kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по теме: "Выделительная система человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью урока является формирование у учащихся знаний анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы, гигиенических представлений о причинах заболеваний органов выделения и их профилактике.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Выделительная система человека"»

Цель: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и гигиенические представления о причинах заболеваний мочевыделительной системы и их профилактике.

Задачи урока:

образовательные:

  • обобщить знания об органах выделения организма;

  • изучить особенности строения мочевыделительной системы в связи с выполняемыми функциями.

развивающие :

развивать общеучебные умения и навыки:

  • учебно-информационные: навык смыслового чтения, навыки свертывания и развертывания информации, умение анализировать текстовую и графическую информацию, высказывать суждения;

  • учебно-интеллектуальные: умение выделять главное, обобщать, сопоставлять, устанавливать аналогии;

  • учебно-коммуникативные: навык активного слушания; навык работы в полилоге, обмена мнениями в группе.

Воспитательные:

воспитывать устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни.


Тип урока– урок освоения новых знаний.

Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, презентация «Строение и функции выделительной системы. Предупреждение почечных заболеваний.», тетради с печатной основой, карточки с цифрами, комплект разноцветных кружочков для рефлексии, микроскоп, видеокамера для проецирования микропрепарата на экран, магниты, таблички для составления ЛГМ.

После изучения темы ученики должны знать/понимать:

сущность биологических процессов: обмен веществ, выделение;

распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека (мочевыделительной системы);

проводить самостоятельный поиск биологической информации, в том числе с исполь­зованием информационных технологий;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболевания почек.
















Ход урока.

1.Организационный момент.

(Настрой обучающихся на положительный урок)

Здравствуйте, ребята. Сегодня на нашем уроке присутствует много гостей. Поприветствуйте, пожалуйста, их.

Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли на урок. Для этого я прошу Вас заполнить шкалу настроения в ТПО. Я думаю, что оно у вас хорошее и сохраниться таким до конца урока.

2.Актуализация знаний и умений. (введение в тему)

Мы продолжаем изучение систем внутренних органов человека. Попробуйте, глядя на эти предметы, определить, какую систему органов мы будем изучать сегодня. Перед вами фильтр, чашка, пирамиды, клубочек, стебель с распускающимися почками.

Почему вы так решили?

В ходе обсуждения, идёт подведение учащихся к теме урока:

«Строение и функции выделительной системы.»


Исходя из темы, поставьте цель урока.

Предположительный ответ уч-ся: изучить строение и функции выд. системы, рассмотреть причины и меры профилактики заболеваний органов выделения. В ходе урока мы изучим следующие вопросы:


План изучения нового материала:

1. Строение выделительной системы человека.
2. Строение почки.
3. Строение нефрона.

4. Биофильтр организма.
5. Значение выделительной системы.
6. Причины и меры профилактики заболеваний выделительной системы.


В ходе изучения материала мы будем заполнять логико-смысловую модель «Выделение»

Какой процесс называется выделением?

Выделение-это заключительный этап обмена в-в, в ходе к-го из организма выводятся вредные в-в, благодаря чему сохраняется постоянство внутренней среды человека гомеостаз.

Какие системы внутренних органов принимают участие в выделении вредных в-в? (прикрепляется табличка «Системы органов, участвующие в выделении)

В выведении конечных продуктов распада участвуют различные системы внутренних органов: дыхательная, покровная, кровеносная, пищеварительная. (прикрепляются таблички покровная, дыхательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная)

В выделении каких веществ принимают они участие?

Учащиеся: Через лёгкие удаляются угл. газ, вода в виде пара и нек-рые летучие в-ва. Потовые железы кожи принимают участие в выведении воды, солей, неб. кол-ва мочевины и аммиака. Через кишечник удаляются непереваренные частицы пищи, желчные пигменты и соли тяжёлых металлов.

Учитель: Однако до 90% вредных в-в удаляется в виде мочи с помощью мочевыд.системы.

Какое строение выделительной системы обеспечивает выполнение ею выделительную функцию?

Переходим к изучению первого вопроса:


  1. Строение выделительной системы человека.

Вспомните, к какому классу относится человек?

(Ответ учащихся: млекопитающим).

Какие органы образуют выделительную систему млекопитающих?

Ответ учащихся: почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал.

Зная это, что вы можете сказать о строении выделительной системы человека?

(У человека выделительная система имеет сходное строение с млекопитающими и образована теми же органами)


Заполняется второй луч логико-смысловой модели «Строение выделительной системы»

(прикрепляются к магнитной доске таблички соответствующих органов: почек-мочеобразующих органов и мочевыводящих органов: мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала)


Переходим к следующему пункту плана.

  1. Изучим макроскопическое строение почек - главных органов выделения. ( Прикрепляется табличка «макроскопическое строение почек»)

Почки –парные органы, располагающиеся в области поясницы справа и слева от позвоночного столба. Это неб. органы массой 150-200 г, длиной 10-12 см, толщиной 5-6 см, по форме напоминают бобы. Вогнутый край почки обращён к позвоночнику и называется воротами почек. В ворота каждой почки входят нервы и почечная артерия, несущая неочищенную кровь , а выходят- вена, лимфатические сосуды и мочеточник. Вены несут очищенную от жидких продуктов распада кровь в нижнюю полую вену, а мочеточник - вещества, подлежащие удалению, в мочевой пузырь.

Снаружи почка покрыта плотной оболочкой из соединительной ткани.

* Под оболочкой расположен корковый слой почек

*Ниже – мозговой слой, *состоящий из 15-20 пирамид, которые открываются в почечную лоханку-резервуар, куда собирается моча, которая затем движется по мочеточникам в сторону мочевого пузыря - органа, где моча накапливается, а затем через мочеиспускательный канал выводится наружу.

Выполнение задания №2 Назовите цифры, которыми обозначены основные части почки.


Заполняется луч в логико-смысловой модели «Макроскопическое строение почки» (оболочка, корковое в-во,мозговое в-во, лоханка)


  1. Изучим микроскопическое строение почек (Строение нефрона).

Каждая почка состоит примерно из одного миллиона нефронов. Нефрон – это структурная и функциональная единица почки, обеспечивающая фильтрацию крови и образование мочи.

Отдельный нефрон состоит из капсулы, почечного канальца и собирательной трубочки. Капсула нефрона представляет собой чашку, стенка которой образована двумя слоями клеток. Щель между этими слоями сообщается с канальцем.

Внутри капсулы располагается клубочек кровеносных капилляров. Он образуется в результате многократного ветвления приносящей почечной артерии. Выйдя из капсулы выносящая артерия снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца и лишь после этого кровь собирается в вену. Извитой каналец нефрона переходит в собирательную трубочку.

Корковое в-во почки образовано преим-но капсулами нефронов, а мозговое в-во- извитыми канальцами и собирательными трубочками нефронов. Последние вместе взятые в мозговом слое образуют пирамиды, которые открываются в почечную лоханку.

Выполним в рабочей тетради задание №3

Назовите цифры, которыми обозначены соответствующие части нефрона.

Рассмотрим срез почечной ткани под микроскопом. Обратите внимание на корковый, мозговой слои почки и многочисленные клубочки нефронов.


Переходим к следующему вопросу плана:

«Биофильтр организма.»


Почему почки называют биофильтром?

(они очищают кровь от вредных веществ и участвуют в образовании мочи)


Изучим принципы работы почек:


Почки участвуют в очищении крови от вредных веществ и образовании мочи. Этот процесс сложный и протекает в 2 этапа: первый-образование первичной мочи и второй-образование вторичной. Первый этап связан с фильтрацией крови, а второй- с реабсорбцией и секрецией.


Фильтрация крови происходит в капиллярном клубочке капсулы нефрона: часть плазмы проходит через стенку капилляров в щель капсулы. В капиллярах остаются форменные элементы и белки. В каналец нефрона попадают вещества, составляющие первичную мочу: вода, конечные продукты распада - мочевина, соли мочевой, фосфорной, щавелевой кислот, а также полезные вещества: глюкоза, аминокислоты, витамины. Первичная моча -по составу очень похожа на плазму крови (только без белка). В сутки через почки проходит примерно 1500 л крови и образуется в среднем 150л первичной мочи.

Затем происходит второй этап образования мочи. Первичная моча продвигается в канальцы нефрона, где происходит (реабсорбция) обратное всасывание полезных веществ в кровь до 99% воды, а также многих солей, аминокислот, глюкозы и других нужных организму веществ. В канальце остаются вредные вещества: мочевина, мочевая к-та, минеральные соли, а также вода, которые и составляют вторичную мочу.

Помимо обратного всасывания в канальцах происходит так называемая секреция (выделение некоторых в-в из крови в мочу. Например, лекарств.

Итак, в результате процессов реабсорбции и секреции в почечных канальцах из первичной мочи образуется вторичная моча. Она поступает в собирательную трубочку, затем в почечную лоханку, мочеточник и мочевой пузырь. За сутки у взрослого человека образуется 1,5 – 2 литра вторичной

мочи.

Заполняется ещё один луч ЛСМ «Образование мочи» (фильрация, реабсорбция, секреция)

Проверим как вы усвоили принцип работы почек. Заполним таблицу, вставляя пропуски по смыслу (пропущенные слова выделены жирным шрифтом):

.

Этапы образования мочи

Этапы

Процессы

Место образования

Состав

1.Образование первичной мочи

фильтрация крови

в капсуле нефрона

вода, витамины, глюкоза, аминокислоты,

минеральные в-ва

2.Образование вторичной мочи

реабсорбция и секреция

в канальце нефрона

мочевина, мочевая кислота, вода, соли щавелевой, фосфорной кислот, лекарства




Переходим к следующему пункту плана:

  1. Показатель состояния здоровья.

Учитель:

Состав вторичной мочи является одним из главных показателей работы мочевыделительной системы и организма в целом. Неслучайно, врач назначает больному сделать не только анализ крови, но и мочи. Группа учащихся в лаборатории детской поликлиники самостоятельно проводила общий анализ мочи. О том, как это было и что можно узнать по анализу мочи расскажет (учитель называет фамилию, имя ученика)

Ученик: Анализ мочи проводили с помощью специального прибора анализатора. Для этого мы опустили в мочу тест-полоску и загрузили её в автоподатчик, который затем доставляет её в измерительный модуль.

Результаты анализов в течение нескольких минут выводятся на дисплей, а также на бумажных носителях.

Получив бланк с результатом анализа, мы расшифровали значение символов, сравнили исследуемые параметры с нормой того или иного показателя и сделали вывод о состоянии нашего здоровья.
Первым качественным показателем при проведении общего анализа мочи являет­ся ёе цвет, который в норме зависит от содержания пигментов и может колебаться от светло-желтого до насыщенного желтого. При патологии цвет мочи может меняться: присутствие желчных пигментов делает мочу зеленовато-желтой, примесь крови придает ей бу­рый, красновато-желтый цвет. Красноватый оттенок может наблюдаться при цистите (воспалении мочевого пузыря ), травмах почек или мочекаменной болезни. Цвет мочи может меняться в зависимости от приема определенных лекарст­венных препаратов и пищевых продуктов.

Моча здорового человека всегда должна быть прозрачной. Мутной она может быть из-за наличия бактерий, слизи, солей и др.

В моче здорового человека не должно быть билирубина, белка, лейкоцитов, эритроцитов, глюкозы, бактерий. Наличие этих компонентов свидетельствует о различных заболеваниях. Так, наличие белка, бактерий в моче говорит о воспалении почек (нефрите), наличие глюкозы – о нарушении работы поджелудочной железы (сахарном диабете), наличие эритроцитов -о воспалении органов выделения, возможно мочекаменной болезни. Содержание билирубина выявляется при поражениях печени.


Дома каждый из вас попробует самостоятельно, опираясь на справочный материал и анализируя общий анализ мочи пациента, сделать вывод о состоянии его здоровья.

Datе: 22.01.2014 11:30

UBG Normal 3.4umol/L

BIL Neg

KET Neg

BLD Neg

PRO 0,1

NIT Neg

LEU 50

GLU Neg

Заключение: воспаление почек (нефрит)





S.G 1,025


pH 5,5



Переходим к следующему пункту плана:

6. «Значение выделительной системы»

Осмыслите следующий факт:

при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.

Объясните:

а) какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из окружающей среды не поступали; (конечными продуктами распада, которые не выводятся из организма, а всасываются в кровь.

б) какие функции выполняют почки?

Почки- главные органы выделения, они и определяют основные функции выделительной системы:

  • очищение крови от вредных в-в;

  • участие в регуляции водно-солевого обмена;

  • поддержание постоянства внутренней среды организма.

Нарушение работы почек приводит изменению состава внутренней среды организма, а это влечёт за собой значительные нарушения обмена веществ и работы органов. Поэтому заболевания почек опасно для жизни.


Заболевания мочевыделительной системы относятся к группе наиболее распространенных болезней, возникающих чаще всего в молодом и среднем возрасте.


Выясним основные причины заб-й органов мочевыд-й системы и определим профилактические меры. С этой целью я предлагаю всем посмотреть видеофрагмент.


Просмотр фильма «Предупреждение почечных заболеваний. Мочекаменная болезнь» (2-3 мин).


Развитию мочекаменной болезни может способствовать частое употребление жёсткой воды.

Группа учащихся проводила исследование по определению жёсткости воды.

Послушаем небольшой отчёт о результатах их работы.

Отчёт группы: Исследуя пробы водопроводной воды, взятой в разных районах нашего города , пришли к выводу, что во многих из них она отличается повышенной жёсткостью, т.е. большим содержанием ионов кальция, магния, железа. Частое употребление жёсткой воды может стать причиной развития мочекаменной болезни. Во избежании этого необходимо смягчать воду путём кипячения, отстаивания или использования бытовых фильтров.


Учитель: Зная основные причины заболеваний органов выделительной, предложите рекомендации по предупреждению заболеваний органов выделения.

Предположительные ответы учащихся: Для сохранения здоровья органов выделения, необходимо выполнять следующие рекомендации (правила): соблюдать личную гигиену, закаливать свой организм, важно своевременно лечить зубы, горло. Следует правильно питаться, пить качественную воду, не переедать, не злоупотреблять солёной, острой пищей, осторожно обращаться с ядовитыми веществами, не переохлаждаться, отказаться от вредных привычек.


Закрепление всего материала:

Учитель:Все основные вопросы нашего урока мы изучили. С целью закрепления изученного материала выполните следующее задание: вставьте в стихотворение пропущенные слова, подходящие по смыслу:


Они как два больших _ боба______( форма почек)

На связках закрепились,

У __позвоночного___ (где располагаются) столба

Уютно разместились

____фильтруют____(что делают?) почки нашу кровь

С невиданным упрямством,

Чтобы во __внутренней _______ (какой?) среде

Держалось постоянство.

____нефрон __ (структурная единица почки) содержит капсулы,

___канальцы ________ и клубочки

___нефронов ____(структурных элементов) целый __миллион_____(сколько?)

Содержат наши почки.

Проходит кровь через ___нефрон__(структурный и функциональный элемент),

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в ____кровь____ (куда?),

А что он удаляет.

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши ___почки_____ тоже.


Здоровье - самое главное богатство человека. Я желаю всем вам, дорогие ребята и уважаемые гости здоровья, счастья и долгих лет жизни.

Попробуйте теперь ответить на вопрос, поставленный в начале урока:


Какое отношение имеют к теме нашего урока следующие предметы: фильтр, клубочек, пирамиды, почки растений, ?)

Предположительные ответы учащихся: Предметами представлены почка (фильтр) и её части: чашки, пирамиды, клубочек.

Итог урока. Рефлексия.

Ребята, а теперь мысленно воспроизведите урок и продолжите фразу:

Сегодня на уроке я….

Полученные знания я могу применить…

Моё настроение …

Оцените своё настроение в конце урока в специальной шкале рабочей тетради. Поднимите руки у кого отличное настроение?


Заключительное слово учителя.

Ребята, перед вами кружочки разного цвета. Выразите с помощью кружочков своё настроение и отношение к уроку. Для этого вы должны взять один кружок, согласно той характеристике, которую вы видите на экране и прикрепить к магнитной доске.

Подведение итогов ( выставление оценок, задание на дом)


Домашнее задание

  • § 42 учебника, ответьте на вопросы;

  • выполните задание №1 и № 6 (по результату общего анализа мочи, сделайте заключение о состоянии здоровья пациента)












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по теме: "Выделительная система человека"

Автор: Алексеева Ирина Владимировна

Дата: 16.08.2016

Номер свидетельства: 339503

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Методическая разработка " Выделительная система человека""
    ["seo_title"] => string(57) "metodicheskaia_razrabotka_vydelitelnaia_sistema_cheloveka"
    ["file_id"] => string(6) "641472"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1701870524"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Конспект урока по биологии на тему: "Класс Паукообразные, их многообразие и значение""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_biologhii_na_tiemu_klass_paukoobraznyie_ikh_mnoghoobraziie_i_"
    ["file_id"] => string(6) "387657"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1486208235"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект урока  по биологии "Кожа и ее производные""
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekturokapobiologhiikozhaiieieproizvodnyie"
    ["file_id"] => string(6) "327220"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463407350"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "конспект урока и презентация по теме "Многообразие и значение моллюсков""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekturokaipriezientatsiiapotiemiemnoghoobraziieiznachieniiemolliuskov"
    ["file_id"] => string(6) "266813"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450257505"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Класс млекопитающих. Конспект урока"
    ["seo_title"] => string(41) "klass-mliekopitaiushchikh-konspiekt-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "314426"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459692272"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства