Просмотр содержимого документа
«Рубежная контрольная работа БИОЛОГИЯ 8 класс»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к заданиям рубежного контроля по биологии для учащихся 8 класса
ЦЕЛЬ: Проверить усвоение учащимися программного материала по биологии за 1 полугодие.
ЗАДАЧИ: 1. Проверить изученный материал.
2. Выявить пробелы в знаниях учащихся, определить темы и вопросы,
требующие доработки.
3. Провести коррекционно-развивающую работу со слабыми учащимися для успешности
их дальнейшего обучения.
4. Ознакомить учащихся с проведением письменных работ по типу ЕГЭ.
Задания для рубежного контроля по биологии составлены по принципу составления КИМов для ЕГЭ. Задания включают несколько частей разного уровня.
Контрольная работа составлена на основе изученного материала за 1-ое полугодие по следующим темам «Место человека в системе органического мира», «Эволюция человека», «Расы человека», «Ткани и органы», «Координация и регуляция», «Анализаторы».
Работа предусматривает два варианта заданий. Часть А состоит из 16 тестовых заданий, в которых предложено выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных. Часть Б – это 4 задания с выбором трёх ответов из нескольких предложенных. Часть В – 4 задания на установление соответствия. Часть Г – это терминологический диктант, состоящий из 11 определений.
При составлении заданий для рубежного контроля использовались задания из проверочных работ, тестов, которые учащиеся выполняли в течение 1 полугодия, а также задания из учебников. Таким образом, задания контроля не являются для учащихся новыми, неизвестными, а призваны активизировать их знания, память и полученные навыки.
Проведение работы. Рубежныйконтроль проводится в 3-ю неделю декабря. О сроках проведения учащимся сообщается не менее чем за неделю. В течение недели на уроках разбираются некоторые вопросы контрольной. Для учащихся по желанию проводятся консультации.
Время проведения контрольной работы - 1 урок (40 минут).
Дифференцированный подход. Учащимся с ОВЗ, а также наиболее слабым учащимся разрешается использовать на контрольной наглядный материал кабинета биологии или специальные таблицы.
Критерии оценивания. Каждое задание части А оценивается в один балл (тестовые задания), 1 балл за каждое правильно выбранное соответствие. Итого за часть А можно набрать максимум 16 баллов. Задания части Б также оцениваются по 1 баллу за каждый правильно выбранный ответ и приносят учащимся 12 баллов. Задания части В – по 1 баллу за каждое правильное соответствие, итого 36 баллов (1 вариант), 33 балла (2 вариант). В заданиях части Г ответы на вопросы оцениваются в 1 балл и приносят учащимся 3 балла. Итого за выполнение контрольной работы можно набрать максимум 67 (1 вариант), 64 (2 вариант) балла.
Перевод баллов в отметку:
1 вариант
61 – 67 баллов – «5»;
41 – 60 балла – «4»;
21 – 40 баллов – «3»;
0 – 20 баллов – «2».
Перевод баллов в отметку для учащихся с ОВЗ:
1 вариант
53 – 67 баллов – «5»;
35 – 52 балл – «4»;
17 – 34 баллов – «3»;
0 – 16 баллов – «2».
Перевод баллов в отметку:
2 вариант
58 – 64 баллов – «5»;
39 – 57 балла – «4»;
20 – 38 баллов – «3»;
0 – 19 баллов – «2».
Перевод баллов в отметку для учащихся с ОВЗ:
2 вариант
50 – 64 баллов – «5»;
33 – 49 балл – «4»;
16 – 32 баллов – «3»;
0 – 15 баллов – «2».
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ 8 класс
(рубежный контроль)
1 вариант
Часть А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных
Место человека в системе органического мира
1. О принадлежности человека к классу Млекопитающих свидетельствует
А) прямохождение В) наличие двух кругов кровообращения
Б) лёгочное дыхание Г) волосяной покров и живорождение
2. Анатомический признак человека связанный с прямохождением
А) дифференцированная зубная система В) слабое развитие надбровных дуг
Б) пружинящая стопа Г) подбородочный выступ
Эволюция человека
3. Предком человека является
А) шимпанзе В) орангутан
Б) горилла Г) ни одна из перечисленных обезьян
4. Прародина человека
А) Австралия В) Юго-Западная Европа
Б) Южная Америка Г) Восточная Африка
Ткани и органы
5. Ткань состоит из
А) органоидов и мембран В) органов и межклеточного вещества
Б) органов и полостей Г) клеток и межклеточного вещества
6. Существует эпителий
А) железистый Б) хрящевой В) жировой Г) мышечный
7. Слизистые оболочки внутренних органов образованы тканью
4. Проводит возбуждение от слуховых Г) Слуховая труба
рецепторов в кору больших полушарий Д) Ушная раковина
5. Передают и усиливают звуковые колебания Е) Барабанная перепонка
6. Колеблется от звуковых волн
Часть Г
Напишите ответы на вопросы
Почему в темноте мы не различаем окраску предметов?
Чем половые клетки отличаются от всех других клеток?
Почему организм человека функционирует как единое целое?
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ
Прочитав определения, напишите термины.
Появление у человека признаков, которые существовали у их отдалённых предков, но были утрачены в процессе эволюции - это …
Органы, которые когда то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение, хотя и сохранились полностью или частично – это …
Постоянные клеточные структуры, выполняющие определённые функции – это …
Группы клеток приспособленные к выполнению определённых функций и имеющие одинаковое строение, и их межклеточное вещество, выполняющие одинаковые функции – это …
Часть тела, имеющая определённую форму и строение, занимающая в организме определённое место и выполняющая определённую функцию – это …
Биологически активные вещества – это …
Длинные отростки нервных клеток – это …
Короткие отростки нервных клеток – это …
Отростки нервных клеток или специализированные нервные клетки, реагирующие на определённые раздражители – это …
Ответная реакция организма на воздействие внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемая с участием нервной системы – это …
Сложная система организма, обеспечивающая анализ раздражений – это …
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО БИОЛОГИИ 8 класс
(рубежный контроль)
2 вариант
Часть А
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных
Место человека в системе органического мира
1. Рудимент человека
А) аппендикс В) многососковость
Б) хвостатость Г) резко выраженное оволосение лица и тела
Эволюция человека
2. Биологическим фактором эволюции человека является
А) трудовая деятельность В) наследственная изменчивость
Б) изоляция Г) естественный отбор
3. Человек отличается от двух других животных
А) передвижением на двух задних конечностях В) наличием второй сигнальной системы
Б) наличием первой сигнальной системы Г) наличием тазовых почек
2. Регулирует силу света, поступающего в глаз Б) Веки
3. Преломляет и фокусирует свет В) Ресницы
4. Состоит из рецепторов Г) Зрачок
5. Защищает от пыли Д) Хрусталик
6. Защищает от высыхания Е) Белочная оболочка
7. Прозрачная коллоидная масса Ж) Стекловидное тело
Часть Г
Напишите ответы на вопросы
Почему в темноте мы не различаем окраску предметов?
Чем половые клетки отличаются от всех других клеток?
Почему организм человека функционирует как единое целое?
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ
ЗА 1 ПОЛУГОДИЕ
Прочитав определения, напишите термины.
Появление у человека признаков, которые существовали у их отдалённых предков, но были утрачены в процессе эволюции - это …
Органы, которые когда то активно функционировали у наших предков, а сейчас утратили своё значение, хотя и сохранились полностью или частично – это …
Постоянные клеточные структуры, выполняющие определённые функции – это …
Группы клеток приспособленные к выполнению определённых функций и имеющие одинаковое строение, и их межклеточное вещество, выполняющие одинаковые функции – это …
Часть тела, имеющая определённую форму и строение, занимающая в организме определённое место и выполняющая определённую функцию – это …
Биологически активные вещества – это …
Длинные отростки нервных клеток – это …
Короткие отростки нервных клеток – это …
Отростки нервных клеток или специализированные нервные клетки, реагирующие на определённые раздражители – это …
Ответная реакция организма на воздействие внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемая с участием нервной системы – это …
Сложная система организма, обеспечивающая анализ раздражений – это …