конспект урока биологии на тему "класс Двустворчатые. Беззубка"
Конспект урока биологии на тему "класс Двустворчатые. Беззубка"
Тема: Класс Двустворчатые. Беззубка. Образ жизни, особенности их строения, передвижения, питание, дыхание, размножение, роль в биоценозах и практическое значение.
Цель урока: раскрыть особенности организации беззубки как типичного представителя класса Двустворчатых, показать значение двустворчатых моллюсков в природе и жизни человека.
Ход урока
Актуализация знаний
Блиц-опрос «Вопрос-ответ».
1. Какой тип животных мы начали изучать на прошлом уроке?
2. Какое еще название имеют эти животные?
3. В каких средах жизни обитают эти животные?
4. Каковы отделы тела?
5. Как передвигаются брюхоногие?
6. Как называется особая складка кожи?
7. Каких еще животных этого класса вы можете назвать?
Работа по слайду
В чем выражается сложность пищеварительной системы по сравнению с дождевым червем?
Переход к новой теме : Ребята,сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов,а вот как их зовут,я хочу, чтобы вы догадались сами.Послушайте,пожалуйста,коротенький отрывок из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»Карась лежит,зарывшись в ил,и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает. Да и устроена она(ракушка) так,что никак невозможно ее проглотить.Потяни рылом воду,ан в зобу у тебя видимо-невидимо ракушек кишит.Догадались ли вы каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками.
Лабораторная работа Строение раковины беззубки.
Цель: выяснить особенности строения раковины беззубки в связи с ее защитной ролью
1 Рассмотреть раковину беззубки,определить ее форму,окраску,передний,задний концы.
2 Рассмотреть роговой слой раковины,найдите слои годового прироста,подсчитайте их число,определите возраст беззубки.
3 Рассмотрите внутреннюю повехность раковины,какое значение имеет раковина в жизни беззубки?
Проблема -Какая связь между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания?
Работа по группам.
1 группа-какие животные обьедены в эту группу,какой образ жизниони ведут.
2 группа- какова форма тела, их строение тела.
3 Чем питаются и как дышат эти животные?
4 группа –Кровеносная,нервная системы, размножение беззубки
Составление таблицы
Особенности строения
Образ жизни
Симметрия тела
Отделы тела
Кровеносная система
Нервная система
Для того чтобы выяснить какую роль играют в природе и каково их значение, ответим на вопрос Какой вред наносят моллюски человеку?
Отправляемся в путешествие по магазинам:
1 группа- продовольственный отдел
2 группа – ювелирный отдел
3 группа – галантерийный отдел
4 группа – хозяйственный отдел.
Прогулку по магазинам начинаем с продовольственного отдела. Что вы рекомендуете для приготовления вкусного обеда?
мы рекомендуем вам вот эти консервы- плов из мидий, его надо только разогреть, и вы попробуете очень вкусное блюдо.Мы можем предложить вам более 100 блюд из мидий: это и пирожки с мидиями, мидии жаренные, в соусе, тефтели из мидий, и много других вкусных вещей. Многие покупатели спрашивают, что такое мидии?
И мы рассказываем, что мидии—моллюски, похожие на обычных черных или темно-серых речных перловиц. Но живут мидии не в пресной воде, а в море. И что интересно - ежегодно во всем мире добывают свыше 800000 тонн мидии.,по калорийности это соответствует более чем 6000 тонн телятины.
Следующий отдел—Мы приглашаем вас в ювелирный отдел. Наверняка вам понравятся эти бусы, они из жемчуга. А жемчуг издавна люди находили в раковинах морских и речных моллюсков. Жемчужина похожа на капельку ртути или на пузырек воздуха: вся она светится и переливается. Настоящий жемчуг очень дорогой., сейчас в магазинах много искусственного жемчуга.
Не проходите мимо галантерейного отдела. Не забывайте,что вы всегда можете встретить в своей одежде изделия из моллюсков. Вспомнили? Конечно,это пуговицы.Обычные перламутровые пуговицы. Вон как они переливаются,то зеленым, то розовым цветом. Их делают из створок раковин перловицы, беззубки и других моллюсков. А если бы вы зашли в галантерейные магазины Венеции, то вам бы предложили чулки, перчатки, кружева ,сотканные из шелковистого волокна.Многие не верят,что их получают из моллюсков.Оказывается, некоторые двустворчатые моллюски выделяют особое вещество—биссус, из нитей которых научились делать ткань—виссон.
Вы когда –нибудь слышали,что существуют перламутровые крыши? Посетите хозяйственный отдел магазина. Здесь вам порекомендуют приобрести раковины морских гребешков, величиной с чайное блюдце. Необыкновенные крыши переливаются на солнце нежными розоватыми, голубоватыми фиолетовыми красками. Если крышу дома покрыли ракушками, то можно «застеклить » необыкновенным материалом и окна в своем доме. И в этом вам помогут моллюски ПЛАКАНА, встречающиеся в морях Японии, Китая. Раковина их довольно большая и прозрачная, из нее вырезают пластины и вставляют их в окна домов вместо стекол.
Еще на полках нашего магазина выставлены различные краски., как пурпур, его добывают из морской улитки мурекс. Получают желтые,зеленоватые,синие,пурпурные цвета.
Работа по тексту – найдите названия десяти моллюсков в тексте.
Весной мы на лодке делали обьезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала – она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара- панамы нам очень пригодились, «Смотрите,цапля!»- закричал Коля,снимая джемпер, -«лови,цапля лягушек,да считай их.будешь нашей помощницей…». А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается…. И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три – цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: «Иди, я не трону тебя».
Беззубка, прудовик, жемчужница.
Язык, терка, сердце.
Легкие, жабры, печень.
Мантия, голова, туловище.
Рефлексия : Как ты считаешь хорошо ли ты усвоил учебный материал?
Какие вопросы удалось запомнить быстро и почему?
Какой момент урока тебе показался интересным, занимательным?
Дом.задание : стр 156- 158.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект урока биологии на тему "класс Двустворчатые. Беззубка" »
Тема: Класс Двустворчатые. Беззубка. Образ жизни, особенности их строения, передвижения, питание, дыхание, размножение, роль в биоценозах и практическое значение.
Цель урока: раскрыть особенности организации беззубки как типичного представителя класса Двустворчатых, показать значение двустворчатых моллюсков в природе и жизни человека.
Ход урока
Актуализация знаний
Блиц-опрос «Вопрос-ответ».
1. Какой тип животных мы начали изучать на прошлом уроке?
2. Какое еще название имеют эти животные?
3. В каких средах жизни обитают эти животные?
4. Каковы отделы тела?
5. Как передвигаются брюхоногие?
6. Как называется особая складка кожи?
7. Каких еще животных этого класса вы можете назвать?
Работа по слайду
В чем выражается сложность пищеварительной системы по сравнению с дождевым червем?
Переход к новой теме : Ребята,сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов,а вот как их зовут,я хочу, чтобы вы догадались сами.Послушайте ,пожалуйста,коротенький отрывок из сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»Карась лежит,зарывшись в ил,и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает. Да и устроена она(ракушка) так,что никак невозможно ее проглотить.Потяни рылом воду,ан в зобу у тебя видимо-невидимо ракушек кишит.Догадались ли вы каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками.
Презентация
Лабораторная работа Строение раковины беззубки.
Цель: выяснить особенности строения раковины беззубки в связи с ее защитной ролью
Ход работы
1 Рассмотреть раковину беззубки,определить ее форму,окраску,передний,задний концы.
2 Рассмотреть роговой слой раковины,найдите слои годового прироста,подсчитайте их число,определите возраст беззубки.
3 Рассмотрите внутреннюю повехность раковины,какое значение имеет раковина в жизни беззубки?
Физминутка.
Проблема --Какая связь между особенностями строения, жизнедеятельностью и средой обитания?
Работа по группам.
1 группа-какие животные обьедены в эту группу,какой образ жизниони ведут.
2 группа- какова форма тела, их строение тела.
3 Чем питаются и как дышат эти животные?
4 группа –Кровеносная,нервная системы, размножение беззубки
Составление таблицы
Признаки
Особенности строения
Представители
Образ жизни
Симметрия тела
Отделы тела
Питание
Дыхание
Кровеносная система
Нервная система
Размножение
Обобщение –вывод.
Для того чтобы выяснить какую роль играют в природе и каково их значение, ответим на вопрос Какой вред наносят моллюски человеку?
Отправляемся в путешествие по магазинам:
1 группа- продовольственный отдел
2 группа – ювелирный отдел
3 группа – галантерийный отдел
4 группа – хозяйственный отдел.
Прогулку по магазинам начинаем с продовольственного отдела. Что вы рекомендуете для приготовления вкусного обеда?
Продавцы: мы рекомендуем вам вот эти консервы- плов из мидий, его надо только разогреть, и вы попробуете очень вкусное блюдо.Мы можем предложить вам более 100 блюд из мидий: это и пирожки с мидиями, мидии жаренные, в соусе, тефтели из мидий, и много других вкусных вещей. Многие покупатели спрашивают, что такое мидии?
И мы рассказываем, что мидии—моллюски, похожие на обычных черных или темно-серых речных перловиц. Но живут мидии не в пресной воде, а в море. И что интересно - ежегодно во всем мире добывают свыше 800000 тонн мидии.,по калорийности это соответствует более чем 6000 тонн телятины.
Следующий отдел—Мы приглашаем вас в ювелирный отдел. Наверняка вам понравятся эти бусы, они из жемчуга. А жемчуг издавна люди находили в раковинах морских и речных моллюсков. Жемчужина похожа на капельку ртути или на пузырек воздуха: вся она светится и переливается. Настоящий жемчуг очень дорогой., сейчас в магазинах много искусственного жемчуга.
Не проходите мимо галантерейного отдела. Не забывайте ,что вы всегда можете встретить в своей одежде изделия из моллюсков. Вспомнили? Конечно ,это пуговицы.Обычные перламутровые пуговицы. Вон как они переливаются ,то зеленым, то розовым цветом. Их делают из створок раковин перловицы, беззубки и других моллюсков. А если бы вы зашли в галантерейные магазины Венеции , то вам бы предложили чулки, перчатки, кружева ,сотканные из шелковистого волокна.Многие не верят,что их получают из моллюсков.Оказывается, некоторые двустворчатые моллюски выделяют особое вещество—биссус, из нитей которых научились делать ткань—виссон.
Вы когда –нибудь слышали ,что существуют перламутровые крыши? Посетите хозяйственный отдел магазина. Здесь вам порекомендуют приобрести раковины морских гребешков, величиной с чайное блюдце. Необыкновенные крыши переливаются на солнце нежными розоватыми, голубоватыми фиолетовыми красками. Если крышу дома покрыли ракушками, то можно «застеклить » необыкновенным материалом и окна в своем доме. И в этом вам помогут моллюски ПЛАКАНА, встречающиеся в морях Японии, Китая. Раковина их довольно большая и прозрачная, из нее вырезают пластины и вставляют их в окна домов вместо стекол.
Еще на полках нашего магазина выставлены различные краски., как пурпур, его добывают из морской улитки мурекс. Получают желтые,зеленоватые,синие,пурпурные цвета.
Работа по тексту – найдите названия десяти моллюсков в тексте.
Весной мы на лодке делали обьезд прудов. Мы собирались начать работу часов с восьми, но Галя опоздала – она искала свой гребешок, и мы задержались. Когда начали работу, оказалось, что только Анка ту шкалу измерений, что нам только что прислали, знала хорошо. Этого никто не ожидал. Уж Анка всегда всех удивит! В большинстве прудов икра лягушек отлично развивалась. Началась жара- панамы нам очень пригодились , «Смотрите ,цапля!»- закричал Коля,снимая джемпер, -«лови,цапля лягушек,да считай их.будешь нашей помощницей…». А вот еще птицы, их три, да к нам еще целая группа приближается…. И Николай занялся подсчетом: двенадцать минус три – цапли разлетались и мешали считать. Щелкнул затвор камеры фотоаппарата. Одна цапля совсем близко. Я помахала ей на прощание веслом: «Иди, я не трону тебя».
Игра «3 лишний».
Беззубка, прудовик, жемчужница.
Язык, терка, сердце.
Легкие, жабры, печень.
Мантия, голова, туловище.
Рефлексия : Как ты считаешь хорошо ли ты усвоил учебный материал?
Какие вопросы удалось запомнить быстро и почему?
Какой момент урока тебе показался интересным, занимательным?
object(ArrayObject)#852 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(163) "Открытый урок по природоведению в 5 классе по теме "Роль воды в жизни растений и животных" "
["seo_title"] => string(97) "otkrytyi-urok-po-prirodoviedieniiu-v-5-klassie-po-tiemie-rol-vody-v-zhizni-rastienii-i-zhivotnykh"
["file_id"] => string(6) "122107"
["category_seo"] => string(9) "biologiya"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1414154641"
}
}