kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока с презентацией "Голосеменные"5кл

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели  урока:

Показать преимущество размножение семенами перед спорами. Распознавать представителей голосеменных растений по шишкам и хвое.

Исследовать особенности строения голосеменных растений.

Задачи урока:

Образовательные  (формирование познавательных  УУД):

Создать условия:

Для формирования понятия голосеменные растения, семя. 

Развития умения классифицировать виды голосеменных по строению хвои и шишек.

Развивающие  (формирование регулятивных УУД):

 - планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;

 - выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

 - развивать логическое мышление, интерес к изучению;

 - умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;

 - контроль и оценка процесса и результатов действия.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

 - умение слушать и вступать в диалог;

 - участвовать в коллективном обсуждении проблем;

 - воспитывать ответственность и аккуратность;

 - выработка уверенности в собственных силах;

 - формирование умения проверять результаты деятельности;

 - развивать умение дискуссионной и групповой работы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока с презентацией "Голосеменные"5кл»

Разработка урока биологии в 5 классе

Тема: «Голосеменные растения»

Цели урока:

Показать преимущество размножение семенами перед спорами. Распознавать представителей голосеменных растений по шишкам и хвое.

Исследовать особенности строения голосеменных растений.

Задачи урока:

Образовательные (формирование познавательных УУД):

Создать условия:

Для формирования понятия голосеменные растения, семя.

Развития умения классифицировать виды голосеменных по строению хвои и шишек.

Развивающие (формирование регулятивных УУД):

- планировать свою деятельность в зависимости от конкретных условий;

- выбирать способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

- развивать логическое мышление, интерес к изучению;

- умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям;

- контроль и оценка процесса и результатов действия.

Воспитательные (формирование коммуникативных и личностных УУД):

- умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- воспитывать ответственность и аккуратность;

- выработка уверенности в собственных силах;

- формирование умения проверять результаты деятельности;

- развивать умение дискуссионной и групповой работы.



Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

Титульный слайд ученикам не показываем, тему и цели урока выводят учащиеся по ходу урока

Слайд 2. Мы с вами продолжаем изучать увлекательнейшую науку – биологию. Ребята, какое царство живой природы мы изучаем? Верно, растения. Расшифруйте изречение: «Двое правят жизнью на Земле: красное солнышко да зеленое зернышко.» О чем здесь речь?(О фотосинтезе) О каком зеленом зернышке говорится?(О хлоропласте) Почему солнце и хлоропласты правят жизнью на земле?

Слайд 3. Что будет, если вдруг на Земле все растения погибнут? (Не будет пищи для травоядных животных, они исчезнут, а вслед за ними исчезнут и хищники, и гнилостные бактерии, и грибы; жизнь на Земле прекратится).

Слайд 4 . Какие группы растений мы уже изучили? (Водоросли, мхи и папоротники) Сравните эти три группы растений. Что можно сказать об их появлении в процессе эволюции и о сложности строения? Что общего в размножении мхов и папоротников? (Образование спор)

Слайд 5. Давайте повторим тему « Водоросли, Папоротниковидные». Графический диктант.

  1. Водоросли, лишайники, мхи и папоротники это низшие растения?

  2. Водоросли это только одноклеточные растения.

  3. Красные водоросли способны к фотосинтезу.

  4. Лишайники это своеобразная группа.

  5. Симбиоз характерен для мхов.

  6. Мхи, хвощи , плауны и папоротники это высшие растения.

  7. У мхов есть листья, стебель и корень.

  8. Мхи, хвощи , плауны и папоротники размножаются при помощи спор.

  9. Потомки современных папоротникообразных это маленькие деревья.

  10. При отмирании мхи образуют торф.

  11. При отмирании папоротниковидные образовали каменный уголь.

Проверяем выполнение задания.

  1. Изучение нового материала.

Слайд 6. Сегодня мы будем знакомиться с растениями, из которых создана большая часть лесов России. Они занимают обширные пространства нашей Сибири. Кто знает, как называются сибирские леса? (тайгой). А какие деревья произрастают в тайге? Какое общее название дают этим деревьям? (Хвойные, а точнее – голосеменные).

Итак, мы сегодня с вами – ученые-дендрологи. Дендрология – наука о деревьях.

Сформулируйте тему и цели сегодняшнего урока. (Слайд 7, тема и цели открываются по щелчку после ответа учащихся)

Работают наши дендрологи в парах, для ответов на вопросы и выполнение заданий используют учебник, презентацию и гербарии. В конце урока каждый исследователь должен будет оценить свою работу.

Слайд 8. Найдем ответы на вопросы, обсудим фронтально. - Есть ли среди голосеменных кустарники и травы? (Трав нет) - Как размножаются голосеменные? (Семенами) - Есть ли у голосеменных цветки и плоды? (Нет) - Почему этим растениям дано название «Голосеменные»? (Семена лежат голо на чешуйках шишек) - Сколько видов голосеменных существует?(Более 700) - Что такое хвоя? (Игольчатые листья голосеменных растений)

Слайд 9. Теперь выполним следующее задание – сравним два наиболее знакомых нам хвойных растения: ель и сосну. Многие часто неправильно называют ёлкой сосну. Давайте запомним, как можно их различить. Рассмотрим гербарии, рисунки учебника и фотографии слайда, заполним таблицу (печатные таблицы раздаются каждой паре)

Сравнительная характеристика ели и сосны

Черты сравнения

Ель

Сосна

Форма кроны

Пирамидальная

Овальная

Густота кроны

Густая

Редкая

Длина хвоинок (в см)

1см

5 см

Количество хвоинок в пучке

1

2

Форма шишек

Удлиненные

Округлые

Отношение дерева к свету

Теневыносливое

Светолюбивое

Где начинаются ветки на стволе

Низко

Высоко

Как называется лес

Ельник

Бор

Количество света в лесу

Мало

Много

Количество влаги в лесу

Много

Мало

Применение дерева человеком

?

?



Последние графы заполните дома, поискав информацию в Интернете. Подскажу только, что из древесины ели и сосны делают бумагу. А как ее делают, нам расскажет на следующем уроке один из вас (даю листок с текстом,

Как известно, бумагу изобрели китайцы. Они стали делать ее из размоченных растительных волокон. В Европу бумага попала между 1000 и 1100 годами. Постепенно бумагу начали изготовлять и здесь. Оказалось, что ее можно делать не только из растений. Бумагу стали делать из дерева, тряпок и даже... из старой бумаги. Так оказалось, что бумагу можно было использовать дважды!

Лучшие сорта бумаги научились делать в XVI веке. Продукция, которая вырабатывалась на бумажных фабриках в то время, стоила очень дорого. Ведь каждый лист приходилось высушивать и отжимать вручную. Спустя несколько столетий благодаря новым способам производства бумага, пользовавшаяся огромным спросом, стала менее дорогой.

Но как же делают бумагу в наши дни? Чтобы это узнать, нам надо отправиться на бумажную фабрику. Туда привозят из леса бревна - в основном сосновые и еловые. На фабрике машины сдирают с них кору, измельчают в щепки. Затем щепки сортируют по размеру на специальных ситах и отправляют в варку. Варят дерево в специальных машинах, куда наливают кислоту. Очищенная и разваренная древесина отбеливается, дробится на отдельные волокна и, превратившись в кашицу, попадает в бумагоделательную машину. Кашица выливается на сетку бумагоделательной машины. Она натянута на два вала и все время вращается, как приводной ремень, перенося бумажную кашицу вперед. Теперь она напоминает рыхлую сырую ленту. Сырая бумажная лента проходит через целый ряд валиков. Одни валики отжимают воду, другие, обогреваемые изнутри паром, высушивают ее, третьи полируют.

Наконец ровная белая лента выходит из машины и наматывается в огромный рулон. Потом эти рулоны отправляют в типографии или режут на листы, а потом сшивают в тетради. Так, переходя из машины в машину,

А теперь проверим, как мы заполнили таблицу (слайд 10)

Физминутка

Слайд 11. Ребята, а какая елка была у вас дома на Новый год – живая или искусственная, ель или сосна? А вообще, какая елка лучше – живая или искусственная? А для природы что полезнее? Конечно, чтобы сберечь лес, надо отказаться от живых елок. К тому же искусственные ничуть не хуже, и даже для придания аромата продаются специальные средства.

А как вы думаете, почему хвоя не боится мороза, а листья боятся? (Хвоя жесткая, в ней мало воды, и клетки не разрушаются кристалликами льда). Кроме того, в хвое к зиме накапливается глицерин – незамерзающее вещество.

Слайд 12. Хвойные леса страдают от пожаров и вырубок, а для восстановления елового леса требуется не менее 100 лет. На месте вырубки сначала вырастает светлый лес, и только потом под кронами берез или сосен начинают расти молодые елочки, вытесняя собой светолюбивые деревья.

В нашей степной зоне хорошо растут неприхотливые сосны. Вам знакомы такие лесные насаждения в наших местах. Как вы думаете, зачем еще в 19-м веке стали заниматься степным лесоразведением? Конечно, это был ценный строительный материал. Топить дровами печи в степях было кощунством – древесина шла на изготовление срубов жилищ, оконных рам, дверей, мебели, телег, лодок. Одна беда – древесина сосны боится влаги и поэтому недолговечна. Но есть удивительное хвойное дерево – лиственница, древесина которой не гниет.

Слайд 13. А чем еще замечательна лиственница? Почему она так называется? (Хвоя мягкая и осыпается)

Подготовьте по желанию дома сообщение о применении лиственницы, можно с небольшой презентацией:

Лиственница сибирская (семейство сосновые). Дерево, достигающее высоты 40-50 метров при диаметре ствола до 1,5-1,8 метра. Ствол прямой. В старости несколько «закомелистый», т.е. когда нижняя часть ствола утолщается. Крона у молодых деревьев пирамидальная, позже яйцевидная, яйцевидно–коническая или округленная. Ветки отходят от стволов почти горизонтально. Кора на стволах толстая, до 25 сантиметров, глубокобороздчатая, продольно-трещиноватая, служащая хорошей защитой от огня и мороза. Хвоя ярко-зеленая, с сизоватым налетом, мягкая ,узколинейная, к вершине расширенная, длинной 30-35 мм и шириной до 1,6 мм, сидит на укороченных побегах по 30-50 хвоинок в пучке. Цветет в апреле-мае. Продолжительность цветения составляет 5-10 дней. Семена созревают в сентябре-октябре. Зрелые шишки коричневые, яйцевидные, довольно жесткие. Рассеивание семян иногда начинается уже осенью и может затягиваться до июня. 



И тихо дремлет бор зеленый

И в серебре лесных озер –

Еще стройней его колонны,

Еще свежее сосен кроны

И нежных лиственниц узор!

И.Бунин.

.Слайд 14. А вот на этом слайде пихта и кедр. Они тоже произрастают в тайге. По описанию в учебнике определите, где пихта, а где кедр? (Пихта похожа на ель, только очень густая, и шишки растут вверх). А что вы знаете про кедр? (Его семена – кедровые орешки – используют в пищу, из них изготавливают масло)

Слайд 15. Тайга – это богатейший животный и растительный мир (рассказ учителя)

  1. Закрепление

Ну, а теперь давайте составим кластер «Применение хвойных растений» (слайд 16, скрытый текст открываем после ответов учащихся щелчком)

Слайд 17. Отгадайте по силуэтам, где какое дерево? Здесь ель, сосна, пихта, лиственница и кедр. (Ответы встанут на свои места по щелчку)

- И еще один важный вопрос: чем семена отличаются от спор? Что более выгодно: иметь семена или споры? (Семена: они содержат запас питательных веществ для проростка).

Графический диктант

1. Только у голосеменных растений имеется видоизмененный побег – шишка.

2. Голосеменные растения – исключительно деревья.

3. У большинства голосеменных растений узкие, игольчатые листья, получившие название хвоя.

4. Еловые леса и сосновые боры – светлые.

5. Хвоя ели длинная, на побегах по 2 игловидных листа.

6. У сосны хвоинки живут на ветках 1 год.

7. Голосеменные растения не цветут и не образуют плодов.

8. Древесину сосны и ели используют как ценный строительный материал.

9. Папоротники более высокоорганизованны, чем голосеменные.

10.Образование семян – важный этап в эволюции растений.




- С какими чудесами природы вы сегодня впервые познакомились? Что вам показалось самым интересным? Полезным для природы и человека? Жизненно необходимым для природы и человека?

  1. Рефлексия -Достигнуты ли нами цели урока? (слайд 18) -Как вы оцените сегодняшний урок? А свою работу на уроке? (Можно обсудить). Не забудьте сдать листочки с оценкой урока и самооценкой.

6. Домашнее задание: (слайд 19) п.17. до покрытосеменных, учебника «Биология», вопросы, задания к п.17 в тетради с печатной основой, закончить заполнение таблицы (графу «Применение») , подготовить сообщение о бумаге, сообщение о применении лиственницы.

Слайд 20 Спасибо за сотрудничество!














































Рабочий лист

Тема урока: _________________________________________________________________

Цель урока:__________________________________________________________________


Домашнее задание.














Задание 2. Пользуясь текстом учебника (параграф 16 стр. 62), выпишите основные признаки голосеменных растений.


Признаки растений отдела голосеменные

1.

2.

3.

4.

5.


Закрепление знаний.


Правильные утверждения обучающиеся обозначают ^, неправильные утверждения обозначают V.













Количество баллов:


Рефлексия


Домашнее задание

Признаки растений отдела голосеменные


Графический диктант

Итоговая оценка








1. На уроке я работал ____________________________________________________

2. Своей работой на уроке я _______________________________________________

3. Результатом моей деятельности служит___________________________________

4. Мое настроение (выберите нужный смайл)





Домашнее задание

Признаки растений отдела голосеменные


Графический диктант

Итоговая оценка










Ф.И.______________________________

Карточка 1.

Задание 1. Выберите верное утверждение.

1. Плауновидные чаще всего встречаются в хвойных и смешанных лесах.

2. У плаунов споры образуются в спорангиях, собранных на прямостоячем побеге в виде колосков.

3. У плаунов с момента образования спорангия до высыпания зрелых спор проходит всего несколько дней.

4. Ископаемые древовидные формы плаунов, хвощей и папоротников формировали леса в меловое время.

5. У хвощей хорошо развит подземный побег – корневище.

6. Размеры папоротника изменяются от нескольких миллиметров до 25 м.

7. В настоящее время на Земле отсутствуют древовидные формы папоротников.

8. В жизненном цикле папоротников нет чередующихся поколений – спорофита и гаметофита.

9. У папоротников в умеренной лесной зоне стебель короткий, находится в почке и представляет собой корневище.

10. Папоротники могут размножаться вегетативно.


Ответ:









Ф.И.______________________________

Карточка 1.

Задание 1. Выберите верное утверждение.

1. Плауновидные чаще всего встречаются в хвойных и смешанных лесах.

2. У плаунов споры образуются в спорангиях, собранных на прямостоячем побеге в виде колосков.

3. У плаунов с момента образования спорангия до высыпания зрелых спор проходит всего несколько дней.

4. Ископаемые древовидные формы плаунов, хвощей и папоротников формировали леса в меловое время.

5. У хвощей хорошо развит подземный побег – корневище.

6. Размеры папоротника изменяются от нескольких миллиметров до 25 м.

7. В настоящее время на Земле отсутствуют древовидные формы папоротников.

8. В жизненном цикле папоротников нет чередующихся поколений – спорофита и гаметофита.

9. У папоротников в умеренной лесной зоне стебель короткий, находится в почке и представляет собой корневище.

10. Папоротники могут размножаться вегетативно.

Ответ:






Ф.И.______________________________

Карточка 2.

Задание 1. Выпишите буквы, обозначающие признаки, характерные для отделов:

I. Плауновидные

II. Хвощевидные

III. Папоротниковидные

A. Многолетнее травянистое вечнозеленое растение

Б. Побеги прямостоячие

B. Побеги прямостоячие и ползучие

Г. Корневище

Е. Древовидные формы

Ж. Листья больших размеров

З. Спорангии располагаются на нижней стороне листа

К. Лиановидные формы

Л. Обитают на других растениях

М. Обитают в водоемах


Ответ:

I. -

II. -

III. -








Ф.И.______________________________

Карточка 2.

Задание 1. Выпишите буквы, обозначающие признаки, характерные для отделов:

I. Плауновидные

II. Хвощевидные

III. Папоротниковидные

A. Многолетнее травянистое вечнозеленое растение

Б. Побеги прямостоячие

B. Побеги прямостоячие и ползучие

Г. Корневище

Е. Древовидные формы

Ж. Листья больших размеров

З. Спорангии располагаются на нижней стороне листа

К. Лиановидные формы

Л. Обитают на других растениях

М. Обитают в водоемах


Ответ:

I. -

II. -

III. -




Ф.И.______________________________

Карточка 3.

Задание 1. Рассмотрите предложенные вам объекты, подпишите. Ответьте на вопросы:

1. Почему хвощи, плауны, папоротники относятся к высшим растениям?

2. Какие растения – папоротники или мхи – имеют более сложное строение? Докажите это.











Ф.И.______________________________

Карточка 3.

Задание 1. Рассмотрите предложенные вам объекты, подпишите. Ответьте на вопросы:

1. Почему хвощи, плауны, папоротники относятся к высшим растениям?

2. Какие растения – папоротники или мхи – имеют более сложное строение? Докажите это.










































Черты сравнения

Ель

Сосна

Форма кроны



Густота кроны



Длина хвоинок (в см)



Количество хвоинок в пучке



Форма шишек



Отношение дерева к свету



Где начинаются ветки на стволе



Как называется лес



Количество света в лесу



Количество влаги в лесу



Применение дерева человеком





Черты сравнения

Ель

Сосна

Форма кроны



Густота кроны



Длина хвоинок (в см)



Количество хвоинок в пучке



Форма шишек



Отношение дерева к свету



Где начинаются ветки на стволе



Как называется лес



Количество света в лесу



Количество влаги в лесу



Применение дерева человеком





Черты сравнения

Ель

Сосна

Форма кроны



Густота кроны



Длина хвоинок (в см)



Количество хвоинок в пучке



Форма шишек



Отношение дерева к свету



Где начинаются ветки на стволе



Как называется лес



Количество света в лесу



Количество влаги в лесу



Применение дерева человеком










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока с презентацией "Голосеменные"5кл

Автор: Киржаева Ирина Алексеевна

Дата: 07.12.2015

Номер свидетельства: 263411

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства