kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии на тему: "Класс Паукообразные, их многообразие и значение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • Образовательная: Сформировать понятие об особенностях строения паукообразных представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека.
  • Развивающая: Способствовать продолжению формирования умений работы с тестами для дальнейшей подготовки к ГИА и ЕГЭ, работы с опорными сигналами.
  • Воспитательная: Учить бережному отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.

Методы: частично- поисковый,беседа

Приемы:  сообщения учащихся, работа в группах, заполнение таблицы.

Оборудование:  Таблица «Ракообразные», «Паукообразные», опорные сигналы, карточки, тесты на листах, рисунки с изображением различных паукообразных,  презентация.

Оформление на доске: тема, план урока, таблица.

Ход урока

1. Организационный момент.

2.  Контроль и  актуализация знаний.

Фронтальная беседа:

1)    Объясните. Почему  тип называется членистоногие?

2)      Какие классы животных выделяют в типе членистоногие?

3)     Тело ракообразных разделено на _________ и__________. На голове расположены сложные ____________и две пары__________. Ракообразные имеют ________ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают _________. Растут ракообразные только в период __________. Развитие у раков _________.

4) Тест «Проверь себя»

Учитель подводит итог: хорошо, ребята! Молодцы. Вы хорошо знаете строение речного рака. Это вам поможет при изучении новой темы.

3. Изучение нового материала.

Учитель: А что бы узнать тему нашего сегодняшнего урока

- Отгадайте загадку.

Тема урока сегодня: Класс Паукообразные, их многообразие и значение.

Цель нашего урока: Сегодня главным героем нашего урока будет паук.  Итак, что же мы знаем о пауках? (Плетут паутину)

Этапы нашего урока( на доске):

1.Общие признаки класса Паукообразных.

2.Рассмотреть особенности строения паукообразных в с связи со средой обитания.

3.Многообразии паукообразных, их значение в природе и жизни человека.

Учитель: Изучает пауков наука Арахнология. -Всех пауков, обитающих на нашей планете, объединяют в один класс Arachnoidea происходит от греч. arachne - паук.

Легенда об Арахне (Сообщение учащегося.)

Учитель:

 -Рассмотрим внешнее строение паукообразных на примере паука-крестовика. Почему его так назвали? (Брюшко сверху на тёмном фоне имеет крестообразный узор).

- С помощью учебника подготовьте ответы на следующие вопросы:

1) Сколько у паука отделов тела? Как они называются?

2) Сколько пар ходильных ног у паука? К какому отделу тела они прикреплены? Обратите внимание на чувствительные волоски и коготки на конечностях.

3) Какие органы можно рассмотреть на голове у паука? Есть ли у паука усики? Сколько глаз?

4) Можно ли рассмотреть у паука сегментацию брюшка? Есть ли конечности на брюшке?

5) Какие особенности строения позволили паукам расселиться по всему земному шару?

( Наличие мощных челюстей, наличие ядовитых желез, наличие паутинных бородавок, наличие хитинового покрова.)

Наружное строение. (Рассказ учителя)

 - Почему паутина имеет такое важное значение в жизни паука? (Защита

кладки, расселение, размножение, построение убежищ, охота).

(Словарная работа в тетрадях с новыми терминами)

 Хелицеры- крючкообразные, твердые челюсти., хватают пищу, прокалывает жертву и впрыскивает секрет ядовитых желез, находящимися у основания челюстей.

 Ногощупальца – это органы осязания, короткие, чувствительные с волосками

Внеполостное ( внекишечное) – переваривание происходит вне организма хищника  Далее работаем в группах.  ( 6 групп – работа с учебником )

1 гр. –  Составьте схему строения пищеварительной системы паука – крестовика.

 1 группа(Рот - глотка - пищевод - желудок – кишечник – анальное отверстие.)

 2 гр. Строение дыхательной системы. (Органы дыхания у паука – лёгкие и трахеи. Лёгкие располагаются в передней части брюшка. Трахеи – длинные трубочки, доставляющие кислород к органам и тканям. Располагаются они в задней части брюшка.

3 гр. - изучает строение кровеносной системы.(Строение кровеносной системы -незамкнутая, сердце в виде длинной трубочки и сосуды. Жидкость – гемолимфа.)

4 гр. – строение  нервной системы(Нервная система состоит из головогрудного нервного узла и отходящих от него многочисленных нервов.)

5 гр.–  строение выделительной системы. (Органы выделения - мальпигиевы сосуды. Одним концом мальпигиевы сосуды слепо заканчиваются в теле паука, другим открываются в задний отдел кишечника. Через стенки мальпигиевых сосудов выходят вредные продукты жизнедеятельности, которые потом выводятся наружу. В кишечнике происходит всасывание воды. Таким образом, пауки экономят воду, поэтому могут жить в сухих местах.)

6 гр.-  Размножение и развитие паукообразных. Паукообразные – раздельнополые. У них ярко выражен половой диморфизм. Самка намного крупнее самца. Если после оплодотворения самец не успеет убежать, то может стать пищей для самки. Оплодотворение внутреннее. Перед откладкой яиц самка плетет шелковистый кокон, куда и откладывает оплодотворенные яйца. У крестовика яйца в коконе зимуют (в щелях коры или в других укромных местах). Сами пауки погибают. Весной из кокона появляются маленькие паучата. В первое время они держатся вместе в коконе, потом, выпуская паутину, разлетаются в разные места. У других пауков появление и расселение молодых пауков происходит осенью.

Таким образом, делаем обобщение:

Пищеварение –внекишечное

Органы дыхания- легочные мешки и трахеи

Кровеносная система- незамкнутая (сердце и кровеносные сосуды)

Выделительная система-  мальпигиевые сосуды

Нервная система- головогрудной узел и нервы

Необходимо заполнить в таблице пустые графы в тетрадях.

Классификация класса Паукообразные. Все многообразие паукообразных объединяют в три основных отряда: пауки, скорпионы и клещи.

 Клещи. (Сообщение учащегося.).

Скорпионы (Сообщение учащегося.)

Итак,  каково значение паукообразных в природе  и жизни человека?

– Входят в  состав цепей питания.
– Некоторые наносят вред растения и животным.
– Являются переносчиками заболеваний.
– Участвуют в почвообразовании.
– Уничтожают огромное количество вредных для человека насекомых.
– Являются объектами для изучения.

Беседа о пользе паукообразных

4. Закрепление Для того чтобы закрепить все, о чем мы сегодня узнали,  проведем

Работа с текстом.

Тело пауков разделено на_________и _______. На голове расположены_______глаза. Все пауки имеют___________. Паутина используется для строительства________и_______. Пищеварение у пауков осуществляется_____________. Дыхание пауков обеспечивают__________и________. У пауков _______пары ног. Развитие _________.

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

1. Наука о паукообразных
А) Энтомология; Б) Зоология; В) Ихтиология; Г) Арахнология

2. Тело паукообразных состоит из
А) Головы и туловища; Б) Головогруди и брюшка; В) Головы, груди и брюшка;

3. Когтевидные челюсти пауков называются

А) Ризоиды; Б) Ногти;  В) Хелицеры; Г) Усики

4. Пауки дышат

А) Жабрами; Б) Хелицерами ;В) Легкими и трахеями ; Г) Легкими и жабрами

5. Зрение у пауков
А) Фасеточное ; Б) Простое; В) Ночное; Г) Дневное; Д) Отсутствует

 6. Кровососущие паукообразные
А) Каракурты; Б) Тарантулы; В) Крестовики; Г) Клещи

7. Ядовитые паукообразные
А)Чёрная вдова и скорпион; Б)Чесоточный клещ и тарантул ;

В) Чесоточный клещ и серебрянка Г) паук-крестовик и тарантул

8.  Являются возбудителями чесотки
А) Каракурты; Б) Тарантулы; В) Крестовики; Г) Клещи

9. У паукообразных ходильных ног 
А) 2 пары ног;  Б) 3 пары ног;  В) 4 пары ног;  Г) 5 пар ног;  Д) нет ног

10. Паук, живущий в воде
А) Крестовик;  Б) Серебрянка;  В) Тарантул;  Г) Скорпион

11. Паутинная сеть необходима для
А) Убежища;  Б) Размножения;  В) Ловли насекомых;  Г) Защите от врагов;

12. Переносчиком клещевого энцефалита является

А) Иксодовый клещ;  Б) Чесоточный клещ

Взамопроверка работ

 5. Рефлексия. Игра «5 пальцев»

6. Д/ з       § 24,25  повторить ракообразные и паукообразные

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему: "Класс Паукообразные, их многообразие и значение"»

Цели урока:

  • Образовательная: Сформировать понятие об особенностях строения паукообразных представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека.

  • Развивающая: Способствовать продолжению формирования умений работы с тестами для дальнейшей подготовки к ГИА и ЕГЭ, работы с опорными сигналами.

  • Воспитательная: Учить бережному отношению к природе, показав, что каждый организм имеет свое место в экосистеме, значение в природе и жизни человека, свою уникальную историю и неповторимость.

Методы: частично- поисковый,беседа

Приемы: сообщения учащихся, работа в группах, заполнение таблицы.

Оборудование:  Таблица «Ракообразные», «Паукообразные», опорные сигналы, карточки, тесты на листах, рисунки с изображением различных паукообразных,  презентация.

Оформление на доске: тема , план урока, таблица.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Контроль и актуализация знаний.

Фронтальная беседа:

1)    Объясните. Почему  тип называется членистоногие?

2)      Какие классы животных выделяют в типе членистоногие?

3) Тело ракообразных разделено на _________ и__________. На голове расположены сложные ____________и две пары__________. Ракообразные имеют ________ходильных ног. Дыхание ракообразных обеспечивают _________. Растут ракообразные только в период __________. Развитие у раков _________.

4) Тест «Проверь себя»

Учитель подводит итог: хорошо, ребята! Молодцы. Вы хорошо знаете строение речного рака. Это вам поможет при изучении новой темы.

3 . Изучение нового материала.

Учитель: А что бы узнать тему нашего сегодняшнего урока

- Отгадайте загадку.

Тема урока сегодня: Класс Паукообразные, их многообразие и значение.

Цель нашего урока: Сегодня главным героем нашего урока будет паук. Итак, что же мы знаем о пауках? (Плетут паутину)

Этапы нашего урока( на доске):

1.Общие признаки класса Паукообразных.

2.Рассмотреть особенности строения паукообразных в с связи со средой обитания.

3.Многообразии паукообразных, их значение в природе и жизни человека.

Учитель: Изучает пауков наука Арахнология. -Всех пауков, обитающих на нашей планете, объединяют в один класс Arachnoidea происходит от греч. arachne - паук.

Легенда об Арахне (Сообщение учащегося.)

Учитель:

-Рассмотрим внешнее строение паукообразных на примере паука-крестовика. Почему его так назвали? (Брюшко сверху на тёмном фоне имеет крестообразный узор).

- С помощью учебника подготовьте ответы на следующие вопросы:

1) Сколько у паука отделов тела? Как они называются?

2) Сколько пар ходильных ног у паука? К какому отделу тела они прикреплены? Обратите внимание на чувствительные волоски и коготки на конечностях.

3) Какие органы можно рассмотреть на голове у паука? Есть ли у паука усики? Сколько глаз?

4) Можно ли рассмотреть у паука сегментацию брюшка? Есть ли конечности на брюшке?

5) Какие особенности строения позволили паукам расселиться по всему земному шару?

( Наличие мощных челюстей, наличие ядовитых желез, наличие паутинных бородавок, наличие хитинового покрова.)

Наружное строение. (Рассказ учителя)

- Почему паутина имеет такое важное значение в жизни паука? (Защита

кладки, расселение, размножение, построение убежищ, охота).

(Словарная работа в тетрадях с новыми терминами)

Хелицеры- крючкообразные , твердые челюсти., хватают пищу, прокалывает жертву и впрыскивает секрет ядовитых желез, находящимися у основания челюстей.

Ногощупальца – это органы осязания, короткие, чувствительные с волосками

Внеполостное ( внекишечное) – переваривание происходит вне организма хищника Далее работаем в группах. ( 6 групп – работа с учебником )

1 гр. – Составьте схему строения пищеварительной системы паука – крестовика.

1 группа(Рот - глотка - пищевод - желудок – кишечник – анальное отверстие.)

2 гр. Строение дыхательной системы. (Органы дыхания у паука – лёгкие и трахеи. Лёгкие располагаются в передней части брюшка. Трахеи – длинные трубочки, доставляющие кислород к органам и тканям. Располагаются они в задней части брюшка.

3 гр . - изучает строение кровеносной системы.(Строение кровеносной системы -незамкнутая, сердце в виде длинной трубочки и сосуды. Жидкость – гемолимфа.)

4 гр. – строение нервной системы(Нервная система состоит из головогрудного нервного узла и отходящих от него многочисленных нервов.)

5 гр.– строение выделительной системы . (Органы выделения - мальпигиевы сосуды. Одним концом мальпигиевы сосуды слепо заканчиваются в теле паука, другим открываются в задний отдел кишечника. Через стенки мальпигиевых сосудов выходят вредные продукты жизнедеятельности, которые потом выводятся наружу. В кишечнике происходит всасывание воды. Таким образом, пауки экономят воду, поэтому могут жить в сухих местах.)

6 гр.- Размножение и развитие паукообразных. Паукообразные – раздельнополые. У них ярко выражен половой диморфизм. Самка намного крупнее самца. Если после оплодотворения самец не успеет убежать, то может стать пищей для самки. Оплодотворение внутреннее. Перед откладкой яиц самка плетет шелковистый кокон, куда и откладывает оплодотворенные яйца. У крестовика яйца в коконе зимуют (в щелях коры или в других укромных местах). Сами пауки погибают. Весной из кокона появляются маленькие паучата. В первое время они держатся вместе в коконе, потом, выпуская паутину, разлетаются в разные места. У других пауков появление и расселение молодых пауков происходит осенью.

Таким образом, делаем обобщение:

Пищеварение –внекишечное

Органы дыхания- легочные мешки и трахеи

Кровеносная система- незамкнутая (сердце и кровеносные сосуды)

Выделительная система-  мальпигиевые сосуды

Нервная система- головогрудной узел и нервы

Необходимо заполнить в таблице пустые графы в тетрадях.

Классификация класса Паукообразные. Все многообразие паукообразных объединяют в три основных отряда: пауки, скорпионы и клещи.

Клещи. (Сообщение учащегося.).

Скорпионы (Сообщение учащегося.)

Итак, каково значение паукообразных в природе  и жизни человека?

– Входят в состав цепей питания.
– Некоторые наносят вред растения и животным.
– Являются переносчиками заболеваний.
– Участвуют в почвообразовании.
– Уничтожают огромное количество вредных для человека насекомых.
– Являются объектами для изучения.

Беседа о пользе паукообразных

4. Закрепление Для того чтобы закрепить все, о чем мы сегодня узнали, проведем

Работа с текстом.

Тело пауков разделено на_________и _______. На голове расположены_______глаза. Все пауки имеют___________. Паутина используется для строительства________и_______. Пищеварение у пауков осуществляется_____________. Дыхание пауков обеспечивают__________и________. У пауков _______пары ног. Развитие _________.

Самостоятельная работа (индивидуальная работа)

1. Наука о паукообразных
А) Энтомология; Б) Зоология; В) Ихтиология; Г) Арахнология

2. Тело паукообразных состоит из
А) Головы и туловища; Б) Головогруди и брюшка; В) Головы, груди и брюшка;

3. Когтевидные челюсти пауков называются

А) Ризоиды; Б) Ногти; В) Хелицеры; Г) Усики

4. Пауки дышат

А) Жабрами; Б) Хелицерами ;В) Легкими и трахеями ; Г) Легкими и жабрами

5. Зрение у пауков
А) Фасеточное ; Б) Простое; В) Ночное; Г) Дневное; Д) Отсутствует

6. Кровососущие паукообразные
А) Каракурты; Б) Тарантулы; В) Крестовики; Г) Клещи

7. Ядовитые паукообразные
А)Чёрная вдова и скорпион; Б)Чесоточный клещ и тарантул ;

В) Чесоточный клещ и серебрянка Г) паук-крестовик и тарантул

8.  Являются возбудителями чесотки
А) Каракурты; Б) Тарантулы; В) Крестовики; Г) Клещи

9. У паукообразных ходильных ног 
А) 2 пары ног; Б) 3 пары ног; В) 4 пары ног; Г) 5 пар ног; Д) нет ног

10. Паук, живущий в воде
А) Крестовик; Б) Серебрянка; В) Тарантул; Г) Скорпион

11. Паутинная сеть необходима для
А) Убежища; Б) Размножения; В) Ловли насекомых; Г) Защите от врагов;

12. Переносчиком клещевого энцефалита является

А) Иксодовый клещ; Б) Чесоточный клещ

Взамопроверка работ

5. Рефлексия. Игра «5 пальцев»

6. Д/ з § 24 ,25 повторить ракообразные и паукообразные



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по биологии на тему: "Класс Паукообразные, их многообразие и значение"

Автор: Давлетшина Разиля Гайнановна

Дата: 04.02.2017

Номер свидетельства: 387657

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока « Многообразие  членистоногих» в виде игры « Путешествие по станциям»."
    ["seo_title"] => string(92) "konspiekt-uroka-mnoghoobraziie-chlienistonoghikh-v-vidie-ighry-putieshiestviie-po-stantsiiam"
    ["file_id"] => string(6) "327430"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1463420822"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства