Просмотр содержимого документа
«Контрольная работа по биологии (9 класс)»
Контрольная работа по биологии
за курс 9 класса (второе полугодие)
ЧАСТЬ 1
1. Продолжите предложение, выбрав правильный вариант ответа.
Суть теории самозарождения заключается в том, что она поддерживает идею…
1) зарождение жизни в космосе
2) создания живого высшими силами
3) возникновения живого от живого
4) возникновения живых организмов из неживых тел
Ответ ______________
2. Результат макроэволюции растений – появление новых
1) видов
2) отделов
3) популяций
4) сортов
Ответ _______________
3. Эволюция покрытосеменных растений по пути приспособления к опылению насекомыми – это пример
1) ароморфоза
2) дегенерации
3) идиоадаптации
4) биологического регресса
Ответ ______________
4. Пример экологического видообразования
1) сибирская и даурская лиственница
2) заяц-беляк и заяц-русак
3) европейская и алтайская белка
4) популяции севанской форели
Ответ _______________
5. Какая особенность человека сформировалась под влиянием биологических факторов антропогенеза?
1) изготовление орудий труда
2) совместный труд
3) появление диафрагмы
4) сводчатая стопа
Ответ _______________
6. Кто относится к древним людям?
1) Австралопитек
2) Кроманьонец
3) Питекантроп
4) Неандерталец
Ответ _________________
7.Показателем процветания популяции в экосистеме служит:
высокая численность
колебания численности популяции
связь между особями популяции
связь с другими популяциями
Ответ ____________
8. Количество особей на единицу площади или объема:
плодовитость
плотность популяции
видовое разнообразие
обилие популяции
Ответ _____________
9. Выберите один, наиболее правильный вариант. Найдите название критерия вида в указанном перечне
цитологический
гибридологический
генетический
Популяционный
Ответ _____________
10. Ограничивающим фактором для растений в океане на глубине 6000 метров будет являться:
1) температура
2) свет
3) солёность
4) вода
Ответ _____________
11. Основной причиной неустойчивости экосистем является
1) колебание температуры среды
2) недостаток пищевых ресурсов
3) несбалансированность круговорота веществ
4) повышенная численность некоторых видов
Ответ ______________
12. Усилению парникового эффекта в биосфере способствует
1) появление озоновых дыр в атмосфере
2) опустынивание земель
3) осушение болот
4) развитие промышленности и транспорта
Ответ________________
ЧАСТЬ 2
13. Установите соответствие между высказыванием или достижением и его автором.
А. Впервые осуществил абиогенный синтез органических веществ за счёт энергии электрических разрядов
Б. В 1924 году предложил, что появлению живых организмов предшествует абиогенное образование органических веществ в атмосфере
В. «Положи в горшок зерна, заткни его грязной рубашкой и жди»
Г. Доказал невозможность самозарождения личинок мух в сосудах с мясом, рыбой, угрями
Д. Доказал невозможность самозарождения микроорганизмов в колбе с питательным бульоном
1. Луи Пастер
2. Стэнли Миллер
3. Ван Гельмонт
4. Александр Иванович Опарин
5. Франческо Реди
А
Б
В
Г
Д
14. Установите последовательность эволюционных процессов на Земле в хронологическом порядке
1) выход организмов на сушу
2) возникновение фотосинтеза
3) формирование озонового экрана
4) абиогенный синтез органических веществ
5) появление клеточных форм жизни
Ответ _______________________
15. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Укажите положения теории эволюции, выдвинутые Ч. Дарвином.
1. упражнение органов их развивает, а неупражнение ведет к их атрофии
2. в природе выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи
3. организмам присуще внутреннее стремление к прогрессу
4. между организмами идет борьба за существование
5. в природе действует естественный отбор
6. живое самопроизвольно происходит из неживого
Ответ ________________
16. Укажите историческую последовательность основных стадий антропогенеза
1) Человек современного типа
2) Австралопитек
3) Кроманьонец
4) Питекантроп
5) Неандерталец
Ответ _________________
17. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Паразитический образ жизни ведут.
1) актиния
2) аскарида
3) красный коралл
4) подберезовик
5) раффлезия
6) ришта
Ответ ______________
18. К продуцентам относят
1) пресноводную гидру
2) кукушкин лен
3) цианобактерию
4) шампиньон
5) улотрикс
6) планарию
Ответ _______________
19. Выберите три варианта. В агроэкосистеме картофельного поля, в отличие от экосистемы луга
1) отсутствуют консументы
2) высокая численность продуцентов одного вида
3) незамкнутый круговорот веществ
4) преобладают растительноядные насекомые
5) отсутствуют редуценты
6) нарушена саморегуляция
Ответ ______________
20. Ниже приведен перечень терминов. Все они, кроме двух, используются в учении о биосфере. Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) биокосное вещество
2) ноосфера
3) биологический круговорот
4) ароморфоз
5) гибридизация
Ответ____________
Спецификация теста по биологии для 9 класса.
1.Назначение работы: определить степень сформированности знаний, основных умений и навыков, оценить качество подготовки учащихся по всем основным темам, изучаемым в 9 классе. Данная контрольная работа охватывает основные содержательные линии курса биологии за 9 класс. Задания контрольной работы различаются по форме и уровню трудности, который определяется способом познавательной деятельности, необходимым для выполнения задания. Выполнение заданий контрольной работы предполагает осуществление таких интеллектуальных действий, как распознавание, воспроизведение, извлечение, классификация, сравнение, объяснение, аргументация и др.
2. Структура работы.
На выполнение тестовой работы отводится 1 урок (45минут). Работа состоит из 20 заданий, которые разделены на две части.
Часть работы
Тип заданий
Количество заданий
Часть 1
Задания с выбором ответа
12
Часть 2
Задания с кратким ответом
8
Часть 1 состоит из 12 заданий. К 1 – 12 заданиям даны 4 варианта ответов, из которых только 1 верный.
Часть 2 задания 14 – 20 (на множественный выбор или на соответствие).
Часть 2 состоит из 8 заданий:
Задание 13 - на установление соответствия.
Задание 14, 16 - на определение последовательности.
Задание 15, 17, 18, 19 - на множественный выбор.
Задание 20 – на исключение «выпадающих» понятий.
4. Распределение заданий итоговой работы по содержанию и видам деятельности.
Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Биология» представлено в таблице
Содержательные разделы
Число заданий
часть 1
часть 2
Закономерности происхождения жизни на Земле.
1
2
Эволюционное учение.
6
1
Антропогенез.
2
1
Закономерности взаимоотношений организма и среды.
1
2
Экосистема.
1
Биосфера.
1
1
Глобальные экологические проблемы человечества.
1
Итого
12
8
Всего
20
5. Система оценивания.
Максимальное кол-во баллов за одно задание
Максимальное количество баллов
Часть А
Часть В
Часть А
Часть В
Вся работа
1
2
12
16
28
Критерии оценки:
Каждое правильно выполненное задание Части 1 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: указан номер неправильного ответа; указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; номер ответа не указан.
Правильно выполненное задание Части 2 оценивается в 2 балла (2 балла – нет ошибок; 1 балл – допущена одна ошибка; 0 баллов – допущены две и более ошибок).
Критерии оценки
28-25 баллов – «5»;
24-18 баллов – «4»;
17-14 баллов – «3»;
13-0 баллов – «2».
5. Апробация работы: задания взяты из разных источников. (Интернет ресурсы, сборники заданий по биологии 9 класс; КИМы Биология 9 класс; задания для подготовки к ОГЭ).
Кодификатор элементов содержания работы
для проведения контрольной работы по БИОЛОГИИ
9 класс (второе полугодие)
Кодификатор составлен на основе Обязательного минимума содержания основных образовательных программ и Требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы.
В первом столбце таблицы указаны коды разделов и тем, на которые разбит курс. Во втором столбце указаны коды содержания разделов (тем), для которых создаются проверочные задания.
Номер вопроса в тесте
Код контроли-
руемого элемента
Элементы содержания, проверяемые заданиями проверочной работы
1.Закономерности происхождения и развития жизни на Земле.
А1, В13
1.1
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания.
В14
1.3
Этапы развития жизни на Земле.
А2, А7, А8, В15
1.4
Идеи развития органического мира в биологии. Чарльз Дарвин об эволюции органического мира. Современные представления об эволюции органического мира.
А9
1.5
Вид, его критерии и структура. Процессы образования видов.
А3
1.6
Основные направления и основные закономерности эволюции.
А5, А6, В16
1.7
Эволюционное происхождение и основные этапы эволюции человека.
2.Закономерности взаимоотношений организмов и среды.
А11
2.1
Условия жизни на Земле. Экологические факторы.
А10
2.2
Приспособления организмов к различным экологическим факторам. Биотические связи в природе. Взаимодействие разных видов в природе: конкуренция, хищничество, паразитизм, симбиоз.
В17, В18, В19
2.3
Экосистемы. Видовая и пространственная структура экосистем. Роль производителей, потребителей и разрушителей органического вещества в экосистемах, в круговороте веществ и превращении энергии в природе. Пищевые связи в экосистеме. Устойчивость экосистем, их смена. Особенности агроэкосистем.
А12, В20
2.4
Биосфера – глобальная экосистема. Учение Н.И.Вернадского о биосфере. Роль человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь людей. Последствия деятельности человека для экосистем, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.