Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии " Внутренняя среда организма"»
Обобщающий урокпо теме «Внутренняя среда организма»
Цель :
- углубить и обобщить знания учащихся о внутренней среде организма, крови;
- повысить интерес к изучению предмета биологии.
Оборудование :
Мультимедийная приставка, черный ящик, фломастеры, белая бумага
Урок проходит в форме игры «Счастливый случай». Учащиеся разделены на две команды заранее. Учитель говорит тему урока, задачи урока.
Высвечиваются слайды 1- « Человек, дети», 2- «. Кабинет поликлиники. Пробирки с кровью»
Гейм первый
На время, каждая команда должна дать как можно больше правильных
ответов на вопросы:
1.Бесцветные ядерные клетки крови (лейкоциты)
2. Вещество, выделяемое клеткой против вирусов (интерферон)
3. Безъядерные клетки крови (эритроциты)
4. Вещества, способствующие свертыванию крови ( соли кальция, витамин К)
5. Растворимый белок крови ( фибриноген)
6. Соединение гемоглобина с кислородом (оксигемоглобин)
7. Жидкая соединительная ткань (кровь)
8. Кровяные пластинки небольших размеров, без ядра ( тромбоциты)
9. Защищают организм от болезней ( лейкоциты)
10. Наследственное заболевание –несвертываемость крови ( гемофилия)
11.Бывает положительным и отрицательным (резус-фактор)
12. Человек, отдающий кровь (донор)
13. Как по-другому называется анемия ( малокровие)
14. Клетки, пожиратели микробов (фагоциты)
15. Препарат из ослабленных микробов ( вакцина)
16.Обязательно нужно ввести человек, заболевшему дифтерией ( сыворотку)
17. Переносят кислород в организме ( эритроциты)
18. Прозрачная жидкость содержащая много лимфоцитов ( лимфа)
19.Препятствует свертыванию крови (гепарин)
20. Способность организма защищать себя от болезней (иммунитет)
21. Самая распространенная группа крови ( первая)
22. Составляющие внутренней среды организма (кровь, лимфа, межклеточная жидкость)
Гейм второй «Заморочки из бочки»
Капитаны команд поочередно достают из черного ящика карточки с фамилиями ученых. Фамилии ученых вслух не называют. Капитаны подходят к своим командам и вместе готовятся. Команда должна изобразить схематично на листе бумаги то, что связано с именем ученого. Команда - соперник должна кратко рассказать, какой вклад внес данный ученый в развитие науки.
Карточки:
1.И.И.Мечников (фагоцитоз)
2.Луи Пастер (вакцина)
3. Вольф (переливание крови от человека к человеку)
4. Карл Ландштейнер и Ян Янский ( группы крови)
Когда дети называют фамилии ученых, высвечиваются соответствующие слайды. Слайд 3- И.И.Мечников, слайд 4- Л.Пастер, слайд 5 – Вольф, слайд 6 –К.Ландштейнер.
Гейм третий «Ты мне, я тебе»
Соперники задают по два вопроса друг другу. Вопросы подготовлены командами заранее – это домашнее задание.
Гейм четвертый «Темная лошадка»
Учитель поочередно задает вопросы командам, Каждый правильный вопрос – 5 баллов. Если команда не знает ответ, то может ответить команда соперник.
Какие вещества должна содержать плазма крови, чтобы растворимый белок фибриноген превратился в нерастворимый?
Какое вещество надо добавить в кровь, чтобы она не свернулась?
Для чего делают анализ крови?
Какое вещество вводят человеку при больших кровопотерях, отравлениях?
Почему при топке печей, трубу надо закрывать, когда прогорят все угли?
Почему эритроциты лягушки больше по размерам, чем эритроциты человека, хотя лягушка холоднокровное животное?
Выбрать из предложенных фруктов и овощей те, которые способствуют поднятию гемоглобина.
Какое количество эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов содержится в крови? Слайд 8 – изображено разное количество кровяных клеток (цифрами), надо выбрать соответствующее.
Какой болезнью страдает этот человек? Слайд 9- «Больной оспой».
Из представленных растений, выбрать те, которые обладают кровоостанавливающим эффектом? Слайд 10 – крапива двудомная , одуванчик полевой , тысячелистник обыкновенный, шиповник коричный, подорожник большой, черника обыкновенная.
Подведение итогов и награждение победителей. Всех участников наградить яблоком. Победившая команда получает «пятерки», проигравшая – сама оценивает своих участников.