Тема урока: Лабораторная работа № 4 «Наблюдение за передвижением животных».
Автор учебника: Пономарева И.Н. Биология
Цели урока:
обучающие: создать условия для знакомства с видами движения у животных, их скоростью, направлением движения;
развивающие; умение готовить микропрепарат культуры инфузорий, рассматривать живые организмы под микроскопом при малом увеличении, формулировать выводы о значении движения для животных, фиксировать результаты наблюдений в тетради
воспитательные: воспитывать бережное отношение к животному миру Земли, формируя экологическую грамотность, прививать соблюдение правил работы в кабинете биологии и осторожного обращения с лабораторным оборудованием.
Оборудование: гербарий растений и таблицы основных отделов (цветковые, голосеменные, папоротниковидные, моховидные, водоросли): ветки цветковых растений, сосны, мультимедийное оборудование, презентация к уроку «Растения», дидактический раздаточный материал.
Тип урока: закрепления новых знаний и способов деятельности.
Методы обучения: проблемный, эвристический, экспериментальный
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: индивидуальная и групповая.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Ресурсы
Этап 1.Мотивация к учебной деятельности
Психологический настрой
- Добрый день, друзья! Мы, как и всегда, рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.
Поднимите руки вверх, почувствуйте свою уникальность, необычность и талантливость. Каждый из вас индивидуален. А теперь возьмитесь за руки в предвкушении радостного коллективного труда. Ведь только вместе мы преодолеем все трудности и достигнем успеха.
Приветствуют учителя, настраиваются на урок.
Личностные
(доброжелательность)
Этап 2. Актуализация и пробное учебное действие
1. Биологический диктант
- Объясни термины: Фауна, зоология, простейшие
2. Работа над домашним материалом.
- Дайте характеристику простейших по плану:
• Размеры
• Места обитания
• Питание
• Значение в природе и жизни человека
- В чём отличие беспозвоночных и позвоночных животных. Назовите представителей этих групп.
- Какова роль многоклеточных животных в природе и жизни человека, используя предложенные названия животных:
Бабочка
Сойка
Заяц
Дождевой червь
Муха
Гельминты
Пчела
Корова
Лошадь
Курица Мыши Собака
Беседа с учителем.
Ответы учеников. Отстаивание своей точки зрения.
Самооценка, взаимооценка.
Осознание необходимости и возможности дополнить
имеющиеся знания.
- Назовите № рисунков с животными. Докажите, что это животные.
Познавательные: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; логические: анализ.
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование
Коммуникативные: управление поведением партнера; контроль, коррекция, оценка действий партнёра.
Карточки,
презентация
Этап 3. Выявление места и причины затруднения
Продолжите предложение о движении животных:
Я знаю, что.
Я хотел бы узнать.
Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.
общеучебные: выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий
Регулятивные: прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением).
Этап 4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
- Определите цель урока (для: устранения возникшего затруднения)
- Предположите тему урока.
Постройте проект своих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели (задачи).
Согласовывают
тему урока, строят план достижения цели и определяют средства, алгоритмы, модели.
Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
общеучебные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;
логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера
Этап 5. Реализация построенного проекта
Лабораторная работа№4.
1) По инструктивной карточке - передвижение в воде;
- передвижение по суше;
- передвижение в воздухе;
- рекордсмены движения.
Самостоятельная работа в парах с информационными источниками
Коммуникативные
(сотрудничество в поиске и сборе информации)
Познавательные:
общеучебные: поиск и выделение н еобходимой информации, логические: УУД постановки и решения проблем
Личностные
(смыслообразование)
Инструктивные карты, учебник, лабораторное оборудован
Этап 6.Включение в систему знаний.
Дайте обоснованный ответ.
- Какова роль движения в жизни животных?
- Какие типы движения существуют в природе?
-Какой способ наиболее распространен и почему?
Решение биологических задач.
Коммуникативные:
управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.
Регулятивные: прогнозирование
Индивидуальные карточки
Этап 7. Информация о домашнем задании
- П. 12, ответить на вопросы стр.51
- Приготовить информацию о самых - самых животных.
Ученики выбирают задания по уровням
Личностные (самоопределение)
Регулятивные (оценка, саморегуляция)
Этап 8. Рефлексия
Учитель инициирует рефлексию (метод пяти пальцев)
На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.
М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания я сегодня получил
Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг
С (средний) - состояние духа: каким было у меня сегодня настроение
У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или чему способствовал
Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие
Учитель благодарит за урок.
На листе бумаги обводят левую руку, вписывают своё мнение по каждой позиции
Регулятивные (оценка, саморегуляция)