Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Тип Моллюски"»
Урок биологии по теме «Тип Моллюски» 7 класс.
Цель урока:
Показать особенности строения и жизнедеятельности животных, относящихся к типу моллюски; Рассмотреть их многообразие, изучить классификацию типа на примере конкретных представителей класса Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие.
Задачи:
Познакомиться с систематикой моллюсков и значением
Выявить особенности происхождения моллюсков, организации их строения и жизнедеятельности;
Продолжить формирования умений анализировать обосновывать ответ; устанавливать причинно-следственные связи.
Тип урока: Объяснение нового материала
Оборудование:
мультимедийная презентация «Моллюски»
интерактивное оборудование
раздаточный материал
Ход урока
Цитата урока:
«Сотри случайные черты - и ты увидишь: мир прекрасен!» А. Блок.
I. Организация класса. (учитель делит класс на 3 группы) II. Приветствие
III. Проверка домашнего задания (раздаются карточки с заданием).
IV. Объяснение новой темы.
Легенда. Как-то царь финикийского города Тира по имени ФЕНИКС прогуливался по берегу моря со своей собакой. Собака рылась в песке, трепала водоросли, и когда подбежала к царю, он заметил, что морда ее покрыта пятнами кроваво-красного цвета. Царь догадался, что на морде собаки была не кровь, а что-то другое.
Ребята, как вы думаете, что за вещество было на морде собаки?
Так три с половиной тысячи лет назад был открыт пурпур моллюсков.
Что мы должны с вами узнать о моллюсках?
(учащиеся называют задачи урока).
Общая характеристика моллюсков (дает учитель).
Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.
Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие
Среда обитания. Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м
Движение моллюсков. Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом.
А сейчас каждая группа будет работать по своим темам
1 Задание
1 группа Внешнее строение моллюсков.
2 группа Внутреннее строение.
Пищеварительная система
Кровеносная система
Дыхательная система
3 группа Выделительная система
Нервная система
Органы чувств
Размножение
Каждая группа отвечает по своим темам и по ходу заполняют карты – памяти.
2 Задание
Каждая группа будет представлять отделы магазинов.
1 группа Хозяйственный отдел
2 группа Ювелирный отдел
3 группа Галантерейный отдел
Представляя свои отделы учащиеся говорят о значении моллюсков. Информацию находят в дополнительных источниках, которые раздает учитель.
На территории Ульяновской области также встречаются разнообразные моллюски.
V.Закрепление.
1 задание. В ходе своих исследований вы встречались с понятиями. Давайте их повторим.
Малакология – наука о моллюсках.
Биссус –вещество, которое образует нить у двустворчатой пинны.
Радула – язык с теркой в ротовой полости.
2 задание. Найти названия моллюсков в тексте.
Найдите названия 10-ти моллюсков в тексте:
«Весной мы на лодке делали объезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала — она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара — панамы нам очень пригодились.
«Смотрите, цапля! — закричал Коля, снимая джемпер, — лови, цапля, лягушек, да считай их, будешь нашей помощницей… А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается… « И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три — цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: « Иди, я не трону тебя.»