Класс Земноводные. Особенности внешнего строения и скелета.
Класс Земноводные. Особенности внешнего строения и скелета.
Конспект урока по биологии для учащихся 7 класса. по программе Сонина.Главный акцент, при проведении урока, делается на практические виды деятельности (самостоятельную и лабораторную работу). Основные понятия - особенности строения в связи с выходом земноводных на сушу.
Цели урока:
Образовательные
1. Сформулировать представление о земноводных, их усложнение по сравнению с представителями класса Рыбы.
2. Выяснить, какие особенности внешнего строения лягушки являются приспособительными к жизни в воде и на суше.
3. Изучить строение скелета лягушки, выявить его особенности связанные с наземной средой обитания.
Развивающие
1. Развивать умение работать с учебником и другими источниками информации.
2. Способствовать развитию логического мышления, развитию наблюдательности, умения объяснять, анализировать, сопоставлять.
3. Умение работать в группе, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Воспитательные
Воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание чувства
ответственности к порученному делу.
Ход урока
1. Оргмомент.
2. Внешнее строение лягушки связанные с наземно-водным образом жизни.
3. Строение скелета лягушки. Особенности мускулатуры земноводных по сравнению с рыбами.
4. Закрепление изученного материла.
5. Проверочная работа.
6. Подведение итогов урока.
Методическое обеспечение урока:
1. Презентация
2. Таблицы:
1. Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка;
2. Тип Хордовые. Класс Рыбы. Речной окунь.
3. Скелет лягушки (раздаточный материал).
4. Инструктивные карточки для выполнения практической работы.
5. Схемы-рисунки., макеты лягушки и жабы.
6. Выставка книг по теме “В мире амфибий”.
План-конспект урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Сегодня мы приступим к изучению новой темы, давайте посмотрим на Слайд. Скажите какое из животных лишнее и почему? Вы уже догадались, что речь сегодня пойдет о лягушке, как представителе класса Земноводные.
Слайд с земноводными
Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные.
Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным. Земноводные освоили новую среду обитания – наземную. И это не могло не сказаться на их внешнем строении
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Класс Земноводные. Особенности внешнего строения и скелета. »
Тема урока: Класс Земноводные. Особенности внешнего строения и скелета.
Цели урока:
Образовательные
Сформулировать представление о земноводных, их усложнение по сравнению с представителями класса Рыбы.
Выяснить, какие особенности внешнего строения лягушки являются приспособительными к жизни в воде и на суше.
Изучить строение скелета лягушки, выявить его особенности связанные с наземной средой обитания.
Развивающие
Развивать умение работать с учебником и другими источниками информации.
Способствовать развитию логического мышления, развитию наблюдательности, умения объяснять, анализировать, сопоставлять.
Умение работать в группе , высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Воспитательные
Воспитание интереса к предмету, культуры общения, воспитание чувства
ответственности к порученному делу.
Ход урока
Оргмомент.
Внешнее строение лягушки связанные с наземно-водным образом жизни.
Строение скелета лягушки. Особенности мускулатуры земноводных по сравнению с рыбами.
Закрепление изученного материла.
Проверочная работа.
Подведение итогов урока.
Методическое обеспечение урока:
Презинтация
Таблицы:
Тип Хордовые. Класс Земноводные. Травяная лягушка;
Тип Хордовые. Класс Рыбы. Речной окунь.
Скелет лягушки (раздаточный материал).
Инструктивные карточки для выполнения практической работы.
Схемы-рисунки., макеты лягушки и жабы.
Выставка книг по теме “В мире амфибий”.
План-конспект урока:
1.Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок , начинаем наш урок. Сегодня мы приступим к изучению новой темы, давайте посмотрим на Слайд . Скажите какое из животных лишнее и почему? Вы уже догадались, что речь сегодня пойдет о лягушке , как представителе класса Земноводные.
Слайд с земноводными
Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха и вместе с тем отвращения, как земноводные. Сегодня мы приступаем к изучению новой группы животных – земноводных, как переходной формы от водных животных к типично-наземным. Земноводные освоили новую среду обитания – наземную. И это не могло не сказаться на их внешнем строении.
Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока? Работа в тетрадях ( на листах самооценки.)
Какая цель нашего урока?
Правильно, Цель нашего урока – показать особенности внешнего строения в связи с выходом на сушу и сохранением признаков водного обитания. Слайд.
План урока слайд
II.Изучение нового материала.
Начинаем изучение класса с классификации. На доске. Разместите карточки в правильной последовательности.
Царство : Животные
Тип: Хордовые.
П /тип: Позвоночные.
Класс: Земноводные или Амфибии.
Отряды:
Бесхвостые;
Хвостатые;
Безногие.
Слайд
Работа в группах.
1. Вопросы для групп.
1 группа.
Найдите в справочнике определение понятиям “амфибии” и “земноводные”. (Амфибии – греческое слово, переводится как двоякодышащие. Лягушки – амфибии, так как дышат с помощью жабр в раннем возрасте и легких во взрослом состоянии. Земноводные – слово русское, происходит от названий сред обитания этих животных. Приспособленные жить в воде и на суше .)
2 группа.
Предположите, откуда пошло слово “лягушка”. Найдите корень в этом слове, если вы затрудняетесь с ответом. (Ученики могут предположить от слова “лягать” – ударять. Слово “ляга” - нога, бедро. “Лягать” - ударять ногами. Владимир Даль в своем знаменитом словаре отмечал: “лягать” – ходить прыжками, то есть прыгать как лягушка.)
3 группа.
Найдите по учебнику стр.189, какие отряды включает класс Земноводные? Изобразите в виде схемы. По каким признакам объединяют животных в отряды? (Признаки объединения в отряды: наличие хвоста и отсутствие ног.)
Учитель. Это самый малочисленный класс современных позвоночных: в 3 отрядах имеются около 4500 видов.
2. И чтобы говорить о внешнем строении земноводных , нужно определить где они обитают.
Прочитайте текст и стр. учебника 197-198 и ответьте на следующие вопросы
- Где и когда мы можем встретить земноводных?
- Они более активны вечером и ночью. Почему?
- Что происходит с ними при понижении температуры окружающей среды осенью?
Все земноводные активны, лишь в тёплое время года.
Для большинства из них характерно чувство “хомминга” – чувство дома. Они могут уходить от “дома” на расстояние до 800 метров. Но всегда возвращаются “домой”. Лягушки населяют почти всю территорию нашей страны. Однако их нет за Полярным кругом, в высокогорьях и жарких пустынях. Их можно встретить только в скрытых местах: в болотах, в лесах, на лугах, по берегам пресных водоемов.
Вопрос. Чем это можно объяснить? (Постоянное испарение влаги с поверхности кожи делает их зависимыми от влажности окружающей среды. При понижении температуры окружающей среды до 40С они впадают в оцепенение.Следовательно: распространение лягушек ограничивает сухость воздуха и температура внешней среды.)
Холоднокровные животные.
Внешнее строение.
Для того , чтобы рассмотреть внешнее строение. Проведем лабораторную работу.
Используйте учебники, рисунки, дополнительную литературу. Ответьте на вопросы , сделайте пометки на рисунках. Каждая группа выбирает делегата с отчетом по своим заданиям
Лабораторная работа.
1 группа.
1. Рассмотрите внешний вид лягушки. Из каких частей состоит ее тело? Есть ли у лягушки шея? 2.Какая кожа у лягушки.. Какое значение имеет слизь в жизни лягушки? 3. Почему лягушки имеют пигментные пятна на коже? Почему брюшко светлее спины?
Отступление. Если возникнут затруднения при решении последнего вопроса, можно предложить такой путь решения: почему сверху пятна – понятно, под цвет травы, а почему брюшко светлое? Среди вас есть ныряльщики. Случалось ли вам нырять с открытыми глазами и смотреть вверх: из-за солнечного света вода кажется желтоватой. Вот и получается, что окраска защищает лягушку и снизу, и сверху. Такая краска называется покровительственной. Кстати, маскировочный халат в летнее время у бойцов какой? (пестрый, весь в пятнах, зеленый). Вот и лягушка окрашена пестро.
2 группа.
1. Рассмотрите внешний вид лягушки. На голове лягушки найдите два отверстия – это ноздри. Чем дышит лягушка? 2. Рассмотрите глаза, они имеют веки. Покажите на таблице ноздри и глаза. Почему эти органы чувств расположены на возвышении? Какое это имеет значение? Признаком чего является наличие век? 3. Найдите барабанные перепонки на рисунке в учебнике и на таблице. Какое значение они имеют в жизни лягушки?
3 группа.
Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на строение ног. Чем передние ноги отличаются от задних? Какое это имеет значение? Какова роль задних конечностей при движении лягушки в воде?
. Какую роль выполняют плавательные перепонки, натянутые между пальцами? Каким стилем плавает лягушка?
Как передвигается лягушка в воде и на суше?
Проверим и закрепим свои знания
Работаем по вариантам взаимопроверка.:
1 вариант выявляет признаки приспособленности земноводных к жизни на суше.
2 вариант выявляет признаки приспособленности земноводных к жизни в воде.
“Особенности внешнего строения земноводных, cвязанные с водой и воздушной средой обитания”.
2 в .Приспособления к водному существованию
1в. Приспособления к наземному существованию.
Обтекаемая форма тела..
Плавательные перепонки между пальцами задних конечностей.
Глаза выпучены, ноздри на верхней стороне головы (при погружении в воду остаются снаружи).
Кожа голая.
Тело короткое состоит из подвижной головы, туловища, конечностей.
Кожа покрыта слизью. Служит не только покровом тела, но и органом дыхания.
Глаза выпучены. Имеются веки: верхние – кожистые, нижние – прозрачные.
Ноздри – орган обоняния и дыхания. Дышит атмосферным воздухом.
По бокам головы – барабанные перепонки. Появляется среднее ухо.
Вывод: Земноводные приспособились к жизни в воде и на суше.
Итак, чего же больше у земноводных во внешнем строении “ЗЕМНОГО” или “ВОДНОГО”?
“ЗЕМНОГО” “ВОДНОГО”
Физкультминутка
Мне очень интересно, что же вы, кроме лягушки и велосипеда, могли ещё увидеть? Задаю вопрос: какого цвета были педали велосипеда? Была ли тень от фигуры лягушки с велосипедом?
В заключение этого этапа урока - четверостишие:
Прыгунья, пловчиха - в воде и на суше, Наряд у лягушки удобен и прост. Зачем под водой ей пушистая шёрстка, И прыгать мешал - бы искрящийся хвост.
3.Приступим к следующему этапу нашего урока. Что поддерживает форму тела и обеспечивает движение?
Цель: Изучить строение скелета лягушки, выявить особенности связанные с наземной средой обитания и сравнить со скелетом рыб.
- Какую роль выполняет скелет в жизни позвоночных животных?
- Давайте вспомним, из каких отделов состоит скелет речного окуня?
Особенности скелета земноводных изучим самостоятельно по инструктивной карточке, пользуясь учебником стр.190,193. Таблицы и схему скелета., таблицей, раздаточным материалом.
Инструктивная карточка по теме:
“Особенности строения и значение скелета лягушки”.
Цель работы:
Выявить особенности скелета лягушки в связи со средой обитания.
В чём проявляется усложнение строения скелета лягушки по сравнению со скелетом костных рыб?
Скелет амфибий представлен……, ……., ……. и ………. .
Позвоночник состоит из ……, ……, ……и ………. отделов.
Передняя конечность состоит из……, ….., и ……… .
Задняя конечность состоит из….., …….. и …… .
Уземноводных отсутствует ……………….клетка.
Пояса передних и задних конечностей состоят из……. парных костей.
Вывод. В связи с приспособлением животных к жизни на………. в скелете земноводных произошли следующие изменения:
а) некоторые кости. черепа ……………….. между собой и их количество
б) в позвоночнике появились……………………. и………………………..отделы; в) появился………………….. пояс;
г) скелет верхних конечностей образован следующими отделами:……………………….. предплечье и……………………
д) в скелете нижних конечностей амфибий можно различить………………….,………………и стопу.
Вывод: В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки
отличается относительно широким черепом, короткими позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями.
По сравнению с рыбами только часть туловищной мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.
III. Закрепление пройденного материала.
1. Обязательный уровень.
Вставьте в текст попущенные слова:
“Органы чувств позволяют земноводным ориентироваться в воде и на суше. Земноводные различают предметы на …….. расстоянии, чем рыбы. Глаза защищены подвижными…….. . Орган слуха существенно усложнился: возник новый отдел-………. . Его наружное отверстие затянуто …………… перепонкой”.
2. Повышенный уровень.
В левом столбике дано описание особенностей строения земноводных, в правом – в беспорядке указано значение этих особенностей в жизни земноводных. Правильно соедини правую и левую части.
1. Задняя конечность удлиненна и представляет собой сложный рычаг.
2. Имеется широкий, длинный, липкий язык и хорошо развитое зрение.
3. Расположение глаз и ноздрей на верхней поверхности головы.
4. Имеется внутреннее и среднее ухо, закрытое барабанной перепонкой.
5. Наблюдается выделение едкой жидкости из кожных желез.
А. Приспособление к восприятию звуков в воздушной среде.
Б. Возможность дышать атмосферным воздухом и наблюдать, оставаясь под водой.
В. Возможность быстрых и дальних прыжков.
Г. Средство защиты от хищников.
Д. Добывание подвижных насекомых.
IV. Задачи к теме. (Можно взять задачи на дом.)
1. Почему кожа лягушки покрыта не водой а слизью? (Вода в слизи испаряется медленнее, чем чистая вода.)
2. Прудовая лягушка, обитающая в водоемах и вблизи от них, активна днем, а травяная, обитающая на лугах и болотах, - в сумерки. Почему?(Днем над водоемом летает много насекомых. На лугах и болотах к вечеру насекомые прячутся в траве.)
Ухватила мушку Зеленая лягушка, Но забила пища рот – Ни назад и ни вперед. Тут лягушкины глаза Провалились в полость рта, Протолкнули сей обед. Правда это или нет?
3. Лягушке в воде наложили тугую повязку. Закрыли ей ноздри и рот. Задохнется ли лягушка? (Нет, дыхание осуществляется не только через ноздри, но и через кожу.)
4. На личинку тритона напала рыба. Он рванулся, вырвался, а нога оторвалась. Через некоторое время нога отросла. Как называется это явление? У каких животных оно наблюдается? (Регенерация. Встречается у кольчатых червей, гидры, ящериц.)
5. Подумайте, что человек смог сконструировать, изучая принципы внешнего строения лягушек? (Бионика – наука о возможностях применения в технике принципов организации живых организмов, сконструировала для человека ласты и приборы для слежения за самолетами, вакуумные присоски, ткань с камуфляжной окраской.)
V. Домашнее задание.
1. Работа с текстом учебника стр189-198.
2. Творческие задания и поисковые к зачетному уроку..
1 группа. Какие виды земноводных обитают в нашей местности?
2 группа. Лягушки и жабы – не такие уж и мерзкие животные. Напишите четверостишие и нарисуйте плакат в их защиту.
3 группа. Знаете ли вы народные приметы, связанные с лягушками? Если нет, постарайтесь найти.
VI.Рефлексия.
Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я узнал… Было интересно…
Мне было сложно... Такой урок интересен тем…….. Я ухожу с урока с чувством…….. Я хотел бы, чтобы такие уроки……