kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока с презентацией по биологии "Класс Рыбы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Раработка урока с презентацией по теме "Класс Рыбы" по программе В.В. Пасечника 7 класс. Разработка урока состоит из конспекта, презентации, дополнительной литературы, рабочих листов. На уроке изучается внешнее и внутреннее строение класса Рыб. Учащиеся на уроке работают в парах, самостоятельно в рабочих тетрадях и рабочих листах, а также на уроке проводится мини-лабораторная работа по определению возраста рыбы. В коце урока рефлексия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Класс Рыбы»

Тема урока: Класс Рыбы.


Цель урока: Раскрыть особенности внешнего и внутреннего строения рыб в связи с жизнью в водной среде.


Оборудование: компьютер, раздаточный материал: лабораторные работа, карточки с дополнительным материалом, на столе в аквариуме живая рыба.



Есть голова, да нет волос; есть глаза, да нет бровей; есть крылья да не летают; в холоде не зябнут, жары не боятся? (слайд 2) Рыбы- позвоночные животные, живущие только в воде. Появились более 400 млн лет назад в пресных водоемах, а затем освоили и морскую воду. Сегодня известно около 20 тыс. видов рыб, различающихся по форме тела, размерам, массе. (слайд 3)

Рыбы делятся на 2 класса:

Хрящевые (акулы, скаты, химеры) – большинство обитатели морских водоемов, сохранили в строении ряд примитивных признаков: хрящевой скелет, жаберные щели, поперечное ротовое отверстие на нижней стороне головы.

Костные (сельдь, карась, щука, сом, судак, треска) – самая многочисленная группа рыб, обитающая в морях, океанах, в реках, озерах, в постоянных и временных водоемах. Составляют 96% от всех современных рыб на Земле. Рыбы значительно различаются по размерам, окраске, строению, физиологии. Длина тела может быть от 1 см (бычок) и более 20 м (китовая акула), масса варьирует от 1,5 г до 12-14 тонн. (слайд 4, 5)


Рассмотрите тело рыбы. Какие отделы тела можно выделить?, р.т. №4, с.49 (слайд 6) Назовите парные и непарные плавники, р.т. №7, с.100

Заполните таблицу, пользуясь материалом учебника § 21, с. 100


плавники

Выполняемая функция












Почему рыба не может поворачивать голову? (слайд 7)

Рыбы имеют внутренний скелет, состоящий из черепа, позво­ночника, скелета плавников. Строение черепа: костная черепная коробка, челюсти, жаберные дуги и жаберные крышки. Позвоноч­ник состоит из туловищных и хвостовых позвонков.

Легко ли удержать рыбу в руках? Почему? Чем еще покрыто тело рыбы? (слайд 9)

На столе у вас лежит

Чудо паспорт рыбы -

Он о многом говорит

Посмотри скорее.

Возраст ты определи,

В руки лупу взяв,

И скорее ты скажи

Сколько рыбе лет.


Возраст мы определили, внешность рыбы рассмотрели, а теперь мы с вами вместе изучить должны, как устроена рыба из нутрии.

Выполняем задание №8, с.50 р.т (слайд 10)


На столах у вас задания у каждого свое, вы специалисты главные, должны вы прочитать, ответить на вопросы и сделать вывод нам.


Специалисты с табличкой зеленая рыбка, что вы нам расскажите.

Вывод: Пищеварительная система рыб: рот, ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, пищеварительные железы (печень и поджелудочная железа), анальное отверстие. (слайд 11) А сейчас слово предоставляется главным экспертам по дыхательной системе, под табличкой голубой рыбки. Вывод: Рыбы дышат жабрами, поглощая кислород, растворенный в воде. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, пронизанных кровеносными сосудами. (слайд 12) Пришло время для выступления экспертам под табличкой розовой рыбки. Вывод: Кровеносная система замкнутая. Один круг кровообращения. Сердце двухкамерное, состоит из предсердия и желудочка. (слайд 13) Специалисты под табличкой белая рыбка вам слово. Вывод: Плавательный пузырь играет большую роль в жизни большинства рыб, являясь гидростатическим аппаратом и регулятором содержания газов в крови.

Обратите внимание на окраску спинной и брюшной стороны тела рыбы. Какое значение это имеет? (слайд 15)

Окраска рыб бывает разнообразной (слайд 16) от чего зависит окраска рыб?

Разнообразна не только окраска, но и форма тела – р.т. №3, с.49

Рассмотрите органы чувств рыбы. Предположите, что наблюдалось, если бы у рыб отсутствовал орган боковой линии – учебник рис. 177, стр.231 (слайд 18)


Биологическая задача:

Несколько щук жили в большом и ярко освященном аквариуме Московского зоопарка. Все они были очень светлой окраски, желтоватого тона, и только одна – совершенно чёрная. «Что за странность: по обличию щука как щука, а цвет не настоящий!», - восклицают посетители. Однако слышат ответ: «Не другой породы, а щука эта слепая, а порода та же самая». Почему же слепая щука черная? (слайд 19)


Закрепление нового материала


В связи с водным образом жизни у рыб в ходе эволюции выработался ряд приспособлений:

1. Обтекаемая форма

2. Слизь

3. Чешуя

4. Плавники


А сейчас помогите мне, пожалуйста, мне пришли телеграммы, но водной вместо слов только многоточие, (слайд 20-21) а в другой телеграмме какая-то путаница. (слайд 22)


Рыбы – это исключительно ……… животные. Надкласс рыбы делится на два класса …………… и ………….. . Тело покрыто ………. , которая предохраняет от механических воздействий. Так как тело рыб покрыто ……. и …….. – это обеспечивает ее быстрое движение в воде. Конечности представлены ……, самый мощный из них ……. .



Найдите ошибки в тексте


В пруду плавал карась и, мигая, смотрел на нас. Тело его было сухое, теплое и

шелковистое. Парные спинной и подхвостовой плавники работали быстро и

продвигали тело карася мощными толчками вперед. Сверху карась был светлый,

под цвет солнечных лучей, а снизу – темный – под цвет дна.


Рефлексия:


Вот урок у нас закончен

Изучили тему рыб,

Если знанья на уроке

Были значимы для вас,

То тогда вы запустите в мой аквариум
Разноцветных своих рыб.


Домашнее задание:

§21, составить загадки, ребусы по теме рыб.

Просмотр содержимого документа
«ТАБЛИЧКИ»

плавники

Выполняемая функция













плавники

Выполняемая функция













плавники

Выполняемая функция













плавники

Выполняемая функция













плавники

Выполняемая функция












плавники

Выполняемая функция











Вывод:

1.____________________________________________________

2.____________________________________________________

3.____________________________________________________

4. ____________________________________________________



Вывод:

1.____________________________________________________

2.____________________________________________________

3.____________________________________________________

4. ____________________________________________________



Вывод:

1.____________________________________________________

2.____________________________________________________

3.____________________________________________________

4. ____________________________________________________



Вывод:

1.____________________________________________________

2.____________________________________________________

3.____________________________________________________

4. ____________________________________________________



Вывод:

1.____________________________________________________

2.____________________________________________________

3.____________________________________________________

4. ____________________________________________________



Вывод:

1.____________________________________________________

2.____________________________________________________

3.____________________________________________________

4. ____________________________________________________



Вывод:

1.____________________________________________________

2.____________________________________________________

3.____________________________________________________

4. ____________________________________________________




Просмотр содержимого документа
«доп.материл про рыб»


Пищеварительная система.


Пищеварительная система рыбы представлена в основе пищеварительным кана­лом, или кишечником. Захваченная ртом пища попадает сначала в глотку. Отсюда вода выгоняется через жаберные щели, а пища через короткий пищевод попадает в желудок, который обладает способностью сильно растягиваться. Спереди его располагается пе­чень. Этот орган, тесно связан с кишечником: в печени вырабатывается желчь, сначала собирающаяся в желчном пузыре, а затем поступающая через тоненький проток в переднюю, часть кишки, где она способствует перевариванию пищи.

В отличие от окуня, ерша и щуки, которые имеют зубы на челюстях, рыбы семейст­ва карповых (карась, плотва...) имеют в глотке своеобразные глоточные зубы. Сидят они на последней жаберной дуге, и ими рыба измельчает пищу, перетирая ее о поверх­ность «жерновка», расположенного тут же на нижней стороне черепной коробки. Вот почему у карася и плотвы пища поступает сразу в кишечник. За желудком идет перед­няя кишка, от которой у многих видов, точно пальцы на перчатках, отходит несколько отростков, или кишечных придатков, куда тоже набивается пища и обрабаты­вается пищеварительными соками.

В передней кишке пища переваривается не только под воздействием соков кишеч­ника, желчи печени, но и при участии сока поджелудочной железы. За передней киш­кой начинается средняя кишка. Здесь происходит окончательное переваривание пищи и всасывание питательных веществ в кровь.





















Дыхательная система.


По бокам головы имеются две твердые жаберные крышки, Под ними находятся яр­ко-красные жаберные листочки, которые, словно бахрома, сидят на костных жаберных дугах. Между дугами видны жаберные щели, ведущие в полость глотки, — через них вы­талкивается из глотки захваченная ртом вода и омывает жабры. В жабрах (точнее в жа­берных лепестках) кровь меняет накопившуюся в теле углекислоту на необходимый для жизни кислород, который приносит с собой вода. Такой обмен возможен здесь потому, что жабры одеты тонкой оболочкой, через которую ясно просвечивает красная кровь рыбы. Когда рыба прижимает жаберные крышки, тонкие кожистые оторочки, окайм­ляющие с внутренней стороны задний край каждой крышки, прижимаются к жабер­ным щелям, перекрывая сообщение с полостью глотки. В результате создается разряжение, и вода через рот поступает в глотку и направляется к жабрам. Когда рыба поднимает жаберные крышки, вода выталкивается через жаберные щели.

Жаберные тычинки препятствуют проникновению пищи в околожаберную по­лость, поэтому она остается в глотке.

Основная причина гибели рыб на воздухе состоит в том, что под действием силы тя­жести жаберные пластинки слипаются между собой, их свободная поверхность резко уменьшается. В воде же этого не происходит потому, что там на пластинки действует выталкивающая сила.

Есть рыбы, которые могут использовать дополнительные способы дыхания- ки­слород может поступать в кровь в капиллярах кожи тела, слизистой оболочки рта, ки­шечника и легких.















Плавательный пузырь.


Блестящий, наполненный воздухом плавательный пузырь, который лежит в полости тела ближе к спине и прежде всего, бросается в глаза, когда мы вскрываем рыбу, хотя и не имеет отношения к перевариванию пищи, однако оказывается выростом кишечного кана­ла. У некоторых он остается связанным с ним в течение всей жизни посредством узкой воз­душной трубочки (такой пузырь у щуки, карпа, карася, плотвы); у других эта трубка есть только у зародыша, а потом она зарастает и пузырь отделяется от кишечника (окунь, ерш, судак). Форма пузыря различна у разных рыб.

^ Функции плавательного пузыря.

1. Плавательный пузырь служит для рыбы гидростатическим аппаратом. Он урав­нивает вес тела с весом окружающей воды и позволяет рыбе без усилий держаться на любой глубине. Газ, которым наполнен пузырь, выделяется из состава крови через стенки мелких капиллярных сосудов, ветвящихся в стенках пузыря. Когда выделение газов из крови в пузырь увеличивается, пузырь расширяется, увеличивая и общий объ­ем тела рыбы, объемный вес его уменьшается — и рыба всплывает вверх. Если же, на­оборот, часть газов снова поглощается кровью, объем пузыря и всего тела становится меньше и объемный вес возрастает — рыба опускается глубже.

2. Вторая, еще более важная функция плавательного пузыря, связана с работой кро­веносной системы. Когда рыба поднимается из нижних слоев в верхние, где ее тело ис­пытывает меньшее давление, меняется и насыщаемость крови газами. В этих условиях кровь оказывается пересыщенной газами, и если бы эти газы выделялись в виде свобод­ных пузырьков, то это повело бы к закупорке сосудов и гибели рыбы. Плавательный пу­зырь и является органом, регулирующим содержание газов в крови. На его внутренней поверхности у многих рыб находится так называемое красное тело - сильно разветв­ленная сеть капилляров, через которые и происходит выделение из крови избытка газов или, наоборот, поглощение газов кровью, если их в ней недостаточно.

В строении этого столь простого на первый взгляд органа можно отметить и еще одну интересную деталь: от передней части пузыря отходит пара отростков в направлении к уху — органу равновесия, который таким путем получает сигналы об изменении внешне­го давления на пузырь при перемещении рыбы вниз или вверх.

Есть рыбы, не имеющие плавательного пузыря; среди костистых рыб это будут та­кие виды, которые обыкновенно держатся на дне (например, бычок-подкаменщик, камбалы). Не имеют плавательного пузыря и акулы.

Кровеносная система.

Кровеносная система хордовых рыб замкнутая. Сердце рыбы состоит из двух камер – предсердия и желудочка, которые поочерёдно сокращаются при помощи своих мускульных стенок.

Кровообращение у рыб происходит следующим образом – от сердца рыбы оттекающая кровь идёт по артериям, а поступающая к сердцу по венам. Кровь из предсердия выталкивается в желудочек, а затем в самую большую брюшную аорту, по которой она идёт к жабрам, где обогащается кислородом и там же освобождается от углекислого газа.

 Оттекающая от жабр окуня артериальная кровь имеет яркий алый цвет, она богата кислородом. Дальше по артериям кровь поступает в головной отдел и дальше в спинную аорту. По спинной аорте насыщенная кислородом кровь идёт к органам и в мускулатуру туловища и хвоста.

Оттекающая венозная кровь рыбы имеет тёмно- вишнёвый цвет, она уже насыщена углекислым газом. Дальнейший путь крови такой – она собирается в крупные вены и идёт по ним к сердцу и предсердию.

Ритмично сокращающееся сердце рыбы движет кровь по замкнутому кругу кровообращения. Кровеносная система рыб имеет красные клетки – эритроциты, которые содержат гемоглобин, который способен связать в жабрах кислород, а в органах и тканях углекислый газ.

Рыбы имеют не постоянную температуру тела, которая зависит от того, где она обитает, от температуры окружающей воды и поэтому называются холоднокровными.




Просмотр содержимого презентации
«Урок по теме Класс Рыбы 1»

Класс  Рыбы

Класс Рыбы

Многообразие рыб  Рыбы – самый многочисленный надкласс позвоночных животных – более 20 тыс.видов   Надкласс Рыбы Класс Костные рыбы Класс Хрящевые рыбы

Многообразие рыб

  • Рыбы – самый многочисленный надкласс

позвоночных животных – более 20 тыс.видов

Надкласс Рыбы

Класс Костные рыбы

Класс Хрящевые рыбы

Самая большая рыба Китовая акула – более 20 метров

Самая большая рыба

Китовая акула – более 20 метров

Самая маленькая рыбка Карликовая пандака  менее 1 см

Самая маленькая рыбка

Карликовая пандака

менее 1 см

Отделы тела туловище голова Хвост

Отделы тела

туловище

голова

Хвост

Скелет рыбы

Скелет рыбы

Внешнее строение рыб

Внешнее строение рыб

Биологическая задача У большинства современных рыб кожа покрыта костной чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных? Что можно прочитать по чешуе рыб?

Биологическая задача

У большинства современных рыб кожа покрыта костной чешуей. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных? Что можно прочитать по чешуе рыб?

Внутреннее строение рыбы

Внутреннее строение рыбы

Пищеварительная система Вывод: Пища, попавшая в организм, проходит через глотку, пищевод, желудок, кишечник, постепенно перевариваясь под действием пищеварительных соков. Пищеварительные соки вырабатываются пищеварительными железами

Пищеварительная система

Вывод:

Пища, попавшая в организм, проходит через глотку, пищевод, желудок, кишечник, постепенно перевариваясь под действием пищеварительных соков. Пищеварительные соки вырабатываются пищеварительными железами

Дыхательная система Вывод: Рыбы дышат жабрами, поглощая кислород, растворенный в воде. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, пронизанных кровеносными сосудами

Дыхательная система

Вывод:

Рыбы дышат жабрами, поглощая кислород, растворенный в воде. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, пронизанных кровеносными сосудами

Кровеносная система Вывод: Кровеносная система замкнутая. Один круг кровообращения. Сердце двухкамерное, состоит из предсердия и желудочка.

Кровеносная система

Вывод:

Кровеносная система замкнутая. Один круг кровообращения. Сердце двухкамерное, состоит из предсердия и желудочка.

Плавательный пузырь Вывод: Плавательный пузырь играет большую роль в жизни большинства рыб, являясь гидростатическим аппаратом и регулятором содержания газов в крови.

Плавательный пузырь

Вывод:

Плавательный пузырь играет большую роль в жизни большинства рыб, являясь гидростатическим аппаратом и регулятором содержания газов в крови.

Окраска рыб

Окраска рыб

Многообразие окраски у рыб

Многообразие окраски у рыб

Многообразие форм

Многообразие форм

Органы чувств

Органы чувств

  • Зрение
  • Слух
  • Обоняние
  • Осязание
  • Боковая линия
Биологическая задача  Несколько щук жили в большом и ярко освященном аквариуме Московского зоопарка. Все они были очень светлой окраски, желтоватого тона, и только одна – совершенно чёрная. «Что за странность: по обличию щука как щука, а цвет не настоящий!», - восклицают посетители. Однако слышат ответ: «Не другой породы, а щука эта слепая, а порода та же самая». Почему же слепая щука черная?

Биологическая задача

Несколько щук жили в большом и ярко освященном аквариуме Московского зоопарка. Все они были очень светлой окраски, желтоватого тона, и только одна – совершенно чёрная. «Что за странность: по обличию щука как щука, а цвет не настоящий!», - восклицают посетители. Однако слышат ответ: «Не другой породы, а щука эта слепая, а порода та же самая». Почему же слепая щука черная?

Рыбы – это исключительно ……… животные. Надкласс рыбы делится на два класса …………… и ………….. . Тело покрыто ………. , которая предохраняет от механических воздействий. Так как тело рыб покрыто ……. и …….. – это обеспечивает ее быстрое движение в воде. Конечности представлены ……, самый мощный из них ……. .

Рыбы – это исключительно ……… животные. Надкласс рыбы делится на два класса …………… и ………….. . Тело покрыто ………. , которая предохраняет от механических воздействий. Так как тело рыб покрыто ……. и …….. – это обеспечивает ее быстрое движение в воде. Конечности представлены ……, самый мощный из них ……. .

Рыбы – это исключительно водные животные. Надкласс рыбы делится на два класса хрящевые и костные . Тело покрыто чешуёй , которая предохраняет от механических воздействий. Так как тело рыб покрыто чешуёй и слизью – это обеспечивает ее быстрое движение в воде. Конечности представлены плавниками , самый мощный из них хвостовой .

Рыбы – это исключительно водные животные. Надкласс рыбы делится на два класса хрящевые и костные . Тело покрыто чешуёй , которая предохраняет от механических воздействий. Так как тело рыб покрыто чешуёй и слизью – это обеспечивает ее быстрое движение в воде. Конечности представлены плавниками , самый мощный из них хвостовой .

Найдите ошибки в тексте  В пруду плавал карась и, мигая, смотрел на нас. Тело его было сухое, теплое и шелковистое. Парные спинной и подхвостовой плавники работали быстро и продвигали тело карася мощными толчками вперед. Сверху карась был светлый, под цвет солнечных лучей, а снизу – темный – под цвет дна.

Найдите ошибки в тексте

В пруду плавал карась и, мигая, смотрел на нас. Тело его было сухое, теплое и шелковистое. Парные спинной и подхвостовой плавники работали быстро и продвигали тело карася мощными толчками вперед. Сверху карась был светлый, под цвет солнечных лучей, а снизу – темный – под цвет дна.

Домашнее задание  § 21, составить ребусы, загадки про рыб.

Домашнее задание

§ 21, составить ребусы, загадки про рыб.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока с презентацией по биологии "Класс Рыбы"

Автор: Храмцова Лариса Алексеевна

Дата: 14.11.2014

Номер свидетельства: 130532

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока:  Размножение и развитие рыб. "
    ["seo_title"] => string(80) "razrabotka-uroka-po-biologhii-7-klass-tiema-uroka-razmnozhieniie-i-razvitiie-ryb"
    ["file_id"] => string(6) "172297"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423805828"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока  по биологии "Значение витаминов в жизни человека""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekturokapobiologhiiznachieniievitaminovvzhiznichielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "327115"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463393560"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Интегрированный урок " Мы то, что мы едим" (химия, биология) для 10 класса "
    ["seo_title"] => string(76) "intieghrirovannyi-urok-my-to-chto-my-iedim-khimiia-biologhiia-dlia-10-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "123433"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414498349"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Методическая разработка урока "Защита незаслуженно гонимых амфибий" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-zashchita-niezasluzhienno-ghonimykh-amfibii"
    ["file_id"] => string(6) "222486"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436358472"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Методическая разработка: "Использование технологии РКМЧП на уроках биологии" "
    ["seo_title"] => string(84) "mietodichieskaia-razrabotka-ispol-zovaniie-tiekhnologhii-rkmchp-na-urokakh-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "104664"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402746877"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства