kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка " Выделительная система человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: "Выделительная система человека".

Можно использовать на уроках в 9 классах, для подготовки к ВПР, ОГЭ, на  факультативных занятиях. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка " Выделительная система человека"»

Конспект урока по теме: "Выделительная система человека" 8 класс

Целью урока является формирование у учащихся знаний анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы, гигиенических представлений о причинах заболеваний органов выделения и их профилактике.

Цель: сформировать у учащихся знания анатомо-физиологических особенностей мочевыделительной системы и гигиенические представления о причинах заболеваний мочевыделительной системы и их профилактике.

Задачи урока:

образовательные:

  • обобщить знания об органах выделения организма;

  • изучить особенности строения мочевыделительной системы в связи с выполняемыми функциями.

развивающие :

развивать общеучебные умения и навыки:

  • учебно-информационные: навык смыслового чтения, навыки свертывания и развертывания информации, умение анализировать текстовую и графическую информацию, высказывать суждения;

  • учебно-интеллектуальные: умение выделять главное, обобщать, сопоставлять, устанавливать аналогии;

  • учебно-коммуникативные: навык активного слушания; навык работы в полилоге, обмена мнениями в группе.

Воспитательные:

воспитывать устойчивое положительное отношение к здоровому образу жизни.



Тип урока– урок освоения новых знаний.

Оборудование: ПК, мультимедиа-проектор, презентация «Строение и функции выделительной системы. Предупреждение почечных заболеваний.», тетради с печатной основой, карточки с цифрами, комплект разноцветных кружочков для рефлексии, микроскоп, видеокамера для проецирования микропрепарата на экран, магниты, таблички для составления ЛГМ.

После изучения темы ученики должны знать/понимать:

• сущность биологических процессов: обмен веществ, выделение;

• распознавать и описывать: на таблицах органы и системы органов человека (мочевыделительной системы);

• проводить самостоятельный поиск биологической информации, в том числе с исполь­зованием информационных технологий;

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики заболевания почек.






Ход урока.

1.Организационный момент.

(Настрой обучающихся на положительный урок)

2.Актуализация знаний и умений. (введение в тему)

Мы продолжаем изучение систем внутренних органов человека.

В ходе обсуждения, идёт подведение учащихся к теме урока:

«Строение и функции выделительной системы.»



Исходя из темы, поставьте цель урока.

Предположительный ответ уч-ся: изучить строение и функции выд. системы, рассмотреть причины и меры профилактики заболеваний органов выделения. В ходе урока мы изучим следующие вопросы:



План изучения нового материала:

1. Строение выделительной системы человека.
2. Строение почки.
3. Строение нефрона.

4. Значение выделительной системы.
5. Причины и меры профилактики заболеваний выделительной системы.



Какой процесс называется выделением?

Выделение-это заключительный этап обмена в-в, в ходе к-го из организма выводятся вредные в-в, благодаря чему сохраняется постоянство внутренней среды человека – гомеостаз.

Какие системы внутренних органов принимают участие в выделении вредных в-в? (прикрепляется табличка «Системы органов, участвующие в выделении)

В выведении конечных продуктов распада участвуют различные системы внутренних органов: дыхательная, покровная, кровеносная, пищеварительная. (прикрепляются таблички покровная, дыхательная, пищеварительная, кровеносная, выделительная)

В выделении каких веществ принимают они участие?

Учащиеся: Через лёгкие удаляются угл. газ, вода в виде пара и нек-рые летучие в-ва. Потовые железы кожи принимают участие в выведении воды, солей, неб. кол-ва мочевины и аммиака. Через кишечник удаляются непереваренные частицы пищи, желчные пигменты и соли тяжёлых металлов.

Учитель: Однако до 90% вредных в-в удаляется в виде мочи с помощью мочевыд.системы.

Какое строение выделительной системы обеспечивает выполнение ею выделительную функцию?

Переходим к изучению первого вопроса:



  1. Строение выделительной системы человека.

Вспомните, к какому классу относится человек?

(Ответ учащихся: млекопитающим).

Какие органы образуют выделительную систему млекопитающих?

Ответ учащихся: почки, мочеточники, мочевой пузырь и мочеиспускательный канал.

Зная это, что вы можете сказать о строении выделительной системы человека?

(У человека выделительная система имеет сходное строение с млекопитающими и образована теми же органами)



Заполняется второй луч логико-смысловой модели «Строение выделительной системы»

(прикрепляются к магнитной доске таблички соответствующих органов: почек-мочеобразующих органов и мочевыводящих органов: мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала)



Переходим к следующему пункту плана.

  1. Изучим макроскопическое строение почек - главных органов выделения. ( Прикрепляется табличка «макроскопическое строение почек»)

Почки –парные органы, располагающиеся в области поясницы справа и слева от позвоночного столба. Это неб. органы массой 150-200 г, длиной 10-12 см, толщиной 5-6 см, по форме напоминают бобы. Вогнутый край почки обращён к позвоночнику и называется воротами почек. В ворота каждой почки входят нервы и почечная артерия, несущая неочищенную кровь , а выходят- вена, лимфатические сосуды и мочеточник. Вены несут очищенную от жидких продуктов распада кровь в нижнюю полую вену, а мочеточник - вещества, подлежащие удалению, в мочевой пузырь.

Снаружи почка покрыта плотной оболочкой из соединительной ткани.

* Под оболочкой расположен корковый слой почек

*Ниже – мозговой слой, *состоящий из 15-20 пирамид, которые открываются в почечную лоханку-резервуар, куда собирается моча, которая затем движется по мочеточникам в сторону мочевого пузыря - органа, где моча накапливается, а затем через мочеиспускательный канал выводится наружу.

  1. Изучим микроскопическое строение почек (Строение нефрона).

Каждая почка состоит примерно из одного миллиона нефронов. Нефрон – это структурная и функциональная единица почки, обеспечивающая фильтрацию крови и образование мочи.

Отдельный нефрон состоит из капсулы, почечного канальца и собирательной трубочки. Капсула нефрона представляет собой чашку, стенка которой образована двумя слоями клеток. Щель между этими слоями сообщается с канальцем.

Внутри капсулы располагается клубочек кровеносных капилляров. Он образуется в результате многократного ветвления приносящей почечной артерии. Выйдя из капсулы выносящая артерия снова ветвится на капилляры, которые оплетают стенки канальца и лишь после этого кровь собирается в вену. Извитой каналец нефрона переходит в собирательную трубочку.

Корковое в-во почки образовано преим-но капсулами нефронов, а мозговое в-во- извитыми канальцами и собирательными трубочками нефронов. Последние вместе взятые в мозговом слое образуют пирамиды, которые открываются в почечную лоханку.

Изучим принципы работы почек:



Почки участвуют в очищении крови от вредных веществ и образовании мочи. Этот процесс сложный и протекает в 2 этапа: первый-образование первичной мочи и второй-образование вторичной. Первый этап связан с фильтрацией крови, а второй- с реабсорбцией и секрецией.



Фильтрация крови происходит в капиллярном клубочке капсулы нефрона: часть плазмы проходит через стенку капилляров в щель капсулы. В капиллярах остаются форменные элементы и белки. В каналец нефрона попадают вещества, составляющие первичную мочу: вода, конечные продукты распада - мочевина, соли мочевой, фосфорной, щавелевой кислот, а также полезные вещества: глюкоза, аминокислоты, витамины. Первичная моча -по составу очень похожа на плазму крови (только без белка). В сутки через почки проходит примерно 1500 л крови и образуется в среднем 150л первичной мочи.

Затем происходит второй этап образования мочи. Первичная моча продвигается в канальцы нефрона, где происходит (реабсорбция) обратное всасывание полезных веществ в кровь до 99% воды, а также многих солей, аминокислот, глюкозы и других нужных организму веществ. В канальце остаются вредные вещества: мочевина, мочевая к-та, минеральные соли, а также вода, которые и составляют вторичную мочу.

Помимо обратного всасывания в канальцах происходит так называемая секреция (выделение некоторых в-в из крови в мочу. Например, лекарств.

Итак, в результате процессов реабсорбции и секреции в почечных канальцах из первичной мочи образуется вторичная моча. Она поступает в собирательную трубочку, затем в почечную лоханку, мочеточник и мочевой пузырь. За сутки у взрослого человека образуется 1,5 – 2 литра вторичной мочи.

Проверим как вы усвоили принцип работы почек. Заполним таблицу, вставляя пропуски по смыслу (пропущенные слова выделены жирным шрифтом):

.

Этапы образования мочи

Этапы

Процессы

Место образования

Состав

1.Образование первичной мочи

фильтрация крови

в капсуле нефрона

вода, витамины, глюкоза, аминокислоты,

минеральные в-ва

2.Образование вторичной мочи

реабсорбция и секреция

в канальце нефрона

мочевина, мочевая кислота, вода, соли щавелевой, фосфорной кислот, лекарства







Переходим к следующему пункту плана:

  1. Показатель состояния здоровья.

Учитель:

Состав вторичной мочи является одним из главных показателей работы мочевыделительной системы и организма в целом. Неслучайно, врач назначает больному сделать не только анализ крови, но и мочи. Группа учащихся в лаборатории детской поликлиники самостоятельно проводила общий анализ мочи. О том, как это было и что можно узнать по анализу мочи расскажет (учитель называет фамилию, имя ученика)

Ученик: Анализ мочи проводили с помощью специального прибора анализатора. Для этого мы опустили в мочу тест-полоску и загрузили её в автоподатчик, который затем доставляет её в измерительный модуль.

Результаты анализов в течение нескольких минут выводятся на дисплей, а также на бумажных носителях.

Получив бланк с результатом анализа, мы расшифровали значение символов, сравнили исследуемые параметры с нормой того или иного показателя и сделали вывод о состоянии нашего здоровья.
Первым качественным показателем при проведении общего анализа мочи являет­ся ёе цвет, который в норме зависит от содержания пигментов и может колебаться от светло-желтого до насыщенного желтого. При патологии цвет мочи может меняться: присутствие желчных пигментов делает мочу зеленовато-желтой, примесь крови придает ей бу­рый, красновато-желтый цвет. Красноватый оттенок может наблюдаться при цистите (воспалении мочевого пузыря ), травмах почек или мочекаменной болезни. Цвет мочи может меняться в зависимости от приема определенных лекарст­венных препаратов и пищевых продуктов.

Моча здорового человека всегда должна быть прозрачной. Мутной она может быть из-за наличия бактерий, слизи, солей и др.

В моче здорового человека не должно быть билирубина, белка, лейкоцитов, эритроцитов, глюкозы, бактерий. Наличие этих компонентов свидетельствует о различных

























Переходим к следующему пункту плана:

4. «Значение выделительной системы»

Осмыслите следующий факт:

при нарушении обеих почек наступает сильное отравление всего организма и человек погибает уже через 5 дней.

Объясните:

а) какими веществами отравляется человек с поврежденными почками, хотя никакие яды в организм из окружающей среды не поступали; (конечными продуктами распада, которые не выводятся из организма, а всасываются в кровь.

б) какие функции выполняют почки?

Почки- главные органы выделения, они и определяют основные функции выделительной системы:

  • очищение крови от вредных в-в;

  • участие в регуляции водно-солевого обмена;

  • поддержание постоянства внутренней среды организма.

Нарушение работы почек приводит изменению состава внутренней среды организма, а это влечёт за собой значительные нарушения обмена веществ и работы органов. Поэтому заболевания почек опасно для жизни.



Заболевания мочевыделительной системы относятся к группе наиболее распространенных болезней, возникающих чаще всего в молодом и среднем возрасте.



Закрепление всего материала:

Учитель:Все основные вопросы нашего урока мы изучили. С целью закрепления изученного материала выполните следующее задание: вставьте в стихотворение пропущенные слова, подходящие по смыслу:



Они как два больших _ боба______( форма почек)

На связках закрепились,

У __позвоночного___ (где располагаются) столба

Уютно разместились

____фильтруют____(что делают?) почки нашу кровь

С невиданным упрямством,

Чтобы во __внутренней _______ (какой?) среде

Держалось постоянство.

____нефрон __ (структурная единица почки) содержит капсулы,

___канальцы ________ и клубочки

___нефронов ____(структурных элементов) целый __миллион_____(сколько?)

Содержат наши почки.

Проходит кровь через ___нефрон__(структурный и функциональный элемент),

Каналец здесь решает,

Чему вернуться в ____кровь____ (куда?),

А что он удаляет.

Мы смолоду должны учесть

Что нам всего дороже:

Беречь должны не только честь,

Но наши ___почки_____ тоже.



Здоровье - самое главное богатство человека. Я желаю всем вам, дорогие ребята и уважаемые гости здоровья, счастья и долгих лет жизни.

Попробуйте теперь ответить на вопрос, поставленный в начале урока:



Какое отношение имеют к теме нашего урока следующие предметы: фильтр, клубочек, пирамиды, почки растений, ?)

Предположительные ответы учащихся: Предметами представлены почка (фильтр) и её части: чашки, пирамиды, клубочек.

Итог урока. Рефлексия.

Что нового…

Полезного…



Подведение итогов ( выставление оценок, задание на дом)



Домашнее задание

  • § 42 учебника, ответьте на вопросы;

  • выполните задание №1 и № 6 (по результату общего анализа мочи, сделайте заключение о состоянии здоровья пациента)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Методическая разработка " Выделительная система человека"

Автор: Гресь Оксана Джорджевна

Дата: 06.12.2023

Номер свидетельства: 641472

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(43) ""Знаешь ли ты анатомию?" "
    ["seo_title"] => string(23) "znaiesh-li-ty-anatomiiu"
    ["file_id"] => string(6) "170847"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1423589156"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства