kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Практикум 10 класс "Что живое делает живым?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-практикум "Что живое делает живым?" адресован учащимся 10 классов при изучении темы "Жизнь, сущность понятия Жизнь. Критерии живой материи",  является заключительным в теме «Общие биологические явления и методы их исследования».

 

Урок предназначен для повторения, практического применения полученных знаний, умений, навыков.

Степень и время мультимедийной поддержки рассчитаны на полный  двухчасовой урок.

 

Формы учебной деятельности: работа в группах, дискуссия, исследовательская деятельность (лабораторные работы).

Дидактические цели проекта:

  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, умение увидеть проблемную область и найти пути её разрешения, развивать возможности информационных технологий умение работать в команде для достижения общих целей.
  • Методические задачи:

Освоить понятия:

  •  Жизнь.
  •  Клетка – структурная и функциональная единица жизни.
  •   Критерии жизни.
  •   Уровни организации жизни.
  •   Научиться выявлять признаки живых   систем на примере Протистов.

Темы исследовательских работ, предъявленных  учащимся на уроке:

  • Выявление сущности понятия «ЖИЗНЬ», критериев жизни, уровней организации жизни.
  • Исследование особенностей  эукариотической клетки. (Лабораторная работа).
  • Исследование особенностей прокариотической клетки. (Лабораторная работа).
  • Клетка - ячейка жизни. 
  • Исследование движения в пространстве живых организмов. (Лабораторная работа).
  • Исследование процесса движения веществ в клетке. (Лабораторная работа).
  • Исследование процесса раздражимости. (Лабораторная работа).
  • Вирусы – неклеточная форма жизни .

Оборудование, необходимое для урока по слайдам:

  • Оборудование: к слайду 9: камень, перо птицы, варёное яйцо, стакан с водой, домашний паучок в стакане.
  • Оборудование к слайду 11.

Микроскоп, готовые микропрепараты растительной, животной, грибной ткани.

Оборудование к слайду 12. Микроскоп, пробирки с цианобактериями, предметные и покровные стёкла, препаровальная игла.

Оборудование к слайду 14. Микроскопы, предметные и покровные стёкла, Живая культура инфузории туфельки. Пипетки. Волокна.

Оборудование к слайду 15. Микроскопы, элодея, горячий спирт.

Оборудование к слайду 16. Лист водного растения с белым налётом. Скальпель. Предметные стёкла. Микроскопы.

На протяжении всего урока используется компьютер, мультимедийный проектор, звуковые колонки.

Ход урока.

Урок начинается с постановки проблемного вопроса «Что такое жизнь?».Учащиеся рассуждают, формулируют собственные ответы, дискутируют и понимают, что трудно сформулировать ёмкое понятие «жизнь» в краткой форме. Переходим к учёным. Учитель демонстрирует слайд 8, на котором даны определения понятия жизнь Энгельса и Волькенштейна.    из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот”.

Далее учащиеся выполняют лабораторные работы с целью выявления критерий живой материи. 

  •  На  рабочем столе находятся предметы: камень, перо птицы, варёное яйцо, стакан с водой, домашний паучок в стакане. Разделите на две группы: живая и неживая материя. При выполнении этого задания у учащихся всегда возникает затруднение: к какой группе материи отнести перо птицы и варёное яйцо. Часто ребята считают, что вода на нашей планете является живой. Как же на самом отличить живое от неживого? 
  •  Исследовательская часть урока.

Предлагаю вам исследовать под микроскопом клетки четырёх царств живой Природы. Прочитайте инструкцию к лабораторной работе и выполните все задания.

  • 1. Рассмотрите под микроскопом готовые микропрепараты клеток растительной, животной ткани, клеток грибов.
  •  2. Обратите внимание на главный признак эукариот – наличие ядра в цитоплазме каждой клетки.
  •  3. Рассмотрите под микроскопом клеточные оболочки клеток растений, животных и грибов.
  •  4. Сравните строение клеток растений, животных, грибов и сделайте выводы о характерных признаках строения клеток эукариот, а также отметьте строение и функции клеточной оболочки.
  •  5. Зарисуйте рассматриваемые клетки и запишите в тетради выводы из наблюдений.

 Исследование особенностей прокариотической клетки.

1.    Рассмотрите цианобактерии в пробирках и обратите внимание на характерную сине – зеленую окраску.

 2.   Поместите кусочек тины на предметное стекло в каплю воды, накройте покровным стеклом и рассмотрите при малом увеличении.

 3.  Обратите внимание на нити, состоящие из длинного ряда узких сине – зеленых клеток. Зарисуйте нити.

 4. Присмотритесь к медленным колебательным движениям цианобактерии. Она получила название осциллятории вследствие ее свойства совершать колебательное движение(осциллляции).

 5. Рассмотрите осцилляторию при большом увеличении микроскопа и обратите внимание на то, что в клетках нет ядра, нет хлоропластов.

 6. Продумайте и запишите выводы о чертах примитивной организации цианобактерий.

Исследование движения в пространстве живых организмов.

1. Рассмотрим под микроскопом движение инфузории – туфельки. Чтобы лучше рассмотреть движение ресничек, задержите движение инфузорий.

 2. Для более детального рассмотрения органоидов движения на предметное стекло положите несколько нитей тины или волокна ваты.

 3. При остановке живых инфузорий – туфелек рассмотрите движение ресничек покрывающих края ротовой впадины. Отметьте значение ресничек в жизни инфузории – туфельки.

Исследование процесса движения веществ в клетке.

1. Приготовьте микропрепарат листа элодеи и рассмотрите его под микроскопом.

 2. Нанесите каплю подогретого спирта на микропрепарат.

 3. Наблюдайте увеличение скорости движения цитоплазмы.

4. Сделайте выводы о метаболизме в клетке.

Слайд 16. Исследование процесса раздражимости.

1. Рассмотрите под микроскопом препарат сувойки, для приготовления которого соскребите скальпелем с листа водного растения белый налет.

   2. Зарисуйте внешний вид сувойки, состоящей из чашечки и стебелька, представляющих собой одну клетку.

   3. Обратите внимание прикрепленный к предмету стебелек сувойки.

   4. Проведите опыт: стукните легонько карандашом по столику микроскопа: стебелек сокращается, свертываясь в виде спирали. Стебелек – это сократительная фибрилла.

 Проделав исследования, ребята называют критерии живых объектов, наблюдаемых под микроскопом. Так учащиеся пришли к выводу о том, что живые организмы обладают сходными критериями и перечисляют их:

  • Обмен веществ.
  • Cамовоспроизводство.
  • Рост и развитие.
  • Саморегуляция.
  • Раздражимость.
  • Движение.
  • Наследственность, изменчивость.
  • Приспосабливаемость.

В дискуссии выявляем самый главный критерий живой материи – способность к самовоспроизводству.

Уровни организации жизни:

  • Биосферный
  • Биогеоценотический
  • Популяционно – видовой
  • Организменный
  • Ткано – органный
  • Клеточный
  • Молекулярный

Перед учащимися ставлю задачу объяснить каждый уровень. Привести примеры. Найти самый сложный и простой уровень, пояснить почему.

  Оперативное закрепление, повторение пройденного.

Предлагаю ребятам текст: «В пресноводном водоёме обитают инфузории туфельки. Тело инфузории представлено одной клеткой. В клетке есть большое и малое ядро, цитоплазма, органоиды.  Инфузории питаются бактериями. В свою очередь, они сами являются источником энергии и вещества для низших рачков». Задание к тексту: назовите уровни организации жизни, указанные в тексте. Читаю текст повторно.

 Ребята, наши исследования подтвердили,  что живые организмы состоят из клеток. Клетка – это функциональная  ячейка жизни. Клетки обладают раздражимостью, способны к передвижению, метаболизму. Проблемный вопрос: «Все ли живые организмы имеют клеточную структуру? Для всех ли живых организмов характерны изученные критерии жизни?» Исследуем вирусы…

  • Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК),
  •  Белковая оболочка, которую называют капсидом (от латинского капса - ящик). Она часто построена из идентичных повторяющихся субъединиц - капсомеров. Капсомеры образуют структуры с высокой степенью симметрии.
  •  Дополнительная липопротеидная оболочка. Она образована из плазматической мембраны клетки-хозяина и встречается только у сравнительно больших вирусов (грипп, герпес).
  • Капсид и дополнительная оболочка защищает нуклеиновую кислоту и  способствуют проникновению вируса в клетку. Полностью сформированный вирус называется вирионом.
  • Схематичное изображение расположения капсомеров в капсиде вирусов.
  • Спиральный тип симметрии имеет вирус гриппа – 1, Кубический тип симметрии у вирусов: герпеса - 2, аденовируса – 3, полиомиелита – 4
  •  Анимация. Внедрение ДНК в тело бактерии вирусом.
  • Подведение итогов. Домашнее задание   
  • Мы исследовали некоторые биологические системы, выявили критерии живой материи.

    Рассмотрев вирусы, мы увидели отклоняющиеся  особенности: неклеточная форма жизни, в обычных условиях вирусы напоминают кристаллы, отсутствие процессов жизнедеятельности, за исключением процесса размножения, который может протекать только в живой клетке – хозяине.

    Возникает вопрос, вирусы противоречат или подтверждает понятие «Жизнь»? Противоречат или подтверждают критерии живой материи?

    Домашнее задание: обсудите, подумайте и напишите развёрнутый ответ на возникшие вопросы: вирусы противоречат или подтверждает понятие «Жизнь»? Противоречат или подтверждают критерии живой материи? Приведите не менее трёх доказательств в пользу Ваших утверждений.

     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Практикум 10 класс "Что живое делает живым?" »

Тема проекта :  “ Сущность понятий : ЖИЗНЬ, КРИТЕРИИ ЖИЗНИ ” Учитель  биологии МАОУ лицея № 18 Галина Алексеевна Ондрина

Тема проекта : “ Сущность понятий :

ЖИЗНЬ,

КРИТЕРИИ ЖИЗНИ ”

Учитель биологии МАОУ лицея № 18

Галина Алексеевна Ондрина

Основополагающий вопрос :   “ Что  живое  делает  живым ?”

Основополагающий вопрос :

Что живое

делает

живым ?”

Проблемный вопрос :

Проблемный вопрос :

  • Как отличить живое от неживого?
Дидактические цели проекта :

Дидактические цели проекта :

  • Формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности , умение увидеть проблемную область и найти пути её разрешения , развивать возможности информационных технологий , умение работать в команде для достижения общих целей .
Методические задачи :  Освоить понятия :   Жизнь .   Клетка – структурная и функциональная  единица жизни .    Критерии жизни .  Научить выявлять признаки живых  систем на примере Протистов .

Методические задачи :

Освоить понятия :

Жизнь .

Клетка – структурная и функциональная

единица жизни .

Критерии жизни .

Научить выявлять признаки живых систем на примере Протистов .

Темы исследовательских работ : Выявление сущности понятия «ЖИЗНЬ», критериев жизни. Исследование особенностей эукариотической клетки. (Лабораторная работа). Исследование особенностей прокариотической клетки. (Лабораторная работа). Клетка- ячейка жизни .  Исследование движения в пространстве живых организмов. (Лабораторная работа). Исследование процесса движения веществ в клетке. (Лабораторная работа). Исследование процесса раздражимости. (Лабораторная работа).

Темы исследовательских работ :

Выявление сущности понятия «ЖИЗНЬ», критериев жизни.

Исследование особенностей эукариотической клетки. (Лабораторная работа).

Исследование особенностей прокариотической клетки. (Лабораторная работа).

Клетка- ячейка жизни .

Исследование движения в пространстве живых организмов. (Лабораторная работа).

Исследование процесса движения веществ в клетке. (Лабораторная работа).

Исследование процесса раздражимости. (Лабораторная работа).

Что такое жизнь ? Учащиеся пробуют  самостоятельно ответить  на вопрос.

Что такое жизнь ?

  • Учащиеся пробуют

самостоятельно ответить

на вопрос.

  • Сталкиваются с проблемой – невозможного краткого определения ёмкого понятия жизнь.
Что такое жизнь ? Учащиеся переходят к работе с текстом с дальнейшим обсуждением. Ф . Энгельс :  ” Жизнь есть способ существования белковых тел , и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел ”. В это определение вошли два важных положения : 1) Жизнь тесно связана с белками . 2) Непременное условие жизни – постоянный обмен веществ ,c прекращением которого прекращается и жизнь . М . В . Волькенштейн определяет это понятие так : “ Живые тела , существующие на Земле , представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы , построенные  из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот ”.

Что такое жизнь ?

Учащиеся переходят к работе с текстом с дальнейшим обсуждением.

Ф . Энгельс : Жизнь есть способ существования белковых тел , и этот способ существования состоит по своему существу в постоянном самообновлении химических составных частей этих тел ”.

В это определение вошли два важных положения :

1) Жизнь тесно связана с белками .

2) Непременное условие жизни – постоянный обмен веществ ,c прекращением которого прекращается и жизнь .

М . В . Волькенштейн определяет это понятие так : “ Живые тела , существующие на Земле , представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы , построенные

из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот ”.

Критерии жизни : Учащиеся получают объекты: вода, камень, перо птицы, варёное яйцо, живое насекомое в банке. Задание: распределить объекты по двум группам Живая материя Неживая материя

Критерии жизни :

  • Учащиеся получают объекты: вода, камень, перо птицы, варёное яйцо, живое насекомое в банке. Задание: распределить объекты по двум группам

Живая материя

Неживая материя

Критерии жизни :

Критерии жизни :

  • Учащиеся испытывают затруднения при классификации таких объектов, как перо птицы и варёное яйцо.
  • Для разрешения возникшей проблемы учитель предлагает квази - исследования.
1. Исследование особенностей эукариотической клетки.   Учащиеся  рассматривают под микроскопом различные клетки.  Находят главный признак эукариот – ядро.  Сравнивают клетки и делают выводы.

1. Исследование особенностей эукариотической клетки.

Учащиеся рассматривают под микроскопом различные клетки.

Находят главный признак эукариот – ядро.

Сравнивают клетки и делают выводы.

2 . Исследование особенностей прокариотической клетки. 1 . Рассмотрите цианобактерии в пробирках и обратите внимание на характерную сине – зеленую окраску.  2. Поместите кусочек тины на предметное стекло в каплю воды, накройте покровным стеклом и рассмотрите при малом увеличении.  3. Обратите внимание на нити, состоящие из длинного ряда узких сине – зеленых клеток. Зарисуйте нити.  4. Присмотритесь к медленным колебательным движениям цианобактерии. Она получила название осциллятории вследствие ее свойства совершать колебательное движение(осциллляции).  5. Рассмотрите осцилляторию при большом увеличении микроскопа и обратите внимание на то, что в клетках нет ядра, нет хлоропластов.  6. Продумайте выводы о чертах примитивной организации цианобактерий.

2 . Исследование особенностей прокариотической клетки.

1 . Рассмотрите цианобактерии в пробирках и обратите внимание на характерную сине – зеленую окраску.

2. Поместите кусочек тины на предметное стекло в каплю воды, накройте покровным стеклом и рассмотрите при малом увеличении.

3. Обратите внимание на нити, состоящие из длинного ряда узких сине – зеленых клеток. Зарисуйте нити.

4. Присмотритесь к медленным колебательным движениям цианобактерии. Она получила название осциллятории вследствие ее свойства совершать колебательное движение(осциллляции).

5. Рассмотрите осцилляторию при большом увеличении микроскопа и обратите внимание на то, что в клетках нет ядра, нет хлоропластов.

6. Продумайте выводы о чертах примитивной организации цианобактерий.

Клетка-ячейка жизни . Прокариоты Не обладают четко оформленным ядром и типичным хромосомным аппаратом . ( архебактерии , цианобактери,  настоящие бактерии) Эукариоты Имеют четко оформленное ядро : 1) Грибы 2)Растения 3)Животные

Клетка-ячейка жизни .

  • Прокариоты

Не обладают четко оформленным ядром и типичным

хромосомным аппаратом .

( архебактерии ,

цианобактери,

настоящие бактерии)

  • Эукариоты

Имеют четко оформленное ядро :

1) Грибы

2)Растения

3)Животные

3 . Исследование движения в пространстве живых организмов .  1. Рассмотрим под микроскопом движение инфузории – туфельки. Чтобы лучше рассмотреть движение ресничек , задержите движение инфузорий.  2. Для более детального рассмотрения органоидов движения на предметное стекло положите несколько нитей тины или волокна ваты.  3. При остановке живых инфузорий – туфелек рассмотрите движение ресничек покрывающих края ротовой впадины. Отметьте значение ресничек в жизни инфузории – туфельки.

3 . Исследование движения в пространстве живых организмов .

1. Рассмотрим под микроскопом движение инфузории – туфельки. Чтобы лучше рассмотреть движение ресничек , задержите движение инфузорий.

2. Для более детального рассмотрения органоидов движения на предметное стекло положите несколько нитей тины или волокна ваты.

3. При остановке живых инфузорий – туфелек рассмотрите движение ресничек покрывающих края ротовой впадины. Отметьте значение ресничек в жизни инфузории – туфельки.

4.Исследование процесса движения веществ в клетке.  1 . Приготовьте микропрепарат листа элодеи и рассмотрите его под микроскопом.  2. Нанесите каплю подогретого спирта на микропрепарат.  3. Наблюдайте увеличение скорости движения цитоплазмы.

4.Исследование процесса движения веществ в клетке.

1 . Приготовьте микропрепарат листа элодеи и рассмотрите его под микроскопом.

2. Нанесите каплю подогретого спирта на микропрепарат.

3. Наблюдайте увеличение скорости движения цитоплазмы.

5. Исследование процесса раздражимости.  1 . Рассмотрите под микроскопом препарат сувойки, для приготовления которого соскребите скальпелем с листа водного растения белый налет.  2. Зарисуйте внешний вид сувойки, состоящей из чашечки и стебелька, представляющих собой одну клетку.  3. Обратите внимание прикрепленный к предмету стебелек сувойки.  4. Проведите опыт : стукните легонько карандашом по столику микроскопа : стебелек сокращается, свертываясь в виде спирали. Стебелек – это сократительная фибрилла.

5. Исследование процесса раздражимости.

1 . Рассмотрите под микроскопом препарат сувойки, для приготовления которого соскребите скальпелем с листа водного растения белый налет.

2. Зарисуйте внешний вид сувойки, состоящей из чашечки и стебелька, представляющих собой одну клетку.

3. Обратите внимание прикрепленный к предмету стебелек сувойки.

4. Проведите опыт : стукните легонько карандашом по столику микроскопа : стебелек сокращается, свертываясь в виде спирали. Стебелек – это сократительная фибрилла.

Критерии жизни :

Критерии жизни :

  • Обмен веществ
  • C амовоспроизводство
  • Рост и развитие
  • Саморегуляция
  • Раздражимость
  • Движение
  • Наследственность , изменчивость.
  • Приспосабливаемость
Уровни организации жизни :

Уровни организации жизни :

  • Биосферный
  • Биогеоценотический
  • Популяционно – видовой
  • Организменный
  • Ткано – органный
  • Клеточный
  • Молекулярный
Строение вирусов.

Строение вирусов.

  • Сердцевина - генетический материал (ДНК либо РНК),
  • Белковая оболочка
  • Дополнительная липопротеидная оболочка
  • Капсид и дополнительная оболочка защищает нуклеиновую кислоту и способствуют проникновению вируса в клетку
Внедрение ДНК в тело бактерии вирусом  вирусом Bacteriofag T4   Строение фага кишечной палочки 1 - капсидная головка, 2 - ДНК,  3 - стержень, 4 - спиралеобразный сокращающийся  капсид (чехол), 5- базальная пластинка,  6 - хвостовые фибриллы.

Внедрение ДНК в тело бактерии вирусом вирусом Bacteriofag T4

Строение фага

кишечной палочки

1 - капсидная головка,

2 - ДНК,

3 - стержень,

4 - спиралеобразный сокращающийся

капсид (чехол),

5- базальная пластинка,

6 - хвостовые фибриллы.

Вирусы противоречат или подтверждают понятие «Жизнь»? Противоречат или подтверждают критерии живой материи? Домашнее задание: обсудите, подумайте и напишите развёрнутый ответ на возникшие вопросы. Приведите не менее трёх доказательств в пользу Ваших утверждений.
  • Вирусы противоречат или подтверждают понятие «Жизнь»? Противоречат или подтверждают критерии живой материи?
  • Домашнее задание: обсудите, подумайте и напишите развёрнутый ответ на возникшие вопросы. Приведите не менее трёх доказательств в пользу Ваших утверждений.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Практикум 10 класс "Что живое делает живым?"

Автор: Ондрина Галина Алексеевна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151777

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока-практикума на тему "Ваза с цветами" Аппликация из бумаги"
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt_uroka_praktikuma_na_tiemu_vaza_s_tsvietami_applikatsiia_iz_bumaghi"
    ["file_id"] => string(6) "421646"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1497377539"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Тема: «Гигиена полости рта. Уход за зубами».  (5 класс) "
    ["seo_title"] => string(51) "tiema-gighiiena-polosti-rta-ukhod-za-zubami-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "157287"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421581254"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "план воспитательной работы во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(40) "plan-vospitatiel-noi-raboty-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "152059"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420800939"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "план работы группы продленного дня во 2 классе "
    ["seo_title"] => string(51) "plan-raboty-ghruppy-prodliennogho-dnia-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "152770"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1420902199"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Технологическая карта урока по теме "Значение водорослей"  ОС "Школа 2100" "
    ["seo_title"] => string(82) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-po-tiemie-znachieniie-vodorosliei-os-shkola-2100"
    ["file_id"] => string(6) "145012"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418831510"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства