Рыбы подразделяют на 2 класса – Хрящевые рыбы (акулы, скаты) и Костные рыбы (осетры, лососи, сельди, караси и др.). Основным критерием такого разделения служит вещество, из которого состоит внутренний скелет – хрящ или кость.
Общая характеристика. Это самая большая по числу видов (более 20 тыс.) и наиболее древняя группа первично водных хордовых животных. Рыбы заселили все виды морских, пресных и солоноватых водоемов. Вся их организация несет на себе отпечаток приспособления к жизни в плотной водной среде. Главнейшие особенности их организации следующие:
Форма тела обтекаемая за счет плавного перехода ее отделов — головы, туловища и хвоста — друг в друга и сплющенная с боков.
Кожа богата железами, обильно выделяющими слизь, и покрыта чешуей.
Органы движения и стабилизации положения тела спиной вверх — это непарные и парные плавники. Плавучесть костных рыб поддерживается гидростатическим органом —плавательным пузырем.
Скелет хрящевой или костный. Череп неподвижно соединен с позвоночником. В позвоночнике два отдела: туловищный и хвостовой. Пояса конечностей не связаны с осевым скелетом.
Мышцы слабо дифференцированы, сегментированы. Движения тела однообразны, змеевидны и преимущественно в горизонтальной плоскости.
Захват пищи активный с помощью челюстей. Передний и средний отделы кишечника сильно дифференцированы. Развиты пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа.
Органы дыхания—жабры.
Кровеносная система замкнутая, имеет один круг кровообращения и двухкамерное сердце. Органы и ткани рыб снабжаются артериальной кровью.
Органы выделения — парные туловищные почки. Конечный продукт азотистого обмена, выводимый из организма—аммиак или мочевина.
Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом. Головной мозг дифференцирован на пять отделов. Строение органов чувств — зрения, обоняния, слуха — адаптировано к функционированию в водной среде. Развит особый орган боковой линии, позволяющий рыбам ориентироваться в потоках воды.
Рыбы раздельнополы, многим свойственен половой диморфизм. Размножение только половое. У большинства оплодотворение наружное, в воде. Развитие с неполным метаморфозом (со стадией личинки).
Особенности строения и процессов жизнедеятельности в связи с жизнью в воде. Отделы тела рыб — голова, туловище, хвост — плавно переходят друг в друга, обеспечивая обтекаемость. Плавают рыбы за счет боковых волнообразных изгибов тела. Тело покрыто черепицеобразно расположенными костными пластинками — чешуей. Выделяемая многочисленными кожными железами слизь уменьшает трение при движении рыбы. Парные плавники — грудные и брюшные — поддерживают нормальное положение тела спиной вверх, служат рулями поворота, а у некоторых рыб (скаты) — основными органами движения.
Чтобы выявить особенности строения в связи с жизнью в воде, учитель предлагает обучающимся выполнить Лабораторную работу № 7 « Внешнее строение рыбы» согласно инструкции в тетрадях для лабораторных работ.
После выполнения лабораторной работы учитель предлагает обучающимся описать роль скелета в жизни животных. Он напоминает школьникам, что скелет бывает наружным и внутренним, а затем отмечает, что рыбы, являясь представителями подтипа Позвоночные, обладают хорошо развитым внутренним скелетом.
Скелет рыб состоит из черепа, позвоночника, скелета непарных, парных плавников и их поясов. В туловищном отделе к поперечным отросткам тела причленяются ребра. Позвонки сочленяются друг с другом при помощи суставных отростков, обеспечивая изгиб преимущественно в горизонтальной плоскости. Череп образован большим числом костей и несет челюсти, снабженные зубами. Скелет служит опорой для мышц и защитой для внутренних органов.
Мощная мускулатура рыб состоит из сегментов, разделенных соединительнотканными перегородками, и в целом напоминает мышечную систему ланцетника. Отдельные пучки мышц управляют движениями глаз, жабр, челюстей.
IV. Обобщение и закрепление знаний
С целью закрепления полученных знаний обучающимся предлагается выполнить задание.
Вставьте пропущенные слова в предложения
Рыбы – это позвоночные животные, обитающие в водной среде. Рыбы имеют обтекаемую форму тела. Тело рыб состоит из головы, туловища и хвоста. Органами движения рыб являются плавники. У рыб есть парные и непарные плавники. Непарными являются спинной, анальный и хвостовой плавники. Тело рыб покрыто чешуёй. Кожные покровы рыб вырабатывают слизь. На голове рыб расположены глаза, лишенные век. Органами дыхания рыб являются жабры. Мышцы рыб, расположенные вдоль позвоночника, имеют Z- образную форму.
Рыбы – это ………… животные, обитающие в ………….среде. Рыбы имеют о……………. форму тела. Тело рыб состоит из………, ………….. и………….. Органами движения рыб являются…………………. У рыб есть парные и ……………….плавники. Непарными являются……………, ………………и …………………плавники. Тело рыб покрыто……………... Кожные покровы рыб вырабатывают………….. На голове рыб расположены……………., лишенные век. Органами дыхания рыб являются…………….. Мышцы рыб, расположенные вдоль позвоночника, имеют ……………………..форму.
V. Домашнее задание.
§ 32, проверить свои знания, ответив на вопросы в конце параграфов.
Заполнить таблицу «Функции плавников»
Название плавника
Парный или непарный
Выполняемая функция
Спинной
непарный
Обеспечивает устойчивость при движении и позволяет сохранять равновесие
Хвостовой
непарный
Обеспечивает движение вперед
Грудные
Парные
Позволяет осуществлять повороты при движении и участвуют в поддержании равновесия
Брюшные
Парные
Обеспечивает устойчивость при движении и позволяет сохранять равновесие
Анальный
непарный
ФИ…………………………………………………………Класс…………...Дата…………………
Лабораторная работа №8 «Внешнее строение рыбы»
Цель: изучить особенности внешнего строения рыб на примере речного окуня
Оборудование: банка с живой рыбой, готовая коллекция «Речной окунь», лупа, рисунки учебника, таблица.
Ход работы
№
п/п
Действия
Наблюдения, рисунки, выводы
1
Опишите форму тела рыбы. Определите, какова длина её тела, какая часть приходится на голову, туловище, хвост
2.
Рассмотрите окраску спины, боков и брюха рыбы
3
Обратите внимание на чешуи, покрывающие тело рыбы. Как они расположены?
4
Внимательно рассмотрите голову рыбы. Найдите на ней глаза и ноздри
5
Найдите парные и непарные плавники
6.
Понаблюдайте за плавающей рыбой. Благодаря чему она передвигается вперед?
7.
Выясните, какие плавники находятся в движении у рыбы, когда она «стоит» на месте. Какие плавники принимают участие при всплывании рыбы к поверхности воды или погружении вглубь?
8
Бросьте в банку живой корм. Понаблюдайте за поведением рыбы. Как она ест корм?
9
Постучите по стенке банки. Как при этом изменится поведение рыбы?
10
Зарисуйте рыбу и надпишите название отделов и органов её тела
Выполните задания.
Задание 1. Выпишите номера правильных суждений……………………………..
1.Самый крупный плавник на теле рыбы - хвостовой.
2. Чешуя придаёт рыбе окраску.
3.Спинной и анальный плавники служат рыбе для поддержания равновесия.
4.Парные плавники играют роль руля при поворотах.
5.Ноздри – это орган дыхания рыбы..
Задание 2..Вставьте пропущенные слова в предложения.
1.Рыбы имеют …………………….. форму тела.
2. Направление и силу тока воды рыбы воспринимают особым органом - ………………….……………………..…………………….
3. Рыбы имеют довольно ………………….зрение и …………………слух.
4. Орган слуха - ………..…………………….., расположен в костях черепа.
5. Кроме формы тела рыбе облегчает передвижение в воде ……………………. и ……………………….
Задание 3. Проверьте свои знания.
1*.Какие особенности внешнего строения рыб связаны с её водным образом жизни?
………………………………………………………………………………………………………………………
………………………………………………………………………………………………………………………..
2*. Почему пойманную рыбу трудно удержать в руках?
………………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………..
3*. Почему рыбы не имеют подвижных век?
……………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………………….
4**.Почему брюхо рыбы всегда светлее, чем спина?
………………………………………………………………………………………………………………………..
………………………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………
5**.Можно ли по окраске тела рыбы определить условия её обитания?