Урок – игра (телепередача)
Тема: «Класс Млекопитающие»
Цель:
обобщить и систематизировать знания обучающихся о классе млекопитающие:
Задачи урока:
- Образовательные:
- расширить знания обучающихся об особенностях внешнего и внутреннего строения млекопитающих;
- знать роль млекопитающих в природе и жизни человека.
2. Развивающие:
- развивать умения выделять главное, конкретизировать материал, приводить примеры, составлять синквейны;
- способствовать развитию памяти обучающихся, любознательности, познавательного интереса.
3. Воспитательные:
- формирование культуры общения, умения работать в группе;
- воспитание ответственного и бережного отношения ко всему живому.
Тип урока: систематизации и обобщения знаний и умений
Оборудование: таблицы «Класс Млекопитающие. Внешнее строение», «Класс Млекопитающие. Внутреннее строение», муляж головного мозга, рисунки, открытки, презентация.
Ход урока:
1.Организационный этап.
Ребята, приготовьтесь к уроку, сядьте правильно.
Сегодня мы совершим путешествие в мир Млекопитающих;
- вы увидите исчезнувших животных;
- узнаете о свойствах молока, всё о собаках, китах, лисах;
- услышите необычные факты из жизни животных;
- станете участниками конкурсных программ.
2.Актуализация знаний:
*конкурс – игра «БРЕЙН – РИНГ»
А) Почему класс носит такое название?
Б) Какое млекопитающее было одомашнено первым?
В) Перечислите отделы тела собаки.
Г) Чем покрыто тело млекопитающих?
Д) Назовите отделы скелета млекопитающих.
Е) Перечислите отделы пищеварительной системы.
Ё) Чем представлена кровеносная система млекопитающих?
Ж) Чем представлена выделительная система?
З) Какое дыхание у млекопитающих?
И) Какие органы чувств развиты у млекопитающих?
К) Покажите и назовите отделы головного мозга.
Л) Кто является предком млекопитающих? (зверозубые ящеры 200-230 млн. лет)
М) В зависимости от особенностей размножения и развития, на какие группы делятся млекопитающие?
Н) Что характерно для яйцекладущих?
О) В чём особенность сумчатых млекопитающих?
П) Каких млекопитающих называют плацентарными?
Р) Какую роль играют млекопитающие в природе? В жизни человека?
*конкурс – игра «Умники и умницы»»
Учитель: работа в группах. 1 группа называет животных, ученики 2 группы – отряд или семейство.
Суслик – Грызуны, крот – Насекомоядные, ехидна – Яйцекладущие, кенгуру – Сумчатые, вампир – Рукокрылые, медведь – Хищные, проехидна – Яйцекладущие, землеройка – Насекомоядные, утконос – Яйцекладущие, сумчатый волк – Сумчатые, выдра – Хищные, кролик – Зайцеобразные, выхухоль - Грызуны.
*конкурс – игра «ЧТО?», «ГДЕ?», «КОГДА?»
1 вопрос.
«В чёрном ящике находится фотография полуводного зверька, которого Карл Линней назвал «мускусным бобром». Он обитатель тихих стариц, протоков и заводей рек. Длина его тела составляет 20-22 см, а хвоста – 18-20 см. Высушенные хвосты зверька использовали прежде в купеческих домах. Ими перекладывали бельё в комодах для придания ему приятного запаха.
Условия работы: каждый из группы говорит одно предложение из всей характеристики по плану: - среда обитания; - жизнедеятельность; - интересные факты.
*конкурс – передача «В МИРЕ ЖИВОТНЫХ»
Учитель (демонстрирует книжку – раскладушку «Исчезли навсегда»).
1. - вспомните млекопитающих, которые исчезли навсегда.
(Тур, каролинский попугай, странствующий голубь, лесная курочка, тарпан, птица дронт, птица гуйя, стеллеров баклан, стеллерова корова, зебра Квагга – солнечная лошадка, бескрылая гагарка, белокрылая гагарка).
2. - составить синквейн о млекопитающем, биологию которого вы хорошо знаете.
Напоминаю: синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
1-я строка – название синквейна;
2-я строка – два прилагательных;
3-я – строка – три глагола;
4-я строка – предложение на тему синквейна;
5-я строка – существительное.
*конкурс – передача «ЧТОБЫ ПОМНИЛИ…»
Учитель: речь пойдёт о млекопитающих, которым благодарные люди поставили памятники (презентация).
Памятники собакам сооружены во многих странах мира. Ещё 170 лет назад был воздвигнут памятник собаке по кличке Барри на одном из кладбищ Парижа, спасшей во время снежных заносов в Альпах 40 человек.
В Берлине установили памятник собаке – проводнику слепых.
Псу по кличке Верный сооружён памятник в Италии. 14 лет каждый вечер пёс ходил к автобусной остановке встречать своего хозяина, убитого на войне.
Ездовой собаке по кличке Бальт поставлены два памятника: один – в Париже, другой в городе Нома на Аляске. Бальт доставил противодифтерийную вакцину для борьбы с эпидемией в Ному и спас жизнь многих людей.
У нас в России, в Санкт – Петербурге, по инициативе И.П.Павлова тоже воздвигнут памятник собакам, служащих науке.
В Шотландии установлен памятник собаке, которая прожила 5 лет на могиле своего хозяина и там умерла.
Мы с вами все без исключения должны бережно с любовью относиться ко всему живому, к каждой травинке, к каждому цветку.
Меня бабка учила в мои детские дни:
«Всё живое, что есть, сбереги, сохрани!
Всё едино в природе: и зверьё и кусты…
Не высушивай корни, не губи красоты!»
Я когда-нибудь тоже к закатным годам
Эту заповедь внукам своим передам,
Чтобы жизнь, как и прежде, свершала круги:
«Всё живое, что есть сохрани, сбереги!»
В. Корытный.
Учитель: Ребята! Пусть вашим жизненным принципом станут слова: «Всё, что нами не создано, не должно быть нами разрушено».
Завершает наш урок «ПРОГНОЗ ПОГОДЫ»
Учитель: запомните:
- свиньи чешутся – к теплу, визжат – к ненастью, солому таскают – к буре.
- корова возвращается из стада, держа во рту траву – будет дождь.
- собака свёртывается и лежит калачиком – на холод.
- собака усиленно роет землю – к дождю.
- лошадь храпит – к ненастью, фыркает – к теплу.
- кошка скребёт пол – к ветру и метели, дерёт когтями стену – к непогоде, клубком лежит – на мороз, крепко спит – к теплу.
111. Итог урока. Рефлексия.
- что понравилось на уроке?
- что вы узнали нового?
- что больше всего удивило?
- какой информацией ты поделишься с друзьями?
- что не понравилось на уроке?
- удалось ли нам выполнить поставленные в начале урока задачи?
- как вы оцените свою работу на уроке?
- Выставление отметок