Образовательные: обеспечить в ходе урока усвоение нового материала о строении и размножении голосеменных растений, продолжить формирование умения работать с текстом учебника и дополнительном материалом.
Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное в ходе беседы, при работе с текстом учебника, дополнительном материалом. Развивать биологическое мышление, устную речь.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение ко всем растениям, воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Голосеменные растения конспект урока по биологии »
Тема урока: Голосеменные растения.
Цели: Сконструировать знания учащихся о голосеменных рас тениях , о их значении в природе и в жизни человека.
Задачи:
Образовательные: обеспечить в ходе урока усвоение нового материала о строении и размножении голосеменных растений, продолжить формирование умения работать с текстом учебника и дополнительном материалом.
Развивающие: развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное в ходе беседы, при работе с текстом учебника, дополнительном материалом. Развивать биологическое мышление, устную речь.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение ко всем растениям, воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы.
Оборудование: плакаты «Голосеменные растения.», гербарии растений, лист самоконтроля.
Ход урока:
Организационный момент.
Опрос домашнего задания.
Биологический диктант.
Наука, изучающая мхи……….
Ламинария это …………………….. водоросль.
Хлорелла размножается только ……………………….. путем.
В сорусах папоротника находятся …………………….
Спороносное растение имеющий стелющий стебель …………..
Хвощи бывают двух видов: весенние и …………….
У папоротника мужские и женские гаметы образуются на …………….
Мертвые клетки имеет мох ……………..
Зеленая водоросль, используемая в производстве бумаги …………….
Водоросль, имеющая ризоиды. Слайд
Задание 1.
Рассмотрите рисунок и определите, что означают цифры 1,2. Распределите признаки двух видов побегов хвоща.
1)генеративный; 2)вегетативный; 3)выполняет функцию роста; 4)выполняет функцию размножения; 5)клетки содержат хлорофилл; 6)на конце побега колоски со спорангиями;7)на побеге мутовчатые ветви; 8)на побеге мутовчатые чешуйчатые листья; 9)клетки побега не содержат хлорофилл;10)побег имеет узлы и междоузлия. Слайд
Задание 2.
Отметьте верные утверждения о папоротнике, словом «да» или «нет».
- тело папоротника состоит из листьев, стебля и корней. (нет)
- гаметофит папоротника представлен стеблем и листьями. (нет)
- листья папоротника выполняют функцию фотосинтеза. (да)
- спорофит папоротника представлен стеблем с листьями. (да)
-гаметофит- это не большая зеленая пластинка, называемая заростком. (да)
- оплодотворение осуществляется в присутствии воды. (да)
- споры папоротника находятся в коробочке. ( нет)
- сорусы находятся на нижней стороне листа. (да) Слайд.
3. Актуализация знаний.
Побуждение.
Ребята, как вы понимаете голосеменные растения? Без какого зеленого растения не проходит самый красивый , долгожданный праздник Новый год?
Осмысление.
Мы с вами изучили и повторили споровые растения, которые размножаются спорами. Сегодня мы будем изучать голосеменные растения, которые размножаются семенами. Семена являются многоклеточными образованиями, в то время как споры состоят из одной клетки.
Семенные растения подразделяются на голосеменные (размножаются семенами, но плодов не образуют) и покрытосеменные (семена расположены внутри плода ).
Особенности строения растений , относящихся к отделу голосеменных. Голосеменные растения размножаются семенами. Это является их основным отличием от споровых.
Голосеменные растения представляют в основном древесные формы, реже – кустарниковые. Травянистых форм нет. Большинство голосеменных растений являются вечнозелеными. Голосеменные не образуют плодов. Типичные представители голосеменных растений – хвойные деревья: сосна, ель, пихта, кедр, можжевельник, лиственница, кипарис, секвойя. Игловидные листья хвойных растений называют хвоей. На Земле насчитывается около 600 видов хвойных растений, из них около 200 видов относятся к сосновым.
А теперь, мы детально, рассмотрим строение, внешний вид голосеменных растений на примере сосны, ели и лиственнице.
Работа в группах по инструктивным карточкам.(5минут)
Отчет о работе в группах. (5 минут).
Комментарий учителя: Быстрее всех растет лиственница: в год прибавляется на метр. В 25 лет она достигает таких размеров, каких ель или сосна смогут достигнуть лишь к 50 годам.
Учитель: Продолжим изучение строения голосеменных растений, выполняя лабораторную работу (6 мин) на тему: «Внешнее строение голосеменных растений».
Объяснение целей работы, последовательности её выполнения.
Обсуждение результатов работы по изучению строения хвои сосны, ели и лиственницы. – 2 мин.
Комментарий учителя: Ребята, обратите внимание, хвоя сосны и ели имеет плотную кожицу, покрытую восковидным веществом, поэтому растения испаряют мало воды и хорошо приспособлены к неблагоприятным условиям. Благодаря этой особенности строения листьев, хвоя не опадает осенью как у листопадных деревьев. И хвойные растения могут произрастать, как в засушливых, так и в холодных местах обитаниях. Хвоя лиственницы мягкая. С тонкой кожицей, поэтому она опадает ежегодно.
Комментарий учителя: Ребята, обратите внимание, мы рассматриваем зрелые шишки сосны и ели, на поверхности чешуек которых семена лежат открыто, поэтому эти растения получили название голосеменные
Голосеменные растения это не только известная вам ель, сосна, лиственница. Современные голосеменные представлены преимущественно деревьями, значительно реже кустарниками и очень редко лианами, травяных растений среди них нет.
Отдел голосеменных насчитывается 700 видов, объединенных в 4 класса: Саговниковые, Гинкговые, Гиетовые, Хвойные. Хвойные – единственная процветающая ныне группа голосеменных растений.
1 группе: Леснику предложили участок для постройки дома. Какой участок порекомендовали бы вы ему выбрать: в сосновом бору или в березовой роще? Почему?
2 группе: Во время эпидемии гриппа врач пациенту порекомендовал прогулки в сосновом лесу. Прав ли он?
3 группе: Как то поздней осенью в Сибирь приехал ревизор. Увидев голую тайгу он спросил у лесничего: «Это хвойный лес? »
«Хвойный»- ответил лесничий.
Ревизор: «А где хвоя?»
Лесничий: «Опала»
Ревизор: «По чьей вине?»
Лесничий: «Природы»
Ревизор: «Вы мне за природу не прячьтесь!За гибель леса отвечать будете вы!»
Придется ли леснику отвечать за гибель леса?
Задание 2. Какие утверждения верны.
1.Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка.
2. Голосеменные растения – исключительно деревья.
3. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.
4. Еловые леса и сосновые боры – светлые.
5.Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа.
6. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год.
7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.
8. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.
9. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.
10.Образование семян – важный этап в эволюции растений.
Рефлексия: Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на слайде
1. сегодня я узнал…
2. было интересно…
3. было трудно…
4. я выполнял задания…
5. я понял, что…
6. теперь я могу…
7. я почувствовал, что…
8. я приобрел…
9. я научился…
10. у меня получилось …
11. я смог…
12. я попробую…
13. меня удивило…
14. урок дал мне для жизни…
15. мне захотелось….
5. Итоги урока. Оценки. Домашнее задание. Параграф Написать мини-сочинение на тему: «Влияние хвойных деревьев на здоровье человека».