Анатомия человека. Внутренняя среда организма. Кровь.
Анатомия человека. Внутренняя среда организма. Кровь.
Урок биологии для учащихся 8 класса. Тема урока "Внутренняя среда организма. Кровь." Программа, в контексте которой разработан урок - это программа Н.И.Сонина. Разработан в помощь учителю в качестве опорного плана-конспекта при изучении данной темы. Тип урока: урок открытия и освоения новых знаний.
Цели урока:
образовательные: сформировать знания учащихся о составе внутренней среды организма, познакомить с форменными элементами крови, их строением, функциями и значением в организме.
развивающие: продолжить отработку навыков правильной работы с микроскопом, продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся посредством работы с интеллектуальными картами (в индивидуальной и групповой формах); содействовать формированию общеучебных умений и навыков: при работе с текстом, рисунками и схемами учебника, дополнительной литературой; создать условия для развития у учащихся навыков самообразования и адекватной самооценки своей работы и работы партнеров по группе в ходе урока; формировать интерес к предмету, подвести учащихся к осознанию значимости изучаемого материала для мероприятий по профилактике заболеваний, а также сохранению и укреплению здоровья человека.
воспитательные: способствовать воспитанию культуры общения, развитие познавательного интереса к предмету, развитию у учащихся заботливого отношения к своему и здоровью своих близких.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Анатомия человека. Внутренняя среда организма. Кровь. »
МБОУ «СОШ №38» г. НОРИЛЬСК
ТОПЧИЙ АЛЛА ИВАНОВНА.
8 КЛАСС. АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА.
ТЕМА УРОКА:
Внутренняя среда организма. Кровь.
Тип урока: урок открытия и освоения новых знаний.
Цели урока:
образовательные: сформировать знания учащихся о составе внутренней среды организма, познакомить с форменными элементами крови, их строением, функциями и значением в организме.
развивающие: продолжить отработку навыков правильной работы с микроскопом, продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся посредством работы с интеллектуальными картами (в индивидуальной и групповой формах); содействовать формированию общеучебных умений и навыков: при работе с текстом, рисунками и схемами учебника, дополнительной литературой; создать условия для развития у учащихся навыков самообразования и адекватной самооценки своей работы и работы партнеров по группе в ходе урока; формировать интерес к предмету, подвести учащихся к осознанию значимости изучаемого материала для мероприятий по профилактике заболеваний, а также сохранению и укреплению здоровья человека.
воспитательные: способствовать воспитанию культуры общения, развитие познавательного интереса к предмету, развитию у учащихся заботливого отношения к своему и здоровью своих близких.
Планируемые результаты урока:
предметные:
- знать состав внутренней среды организма, её значение для нормальной работы организма, а также состав и функции крови.
метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно обосновывать цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; активно участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
- коммуникативные: - продолжить формирование умения самостоятельно организовывать интеллектуально-учебное взаимодействие при работе в группе (паре), обсуждать в рабочей группе новую информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли, идеи, предположения.
- познавательные: - работать с учебником: с информацией текста и др. информацией, полученной в результате изучения схем, фотографий и др., постигая содержание материала темы и отрабатывая навыки распознавания функциональных особенностей форменных элементов крови и особенностей, связанных с их строением.
личностные: осознавать неполноту собственных знаний, проявлять личную заинтересованность в освоении нового; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать свой собственный вклад в работу группы, осознавать свою значимость в работе группы, адекватно оценивать свои реальные учебные возможности (с помощью учителя).
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Метод: частично-поисковый.
Информационно-технологические ресурсы: учебник; интеллектуально-информационные листы, лист самооценки; таблички с названиями лаборатории; терминологическая таблица (отражает все новые термины, осваиваемые в ходе урока, находится в поле зрения ребят в ходе всего урока); медицинские халаты; микроскопы, микропрепараты «Кровь человека», «Кровь лягушки»; штативы с пробирками; таблицы по анатомии человека «Состав крови», основа презентации (в ходе урока заполняется учащимися); мультимедийный проектор; планшеты с возможностью выхода в интернет в каждой лаборатории, экран.
Внутренняя среда организма. Кровь.
Организация начала занятия.
ЭТАП. Подготовка к основному этапу УРОКА.
МОТИВАЦИЯ учащихся.
- Сегодня на уроке мы с вами поговорим об удивительной жидкости, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы и ее приносили в жертву богам. Какую чудесную жидкость я имею ввиду?
АКТУАЛИЗАЦИЯ И ПРОБНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ.
- Что вам известно о крови? Что такое кровь?
- К какой ткани относится кровь? Что вы знаете об особенностях соединительной ткани?
ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ И ИХ ПРИЧИНЫ. ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ.
-Исходя из вышесказанного, что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Предположите цель нашего сегодняшнего занятия (познакомиться с составом и функциями крови) Слайд 1
Дополнительно мы узнаем о понятии «внутренняя среда организма», и какие компоненты входят в ее состав. Запишите тему урока в тетрадь:«Внутренняя среда организма. Кровь.»
Слайд 2
ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.
Слайд 3 Изучая состав и значение крови, мы с вами выясним, почему кровь называют «зеркалом здоровья» человека (на слайде - фото медицинской лаборатории и станции переливания крови).
- Внутренняя среда организма постоянно уравновешивается и её состав является постоянным. Это значит, что концентрация различных веществ в крови, лимфе и тканевой жидкости поддерживается примерно на одном уровне. Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма называется гомеостаз.
Этап построения проекта выхода из затруднения.
- Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из межклеточного вещества и клеток. Общее число крови в организме человека равно 7% его веса, по объему это 5-6 л у взрослого человека. Если дать крови отстояться, то образуется два резко отличающихся друг от друга слоя.
Слайд 5 Состав крови
плазма форменные элементы
(желтоватая полупрозрачная (клетки крови)
жидкость) эритроциты лейкоциты тромбоциты
90% вода и 10% сухой
остаток
(органические и минеральные
вещества)
Этап реализации проекта (работа в группах, выступление учащихся, демонстрация презентации, дополнения учителя при выступлении каждой группы)
- Представьте, что мы с вами находимся в медицинской лаборатории, а вы не ученики, а ученые-лаборанты. Чтобы узнать о клетках крови и их функциях, вам необходимо продуктивно поработать в своей лаборатории. В каждой лаборатории, конечно же, есть руководитель, который будет направлять вас в изучении конкретного вопроса.
На ваших столах есть задания и алгоритм ответа. Слушая выступления своих коллег, вы заполняете таблицу в своих тетрадях (работа в группах – 5-7 минут).
Признаки для сравнения
Форменные элементы
эритроциты
тромбоциты
лейкоциты
Характеристика и строение
Кол-во в 1 мм3
Функции
Место образования
Место разрушения
Продолжитель-
ность жизни
Слайд 6, 7 1 лаборатория «Плазма крови»
Слайд 8 2 лаборатория «Эритроциты»
Демонстрация микропрепаратов «Крови человека и лягушки».
- Как вы думаете, есть ли различие в строении эритроцитов человека и эритроцитов других классов позвоночных животных?
Для ответа на этот вопрос, вам необходимо изучить микропрепараты крови человека и лягушки. Обсудите вопрос в группе.
Беседа.
Слайд 10. (фото клеток крови человека и лягушки)
- Чем кровь лягушки отличается от крови человека?
- Различаются эритроциты своей формой (у человека округлая, у лягушки – овальная), тем, что в эритроцитах лягушки ядро имеется, а в эритроцитах человека – отсутствует, кроме того, эритроцит человека в 3 раза меньше эритроцита лягушки. Отсутствие ядра позволяет разместить на поверхности эритроцита большее количество молекул гемоглобина, обеспечивающих перенос кислорода и углекислого газа..
Физминутка. Слайд 11 (анимация зарядки для отдыха глаз и общего тонуса организма)
Слайд 12, 133 лаборатория «Лейкоциты»
Слайд 14 4 лаборатория «Тромбоциты»
Дополняет учитель, совместное составление схемы.
У места повреждения кровеносного сосуда накапливаются и разрушаются тромбоциты. Из них выделяется в плазму фермент – тромбопластин.
Тромбопластин действует на белок плазмы протромбин, который превращается в активный тромбин.
Тромбин действует на растворимый в плазме белок фибриноген, который превращается в нерастворимый белок фибрин.
В сети фибрина застревают эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, образуя сгусток – тромб.
Беседа.
Итак, мы познакомились со строением и функциями клеток крови, а также с составом и значением плазмы.
Давайте вместе определим функции крови.
Транспортная (эритроциты).
Защитная (тромбоциты и лейкоциты).
Гуморальная (плазма).
Гомеостатическая (эритроциты, плазма).
Организация деятельности, направленной на установление степени осознанности и усвоения нового материала.
Этап первичного закрепления.
- А ТЕПЕРЬ НАВЕДЕМ ЛОГИЧЕСКИЕ МОСТЫ.
Учащиеся, отвечая по цепочке, заканчивают предложения, начало которых записано на доске.
Внутренней средой организма являются ………..лимфа, кровь и тканевая жидкость.
Кровь – это………… жидкая соединительная ткань.
Плазма крови представляет собой……….. желтоватую полупрозрачную жидкость, представляющую собой межклеточное вещество.
4. Зрелые эритроциты отличаются от незрелых тем, что………… не имеют оформленного ядра.
6. Лейкоциты – это клетки крови, которые………… имеют ядро и способны выходить за пределы кровяного русла, участвуют в уничтожении бактерий и чужеродных веществ.
8. Кровяной сгусток образуют………… все клетки крови: лейкоциты, эритроциты и тромбоциты, которые застревают в нитях нерастворимого белка фибрина.
9. Мечников И.И. открыл явление………… фагоцитоза.
10. Гомеостаз – это ………..поддержание постоянства внутренней среды организма, обеспечиваемое определенными условиями.
Этап вторичного закрепления знаний.
Составление синквейна по теме «Кровь» с активным применением терминов из терминологической таблицы.
- Составляет каждый ряд по две строчки к нашему синквейну (1-Й, ЗАТЕМ 2-Й И Т.Д.)
ПРИМЕР:
Кровь – это жидкая среда, которую мы тканью именуем…
Плазмы бурная река клетки переносит…
Вездесущий лейкоцит защищает организм!
Гемоглобин, несущий газ, в эритроците спрятан!
Тромбоцит сродни плотине, остановит кровоток!
Источник жизни бьет ключом, в иммунитете заключен!
Подведение итогов занятия.
Слайд 16 Давайте вспомним, какую проблему мы поставили перед собой в начале урока:
-"Почему кровь называют зеркалом здоровья"?
-Теперь вы можете дать на него ответ?
-На ваш взгляд, достигли мы поставленных в начале урока целей?
Слайд 17
Запомните аксиому: при любом недомогании врач назначит вам лабораторное исследование крови и соответствующее лечение. А вот заниматься самолечением категорически неприемлемо, вы можете навредить своему здоровью.
Информация о домашнем задании. Слайд 18
С.116-121 учебника, рабочая тетрадь с. 35-36 №87-90; индивидуальные задания - подготовить презентации «Фагоцитоз», «Профилактика инфекционных заболеваний», «Деятельность Э. Дженнера».
Рефлексия.
- У каждого на парте есть листы самооценки. Попытайтесь с помощью этого листа честно и справедливо оценить свою работу на уроке. А я проверю, насколько ваша самооценка совпадает с моей точкой зрения.
Обсуждение и оценивание работы своей и товарищей (1-3 мин).
Учитель и учащиеся делают вывод: урок прошел плодотворно!
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Лаборатория «Плазма крови»
Задание для участников лаборатории «Плазма крови»
Прочитать текст учебника «Плазма крови» и дополнительный материал, найденный в «Википедия».
Подготовить отчет о работе лаборатории.
Плазма крови - это желтоватая полупрозрачная жидкость, представляющая собой межклеточное вещество. Плазма составляет около 60% объема крови. Плазма принимает участие в транспорте веществ и в свертывании крови.
В состав плазмы входят вода – 90% и сухой остаток – 10%. Сухой остаток представлен белками, жирами и углеводами, солями, кислотами, витаминами, ферментами и гормонами. Несмотря на постоянное поступление в кровь многих веществ, состав плазмы не изменяется.
Каждое из этих веществ имеет очень важное значение. Наличие белков в плазме обеспечивает вязкость крови, постоянство её давления в сосудах, препятствует оседанию эритроцитов, белки участвуют в процессах свертывания крови, образуют антитела. Жиры и углеводы - это источники энергии. Соли, щёлочи и кислоты поддерживают постоянство внутренней среды, изменения которой опасно для жизни.
Ферменты, витамины и гормоны обеспечивают правильный обмен веществ в организме, его рост, развитие и нормальное функционирование органов и их систем.
Лаборатория «Лейкоциты»
Задание для участников лаборатории «Лейкоциты»
Прочитать текст учебника и дополнительный материал, найденный в «Википедия».
Заполнить таблицу.
Подготовить отчет о работе лаборатории.
Лейкоциты – бесцветные клетки крови, неправильной формы, имеют ядро. Могут менять свою форму и самостоятельно передвигаться и выходить за пределы кровяного русла.
В крови взрослого человека содержится 6-8 тысяч лейкоцитов в 1 мм3.
Важнейшей функцией лейкоцитов является защита от попадающих в кровь болезнетворных микроорганизмов и токсинов. Защитная функция лейкоцитов связана с их способностью передвигаться самостоятельно, против тока крови, покидая кровеносное русло к тому участку организма, куда проникли микробы или инородное тело. Приблизившись к ним, лейкоциты обволакивают их, втягивают внутрь и переваривают. Явление поглощения микроорганизмов лейкоцитами называется фагоцитозом, которое было открыто выдающимся русским физиологом И.И. Мечниковым.
Наряду с фагоцитами в крови есть лейкоциты, которые могут вырабатывать особые белки – антитела, обезвреживающие чужеродные тела и их яды. Это лимфоциты. Лимфоцит имеет вид шарика, на поверхности которого находятся специальные структуры, отыскивающие чужеродные соединения – антигены.
Лейкоциты борются не только с микробами. Им поручена ещё одна важная функция: уничтожать все поврежденные, износившиеся клетки.
Образуются все лейкоциты в красном костном мозге. Лимфоциты образуются в селезенке, лимфатических узлах.
Лейкоциты разрушаются в печени, селезенке и там, где идет воспалительный процесс. Продолжительность жизни лейкоцитов колеблется от нескольких часов до 3 - 5 суток.
Лаборатория №3 «Эритроциты»
Задание для участников лаборатории «Эритроциты»
Прочитать текст учебника и дополнительный материал, найденный в «Википедия».
Заполнить таблицу
Подготовить отчет о работе лаборатории
Эритроциты – это красные клетки (форменные элементы ) крови.
Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска, ядро отсутствует. Такая форма увеличивает поверхность эритроцита. Эритроцит весь заполнен особым белком - гемоглобином, который придает ему красноватую окраску. Благодаря гемоглобину эритроциты выполняют дыхательную функцию крови: в легких гемоглобин способен легко присоединять кислород и углекислый газ и так же легко отдавать их.
Количество эритроцитов в крови взрослого человека 4 - 5 млн. в 1 мм3 крови.
Самая главная функция – газообмен. Но эта функция не единственная: на своей поверхности эритроциты могут разносить жиры, связывают и обезвреживают многие ядовитые вещества, в том числе и лекарства. Правда, при этом эритроциты гибнут, зато спасают другие клетки. При избытке жидкости в крови эритроциты впитывают ее и набухают, а как только воды недостает они ее из себя «выжимают». И ее общее количество остается постоянным. Так же эритроциты поступают и с избытком солей. В результате состав крови, омывающей все клетки организма, остается практически неизменным.
Образуются эритроциты в красном костном мозге. Разрушение эритроцитов происходит в селезенке и печени.
Живут эритроциты не так долго – 100-130 дней. Поэтому кровь человека постоянно пополняется новыми эритроцитами. За год эритроциты полностью обновляются 4 – 5 раз.
Лаборатория «Тромбоциты»
Задание для участников лаборатории «Эритроциты»
Прочитать текст учебника и дополнительный материал, найденный в «Википедия».
Заполнить таблицу
Подготовить отчет о работе лаборатории.
Тромбоциты (кровяные пластины) - самые мелкие из форменных элементов крови. Тромбоциты не имеют ядер.
Количество их варьирует от 250 до 400 тыс. в 1 мм3. После тяжелой мышечной работы количество кровяных пластинок увеличивается в 3-5 раз.
Основная функция тромбоцитов связана с их участием в свертывании крови. При ранении кровеносных сосудов тромбоциты разрушаются. При этом из них выходят в плазму вещества, необходимые для формирования кровяного сгустка - тромба. Благодаря растворимому белку плазмы фибриногену, который под действием ферментов превращается в нерастворимый белок фибрин, образуется сетка, в которой задерживаются клетки крови. Этот кровяной сгусток закрывает рану и останавливает кровотечение. Для осуществления процесса свертывания крови необходимо наличие ионов кальция.
При нормальных условиях кровь в неповрежденных кровеносных сосудах не свертывается благодаря наличию в организме противосвертывающих факторов. В среднем начало свертывания в капле крови наступает через 1-2 мин., конец свертывания - через 3-4 мин.
Образуются тромбоциты в красном костном мозге и селезенке. Продолжительность жизни – 5-7 дней, разрушение происходит в печени и селезенке.