kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по природоведению Многообразие голосеменных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Многообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека.

Цели урока:

1. Изучить многообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека.

2. Развитие  умений работать с дополнительной литературой.

3. Воспитание у школьников бережного отношения к природе.

Оборудование: таблица «Сосна обыкновенная», коллекции голосеменных растений, оборудование для демонстрации презентации.

Ход урока:

I Организационный момент.

II Изучение нового материала

Есть у нас очень красивый праздник, связанный с  одним из известных вам деревьев, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке

Сегодня на уроке мы продолжим изучение растений отдела Голосеменные или хвойные, познакомимся с их многообразием, значением в природе и жизни человека.

Почему же они так называются?

Давайте выполним задание: назовите признаки голосеменных растений

Демонстрация презентации (слайд2).Проверьте задание своего соседа.

Какие из голосеменных растений самые известные (хвойные)

  За что их так назвали?

  Давайте проверим, как мы подготовили домашнее задание.

  Проверочная работа. Диктант.

1.Голосеменные растения  это-…

2. Они,  как мхи и папоротники, не имеют…

3.В настоящее время известно…

4.Листья у них в виде…

5. К хвойным растениям относятся…

1.Актуализация знаний  Введение в проблему

1960 г. – Всемирный лесной конгресс, г. Сиэтл (США)

Делегаты решили посадить «национальное дерево своей страны»

Как вы думаете, какое дерево было посажено?

Действительно  у  нас любят березу, но оказалось, что наибольшую площадь занимают леса из лиственницы. Эта территория равна 5 Франциям. Лиственница живет 450 – 500 лет. Древесина сохраняется много сотен и тысяч лет (Венеция, деревянные опоры).

Ребята, вы видели лиственницу зимой? Чем она отличается от сосны?

Голосеменные растения в нашей стране в основном представлены Хвойными (Pinopsida) - 560 видов и 55 родов.

А какое растение из хвойных, вам наиболее знакомо? (сосна, ель)

Давайте сегодня,  совершим путешествие вместе с нашей красавицей елью.

Презентация (выступление учащихся, о различных видах елей).

 Слайды со 3 по 14

Ель обыкновенная, или европейская   

Дерево 20-50 м высотойПрямой колоновидный.

Крона конусовидная с отстоящими или слабо поникающими ветвями.

Листья игловидная, четырехгранная, колючая, до 2,5 см длиной

Плоды  Повислые шишки сначала светло-зленые или темно-фиолетовые, зрелые бурые. Раскрываются во второй половине зимы.

Ель аянская, или хоккайдская 

Ель аянская — вид очень древний по своему происхождению. Близкая к ней Picea suifunensis произрастала по Суйфуну в среднетретичное время. В Северной Америке и на Балканах растут виды елей из той же секции Omorica, что и ель аянская и весьма к ней близкие. Следовательно, ее справедливо можно считать одной из древнейших пород флоры Приморья, входящей в состав тургайских лесов

Ель восточная    Одна из основных лесообразующих пород горных лесов Кавказа, северных стран Малой Азии. Является одной из наиболее декоративных слей с короткой хвоей. В горах на высоте 1350-2100 м над ур. моря. Образует чистые и смешанные леса. Охраняется в заповедниках.

Ель колючая

Карликовая форма, изначально подушковидная, затем коренастая ширококоническая. Высота 1-3 м, ширина 1-3 м. Хвоя игольчатая, серебристо-голубая, жесткая, колючая. Почвы предпочитает хорошо дренированные, от относительно сухих до свежих, песчано-гравийные или супесчаные. Легко адаптируется, Хорошо стрижется. Корневая система поверхностная, чувствительна к уплотнению. Зимостойка.

 Picea orientalis 'Professor Langner' 

Миниатюрная, шаровидная, очень плотная форма с очень медленным 1-2 см в год ростом. В 10 лет деревце имеет не более 30 см в высоту и 30 см в ширину. Хвоя темно-зеленая с короткими иглами. Любит полутень, на полном солнце может сильно обгорать. Подходит для северного и восточного склона альпинария

Ель сербская Крона густая, узкоконическая, островершинная. Концы побегов немного свисающие. Высота 20-25 м. Хвоя плоская, блестящая, сверху темно-зеленая, снизу две заметные белые полоски. Почвы предпочитает от относительно сухих до свежих, хорошо дренированные, на тяжелых почвах растет медленно. Корневая система поверхностная, широкая, очень чувствительна к уплотнению почвы. Переносит высокие температуры, морозостойка, легко адаптируется, требуется защита от сильных ветров.

Карликовая форма, крона подушковидная с углубленной вершиной, побеги располагаются горизонтально. Высота до 1-1,5 м, ширина до 2-3 м. Хвоя игольчатая, короткая, зеленой окраски. Предпочитает прохладные и влажные места, почвы хорошо дренированные. Теневынослива. Корневая система поверхностная, широкая, чувствительна к уплотнению почвы и затоплению. Морозостойка.

Ель колючая коника

Крона строго коническая, компактная, очень плотная; медленнорастущая. Высота 1-2 (3) м, ширина 1-2 м. Хвоя игольчатая, зеленая, мягкая, длиной 6-9 мм. Почвы предпочитает свежие и влажные, хорошо дренированные, чувствительна к жаре и засухе. Корневая система поверхностная, переносит умеренное уплотнение почвы. Морозостойка, рекомендуется защита от ранневесенних солнечных ожогов.

Крона узкая, неравномерная, побеги сильно свисают. Высота до 5-8 м, зависит от способа подвязки, ширина 1-1,5 м. Хвоя игольчатая, заостренная, зеленая. Предпочитает прохладные и влажные места, почвы хорошо дренированные, Корневая система поверхностная, широкая, чувствительна к уплотнению почвы и затоплению.

Ель Глена .

Дерево с густой конусовидной кроной, со стволом около 60—70 см в диам., на острове Сахалин отдельные деревья достигают до 17 м вые, в горах Японии до 40—50 м выc. Кора старых деревьев чешуйчатая, пластинчатая, шоколадно-коричне-вая (по этому признаку она отличается от всех остальных видов ели). Молодые побеги оранжевые или красновато-коричневые, опушенные по желобкам и на хорошо развитых, 1 мм дл., подушечках (черешках) хвоинок. Почки 4—6 мм дл., около 4 мм шир., яйцевидно-конусовидные, слегка смолистые; их чешуи остротреугольные или ланцетные с длинным шиловидным остроко-нечием, красновато-коричневые. Хвоинки 6—12 (-15) мм дл., 1—1,5 мм шир., четырехгранные, слегка изогнутые, туповатые (но обычно острые у молодых растений)

Ель канадская.

Дерево 20—35 м выc, со стволом 60—120 см в диам., с густой правильной конусовидной плотной кроной. Ветви молодых растений вверх направлены, у старых большей частью опущены вниз и плоские. Кора гладкая или чешуйчатая, пепельно-коричневая. Молодые побеги желтовато- или беловато-светло-коричневые, голые. Почки до 6 мм дл., 4—5 мм шир., почти шаровидные, несмолистые; их чешуи туповато-яйцевидные, светло-коричневые, блестящие. Хвоинки 8—18 мм дл., около 1,5 мм шир., четырехгранные, сизовато-зеленые, густо расположенные и довольно жесткие, слегка изогнутые, при растирании довольно резко пахнут (для некоторых людей запах напоминает черную смородину), хвоя держится 5—7 (до 11)

 

2 Подведение итогов просмотра

Учитель: Вот видите ребята, что на самом деле елей бывает очень много, они такие красивые,  и мы  любим  приносить их в свой дом на наш Новогодний праздник.

Как вы относитесь к тому, что деревья приходится рубить, а может можно что-то  можно сделать, чтобы сохранить красавицы ели?

Действительно селекционеры вывели декоративный сорта елей, которые можно выращивать их в домашних условиях  (Слайд15-17)

Что еще можно предпринять?

Слайд18-20

Давайте подведем итог нашего путешествия, что вы можете сказать? (Высказывание ребят)

Ш. Закрепление изученного материала:

 Мы изучили основных представителей отдела Голосеменные растения. Узнали отличительные признаки растений различных семейств и родов и выяснили значение голосеменных в природе и жизни человека.

 Я предлагаю вам   совершить путешествие вместе с маленьким сосновым семечком.

У вас на столах коробочки с веточками сосны, на которых расположены шишки разного возраста и уже готовые семена с крылатками. У вас на столах есть тексты,  с которыми вы будете работать. Я предлагаю вам составить «биографию сосновой шишки».  Команда, сделавшая это быстрее всех, выходит работать к доске.

IV   Подведение итогов урока.

Пускай растет зеленый терем,
Просторный, мирный дом зверей.
Входи в него не диким зверем,
А самым лучшим из друзей!

IV. Домашнее задание: подготовить викторину или составить кроссворд по теме: «Многообразие голосеменных»

Список литературы:

1.  Л.А. Багрова «Я познаю мир». Детская энциклопедия. Растения. М., ТКО «АСТ» 1996 г.

2. М.М. Боднарук, Н.В.Ковылина «Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах». Волгоград. Издательство «Учитель» 2005 г.

3. Ю. Дмитриев «Книга природы». М., «Детская литература» 1990 г

 4. В.В. Петров « Из жизни зеленого мира»М. Издательство « Просвящение»1982г.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по природоведению Многообразие голосеменных »

Многообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека.


Цели урока:

1. Изучить многообразие голосеменных растений, их значение в природе и жизни человека.

2. Развитие умений работать с дополнительной литературой.

3. Воспитание у школьников бережного отношения к природе.

Оборудование: таблица «Сосна обыкновенная», коллекции голосеменных растений, оборудование для демонстрации презентации.

Ход урока:

I Организационный момент.

II Изучение нового материала

Есть у нас очень красивый праздник, связанный с одним из известных вам деревьев, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке

Сегодня на уроке мы продолжим изучение растений отдела Голосеменные или хвойные, познакомимся с их многообразием, значением в природе и жизни человека.

Почему же они так называются?

Давайте выполним задание: назовите признаки голосеменных растений

Демонстрация презентации (слайд2).Проверьте задание своего соседа.

Какие из голосеменных растений самые известные (хвойные)

За что их так назвали?

Давайте проверим, как мы подготовили домашнее задание.

Проверочная работа. Диктант.

1.Голосеменные растения это-…

2. Они, как мхи и папоротники, не имеют…

3.В настоящее время известно…

4.Листья у них в виде…

5. К хвойным растениям относятся…

  1. Актуализация знаний Введение в проблему

1960 г. – Всемирный лесной конгресс, г. Сиэтл (США)

Делегаты решили посадить «национальное дерево своей страны»

Как вы думаете, какое дерево было посажено?

Действительно у нас любят березу, но оказалось, что наибольшую площадь занимают леса из лиственницы. Эта территория равна 5 Франциям. Лиственница живет 450 – 500 лет. Древесина сохраняется много сотен и тысяч лет (Венеция, деревянные опоры).

Ребята, вы видели лиственницу зимой? Чем она отличается от сосны?

Голосеменные растения в нашей стране в основном представлены Хвойными (Pinopsida) - 560 видов и 55 родов.


А какое растение из хвойных, вам наиболее знакомо? (сосна, ель)

Давайте сегодня, совершим путешествие вместе с нашей красавицей елью.

Презентация (выступление учащихся, о различных видах елей).

Слайды со 3 по 14

Ель обыкновенная, или европейская

Дерево 20-50 м высотойПрямой колоновидный.

Крона конусовидная с отстоящими или слабо поникающими ветвями.

Листья игловидная, четырехгранная, колючая, до 2,5 см длиной

Плоды Повислые шишки сначала светло-зленые или темно-фиолетовые, зрелые бурые. Раскрываются во второй половине зимы.


Ель аянская, или хоккайдская 

Ель аянская — вид очень древний по своему происхождению. Близкая к ней Picea suifunensis произрастала по Суйфуну в среднетретичное время. В Северной Америке и на Балканах растут виды елей из той же секции Omorica, что и ель аянская и весьма к ней близкие. Следовательно, ее справедливо можно считать одной из древнейших пород флоры Приморья, входящей в состав тургайских лесов


Ель восточная  Одна из основных лесообразующих пород горных лесов Кавказа, северных стран Малой Азии. Является одной из наиболее декоративных слей с короткой хвоей. В горах на высоте 1350-2100 м над ур. моря. Образует чистые и смешанные леса. Охраняется в заповедниках.

Ель колючая

Карликовая форма, изначально подушковидная, затем коренастая ширококоническая. Высота 1-3 м, ширина 1-3 м. Хвоя игольчатая, серебристо-голубая, жесткая, колючая. Почвы предпочитает хорошо дренированные, от относительно сухих до свежих, песчано-гравийные или супесчаные. Легко адаптируется, Хорошо стрижется. Корневая система поверхностная, чувствительна к уплотнению. Зимостойка.

Picea orientalis 'Professor Langner' 

Миниатюрная, шаровидная, очень плотная форма с очень медленным 1-2 см в год ростом. В 10 лет деревце имеет не более 30 см в высоту и 30 см в ширину. Хвоя темно-зеленая с короткими иглами. Любит полутень, на полном солнце может сильно обгорать. Подходит для северного и восточного склона альпинария

Ель сербская Крона густая, узкоконическая, островершинная. Концы побегов немного свисающие. Высота 20-25 м. Хвоя плоская, блестящая, сверху темно-зеленая, снизу две заметные белые полоски. Почвы предпочитает от относительно сухих до свежих, хорошо дренированные, на тяжелых почвах растет медленно. Корневая система поверхностная, широкая, очень чувствительна к уплотнению почвы. Переносит высокие температуры, морозостойка, легко адаптируется, требуется защита от сильных ветров.

Карликовая форма, крона подушковидная с углубленной вершиной, побеги располагаются горизонтально. Высота до 1-1,5 м, ширина до 2-3 м. Хвоя игольчатая, короткая, зеленой окраски. Предпочитает прохладные и влажные места, почвы хорошо дренированные. Теневынослива. Корневая система поверхностная, широкая, чувствительна к уплотнению почвы и затоплению. Морозостойка.

Ель колючая коника

Крона строго коническая, компактная, очень плотная; медленнорастущая. Высота 1-2 (3) м, ширина 1-2 м. Хвоя игольчатая, зеленая, мягкая, длиной 6-9 мм. Почвы предпочитает свежие и влажные, хорошо дренированные, чувствительна к жаре и засухе. Корневая система поверхностная, переносит умеренное уплотнение почвы. Морозостойка, рекомендуется защита от ранневесенних солнечных ожогов.

Крона узкая, неравномерная, побеги сильно свисают. Высота до 5-8 м, зависит от способа подвязки, ширина 1-1,5 м. Хвоя игольчатая, заостренная, зеленая. Предпочитает прохладные и влажные места, почвы хорошо дренированные, Корневая система поверхностная, широкая, чувствительна к уплотнению почвы и затоплению.

Ель Глена .

Дерево с густой конусовидной кроной, со стволом около 60—70 см в диам., на острове Сахалин отдельные деревья достигают до 17 м вые, в горах Японии до 40—50 м выc. Кора старых деревьев чешуйчатая, пластинчатая, шоколадно-коричне-вая (по этому признаку она отличается от всех остальных видов ели). Молодые побеги оранжевые или красновато-коричневые, опушенные по желобкам и на хорошо развитых, 1 мм дл., подушечках (черешках) хвоинок. Почки 4—6 мм дл., около 4 мм шир., яйцевидно-конусовидные, слегка смолистые; их чешуи остротреугольные или ланцетные с длинным шиловидным остроко-нечием, красновато-коричневые. Хвоинки 6—12 (-15) мм дл., 1—1,5 мм шир., четырехгранные, слегка изогнутые, туповатые (но обычно острые у молодых растений)

Ель канадская.

Дерево 20—35 м выc, со стволом 60—120 см в диам., с густой правильной конусовидной плотной кроной. Ветви молодых растений вверх направлены, у старых большей частью опущены вниз и плоские. Кора гладкая или чешуйчатая, пепельно-коричневая. Молодые побеги желтовато- или беловато-светло-коричневые, голые. Почки до 6 мм дл., 4—5 мм шир., почти шаровидные, несмолистые; их чешуи туповато-яйцевидные, светло-коричневые, блестящие. Хвоинки 8—18 мм дл., около 1,5 мм шир., четырехгранные, сизовато-зеленые, густо расположенные и довольно жесткие, слегка изогнутые, при растирании довольно резко пахнут (для некоторых людей запах напоминает черную смородину), хвоя держится 5—7 (до 11)


2 Подведение итогов просмотра

Учитель: Вот видите ребята, что на самом деле елей бывает очень много, они такие красивые, и мы любим приносить их в свой дом на наш Новогодний праздник.

Как вы относитесь к тому, что деревья приходится рубить, а может можно что-то можно сделать, чтобы сохранить красавицы ели?

Действительно селекционеры вывели декоративный сорта елей, которые можно выращивать их в домашних условиях (Слайд15-17)

Что еще можно предпринять?

Слайд18-20

Давайте подведем итог нашего путешествия, что вы можете сказать? (Высказывание ребят)

Ш. Закрепление изученного материала:


Мы изучили основных представителей отдела Голосеменные растения. Узнали отличительные признаки растений различных семейств и родов и выяснили значение голосеменных в природе и жизни человека.

Я предлагаю вам совершить путешествие вместе с маленьким сосновым семечком.

У вас на столах коробочки с веточками сосны, на которых расположены шишки разного возраста и уже готовые семена с крылатками. У вас на столах есть тексты, с которыми вы будете работать. Я предлагаю вам составить «биографию сосновой шишки». Команда, сделавшая это быстрее всех, выходит работать к доске.

IV Подведение итогов урока.

Пускай растет зеленый терем,
Просторный, мирный дом зверей.
Входи в него не диким зверем,
А самым лучшим из друзей!

IV. Домашнее задание: подготовить викторину или составить кроссворд по теме: «Многообразие голосеменных»

Список литературы:

1. Л.А. Багрова «Я познаю мир». Детская энциклопедия. Растения. М., ТКО «АСТ» 1996 г.

2. М.М. Боднарук, Н.В.Ковылина «Занимательные материалы и факты по общей биологии в вопросах и ответах». Волгоград. Издательство «Учитель» 2005 г.

3. Ю. Дмитриев «Книга природы». М., «Детская литература» 1990 г

4. В.В. Петров « Из жизни зеленого мира»М. Издательство « Просвящение»1982г.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
конспект урока по природоведению Многообразие голосеменных

Автор: Александрова Татьяна Александровна

Дата: 25.02.2015

Номер свидетельства: 178810

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства