kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Класс Земноводные. Особенности внешнего строения и скелета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса. по программе Сонина.Главный акцент, при проведении урока, делается на практические виды деятельности (самостоятельную и лабораторную работу). Основные понятия - особенности строения в связи с выходом земноводных на сушу.

Цели урока:
Образовательные
1.    Сформулировать представление о земноводных, их усложнение по сравнению с представителями класса Рыбы.
2.    Выяснить, какие особенности внешнего строения лягушки являются приспособительными к жизни в воде и на суше.
3.    Изучить строение скелета лягушки, выявить его особенности связанные с наземной средой обитания.
Развивающие
1.    Развивать  умение работать с учебником и другими источниками информации.
2.    Способствовать развитию логического мышления, развитию наблюдательности, умения объяснять, анализировать, сопоставлять.
3.    Умение работать в группе, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Воспитательные
              Воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание чувства      
            ответственности к порученному делу.

Ход урока
1.    Оргмомент.
2.    Внешнее строение лягушки связанные с наземно-водным образом жизни.
3.    Строение скелета лягушки. Особенности мускулатуры земноводных по сравнению с рыбами.
4.    Закрепление изученного материла.
5.    Проверочная работа.
6.    Подведение итогов урока.

Методическое обеспечение урока:
1.    Презентация
2.    Таблицы:
1.    Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка;
2.    Тип Хордовые. Класс Рыбы. Речной окунь.
3.    Скелет лягушки (раздаточный материал).
4.    Инструктивные карточки для выполнения практической работы.
5.    Схемы-рисунки., макеты лягушки и жабы.
6.    Выставка книг по теме “В мире амфибий”.


План-конспект урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок, начинаем наш урок.  Сегодня мы приступим к изучению новой темы, давайте посмотрим на Слайд. Скажите какое из животных лишнее и почему? Вы уже догадались, что речь сегодня пойдет о  лягушке, как представителе класса Земноводные.
Слайд с земноводными
Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.
Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным. Земноводные освоили новую среду обитания – наземную. И это не могло не сказаться на их внешнем строении

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Класс Земноводные. Особенности внешнего строения и скелета. »

Тема урока: Класс Земноводные. Особенности внешнего строения и скелета.

Цели урока:

Образовательные

  1. Сформулировать представление о земноводных, их усложнение по сравнению с представителями класса Рыбы.

  2. Выяснить, какие особенности внешнего строения лягушки являются приспособительными к жизни в воде и на суше.

  3. Изучить строение скелета лягушки, выявить его особенности связанные с наземной средой обитания.

Развивающие

  1. Развивать умение работать с учебником и другими источниками информации.

  2. Способствовать развитию логического мышления, развитию наблюдательности, умения объяснять, анализировать, сопоставлять.

  3. Умение работать в группе , высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Воспитательные

Воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание чувства

ответственности к порученному делу.


Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Внешнее строение лягушки связанные с наземно-водным образом жизни.

  3. Строение скелета лягушки. Особенности мускулатуры земноводных по сравнению с рыбами.

  4. Закрепление изученного материла.

  5. Проверочная работа.

  6. Подведение итогов урока.

Методическое обеспечение урока:

  1. Презинтация

  2. Таблицы:

    1. Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка;

    2. Тип Хордовые. Класс Рыбы. Речной окунь.

  3. Скелет лягушки (раздаточный материал).

  4. Инструктивные карточки для выполнения практической работы.

  5. Схемы-рисунки., макеты лягушки и жабы.

  6. Выставка книг по теме “В мире амфибий”.









План-конспект урока:

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок , начинаем наш урок. Сегодня мы приступим к изучению новой темы, давайте посмотрим на Слайд . Скажите какое из животных лишнее и почему? Вы уже догадались, что речь сегодня пойдет о лягушке , как представителе класса Земноводные.

Слайд с земноводными

Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.
Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным. Земноводные освоили новую среду обитания – наземную. И это не могло не сказаться на их внешнем строении.

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Работа в тетрадях ( на листах самооценки.)

Какая цель нашего урока?

Правильно, Цель нашего урока – показать особенности внешнего строения в связи с выходом на сушу и сохранением признаков водного обитания. Слайд.

План урока слайд

II.Изучение нового материала.

Начинаем изучение класса с классификации. На доске. Разместите карточки в правильной последовательности.

Царство : Животные

Тип: Хордовые.

П /тип: Позвоночные.

Класс: Земноводные или Амфибии.

Отряды:

  • Бесхвостые;

  • Хвостатые;

  • Безногие.

Слайд

Работа в группах.

1. Вопросы для групп.

1 группа.

Найдите в справочнике определение понятиям “амфибии” и “земноводные”. (Амфибии – греческое слово, переводится как двоякодышащие. Лягушки – амфибии, так как дышат с помощью жабр в раннем возрасте и легких во взрослом состоянии. Земноводные – слово русское, происходит от названий сред обитания этих животных. Приспособленные жить в воде и на суше .)

2 группа.

Предположите, откуда пошло слово “лягушка”. Найдите корень в этом слове, если вы затрудняетесь с ответом. (Ученики могут предположить от слова “лягать” – ударять. Слово “ляга” - нога, бедро. “Лягать” - ударять ногами. Владимир Даль в своем знаменитом словаре отмечал: “лягать” – ходить прыжками, то есть прыгать как лягушка.)

3 группа.

Найдите по учебнику стр.189, какие отряды включает класс Земноводные? Изобразите в виде схемы. По каким признакам объединяют животных в отряды? (Признаки объединения в отряды: наличие хвоста и отсутствие ног.)

Учитель. Это самый малочисленный класс современных позвоночных: в 3 отрядах имеются около 4500 видов.

2. И чтобы говорить о внешнем строении земноводных , нужно определить где они обитают.

Прочитайте текст и стр. учебника 197-198 и ответьте на следующие вопросы

- Где и когда мы можем встретить земноводных?

- Они более активны вечером и ночью. Почему?

- Что происходит с ними при понижении температуры окружающей среды осенью?

Все земноводные активны, лишь в тёплое время года.




Для большинства из них характерно чувство “хомминга” – чувство дома. Они могут уходить от “дома” на расстояние до 800 метров. Но всегда возвращаются “домой”.
Лягушки населяют почти всю территорию нашей страны. Однако их нет за Полярным кругом, в высокогорьях и жарких пустынях. Их можно встретить только в скрытых местах: в болотах, в лесах, на лугах, по берегам пресных водоемов.

Вопрос. Чем это можно объяснить? (Постоянное испарение влаги с поверхности кожи делает их зависимыми от влажности окружающей среды. При понижении температуры окружающей среды до 40С они впадают в оцепенение. Следовательно: распространение лягушек ограничивает сухость воздуха и температура внешней среды.)

Холоднокровные животные.


  1. Внешнее строение.

Для того , чтобы рассмотреть внешнее строение. Проведем лабораторную работу.

Используйте учебники, рисунки, дополнительную литературу. Ответьте на вопросы , сделайте пометки на рисунках. Каждая группа выбирает делегата с отчетом по своим заданиям

Лабораторная работа.

1 группа.

1. Рассмотрите внешний вид лягушки. Из каких частей состоит ее тело? Есть ли у лягушки шея?
2.Какая кожа у лягушки.. Какое значение имеет слизь в жизни лягушки?
3. Почему лягушки имеют пигментные пятна на коже? Почему брюшко светлее спины?

  • Отступление. 
    Если возникнут затруднения при решении последнего вопроса, можно предложить такой путь решения: 
    почему сверху пятна – понятно, под цвет травы, а почему брюшко светлое? Среди вас есть ныряльщики. Случалось ли вам нырять с открытыми глазами и смотреть вверх: из-за солнечного света вода кажется желтоватой. Вот и получается, что окраска защищает лягушку и снизу, и сверху. Такая краска называется покровительственной. Кстати, маскировочный халат в летнее время у бойцов какой? (пестрый, весь в пятнах, зеленый). Вот и лягушка окрашена пестро.

2 группа.

1. Рассмотрите внешний вид лягушки. На голове лягушки найдите два отверстия – это ноздри. Чем дышит лягушка?
2. Рассмотрите глаза, они имеют веки. Покажите на таблице ноздри и глаза. Почему эти органы чувств расположены на возвышении? Какое это имеет значение? Признаком чего является наличие век?
3. Найдите барабанные перепонки на рисунке в учебнике и на таблице. Какое значение они имеют в жизни лягушки?

3 группа.

  1. Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на строение ног. Чем передние ноги отличаются от задних? Какое это имеет значение? Какова роль задних конечностей при движении лягушки в воде?

  2. . Какую роль выполняют плавательные перепонки, натянутые между пальцами? Каким стилем плавает лягушка?

  3. Как передвигается лягушка в воде и на суше?



Проверим и закрепим свои знания

Работаем по вариантам взаимопроверка.:





1 вариант выявляет признаки приспособленности земноводных к жизни на суше.

2 вариант выявляет признаки приспособленности земноводных к жизни в воде.

Особенности внешнего строения земноводных, cвязанные с водой и воздушной средой обитания”.

2 в .Приспособления к водному существованию

1в. Приспособления к наземному существованию.

  1. Обтекаемая форма тела..

  2. Плавательные перепонки между пальцами задних конечностей.

  3. Глаза выпучены, ноздри на верхней стороне головы (при погружении в воду остаются снаружи).

  4. Кожа голая.

  1. Тело короткое состоит из подвижной головы, туловища, конечностей.

  2. Конечности – передние и задние, снабженные пальцами. Задние ноги длиннее передних.

  3. Кожа покрыта слизью. Служит не только покровом тела, но и органом дыхания.

  4. Глаза выпучены. Имеются веки: верхние – кожистые, нижние – прозрачные.

  5. Ноздри – орган обоняния и дыхания. Дышит атмосферным воздухом.

  6. По бокам головы – барабанные перепонки. Появляется среднее ухо.



Вывод: Земноводные приспособились к жизни в воде и на суше.

Итак, чего же больше у земноводных во внешнем строении “ЗЕМНОГО” или “ВОДНОГО”?

“ЗЕМНОГО” “ВОДНОГО”

Физкультминутка



Мне очень интересно, что же вы, кроме лягушки и велосипеда, могли ещё увидеть? Задаю вопрос: какого цвета были педали велосипеда? Была ли тень от фигуры лягушки с велосипедом?



В заключение этого этапа урока - четверостишие:

Прыгунья, пловчиха - в воде и на суше,
Наряд у лягушки удобен и прост. 
Зачем под водой ей пушистая шёрстка,
И прыгать мешал - бы искрящийся хвост.


3.Приступим к следующему этапу нашего урока. Что поддерживает форму тела и обеспечивает движение?

Цель: Изучить строение скелета лягушки, выявить особенности связанные с наземной средой обитания и сравнить со скелетом рыб.

- Какую роль выполняет скелет в жизни позвоночных животных?

- Давайте вспомним, из каких отделов состоит скелет речного окуня?

Особенности скелета земноводных изучим самостоятельно по инструктивной карточке, пользуясь учебником стр.190,193. Таблицы и схему скелета., таблицей, раздаточным материалом.



Инструктивная карточка по теме:

Особенности строения и значение скелета лягушки”.

Цель работы:

Выявить особенности скелета лягушки в связи со средой обитания.

В чём проявляется усложнение строения скелета лягушки по сравнению со скелетом костных рыб?

Скелет амфибий представлен……, ……., ……. и ………. .

Позвоночник состоит из ……, ……, ……и ………. отделов.

Передняя конечность состоит из……, ….., и ……… .

Задняя конечность состоит из….., …….. и …… .

Уземноводных отсутствует ……………….клетка.

Пояса передних и задних конечностей состоят из……. парных костей.

Вывод. В связи с приспособлением животных к жизни на………. в скелете земноводных произошли следующие изменения:

а) некоторые кости. черепа ……………….. между собой и их количество

б) в позвоночнике появились……………………. и………………………..отделы;
в) появился………………….. пояс;

г) скелет верхних конечностей образован следующими отделами:……………………….. предплечье и……………………

д) в скелете нижних конечностей амфибий можно различить………………….,………………и стопу.


Вывод: В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки

отличается относительно широким черепом, короткими позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями.

По сравнению с рыбами только часть туловищной мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.



III. Закрепление пройденного материала.

1. Обязательный уровень.

Вставьте в текст попущенные слова:

Органы чувств позволяют земноводным ориентироваться в воде и на суше. Земноводные различают предметы на …….. расстоянии, чем рыбы. Глаза защищены подвижными…….. . Орган слуха существенно усложнился: возник новый отдел-………. . Его наружное отверстие затянуто …………… перепонкой”.

2. Повышенный уровень.

В левом столбике дано описание особенностей строения земноводных, в правом – в беспорядке указано значение этих особенностей в жизни земноводных. Правильно соедини правую и левую части.

1. Задняя конечность удлиненна и представляет собой сложный рычаг.

2. Имеется широкий, длинный, липкий язык и хорошо развитое зрение.

3. Расположение глаз и ноздрей на верхней поверхности головы.

4. Имеется внутреннее и среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой.

5. Наблюдается выделение едкой жидкости из кожных желез.

А. Приспособление к восприятию звуков в воздушной среде.

Б. Возможность дышать атмосферным воздухом и наблюдать, оставаясь под водой.

В. Возможность быстрых и дальних прыжков.

Г. Средство защиты от хищников.

Д. Добывание подвижных насекомых.



IV. Задачи к теме. (Можно взять задачи на дом.)

1. Почему кожа лягушки покрыта не водой а слизью? (Вода в слизи испаряется медленнее, чем чистая вода.)

2. Прудовая лягушка, обитающая в водоемах и вблизи от них, активна днем, а травяная, обитающая на лугах и болотах, - в сумерки. Почему?(Днем над водоемом летает много насекомых. На лугах и болотах к вечеру насекомые прячутся в траве.)

Ухватила мушку
Зеленая лягушка,
Но забила пища рот –
 
Ни назад и ни вперед.
Тут лягушкины глаза
Провалились в полость рта,
Протолкнули сей обед.
Правда это или нет?

3. Лягушке в воде наложили тугую повязку. Закрыли ей ноздри и рот. Задохнется ли лягушка? (Нет, дыхание осуществляется не только через ноздри, но и через кожу.)

4. На личинку тритона напала рыба. Он рванулся, вырвался, а нога оторвалась. Через некоторое время нога отросла. Как называется это явление? У каких животных оно наблюдается? (Регенерация. Встречается у кольчатых червей, гидры, ящериц.)

5. Подумайте, что человек смог сконструировать, изучая принципы внешнего строения лягушек? (Бионика – наука о возможностях применения в технике принципов организации живых организмов, сконструировала для человека ласты и приборы для слежения за самолетами, вакуумные присоски, ткань с камуфляжной окраской.)

V. Домашнее задание.

1. Работа с текстом учебника стр189-198.

2. Творческие задания и поисковые к зачетному уроку..

  • 1 группа. Какие виды земноводных обитают в нашей местности?

  • 2 группа. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту.

  • 3 группа. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти.

VI.Рефлексия.

Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал…
Было интересно…

Мне было сложно...
Такой урок интересен тем……..
Я ухожу с урока с чувством……..
Я хотел бы, чтобы такие уроки……

VII. Подведение итогов и выставление оценок.


















































Приложение

Ф.И._________________



Тема урока_______________________________________________

Дата_____________________________________________________



Вид задания

Критерии

оценки

Max количество баллов

Набранное количество баллов

1

Карточка №1. Работа в группе.

Участие в работе группы-1 б,

Выступление 2б.

2


2

Устный ответ

Правильный полный ответ -1 б

7


3

Карточка №2

За каждый правильный ответ 1 б

1в-6 б

2 в-4 б


4

Схема « скелет лягушки»

За каждую верную позицию -1 б

12б


5

Тестовая работа

За каждую верную позицию Часть А-1 б

Часть Б-2 б

20б





Итого:1в-47 б

2в-45б


ШКАЛА БАЛЛОВ

1 в 2 в

38-33б -5 36-31 б - 5

32-28 б- 4 30-26 б - 4

27-22б- 3 25-20 б- 3

21-0б -2 19-0 б - 2


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Класс Земноводные. Особенности внешнего строения и скелета.

Автор: Иванова Татьяна Владимировна

Дата: 26.09.2015

Номер свидетельства: 233968

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Общая характеристика класса Пресмыкающиеся. Особенности внешнего и внутреннего строения. "
    ["seo_title"] => string(109) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-priesmykaiushchiiesia-osobiennosti-vnieshniegho-i-vnutrienniegho-stroieniia"
    ["file_id"] => string(6) "197130"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428178290"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока биологии "Класс Земноводные, или Амфибии""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-biologhii-klass-ziemnovodnyie-ili-amfibii"
    ["file_id"] => string(6) "305657"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457970924"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(271) "Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки,её земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие."
    ["seo_title"] => string(80) "obshchaia_kharaktieristika_klassa_vnieshnieie_i_vnutriennieie_stroieniie_liaghus"
    ["file_id"] => string(6) "417470"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495391728"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(181) "«Общая характеристика класса земноводные.  Внешнее и внутреннее                              строение лягушки. "
    ["seo_title"] => string(97) "obshchaia-kharaktieristika-klassa-ziemnovodnyie-vnieshnieie-i-vnutriennieie-stroieniie-liaghushki"
    ["file_id"] => string(6) "178151"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424782132"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "урок  по теме  «Внутреннее строение пресмыкающихся» "
    ["seo_title"] => string(61) "urok-po-tiemie-vnutriennieie-stroieniie-priesmykaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "176187"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424368020"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства