Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка " Выделительная система человека"»
Конспект урока по теме: "Выделительная система человека" 8 класс
Целью урока является формирование у учащихся знаний анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы, гигиенических представлений о причинах заболеваний органов выделения и их профилактике.
Цель: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и гигиенические представления о причинах заболеваний мочевыделительной системы и их профилактике.
Задачи урока:
образовательные:
обобщить знания об органах выделения организма;
изучить особенности строения мочевыделительной системы в связи с выполняемыми функциями.
развивающие :
развивать общеучебные умения и навыки:
учебно-информационные: навык смыслового чтения, навыки свертывания и развертывания информации, умение анализировать текстовую и графическую информацию, высказывать суждения;
учебно-коммуникативные: навык активного слушания; навык работы в полилоге, обмена мнениями в группе.
Воспитательные:
воспитывать устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни.
Тип урока– урок освоения новых знаний.
Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, презентация «Строение и функции выделительной системы. Предупреждение почечных заболеваний.», тетради с печатной основой, карточки с цифрами, комплект разноцветных кружочков для рефлексии, микроскоп, видеокамера для проецирования микропрепарата на экран, магниты, таблички для составления ЛГМ.
После изучения темы ученики должны знать/понимать:
• сущность биологических процессов: обмен веществ, выделение;
• распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека (мочевыделительной системы);
• проводить самостоятельный поиск биологической информации, в том числе с использованием информационных технологий;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболевания почек.
Ход урока.
1.Организационный момент.
(Настрой обучающихся на положительный урок)
2.Актуализация знаний и умений. (введение в тему)
Мы продолжаем изучение систем внутренних органов человека.
В ходе обсуждения, идёт подведение учащихся к теме урока:
«Строение и функции выделительной системы.»
Исходя из темы, поставьте цель урока.
Предположительный ответ уч-ся: изучить строение и функции выд. системы, рассмотреть причины и меры профилактики заболеваний органов выделения. В ходе урока мы изучим следующие вопросы:
План изучения нового материала:
1. Строение выделительной системы человека. 2. Строение почки. 3. Строение нефрона.
4. Значение выделительной системы. 5. Причины и меры профилактики заболеваний выделительной системы.
Какой процесс называется выделением?
Выделение-это заключительный этап обмена в-в, в ходе к-го из организма выводятся вредные в-в, благодаря чему сохраняется постоянство внутренней среды человека – гомеостаз.
Какие системы внутренних органов принимают участие в выделении вредных в-в? (прикрепляется табличка «Системы органов, участвующие в выделении)
В выведении конечных продуктов распада участвуют различные системы внутренних органов: дыхательная, покровная, кровеносная, пищеварительная. (прикрепляются таблички покровная, дыхательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная)
В выделении каких веществ принимают они участие?
Учащиеся: Через лёгкие удаляются угл. газ, вода в виде пара и нек-рые летучие в-ва. Потовые железы кожи принимают участие в выведении воды, солей, неб. кол-ва мочевины и аммиака. Через кишечник удаляются непереваренные частицы пищи, желчные пигменты и соли тяжёлых металлов.
Учитель: Однако до 90% вредных в-в удаляется в виде мочи с помощью мочевыд.системы.
Какое строение выделительной системы обеспечивает выполнение ею выделительную функцию?
Переходим к изучению первого вопроса:
Строение выделительной системы человека.
Вспомните, к какому классу относится человек?
(Ответ учащихся: млекопитающим).
Какие органы образуют выделительную систему млекопитающих?
Ответ учащихся: почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал.
Зная это, что вы можете сказать о строении выделительной системы человека?
(У человека выделительная система имеет сходное строение с млекопитающими и образована теми же органами)
Заполняется второй луч логико-смысловой модели «Строение выделительной системы»
(прикрепляются к магнитной доске таблички соответствующих органов: почек-мочеобразующих органов и мочевыводящих органов: мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала)
Переходим к следующему пункту плана.
Изучим макроскопическое строение почек - главных органов выделения. ( Прикрепляется табличка «макроскопическое строение почек»)
Почки –парные органы, располагающиеся в области поясницы справа и слева от позвоночного столба. Это неб. органы массой 150-200 г, длиной 10-12 см, толщиной 5-6 см, по форме напоминают бобы. Вогнутый край почки обращён к позвоночнику и называется воротами почек. В ворота каждой почки входят нервы и почечная артерия, несущая неочищенную кровь , а выходят- вена, лимфатические сосуды и мочеточник. Вены несут очищенную от жидких продуктов распада кровь в нижнюю полую вену, а мочеточник - вещества, подлежащие удалению, в мочевой пузырь.
Снаружи почка покрыта плотной оболочкой из соединительной ткани.
* Под оболочкой расположен корковый слой почек
*Ниже – мозговой слой, *состоящий из 15-20 пирамид, которые открываются в почечную лоханку-резервуар, куда собирается моча, которая затем движется по мочеточникам в сторону мочевого пузыря - органа, где моча накапливается, а затем через мочеиспускательный канал выводится наружу.
Каждая почка состоит примерно из одного миллиона нефронов. Нефрон – это структурная и функциональная единица почки, обеспечивающая фильтрацию крови и образование мочи.
Отдельный нефрон состоит из капсулы, почечного канальца и собирательной трубочки. Капсула нефрона представляет собой чашку, стенка которой образована двумя слоями клеток. Щель между этими слоями сообщается с канальцем.
Внутри капсулы располагается клубочек кровеносных капилляров. Он образуется в результате многократного ветвления приносящей почечной артерии. Выйдя из капсулы выносящая артерия снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца и лишь после этого кровь собирается в вену. Извитой каналец нефрона переходит в собирательную трубочку.
Корковое в-во почки образовано преим-но капсулами нефронов, а мозговое в-во- извитыми канальцами и собирательными трубочками нефронов. Последние вместе взятые в мозговом слое образуют пирамиды, которые открываются в почечную лоханку.
Изучим принципы работы почек:
Почки участвуют в очищении крови от вредных веществ и образовании мочи. Этот процесс сложный и протекает в 2 этапа: первый-образование первичной мочи и второй-образование вторичной. Первый этап связан с фильтрацией крови, а второй- с реабсорбцией и секрецией.
Фильтрация крови происходит в капиллярном клубочке капсулы нефрона: часть плазмы проходит через стенку капилляров в щель капсулы. В капиллярах остаются форменные элементы и белки. В каналец нефрона попадают вещества, составляющие первичную мочу: вода, конечные продукты распада - мочевина, соли мочевой, фосфорной, щавелевой кислот, а также полезные вещества: глюкоза, аминокислоты, витамины. Первичная моча -по составу очень похожа на плазму крови (только без белка). В сутки через почки проходит примерно 1500 л крови и образуется в среднем 150л первичной мочи.
Затем происходит второй этап образования мочи. Первичная моча продвигается в канальцы нефрона, где происходит (реабсорбция) обратное всасывание полезных веществ в кровь до 99% воды, а также многих солей, аминокислот, глюкозы и других нужных организму веществ. В канальце остаются вредные вещества: мочевина, мочевая к-та, минеральные соли, а также вода, которые и составляют вторичную мочу.
Помимо обратного всасывания в канальцах происходит так называемая секреция (выделение некоторых в-в из крови в мочу. Например, лекарств.
Итак, в результате процессов реабсорбции и секреции в почечных канальцах из первичной мочи образуется вторичная моча. Она поступает в собирательную трубочку, затем в почечную лоханку, мочеточник и мочевой пузырь. За сутки у взрослого человека образуется 1,5 – 2литра вторичноймочи.
Проверим как вы усвоили принцип работы почек. Заполним таблицу, вставляя пропуски по смыслу (пропущенные слова выделены жирным шрифтом):
Состав вторичной мочи является одним из главных показателей работы мочевыделительной системы и организма в целом. Неслучайно, врач назначает больному сделать не только анализ крови, но и мочи. Группа учащихся в лаборатории детской поликлиники самостоятельно проводила общий анализ мочи. О том, как это было и что можно узнать по анализу мочи расскажет (учитель называет фамилию, имя ученика)
Ученик: Анализ мочи проводили с помощью специального прибора анализатора. Для этого мы опустили в мочу тест-полоску и загрузили её в автоподатчик, который затем доставляет её в измерительный модуль.
Результаты анализов в течение нескольких минут выводятся на дисплей, а также на бумажных носителях.
Получив бланк с результатом анализа, мы расшифровали значение символов, сравнили исследуемые параметры с нормой того или иного показателя и сделали вывод о состоянии нашего здоровья. Первым качественным показателем при проведении общего анализа мочи является ёе цвет, который в норме зависит от содержания пигментов и может колебаться от светло-желтого до насыщенного желтого. При патологии цвет мочи может меняться: присутствие желчных пигментов делает мочу зеленовато-желтой, примесь крови придает ей бурый, красновато-желтый цвет. Красноватый оттенок может наблюдаться при цистите (воспалении мочевого пузыря ), травмах почек или мочекаменной болезни. Цвет мочи может меняться в зависимости от приема определенных лекарственных препаратов и пищевых продуктов.
Моча здорового человека всегда должна быть прозрачной. Мутной она может быть из-за наличия бактерий, слизи, солей и др.
В моче здорового человека не должно быть билирубина, белка, лейкоцитов, эритроцитов, глюкозы, бактерий. Наличие этих компонентов свидетельствует о различных
Переходим к следующему пункту плана:
4. «Значение выделительной системы»
Осмыслите следующий факт:
при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.
Объясните:
а) какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из окружающей среды не поступали; (конечными продуктами распада, которые не выводятся из организма, а всасываются в кровь.
б) какие функции выполняют почки?
Почки- главные органы выделения, они и определяют основные функции выделительной системы:
очищение крови от вредных в-в;
участие в регуляции водно-солевого обмена;
поддержание постоянства внутренней среды организма.
Нарушение работы почек приводит изменению состава внутренней среды организма, а это влечёт за собой значительные нарушения обмена веществ и работы органов. Поэтому заболевания почек опасно для жизни.
Заболевания мочевыделительной системы относятся к группе наиболее распространенных болезней, возникающих чаще всего в молодом и среднем возрасте.
Закрепление всего материала:
Учитель:Все основные вопросы нашего урока мы изучили. С целью закрепления изученного материала выполните следующее задание: вставьте в стихотворение пропущенные слова, подходящие по смыслу:
Они как два больших _ боба______( форма почек)
На связках закрепились,
У __позвоночного___ (где располагаются) столба
Уютно разместились
____фильтруют____(что делают?) почки нашу кровь
С невиданным упрямством,
Чтобы во __внутренней _______ (какой?) среде
Держалось постоянство.
____нефрон __ (структурная единица почки) содержит капсулы,
___канальцы ________ и клубочки
___нефронов ____(структурных элементов) целый __миллион_____(сколько?)
Содержат наши почки.
Проходит кровь через ___нефрон__(структурный и функциональный элемент),
Каналец здесь решает,
Чему вернуться в ____кровь____ (куда?),
А что он удаляет.
Мы смолоду должны учесть
Что нам всего дороже:
Беречь должны не только честь,
Но наши ___почки_____ тоже.
Здоровье - самое главное богатство человека. Я желаю всем вам, дорогие ребята и уважаемые гости здоровья, счастья и долгих лет жизни.
Попробуйте теперь ответить на вопрос, поставленный в начале урока:
Какое отношение имеют к теме нашего урока следующие предметы: фильтр, клубочек, пирамиды, почки растений, ?)
Предположительные ответы учащихся: Предметами представлены почка (фильтр) и её части: чашки, пирамиды, клубочек.
Итог урока. Рефлексия.
Что нового…
Полезного…
Подведение итогов ( выставление оценок, задание на дом)
Домашнее задание
§ 42 учебника, ответьте на вопросы;
выполните задание №1 и № 6 (по результату общего анализа мочи, сделайте заключение о состоянии здоровья пациента)