kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока и презентация по теме "Многообразие и значение моллюсков"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: Многообразие и значение моллюсков.Для реализации замысла урока была выбрана технология критического мышления. Одна из основных целей технологии критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового вы открыли для себя. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя. Основу критического мышления составляет базовая модель, которая состоит из трех стадий: вызов – осмысление – рефлексия. На стадии вызова в сознании учащихся происходит процесс активизации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения, определяются цели дальнейшей учебной деятельности. На каждой  стадии был использован ряд приемов. Так, на стадии вызова – мозговая атака и стратегия решения проблем. На стадии осмысления учащиеся вступают в контакт с новой информацией, систематизируют сведения,  соотносят их с собственными знаниями. На этой стадии были использованы следующие приемы: работа с текстом по плану на доске, анализ сообщений учащихся. Стадия рефлексии (размышления) характеризуется целостным осмыслением присвоения и обобщением полученной информации, выработкой собственного отношения к изучаемому материалу и включает взаимный опрос и прием «последнее слово оставьте за мной».Урок строится на основе профилактики утомления учащихся, исключения перегрузки, отрицательно влияющей на их здоровье. В связи с этим на уроке достаточно часто меняются виды деятельности.

Цель урока: Знать многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека.

Задачи урока:

  • Раскрыть особенности основных классов, которые объединяет тип Моллюски, многообразие видов и их значение в биоценозах.
  • Продолжить формирование умений – узнавать изученные виды, обосновывать особенности их строения и значения в биоценозах.
  • Развивать слуховую память, логическое мышление
  • Развивать умения обобщать, сравнивать, делать выводы
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Термины урока: Тип Моллюски, класс двустворчатые, брюхоногие, головоногие.

Оборудование и дидактический материал:

  1. Учебник Сонин Н.И, Захаров В.Б. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.
  2. Презентация по теме урока.
  3. Динамическое пособие «Классификация животных».
  4. Таблица из серии «Охрана животных» - «Добыча и разведение моллюсков».
  5. Раздаточный материал – раковины различных видов моллюсков.
  6. Биологические задачи.
  7. Вопросы для фронтальной проверки знаний.
  8. Контрольный тест по теме урока.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы: Словесные, наглядные, практические, устного и письменного контроля и

самоконтроля.

Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, групповая, индивидуальная.

План урока:

  •     Организационный момент
  •     Проверка знаний учащихся

1.1 ряд - индивидуальная работа

2.2,3 ряд - фронтальный опрос учащихся

  •     Изучение нового материала

1.Работа по схеме на доске

2.Самостоятельная работа с текстом учебника по плану

3.Сообщения учащихся из цикла «Это интересно»

4.Заполнение таблицы «Значение моллюсков в биогеоценозах»

  •  Закрепление  знаний учащихся

1.Практическая работа

2.Решение биологических задач

3.Заполнение кроссворда «Виды моллюсков»

4.Творческая страница

5.Проверочная работа

  • Итоги урока. Рефлексия
  • Задание на дом

Ход урока:

  •     Организационный момент
  •     Проверка знаний учащихся

1ряд - индивидуальная работа

Задание: Вам даны единицы систематики животного мира; Царство, вид, тип, класс, семейство, отряд. Расположите их в логической последовательности. Переверните карточки, если вы  составили верно, то у вас получилось название моллюска.(Устрица).

2,3 ряд - фронтальный опрос учащихся по плану на доске:

  1. Происхождение и многообразие моллюсков
  2. Среда обитания
  3. Особенности строения
  4. Органы чувств
  5. Нервная система
  6. Кровеносная система
  7. Пищеварительная система
  8. Выделительная система
  9. Размножение
  •     Изучение нового материала

Учитель: Запишите тему урока и попробуйте сформулировать цели и задачи, которые сегодня стоят перед нами.

Учитель: Моллюски – одна из наиболее распространенных (после насекомых) групп животных, насчитывающая свыше 100 тысяч видов. Выделяют три основных  класса.

-Работа по схеме на доске:

Тип Моллюски:

Класс Брюхоногие  (1ряд)

Класс Двустворчатые    (2 ряд)

Класс Головоногие        (3 ряд)

-Самостоятельная работа с текстом учебника: 5 -7 минут

Задание: Пользуясь текстом учебника, подготовьте устный рассказ о данном классе моллюсков по плану на доске.

  1. Среда обитания.
  2. Особенности строения.
  3. Образ жизни.
  4. Представители.
  5. Значение

Подумайте! Почему каждый класс получил такое название?

-Сообщения учащихся из цикла «Это интересно»

  • Класс Двустворчатые: Морской гребешок сейчас один из перспективных объектов. По пульсу, т.е по частоте сердечных сокращений, можно судить о том как он себя чувствует, как реагирует на внешние раздражения. Вот ученые и использовали дистанционный телеметрический датчик (наподобие космического). Оказалось, что сердце гребешка реагирует на изменения температуры воды, ее солености, содержания в воде кислорода, на токсическое воздействие, на нападение хищника.
  • Мидия вторая по съедобности ракушка после устрицы. Обитает  во всех морях, в прибрежной зоне. Прибоя не боится благодаря биссусным нитям, с помощью которых прикрепляется к окружающим предметам. Биссус близок по составу к шелку, выделяется особой железой в ноге мидии. В античное время из биссуса морских ракушек изготовляли дорогую ткань виссон – «морской шелк». До сих пор в Италии из «морского шелка» шьют перчатки, носовые платки и прочую мелочь.
  • Класс Головоногие: Удивительные глаза у глубоководных кальмаров. У одних  они вверх торчат подобно телескопам, у других вытеснены в стороны на тонких стебельках, у третьих вообще разного размера – левый глаз в четыре раза больше правого. Вот для обнаружения китов, для которых глубоководные кальмары – основная пища, и требуются глаза, не свет различающие (его нет в глубине), а тепло.

-Подумайте и устно заполните таблицу:

Моллюски в моей жизни.

(вариант ответа)

1.Источник пищи.

2. Источник жемчуга.

Я в жизни Моллюсков

(вариант ответа)

  1. Исследователь.
  2. Такая же часть природы.
  3. Убийца.
  4. Потребитель.
  5. Коллекционер.
  6. Фермер.

-Заполнение таблицы «Значение моллюсков в биогеоценозах» (письменно в тетради)

  • Закрепление  знаний учащихся

1.( 1 ряд) Практическая работа. Задание: Рассмотрите выданные вам раковины моллюсков, пользуясь рисунком учебника, дайте название и определите класс.

2.(2 ряд) Решение биологических задач ( презентация слайд 12-16)

  • Частота сокращений сердца у двустворчатых моллюсков составляет от 15 до 30  ударов в минуту, а у осьминога 40-50 ударов. Почему у представителей одного типа наблюдаются столь значительные различия в частоте сердечных сокращений? Ответ: Двустворчатые моллюски ведут малоподвижный образ жизни, поэтому частота сердечных сокращений у них не высока; головоногие моллюски (осьминог) очень подвижны и активны; поэтому обменные процессы у них идут значительно интенсивнее.
  • Головоногими моллюсками питаются практически все крупные морские позвоночные: рыбы, птицы, морские звери. Это объект и промышленного промысла. Почему головоногие моллюски, являясь пищей для многих животных и человека, не истреблены и остаются не редкими, а обычными животными?     Ответ: Головоногие моллюски имеют хорошо развитые защитные приспособления (выбрасывают в случае опасности чернильную жидкость, имеют высокоорганизованную нервную систему, не уступающую по степени сложности нервной системе рыб). Головоногие имеют хорошо развитые глаза. У осьминога на 1 мм2 сетчатки глаза насчитывается около 64 тысяч воспринимающих свет  зрительных элементов, у каракатицы 150 тысяч, у кальмаров до 250 тысяч, в то время как у карпа их 50 тысяч. Большинство головоногих видят каждым глазом отдельно, но их глаза так велики, что поле зрения близко к 3600.              
  • Осьминоги удивительно быстро и гармонично окрашиваются под цвет окружающей их местности. Если положить осьминога на газетный лист, то он моментально изменит окраску, сделавшись полосатым в белую и черную полоску. Объясните, зачем осьминоги меняют окраску?                                                       Ответ: Во-первых, это защитное приспособление, позволяющее осьминогам маскироваться от врагов. Во-вторых, осьминоги, ведущие хищный образ жизни, становятся малозаметными для своих жертв во время охоты.

3. (3 ряд) Заполнение кроссворда «Виды моллюсков»  по рисункам учебника (Презентация слайд 17-18)

4. Творческая страница

  • Задание: Русская речь богата пословицами и поговорками. Вспомните хотя бы одну из них, где говорится о животных типа Моллюски.
  • Задание: Логические задачи (Презентация слайд 19-22)

« Кто здесь лишний? Почему?»

a)Виноградная улитка  (т.к. живет на суше).

b)Жемчужница (т.к. не употребляют в пищу).

c)Кальмар.

d)Устрица.

      «Логическое обобщение»

a)Прудовик – Б

b)Тередо – Д

c)Кальмар -?(Г, название класса)

d)Животные – Ц

e)Моллюски – Т

f)Садовая улитка -?(В, это вид)

5.Проверочная работа. (Презентация слайд 23-24)

Взаимоконтроль в парах и выставление оценок.

  • Итоги урока.

 Рефлексия 1.Оцените свои знания по теме. Не огорчайтесь, если получили отрицательный результат. Обратите внимание на промахи. Ценность человека в том, что он умеет видеть и осознавать свои ошибки и прикладывать все усилия к их устранению.

Рефлексия 2.

  1. Что вам понравилось на уроке?
  2. Что было главным?
  3. Чему вы научились?
  4. Что было для вас трудным?
  5. Где могут пригодиться эти знания?
  • Задание на дом.

Учебник страница 136-143, подготовить сообщение о любом животном типа моллюски.

Приложение : Презентация по теме урока.

Просмотр содержимого документа
«Урок моллюски.»

7


Тема урока: Многообразие и значение моллюсков.


Для реализации замысла урока была выбрана технология критического мышления. Одна из основных целей технологии критического мышления – научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, структурировать и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового вы открыли для себя. Критическое мышление начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы преподавателя.

Основу критического мышления составляет базовая модель, которая состоит из трех стадий: вызов – осмысление – рефлексия. На стадии вызова в сознании учащихся происходит процесс активизации имеющихся знаний и представлений о предмете изучения, определяются цели дальнейшей учебной деятельности. На каждой стадии был использован ряд приемов. Так, на стадии вызова – мозговая атака и стратегия решения проблем. На стадии осмысления учащиеся вступают в контакт с новой информацией, систематизируют сведения, соотносят их с собственными знаниями. На этой стадии были использованы следующие приемы: работа с текстом по плану на доске, анализ сообщений учащихся. Стадия рефлексии (размышления) характеризуется целостным осмыслением присвоения и обобщением полученной информации, выработкой собственного отношения к изучаемому материалу и включает взаимный опрос и прием «последнее слово оставьте за мной».

Урок строится на основе профилактики утомления учащихся, исключения перегрузки, отрицательно влияющей на их здоровье. В связи с этим на уроке достаточно часто меняются виды деятельности.


Цель урока: Знать многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека.

Задачи урока:

  • Раскрыть особенности основных классов, которые объединяет тип Моллюски, многообразие видов и их значение в биоценозах.

  • Продолжить формирование умений – узнавать изученные виды, обосновывать особенности их строения и значения в биоценозах.

  • Развивать слуховую память, логическое мышление

  • Развивать умения обобщать, сравнивать, делать выводы

  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Термины урока: Тип Моллюски, класс двустворчатые, брюхоногие, головоногие.

Оборудование и дидактический материал:

  1. Учебник Сонин Н.И, Захаров В.Б. «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс.

  2. Презентация по теме урока.

  3. Динамическое пособие «Классификация животных».

  4. Таблица из серии «Охрана животных» - «Добыча и разведение моллюсков».

  5. Раздаточный материал – раковины различных видов моллюсков.

  6. Биологические задачи.

  7. Вопросы для фронтальной проверки знаний.

  8. Контрольный тест по теме урока.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы: Словесные, наглядные, практические, устного и письменного контроля и

самоконтроля.

Формы организации познавательной деятельности: Фронтальная, групповая, индивидуальная.



План урока:

  • Организационный момент

  • Проверка знаний учащихся

  1. 1 ряд - индивидуальная работа

  2. 2,3 ряд - фронтальный опрос учащихся

  • Изучение нового материала

  1. Работа по схеме на доске

  2. Самостоятельная работа с текстом учебника по плану

  3. Сообщения учащихся из цикла «Это интересно»

  4. Заполнение таблицы «Значение моллюсков в биогеоценозах»

  • Закрепление знаний учащихся

  1. Практическая работа

  2. Решение биологических задач

  3. Заполнение кроссворда «Виды моллюсков»

  4. Творческая страница

  5. Проверочная работа

  • Итоги урока. Рефлексия

  • Задание на дом


Ход урока:


  • Организационный момент

  • Проверка знаний учащихся

1ряд - индивидуальная работа

Задание: Вам даны единицы систематики животного мира; Царство, вид, тип, класс, семейство, отряд. Расположите их в логической последовательности. Переверните карточки, если вы составили верно, то у вас получилось название моллюска.(Устрица).

2,3 ряд - фронтальный опрос учащихся по плану на доске:

  1. Происхождение и многообразие моллюсков

  2. Среда обитания

  3. Особенности строения

  4. Органы чувств

  5. Нервная система

  6. Кровеносная система

  7. Пищеварительная система

  8. Выделительная система

  9. Размножение


  • Изучение нового материала

Учитель: Запишите тему урока и попробуйте сформулировать цели и задачи, которые сегодня стоят перед нами.

Учитель: Моллюски – одна из наиболее распространенных (после насекомых) групп животных, насчитывающая свыше 100 тысяч видов. Выделяют три основных класса.

-Работа по схеме на доске:


Тип Моллюски



Класс Брюхоногие (1ряд)

Класс Двустворчатые (2 ряд)

Класс Головоногие (3 ряд)




-Самостоятельная работа с текстом учебника: 5 -7 минут

Задание: Пользуясь текстом учебника, подготовьте устный рассказ о данном классе моллюсков по плану на доске.

  1. Среда обитания.

  2. Особенности строения.

  3. Образ жизни.

  4. Представители.

  5. Значение

  1. Подумайте! Почему каждый класс получил такое название?

  2. -Сообщения учащихся из цикла «Это интересно»

  • Класс Двустворчатые: Морской гребешок сейчас один из перспективных объектов. По пульсу, т.е по частоте сердечных сокращений, можно судить о том как он себя чувствует, как реагирует на внешние раздражения. Вот ученые и использовали дистанционный телеметрический датчик (наподобие космического). Оказалось, что сердце гребешка реагирует на изменения температуры воды, ее солености, содержания в воде кислорода, на токсическое воздействие, на нападение хищника.

  • Мидия вторая по съедобности ракушка после устрицы. Обитает во всех морях, в прибрежной зоне. Прибоя не боится благодаря биссусным нитям, с помощью которых прикрепляется к окружающим предметам. Биссус близок по составу к шелку, выделяется особой железой в ноге мидии. В античное время из биссуса морских ракушек изготовляли дорогую ткань виссон – «морской шелк». До сих пор в Италии из «морского шелка» шьют перчатки, носовые платки и прочую мелочь.

  • Класс Головоногие: Удивительные глаза у глубоководных кальмаров. У одних они вверх торчат подобно телескопам, у других вытеснены в стороны на тонких стебельках, у третьих вообще разного размера – левый глаз в четыре раза больше правого. Вот для обнаружения китов, для которых глубоководные кальмары – основная пища , и требуются глаза, не свет различающие (его нет в глубине), а тепло.

  1. -Подумайте и устно заполните таблицу:

  1. Моллюски в моей жизни.

  2. (вариант ответа)

  3. Я в жизни Моллюсков

  4. (вариант ответа)

  1. Источник пищи.

  2. Источник жемчуга.

  1. Исследователь.

  2. Такая же часть природы.

  3. Убийца.

  4. Потребитель.

  5. Коллекционер.

  6. Фермер.

  1. -Заполнение таблицы «Значение моллюсков в биогеоценозах» (письменно в тетради)

  • Закрепление знаний учащихся

  1. ( 1 ряд) Практическая работа. Задание: Рассмотрите выданные вам раковины моллюсков, пользуясь рисунком учебника, дайте название и определите класс.

  2. (2 ряд) Решение биологических задач ( презентация слайд 12-16)

  • Частота сокращений сердца у двустворчатых моллюсков составляет от 15 до 30 ударов в минуту, а у осьминога 40-50 ударов. Почему у представителей одного типа наблюдаются столь значительные различия в частоте сердечных сокращений? Ответ: Двустворчатые моллюски ведут малоподвижный образ жизни, поэтому частота сердечных сокращений у них не высока; головоногие моллюски (осьминог) очень подвижны и активны; поэтому обменные процессы у них идут значительно интенсивнее.

  • Головоногими моллюсками питаются практически все крупные морские позвоночные: рыбы, птицы, морские звери. Это объект и промышленного промысла. Почему головоногие моллюски, являясь пищей для многих животных и человека, не истреблены и остаются не редкими, а обычными животными? Ответ: Головоногие моллюски имеют хорошо развитые защитные приспособления (выбрасывают в случае опасности чернильную жидкость, имеют высокоорганизованную нервную систему, не уступающую по степени сложности нервной системе рыб). Головоногие имеют хорошо развитые глаза. У осьминога на 1 мм2 сетчатки глаза насчитывается около 64 тысяч воспринимающих свет зрительных элементов, у каракатицы 150 тысяч, у кальмаров до 250 тысяч, в то время как у карпа их 50 тысяч. Большинство головоногих видят каждым глазом отдельно, но их глаза так велики, что поле зрения близко к 3600.

  • Осьминоги удивительно быстро и гармонично окрашиваются под цвет окружающей их местности. Если положить осьминога на газетный лист, то он моментально изменит окраску, сделавшись полосатым в белую и черную полоску. Объясните, зачем осьминоги меняют окраску? Ответ: Во-первых, это защитное приспособление, позволяющее осьминогам маскироваться от врагов. Во-вторых, осьминоги, ведущие хищный образ жизни, становятся малозаметными для своих жертв во время охоты.

  1. 3. (3 ряд) Заполнение кроссворда «Виды моллюсков» по рисункам учебника (Презентация слайд 17-18)

  2. 4. Творческая страница

  • Задание: Русская речь богата пословицами и поговорками. Вспомните хотя бы одну из них, где говорится о животных типа Моллюски.

  • Задание: Логические задачи (Презентация слайд 19-22)

  1. « Кто здесь лишний? Почему?»

  1. Виноградная улитка (т.к. живет на суше).

  2. Жемчужница (т.к. не употребляют в пищу).

  3. Кальмар.

  4. Устрица.

  1. «Логическое обобщение»

  1. Прудовик – Б

  2. Тередо – Д

  3. Кальмар -?(Г, название класса)

  4. Животные – Ц

  5. Моллюски – Т

  6. Садовая улитка -?(В, это вид)

  1. 5.Проверочная работа. (Презентация слайд 23-24)

  2. Взаимоконтроль в парах и выставление оценок.

  • Итоги урока.

  1. Рефлексия 1.

  2. Оцените свои знания по теме. Не огорчайтесь, если получили отрицательный результат. Обратите внимание на промахи. Ценность человека в том, что он умеет видеть и осознавать свои ошибки и прикладывать все усилия к их устранению.

  3. Рефлексия 2.

  1. Что вам понравилось на уроке?

  2. Что было главным?

  3. Чему вы научились?

  4. Что было для вас трудным?

  5. Где могут пригодиться эти знания?

  • Задание на дом.

  1. Учебник страница 136-143, подготовить сообщение о любом животном типа моллюски.

  2. Приложение : Презентация по теме урока.

7


Просмотр содержимого презентации
«Моллюски»

Захарова Татьяна Михайловна Учитель биологии  МОАУ «СОШ №57» г.Оренбурга

Захарова Татьяна Михайловна

Учитель биологии

МОАУ «СОШ №57» г.Оренбурга

По программе Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.» 7 класс
  • По программе Н.И.Сонина
  • «Биология. Многообразие живых организмов.» 7 класс
Знать многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека.   Раскрыть особенности основных классов, которые объединяет тип Моллюски, многообразие видов и их значение в биоценозах. Продолжить формирование умений узнавать изученные виды, обосновывать особенности их строения и значение в биоценозах. Воспитывать бережное отношение к природе .
  • Знать многообразие моллюсков, значение их в природе и жизни человека.
  • Раскрыть особенности основных классов, которые объединяет тип Моллюски, многообразие видов и их значение в биоценозах.
  • Продолжить формирование умений узнавать изученные виды, обосновывать особенности их строения и значение в биоценозах.
  • Воспитывать бережное отношение к природе .

Цель урока

Задачи урока

Организационный момент  Проверка знаний учащихся 1 ряд- индивидуальная работа 2,3 ряд- фронтальный опрос учащихся  Изучение нового материала Работа по схеме на доске Самостоятельная работа с текстом учебника по плану Сообщения учащихся из цикла «Это интересно» Заполнение таблицы «Значение моллюсков в биогеоценозах»  Закрепление знаний учащихся Практическая работа Решение биологических задач Заполнение кроссворда «Виды моллюсков» Творческая страница Проверочная работа Итоги урока. Рефлексия Задание на дом
  • Организационный момент
  • Проверка знаний учащихся

1 ряд- индивидуальная работа

2,3 ряд- фронтальный опрос учащихся

  • Изучение нового материала

Работа по схеме на доске

Самостоятельная работа с текстом учебника по плану

Сообщения учащихся из цикла «Это интересно»

Заполнение таблицы «Значение моллюсков в биогеоценозах»

  • Закрепление знаний учащихся

Практическая работа

Решение биологических задач

Заполнение кроссворда «Виды моллюсков»

Творческая страница

Проверочная работа

  • Итоги урока. Рефлексия
  • Задание на дом
Вам даны единицы систематики животного мира; Царство, вид, тип, класс, семейство, отряд.  Расположите их в логической последовательности Переверните карточки, если вы составили верно, то у вас получилось название моллюска
  • Вам даны единицы систематики животного мира;

Царство, вид, тип, класс, семейство, отряд.

  • Расположите их в логической последовательности
  • Переверните карточки, если вы составили верно, то у вас получилось название моллюска

Задание

Ответ: Устрица

Признаки Класс Брюхоногие Среда обитания Класс Двустворчатые Особенности Строения Класс Головоногие Образ жизни Представители Значение В биоценозах

Признаки

Класс

Брюхоногие

Среда обитания

Класс

Двустворчатые

Особенности

Строения

Класс

Головоногие

Образ жизни

Представители

Значение

В биоценозах

Морской гребешок
  • Морской гребешок сейчас один из перспективных объектов. По пульсу, т.е по частоте сердечных сокращений, можно судить о том как он себя чувствует, как реагирует на внешние раздражения. Вот ученые и использовали дистанционный телеметрический датчик (наподобие космического). Оказалось, что сердце гребешка реагирует на изменения температуры воды, ее солености, содержания в воде кислорода, на токсическое воздействие, на нападение хищника.

Гребешок святого Якова

Мидия
  • Мидия вторая по съедобности ракушка после устрицы. Обитает во всех морях, в прибрежной зоне. Прибоя не боится благодаря биссусным нитям, с помощью которых прикрепляется к окружающим предметам. Биссус близок по составу к шелку, выделяется особой железой в ноге мидии. В античное время из биссуса морских ракушек изготовляли дорогую ткань виссон – «морской шелк». До сих пор в Италии из «морского шелка» шьют перчатки, носовые платки и прочую мелочь.
Удивительные глаза у глубоководных кальмаров. У одних они вверх торчат подобно телескопам, у других вытеснены в стороны на тонких стебельках, у третьих вообще разного размера – левый глаз в четыре раза больше правого. Вот для обнаружения китов, для которых глубоководные кальмары – основная пища , и требуются глаза, не свет различающие (его нет в глубине), а тепло.
  • Удивительные глаза у глубоководных кальмаров. У одних они вверх торчат подобно телескопам, у других вытеснены в стороны на тонких стебельках, у третьих вообще разного размера – левый глаз в четыре раза больше правого. Вот для обнаружения китов, для которых глубоководные кальмары – основная пища , и требуются глаза, не свет различающие (его нет в глубине), а тепло.

Обыкновенный кальмар

Входят в цепи питания. Промежуточные хозяева паразитов. Вредители с\х культур. Естественные очистители воды. Источник пищи Источник перламутра и жемчуга. Сырье для промышленности. Разменная монета. Вредители кораблей.
  • Входят в цепи питания.
  • Промежуточные хозяева паразитов.
  • Вредители с\х культур.
  • Естественные очистители воды.
  • Источник пищи
  • Источник перламутра и жемчуга.
  • Сырье для промышленности.
  • Разменная монета.
  • Вредители кораблей.

В природе

В жизни человека

Вопрос: Частота сокращений сердца у двустворчатых моллюсков составляет от 15 до 30 ударов в минуту, а у осьминога 40-50 ударов. Почему у представителей одного типа наблюдаются столь значительные различия в частоте сердечных сокращений?
  • Вопрос: Частота сокращений сердца у двустворчатых моллюсков составляет от 15 до 30 ударов в минуту, а у осьминога 40-50 ударов. Почему у представителей одного типа наблюдаются столь значительные различия в частоте сердечных сокращений?
Ответ: Двустворчатые моллюски ведут малоподвижный образ жизни, поэтому частота сердечных сокращений у них не высока; головоногие моллюски (осьминог) очень подвижны и активны; поэтому обменные процессы у них идут значительно интенсивнее
  • Ответ: Двустворчатые моллюски ведут малоподвижный образ жизни, поэтому частота сердечных сокращений у них не высока; головоногие моллюски (осьминог) очень подвижны и активны; поэтому обменные процессы у них идут значительно интенсивнее
Вопрос : Головоногими моллюсками питаются практически все крупные морские позвоночные: рыбы, птицы, морские звери. Это объект и промышленного промысла. Почему головоногие моллюски, являясь пищей для многих животных и человека, не истреблены и остаются не редкими, а обычными животными?
  • Вопрос : Головоногими моллюсками питаются практически все крупные морские позвоночные: рыбы, птицы, морские звери. Это объект и промышленного промысла. Почему головоногие моллюски, являясь пищей для многих животных и человека, не истреблены и остаются не редкими, а обычными животными?
Ответ:  Головоногие моллюски имеют хорошо развитые защитные приспособления (выбрасывают в случае опасности чернильную жидкость, имеют высокоорганизованную нервную систему, не уступающую по степени сложности нервной системе рыб). Головоногие имеют хорошо развитые глаза. У осьминога на 1 мм 2 сетчатки глаза насчитывается около 64 тысяч воспринимающих свет зрительных элементов, у каракатицы 150 тысяч, у кальмаров до 250 тысяч, в то время как у карпа их 50 тысяч. Большинство головоногих видят каждым глазом отдельно, но их глаза так велики, что поле зрения близко к 360 0 .
  • Ответ: Головоногие моллюски имеют хорошо развитые защитные приспособления (выбрасывают в случае опасности чернильную жидкость, имеют высокоорганизованную нервную систему, не уступающую по степени сложности нервной системе рыб). Головоногие имеют хорошо развитые глаза. У осьминога на 1 мм 2 сетчатки глаза насчитывается около 64 тысяч воспринимающих свет зрительных элементов, у каракатицы 150 тысяч, у кальмаров до 250 тысяч, в то время как у карпа их 50 тысяч. Большинство головоногих видят каждым глазом отдельно, но их глаза так велики, что поле зрения близко к 360 0 .
Вопрос : Осьминоги удивительно быстро и гармонично окрашиваются под цвет окружающей их местности. Если положить осьминога на газетный лист, то он моментально изменит окраску, сделавшись полосатым в белую и черную полоску. Объясните зачем осьминоги меняют окраску?
  • Вопрос : Осьминоги удивительно быстро и гармонично окрашиваются под цвет окружающей их местности. Если положить осьминога на газетный лист, то он моментально изменит окраску, сделавшись полосатым в белую и черную полоску. Объясните зачем осьминоги меняют окраску?
Во - первых, это защитное приспособление. Позволяющее осьминогам маскироваться от врагов. Во -вторых, осьминоги, ведущие хищный образ жизни, становятся малозаметными для своих жертв во время охоты.
  • Во - первых, это защитное приспособление. Позволяющее осьминогам маскироваться от врагов.
  • Во -вторых, осьминоги, ведущие хищный образ жизни, становятся малозаметными для своих жертв во время охоты.
Пользуясь рисунками учебника заполни кроссворд, вписав название моллюска.
  • Пользуясь рисунками учебника заполни кроссворд, вписав название моллюска.

М

И

Д

И

Я

К О А Т Л С Ь Ь Е М М Р С Е А И Д Н Р Л О О И Я Г З Е Н Т Н Ь А Р К А

К

О

А

Т

Л

С

Ь

Ь

Е

М

М

Р

С

Е

А

И

Д

Н

Р

Л

О

О

И

Я

Г

З

Е

Н

Т

Н

Ь

А

Р

К

А

Виноградная улитка     Кто здесь лишний? Почему? Жемчужница           Кальмар     Устрица
  • Виноградная улитка
  • Кто здесь лишний? Почему?
  • Жемчужница
  • Кальмар
  • Устрица
Виноградная улитка (т.к.живет на суше) Жемчужница (т.к. не употребляют в пищу)
  • Виноградная улитка (т.к.живет на суше)
  • Жемчужница (т.к. не употребляют в пищу)
Прудовик – Б   Тередо – Д   Кальмар - ? Животное – Ц   Моллюски – Т Садовая улитка - ?
  • Прудовик – Б
  • Тередо – Д
  • Кальмар - ?
  • Животное – Ц
  • Моллюски – Т
  • Садовая улитка - ?
Прудовик – Б   Тередо – Д   Кальмар - ? Животное – Ц   Моллюски – Т Садовая улитка - ?
  • Прудовик – Б
  • Тередо – Д
  • Кальмар - ?
  • Животное – Ц
  • Моллюски – Т
  • Садовая улитка - ?

Ответ: Г – название класса

Ответ: В – это вид

Тело моллюсков состоит из туловища и ноги. Некоторые моллюски не имеют раковины. Органы дыхания – жабры, у наземных представителей - легкие. Кровеносная система замкнутая. Все моллюски – растительноядные животные. Органы выделения моллюсков почки. Все моллюски – гермафродиты. Нога двустворчатого моллюска служит только для ползания . Тело двустворчатого моллюска состоит из головы, туловища и ноги. Щупальца – головоногих – это видоизмененная нога.
  • Тело моллюсков состоит из туловища и ноги.
  • Некоторые моллюски не имеют раковины.
  • Органы дыхания – жабры, у наземных представителей - легкие.
  • Кровеносная система замкнутая.
  • Все моллюски – растительноядные животные.
  • Органы выделения моллюсков почки.
  • Все моллюски – гермафродиты.
  • Нога двустворчатого моллюска служит только для ползания .
  • Тело двустворчатого моллюска состоит из головы, туловища и ноги.
  • Щупальца – головоногих – это видоизмененная нога.
1 нет 3 5 да нет 7 нет 9 нет 2 4 да 6 нет 8 да 10 нет да 2 вариант 1 вариант

1

нет

3

5

да

нет

7

нет

9

нет

2

4

да

6

нет

8

да

10

нет

да

2 вариант

1 вариант

Оцените свои знания по теме. Не огорчайтесь, если получили отрицательный результат.  Обратите внимание на промахи.  Ценность человека в том, что он умеет видеть и осознавать свои ошибки и прикладывать все усилия к их устранению.  Что вам понравилось на уроке? Что было главным?  Чему вы научились?  Что было для вас трудным? Где могут пригодится эти знания?
  • Оцените свои знания по теме.
  • Не огорчайтесь, если получили отрицательный результат.
  • Обратите внимание на промахи.
  • Ценность человека в том, что он умеет видеть и осознавать свои ошибки и прикладывать все усилия к их устранению.
  • Что вам понравилось на уроке?
  • Что было главным?
  • Чему вы научились?
  • Что было для вас трудным?
  • Где могут пригодится эти знания?

Рефлексия 1

Рефлексия 2

Дмитриева Т.А., Суматохин С.В.  Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.- 128 с.: ил. – (Дидактические материалы).  Захаров В.Б., Сонин Н.И.  Биология.7 кл. Многообразие живых  организмов: Учеб. Для общеобразоват.учеб. Заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 248 с.: ил. Молис С. С., Молис С. А.  Активные формы и методы обучения биологии: Животные: - Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с. Лабораторный практикум по биологии 6 – 11 классы, диск № 2.  Коллекция фотоизображений. Ресурсы сети Интернет .
  • Дмитриева Т.А., Суматохин С.В.

Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6-7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.- 128 с.: ил. – (Дидактические материалы).

  • Захаров В.Б., Сонин Н.И.

Биология.7 кл. Многообразие живых

организмов: Учеб. Для общеобразоват.учеб. Заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 248 с.: ил.

  • Молис С. С., Молис С. А.

Активные формы и методы обучения биологии: Животные: - Книга для учителя: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1988. – 176 с.

  • Лабораторный практикум по биологии 6 – 11 классы, диск № 2.

Коллекция фотоизображений.

  • Ресурсы сети Интернет .
Беззубка обыкновенная европейская Виноградная улитка Гребешок святого Якова Жемчужница обыкновенная Осьминог обыкновенный
  • Беззубка обыкновенная европейская
  • Виноградная улитка
  • Гребешок святого Якова
  • Жемчужница обыкновенная
  • Осьминог обыкновенный

Корабельный червь Обыкновенный кальмар Осьминог обыкновенный Прудовик обыкновенный Перловица обыкновенная
  • Корабельный червь
  • Обыкновенный кальмар
  • Осьминог обыкновенный
  • Прудовик обыкновенный
  • Перловица обыкновенная
Тридакна гигантская Устрица обыкновенная или съедобная Слизень бахчевой Янтарка
  • Тридакна гигантская
  • Устрица обыкновенная

или съедобная

  • Слизень бахчевой
  • Янтарка


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока и презентация по теме "Многообразие и значение моллюсков"

Автор: Захарова Татьяна Михайловна

Дата: 16.12.2015

Номер свидетельства: 266813

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Карта-схема урока по теме Многообразие и значение моллюсков""
    ["seo_title"] => string(69) "karta_skhiema_uroka_po_tiemie_mnoghoobraziie_i_znachieniie_molliuskov"
    ["file_id"] => string(6) "464003"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1522241270"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Многообразие моллюсков "
    ["seo_title"] => string(25) "mnoghoobraziie-molliuskov"
    ["file_id"] => string(6) "100398"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402379553"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства