kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии "Класс Насекомые" и презентация к уроку

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Разработка урока  биологии в 7 классе по теме  «Класс Насекомые»

Составитель: учитель биологии МОКУ СОШ с.Нижнеулу-Елга МР Ермекеевский район Республики Башкортостан

 

 

Цель урока: расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых.

Задачи:

  1.  выявить особенности организации Насекомых, позволившие им приспосабливаться к разным средам обитания; изучить представителей отрядов насекомых, выполнив лабораторную работу, узнать о вреде, наносимом насекомыми-вредителями.
  2. продолжить развивать умение работать с учебником, с коллекцией насекомых
  3.  воспитывать  у школьников  бережное отношение к природе.

 

Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация,  коллекции различных насекомых

Учебник:   В.В.Латюшин, В.А. Шапкин «Биология.  Животные», М.: Дрофа,2012 г.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый.

 

     План урока:

 

  1. Организационный момент.
  2. Повторение изученного ранее
  1. слайды 1-3

2)  Выполнение теста   «Общая характеристика членистоногих»

1.Тело членистоногих покрыто

А роговой кожей

Б раковиной из углекислого кальция

В хитиновым покровом

2. У всех членистоногих имеются

А - конечности в виде параподий

Б -  членистые конечности

В  - ножковидные выросты тела

3. Предками всего типа членистоногих были

А -  водные животные

Б - сухопутные животные

В -  как почвенные обитатели, так и водные

4. Членистоногие произошли от группы

А - плоских червей

Б - моллюсков

В  - кольчатых червей

5. Полость тела у членистоногих

А - первичная

Б - смешанная

В  - вторичная

6. Кровеносная система у членистоногих

А - незамкнутая

Б - замкнутая

В  - отсутствует

7. Органы чувств  членистоногих

А - развиты плохо

Б - развито только осязание и равновесие

В  -развиты хорошо

8. Членистоногие

А - преимущественно водные формы

Б - преимущественно наземно-воздушные обитатели

В - освоили все среды обитания

9. Членистоногие

А - вымирающая группа организмов

Б - самый многочисленный тип

В - имеют небольшую численность

10. Для членистоногих характерно:

А - только половое размножение

Б  – бесполое размножение

В - вегетативное размножение

  1. Взаимопроверка тестов, оценивание (слайды 4, 5)

III. Изучение нового материала.

1.Вступительное слово учителя. Мы продолжаем знакомство с типом «Членистоногие».

       Ребята, прослушайте стихотворение С. Маршака и скажите, о каком классе Членистоногих сегодня на уроке пойдет речь:

 

Бродят в траве золотые букашки. 

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь на венчик ромашки,

Словно цветной самолет, стрекоза.

Вот тёмно-красная божья коровка, 

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по важным делам.

Вот в одинаковых платьях, как сёстры 

Бабочки сели в траву отдыхать.

То закрываются книжечкой пёстрой,

То, раскрываясь, несутся опять. 

 

      Правильно. О насекомых. (Запись темы, слайд 6)

     Насекомые – самая обширная группа не только среди членистоногих, но и среди животных вообще. Насекомые составляют 2/3 от всех организмов Земли. (слайд 7)

Ставится проблема урока: «Объект поклонения

                                                 Источник вдохновения

                                                 Предмет изучения» (слайд 8, 9-11)

 

2. Самостоятельная работа с учебником (§15 учебника)

  Обучающиеся самостоятельно изучают материал из учебника

3. Закрепление самостоятельно изученного материала

А) Ответы на вопросы:

- Почему этот класс членистоногих получил такое название?

- Сколько видов животных относится к данному классу?

- Какие насекомые называются общественными?

Б) Заполнение таблицы «Общая характеристика насекомых» (слайд 12)

№ п\п

Признак животного

Особенности класса Насекомых

1

Количество конечностей

 

2

Части тела

 

3

Среды обитания

 

4

Образ жизни

(слайд 13, 14)

5

Величина насекомых

 

6

Пища насекомых

(слайд 15)

 

4.Выполнение лабораторной работы «Изучение представителей отрядов насекомых» (слайд 16)

Оборудование:

Коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых-вредителей леса, сада, полей

Ход работы:

  1. Рассмотрите предложенные коллекции

Выявите сходство и различия между отдельными насекомыми, обратив внимание на их размеры, форму тела, окраску, расположение и число крыльев, усиков, глаз

Отметьте, каково их значение в природе и жизни человека

  1. Составьте список названий видов насекомых из коллекции, относящихся к каждому отряду. Дополните их списком местных видов
  2. Рассмотрите вредителей различных культур. Отметьте характер повреждений, наносимых ими. Вспомните, встречали ли вы подобные повреждения или таких насекомых в природе.

 

IV. Закрепление изученного материала

Ответ на вопрос:

- Как бы вы объяснили инопланетянам, кто такие насекомые?

(обучающиеся называют все признаки насекомых) (слайд 17)

 

V. Вывод

Решение проблемы урока:

-Почему насекомых называют «Объект поклонения

                                                     Источник вдохновения

                                                      Предмет изучения»(слайд 18)

VI. Домашнее задание: (слайд 19)

1. Изучить § 15,

2. Какие последствия могли бы произойти, если бы с лица Земли внезапно исчезли все насекомые? Есть ли на Земле ненужные насекомые?

(написать мини-сочинение-размышление)

VII. Рефлексия (слайд 20)

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что было для вас интересным?
  • Что показалось трудным?
  • Как вы себя чувствовали на уроке?
  • Понравился ли вам урок?

 

 

Список литературы.

1. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2012 - 304 с.: ил.

2. Биология . Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшиа, В.А. Шапкина/ авт.-сост. Н.Н.Галушкова. -2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008.-281 с.

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«разработка урока Класс Насекомые»

Разработка урока биологии в 7 классе по теме «Класс Насекомые»

Составитель: учитель биологии МОКУ СОШ с.Нижнеулу-Елга МР Ермекеевский район Республики Башкортостан



Цель урока: расширить и углубить знания о типе Членистоногие путем изучения класса насекомых.

Задачи:

    1. выявить особенности организации Насекомых, позволившие им приспосабливаться к разным средам обитания; изучить представителей отрядов насекомых, выполнив лабораторную работу, узнать о вреде, наносимом насекомыми-вредителями.

    2. продолжить развивать умение работать с учебником, с коллекцией насекомых

    3. воспитывать у школьников бережное отношение к природе.


Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, экран, мультимедийная презентация, коллекции различных насекомых

Учебник: В.В.Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные», М.: Дрофа,2012 г.

Тип урока: комбинированный.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично – поисковый.


План урока:


  1. Организационный момент.

  2. Повторение изученного ранее

  1. слайды 1-3

2) Выполнение теста «Общая характеристика членистоногих»

1.Тело членистоногих покрыто

А роговой кожей

Б раковиной из углекислого кальция

В хитиновым покровом

2. У всех членистоногих имеются

А - конечности в виде параподий

Б - членистые конечности

В - ножковидные выросты тела

3. Предками всего типа членистоногих были

А - водные животные

Б - сухопутные животные

В - как почвенные обитатели, так и водные

4. Членистоногие произошли от группы

А - плоских червей

Б - моллюсков

В - кольчатых червей

5. Полость тела у членистоногих

А - первичная

Б - смешанная

В - вторичная

6. Кровеносная система у членистоногих

А - незамкнутая

Б - замкнутая

В - отсутствует

7. Органы чувств членистоногих

А - развиты плохо

Б - развито только осязание и равновесие

В -развиты хорошо

8. Членистоногие

А - преимущественно водные формы

Б - преимущественно наземно-воздушные обитатели

В - освоили все среды обитания

9. Членистоногие

А - вымирающая группа организмов

Б - самый многочисленный тип

В - имеют небольшую численность

10. Для членистоногих характерно:

А - только половое размножение

Б – бесполое размножение

В - вегетативное размножение

  1. Взаимопроверка тестов, оценивание (слайды 4, 5)

III. Изучение нового материала.

1.Вступительное слово учителя. Мы продолжаем знакомство с типом «Членистоногие».

Ребята, прослушайте стихотворение С. Маршака и скажите, о каком классе Членистоногих сегодня на уроке пойдет речь:


Бродят в траве золотые букашки. 

Вся голубая, как бирюза,

Села, качаясь на венчик ромашки,

Словно цветной самолет, стрекоза.

Вот тёмно-красная божья коровка, 

Спинку свою разделив пополам,

Вскинула крылья прозрачные ловко

И полетела по важным делам.

Вот в одинаковых платьях, как сёстры 

Бабочки сели в траву отдыхать.

То закрываются книжечкой пёстрой,

То, раскрываясь, несутся опять. 


 Правильно. О насекомых. (Запись темы, слайд 6)

Насекомые – самая обширная группа не только среди членистоногих, но и среди животных вообще. Насекомые составляют 2/3 от всех организмов Земли. (слайд 7)

Ставится проблема урока: «Объект поклонения

Источник вдохновения

Предмет изучения» (слайд 8, 9-11)


2. Самостоятельная работа с учебником (§15 учебника)

Обучающиеся самостоятельно изучают материал из учебника

3. Закрепление самостоятельно изученного материала

А) Ответы на вопросы:

- Почему этот класс членистоногих получил такое название?

- Сколько видов животных относится к данному классу?

- Какие насекомые называются общественными?

Б) Заполнение таблицы «Общая характеристика насекомых» (слайд 12)

№ п\п

Признак животного

Особенности класса Насекомых

1

Количество конечностей


2

Части тела


3

Среды обитания


4

Образ жизни

(слайд 13, 14)

5

Величина насекомых


6

Пища насекомых

(слайд 15)


4.Выполнение лабораторной работы «Изучение представителей отрядов насекомых» (слайд 16)

Оборудование:

Коллекции насекомых различных отрядов, коллекции насекомых-вредителей леса, сада, полей

Ход работы:

  1. Рассмотрите предложенные коллекции

Выявите сходство и различия между отдельными насекомыми, обратив внимание на их размеры, форму тела, окраску, расположение и число крыльев, усиков, глаз

Отметьте, каково их значение в природе и жизни человека

  1. Составьте список названий видов насекомых из коллекции, относящихся к каждому отряду. Дополните их списком местных видов

  2. Рассмотрите вредителей различных культур. Отметьте характер повреждений, наносимых ими. Вспомните, встречали ли вы подобные повреждения или таких насекомых в природе.


IV. Закрепление изученного материала

Ответ на вопрос:

- Как бы вы объяснили инопланетянам, кто такие насекомые?

(обучающиеся называют все признаки насекомых) (слайд 17)


V. Вывод

Решение проблемы урока:

-Почему насекомых называют «Объект поклонения

Источник вдохновения

Предмет изучения»(слайд 18)

VI. Домашнее задание: (слайд 19)

1. Изучить § 15,

2. Какие последствия могли бы произойти, если бы с лица Земли внезапно исчезли все насекомые? Есть ли на Земле ненужные насекомые?

(написать мини-сочинение-размышление)

VII. Рефлексия (слайд 20)

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?

  • Что было для вас интересным?

  • Что показалось трудным?

  • Как вы себя чувствовали на уроке?

  • Понравился ли вам урок?



Список литературы.

1. Латюшин В. В., Шапкин В. А. Биология. Животные: Учебник для 7 кл. общеобразоват. учеб, заведений. - М.: Дрофа, 2012 - 304 с.: ил.

2. Биология . Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Латюшиа, В.А. Шапкина/ авт.-сост. Н.Н.Галушкова. -2-е изд., стереотип.- Волгоград: Учитель, 2008.-281 с.








Просмотр содержимого презентации
«презентация к уроку»

учителя биологии МОКУ СОШ с.Нижнеулу-Елга МР Ермекеевский район РБ Ибатуллиной Натальи Николаевны

учителя биологии МОКУ СОШ с.Нижнеулу-Елга

МР Ермекеевский район РБ Ибатуллиной Натальи Николаевны

Голова Брюшко Грудь Конечности Головогрудь Тело членистоногих подразделено на членики (сегменты), которые сгруппированы в несколько отделов: голова, грудь и брюшко. У ракообразных и паукообразных голова и грудь сливаются воедино, образуя одну мощную головогрудь.  Из отдельных члеников состоят и конечности этих животных; этот признак настолько характерен для них, что дал название всему типу. Паукообразные Ракообразные Насекомые

Голова

Брюшко

Грудь

Конечности

Головогрудь

Тело членистоногих подразделено на членики (сегменты), которые сгруппированы в несколько отделов: голова, грудь и брюшко.

  • У ракообразных и паукообразных голова и грудь сливаются воедино, образуя одну мощную головогрудь.
  • Из отдельных члеников состоят и конечности этих животных; этот признак настолько характерен для них, что дал название всему типу.

Паукообразные

Ракообразные

Насекомые

Классификация типа Тип  Членистоногие Класс Ракообразные Класс Паукообразные Класс Насекомые

Классификация типа

Тип

Членистоногие

Класс

Ракообразные

Класс

Паукообразные

Класс

Насекомые

1. В 2. Б 3. А 4. В 5. Б 6. А 7. В 8. В 9. Б 10. А
  • 1. В
  • 2. Б
  • 3. А
  • 4. В
  • 5. Б
  • 6. А
  • 7. В
  • 8. В
  • 9. Б
  • 10. А
10-9 заданий –«5»  8-7 –«4»  6-4 заданий –«3» 3-1 задание- «2»
  • 10-9 заданий –«5»
  • 8-7 –«4»
  • 6-4 заданий –«3»
  • 3-1 задание- «2»
«Объект поклонения  Источник вдохновения  Предмет изучения »

«Объект поклонения

Источник вдохновения

Предмет изучения »

Клоп- водомерка Жук - плавунец Клоп- гладыш

Клоп- водомерка

Жук - плавунец

Клоп- гладыш

Майский жук Бабочка Кузнечик Стрекоза Муха

Майский жук

Бабочка

Кузнечик

Стрекоза

Муха

Блоха Вши

Блоха

Вши

№ п\п Признак животного 1 Особенности класса Насекомых Количество конечностей 2 Части тела   3 4 Среды обитания   Образ жизни   5   Величина насекомых 6 Пища насекомых    

№ п\п

Признак животного

1

Особенности класса Насекомых

Количество конечностей

2

Части тела

 

3

4

Среды обитания

 

Образ жизни

 

5

 

Величина насекомых

6

Пища насекомых

 

 

Лабораторная работа  «Изучение представителей отрядов насекомых»  Цель :  познакомиться с многообразием насекомых.  Оборудование: коллекции насекомых.  Ход работы  I.Рассмотрите предлагаемые коллекции. Выявите сходство и различия между отдельными насекомыми, обратив внимание на их размеры, форму тела, окраску. Расположение и число крыльев, усиков, глаз. Отметьте, каково их значение в природе и жизни человека 2. Составьте список названий видов насекомых, относящихся к каждому отряду. 3. Рассмотрите вредителей различных культур или продовольственных запасов. Отметьте характер повреждений, наносимых ими. Вспомните, встречали ли вы подобные повреждения или таких насекомых пв природе.

Лабораторная работа «Изучение представителей отрядов насекомых» Цель : познакомиться с многообразием насекомых. Оборудование: коллекции насекомых. Ход работы I.Рассмотрите предлагаемые коллекции.

Выявите сходство и различия между отдельными насекомыми, обратив внимание на их размеры, форму тела, окраску. Расположение и число крыльев, усиков, глаз.

Отметьте, каково их значение в природе и жизни человека

2. Составьте список названий видов насекомых, относящихся к каждому отряду.

3. Рассмотрите вредителей различных культур или продовольственных запасов. Отметьте характер повреждений, наносимых ими. Вспомните, встречали ли вы подобные повреждения или таких насекомых пв природе.

разделение тела на голову, грудь и брюшко; наличие одной пары усиков, 1 пары сложных глаз, наличие ротового аппарата различного типа, наличие крыльев, трех пар конечностей, наличие трахейной системы. наличие мальпигиевых сосудов – органов выделения, развитие метаморфозом 
  • разделение тела на голову, грудь и брюшко;
  • наличие одной пары усиков, 1 пары сложных глаз,
  • наличие ротового аппарата различного типа,
  • наличие крыльев, трех пар конечностей,
  • наличие трахейной системы.
  • наличие мальпигиевых сосудов – органов выделения, развитие метаморфозом 
«Объект поклонения  Источник вдохновения  Предмет изучения »

«Объект поклонения

Источник вдохновения

Предмет изучения »

§ 15.
  • § 15.

Подумай:

Какие последствия могли бы произойти, если бы с лица Земли внезапно исчезли все насекомые? Есть ли на Земле ненужные насекомые?

(написать мини-сочинение-размышление)

РЕФЛЕКСИЯ

РЕФЛЕКСИЯ

  • Что нового вы узнали сегодня на уроке?
  • Что было для вас интересным?
  • Что показалось трудным?
  • Как вы себя чувствовали на уроке?
  • Понравился ли вам урок?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока биологии "Класс Насекомые" и презентация к уроку

Автор: Ибатуллина Наталья Николаевна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 129278

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "конспект урока по биологии на тему семейство Пасленовые"
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekturokapobiologhiinatiemusiemieistvopaslienovyie"
    ["file_id"] => string(6) "320331"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461063220"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "конспект урока по биологии на тему семейство Пасленовые"
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekturokapobiologhiinatiemusiemieistvopaslienovyie1"
    ["file_id"] => string(6) "320332"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461063227"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока биологии в 11 классе по теме Вирусы "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-biologhii-v-11-klassie-po-tiemie-virusy"
    ["file_id"] => string(6) "224628"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438973363"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Конспект урока  биологии "
    ["seo_title"] => string(25) "konspiekt-uroka-biologhii"
    ["file_id"] => string(6) "197602"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428259094"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "План- конспект урока на тему: "Приспособленность организмов к среде обитания""
    ["seo_title"] => string(73) "plan_konspekt_uroka_na_temu_prisposoblennost_organizmov_k_srede_obitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "530549"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1575626208"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства