kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анатомия человека. Внутренняя среда организма. Кровь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок  биологии для учащихся 8 класса. Тема урока "Внутренняя среда организма. Кровь." Программа, в контексте которой разработан урок  - это программа  Н.И.Сонина. Разработан  в помощь учителю в качестве  опорного плана-конспекта   при изучении данной темы. Тип урока: урок открытия и освоения новых знаний.

Цели урока:

  • образовательные: сформировать знания учащихся о составе внутренней среды организма, познакомить с форменными элементами крови, их строением, функциями и значением в  организме.
  • развивающие:  продолжить отработку  навыков правильной работы  с микроскопом, продолжить развитие  интеллектуальных способностей учащихся посредством работы с интеллектуальными картами (в индивидуальной и групповой формах); содействовать формированию общеучебных умений и навыков:  при работе с текстом, рисунками и схемами учебника, дополнительной литературой; создать условия для развития  у учащихся  навыков самообразования и адекватной самооценки своей работы и работы партнеров по  группе в ходе урока; формировать интерес к предмету, подвести учащихся к осознанию значимости изучаемого материала для мероприятий по профилактике  заболеваний, а также сохранению и укреплению здоровья человека.
  • воспитательные:  способствовать воспитанию культуры общения, развитие познавательного интереса к предмету, развитию у учащихся заботливого отношения к своему и здоровью своих близких.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анатомия человека. Внутренняя среда организма. Кровь. »

МБОУ «СОШ №38» г. НОРИЛЬСК


ТОПЧИЙ АЛЛА ИВАНОВНА.



8 КЛАСС. АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА.





ТЕМА УРОКА:

Внутренняя среда организма. Кровь.


Тип урока: урок открытия и освоения новых знаний.


Цели урока:

  • образовательные: сформировать знания учащихся о составе внутренней среды организма, познакомить с форменными элементами крови, их строением, функциями и значением в организме.

  • развивающие:  продолжить отработку навыков правильной работы с микроскопом, продолжить развитие интеллектуальных способностей учащихся посредством работы с интеллектуальными картами (в индивидуальной и групповой формах); содействовать формированию общеучебных умений и навыков: при работе с текстом, рисунками и схемами учебника, дополнительной литературой; создать условия для развития у учащихся навыков самообразования и адекватной самооценки своей работы и работы партнеров по группе в ходе урока; формировать интерес к предмету, подвести учащихся к осознанию значимости изучаемого материала для мероприятий по профилактике заболеваний, а также сохранению и укреплению здоровья человека.

  • воспитательные:  способствовать воспитанию культуры общения, развитие познавательного интереса к предмету, развитию у учащихся заботливого отношения к своему и здоровью своих близких.

Планируемые  результаты урока:

  • предметные

- знать  состав внутренней среды организма, её значение для нормальной работы организма, а также состав и функции крови.

  • метапредметные:

- регулятивные: - самостоятельно  обосновывать цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; активно участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

- коммуникативные: - продолжить формирование умения самостоятельно организовывать интеллектуально-учебное взаимодействие при работе в группе (паре), обсуждать в рабочей группе новую информацию; слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли, идеи, предположения.

- познавательные: - работать  с учебником: с информацией текста и др. информацией, полученной в результате изучения схем, фотографий и др., постигая содержание материала темы и отрабатывая навыки распознавания функциональных особенностей форменных элементов крови и особенностей, связанных с их строением.

  • личностные:  осознавать неполноту собственных знаний, проявлять личную заинтересованность в освоении нового; устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом; оценивать свой собственный вклад в работу группы, осознавать свою значимость в работе группы, адекватно оценивать свои реальные учебные возможности (с помощью учителя).




Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Метод: частично-поисковый.


Информационно-технологические ресурсы:  учебник; интеллектуально-информационные листы, лист самооценки; таблички с названиями лаборатории; терминологическая таблица (отражает все новые термины, осваиваемые в ходе урока, находится в поле зрения ребят в ходе всего урока); медицинские халаты; микроскопы, микропрепараты «Кровь человека», «Кровь лягушки»; штативы с пробирками; таблицы по анатомии человека «Состав крови», основа презентации (в ходе урока заполняется учащимися); мультимедийный проектор; планшеты с возможностью выхода в интернет в каждой лаборатории, экран.







Внутренняя среда организма. Кровь.




  1. Организация начала занятия.

  2. ЭТАП. Подготовка к основному этапу УРОКА.

  1. МОТИВАЦИЯ учащихся.

- Сегодня на уроке мы с вами поговорим об удивительной жидкости, которую философы Древней Греции считали носителем души, ею скрепляли священные клятвы и ее приносили в жертву богам. Какую чудесную жидкость я имею ввиду?


  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ И ПРОБНОЕ УЧЕБНОЕ ДЕЙСТВИЕ.

- Что вам известно о крови? Что такое кровь?

- К какой ткани относится кровь? Что вы знаете об особенностях соединительной ткани?


  1. ВЫЯВЛЕНИЕ ЗАТРУДНЕНИЙ И ИХ ПРИЧИНЫ. ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ.

-Исходя из вышесказанного, что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? Предположите цель нашего сегодняшнего занятия (познакомиться с составом и функциями крови) Слайд 1

Дополнительно мы узнаем о понятии «внутренняя среда организма», и какие компоненты входят в ее состав. Запишите тему урока в тетрадь: «Внутренняя среда организма. Кровь.»

Слайд 2


  1. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ПРОБЛЕМЫ.

Слайд 3 Изучая состав и значение крови, мы с вами выясним, почему кровь называют «зеркалом здоровья» человека (на слайде - фото медицинской лаборатории и станции переливания крови).


  1. ЭТАП. Усвоение новых знаний и способов действий.

«Внутренняя среда организма» (демонстрация анимации: диск «1С, 8 класс, Анатомия человека»)

Слайд 4 Внутренняя среда организма



кровь лимфа тканевая жидкость



- Внутренняя среда организма постоянно уравновешивается и её состав является постоянным. Это значит, что концентрация различных веществ в крови, лимфе и тканевой жидкости поддерживается примерно на одном уровне. Поддержание относительного постоянства внутренней среды организма называется гомеостаз.


Этап построения проекта выхода из затруднения.

- Кровь – это жидкая соединительная ткань, которая состоит из межклеточного вещества и клеток. Общее число крови в организме человека равно 7% его веса, по объему это 5-6 л у взрослого человека. Если дать крови отстояться, то образуется два резко отличающихся друг от друга слоя.

Слайд 5 Состав крови



плазма форменные элементы

(желтоватая полупрозрачная (клетки крови)

жидкость) эритроциты лейкоциты тромбоциты

90% вода и 10% сухой

остаток

(органические и минеральные

вещества)


Этап реализации проекта (работа в группах, выступление учащихся, демонстрация презентации, дополнения учителя при выступлении каждой группы)

- Представьте, что мы с вами находимся в медицинской лаборатории, а вы не ученики, а ученые-лаборанты. Чтобы узнать о клетках крови и их функциях, вам необходимо продуктивно поработать в своей лаборатории. В каждой лаборатории, конечно же, есть руководитель, который будет направлять вас в изучении конкретного вопроса.

На ваших столах есть задания и алгоритм ответа. Слушая выступления своих коллег, вы заполняете таблицу в своих тетрадях (работа в группах – 5-7 минут).


Признаки для сравнения

Форменные элементы

эритроциты

тромбоциты

лейкоциты

Характеристика и строение




Кол-во в 1 мм3




Функции




Место образования





Место разрушения




Продолжитель-

ность жизни





Слайд 6, 7 1 лаборатория «Плазма крови»

Слайд 8 2 лаборатория «Эритроциты»


Демонстрация микропрепаратов «Крови человека и лягушки».

- Как вы думаете, есть ли различие в строении эритроцитов человека и эритроцитов других классов позвоночных животных?

Для ответа на этот вопрос, вам необходимо изучить микропрепараты крови человека и лягушки. Обсудите вопрос в группе.



Беседа.

Слайд 10. (фото клеток крови человека и лягушки)

- Чем кровь лягушки отличается от крови человека?

- Различаются эритроциты своей формой (у человека округлая, у лягушки – овальная), тем, что в эритроцитах лягушки ядро имеется, а в эритроцитах человека – отсутствует, кроме того, эритроцит человека в 3 раза меньше эритроцита лягушки. Отсутствие ядра позволяет разместить на поверхности эритроцита большее количество молекул гемоглобина, обеспечивающих перенос кислорода и углекислого газа..


Физминутка. Слайд 11 (анимация зарядки для отдыха глаз и общего тонуса организма)


Слайд 12, 13 3 лаборатория «Лейкоциты»

Слайд 14 4 лаборатория «Тромбоциты»

Дополняет учитель, совместное составление схемы.

  1. У места повреждения кровеносного сосуда накапливаются и разрушаются тромбоциты. Из них выделяется в плазму фермент – тромбопластин.

  2. Тромбопластин действует на белок плазмы протромбин, который превращается в активный тромбин.

  3. Тромбин действует на растворимый в плазме белок фибриноген, который превращается в нерастворимый белок фибрин.

  4. В сети фибрина застревают эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, образуя сгусток – тромб.



Беседа.

Итак, мы познакомились со строением и функциями клеток крови, а также с составом и значением плазмы.

Давайте вместе определим функции крови.

  1. Транспортная (эритроциты).

  2. Защитная (тромбоциты и лейкоциты).

  3. Гуморальная (плазма).

  4. Гомеостатическая (эритроциты, плазма).


  1. Организация деятельности, направленной на установление степени осознанности и усвоения нового материала.


Этап первичного закрепления.

- А ТЕПЕРЬ НАВЕДЕМ ЛОГИЧЕСКИЕ МОСТЫ.

Учащиеся, отвечая по цепочке, заканчивают предложения, начало которых записано на доске.

  1. Внутренней средой организма являются ………..лимфа, кровь и тканевая жидкость.

  2. Кровь – это………… жидкая соединительная ткань.

  3. Плазма крови представляет собой……….. желтоватую полупрозрачную жидкость, представляющую собой межклеточное вещество.

4. Зрелые эритроциты отличаются от незрелых тем, что………… не имеют оформленного ядра.

5. Эритроциты выполняют ……….. дыхательную/транспортную функцию

6. Лейкоциты – это клетки крови, которые………… имеют ядро и способны выходить за пределы кровяного русла, участвуют в уничтожении бактерий и чужеродных веществ.

7. Тромбоциты обеспечивают…………процесс свертывания крови.

8. Кровяной сгусток образуют………… все клетки крови: лейкоциты, эритроциты и тромбоциты, которые застревают в нитях нерастворимого белка фибрина.

9. Мечников И.И. открыл явление………… фагоцитоза.

10. Гомеостаз – это ………..поддержание постоянства внутренней среды организма, обеспечиваемое определенными условиями.




Этап вторичного закрепления знаний.

Составление синквейна по теме «Кровь» с активным применением терминов из терминологической таблицы.

- Составляет каждый ряд по две строчки к нашему синквейну (1-Й, ЗАТЕМ 2-Й И Т.Д.)

ПРИМЕР:

Кровь – это жидкая среда, которую мы тканью именуем…

Плазмы бурная река клетки переносит…

Вездесущий лейкоцит защищает организм!

Гемоглобин, несущий газ, в эритроците спрятан!

Тромбоцит сродни плотине, остановит кровоток!

Источник жизни бьет ключом, в иммунитете заключен!



  1. Подведение итогов занятия.

Слайд 16 Давайте вспомним, какую проблему мы поставили перед собой в начале урока:

-"Почему кровь называют зеркалом здоровья"?

-Теперь вы можете дать на него ответ?

-На ваш взгляд, достигли мы поставленных в начале урока целей?

Слайд 17


Запомните аксиому: при любом недомогании врач назначит вам лабораторное исследование крови и соответствующее лечение. А вот заниматься самолечением категорически неприемлемо, вы можете навредить своему здоровью.


  1. Информация о домашнем задании. Слайд 18

С.116-121 учебника, рабочая тетрадь с. 35-36 №87-90; индивидуальные задания - подготовить презентации «Фагоцитоз», «Профилактика инфекционных заболеваний», «Деятельность Э. Дженнера».


  1. Рефлексия.

- У каждого на парте есть листы самооценки. Попытайтесь с помощью этого листа честно и справедливо оценить свою работу на уроке. А я проверю, насколько ваша самооценка совпадает с моей точкой зрения.

Обсуждение и оценивание работы своей и товарищей (1-3 мин).

Учитель и учащиеся делают вывод: урок прошел плодотворно!


ПРИЛОЖЕНИЕ.


Лаборатория «Плазма крови»


Задание для участников лаборатории «Плазма крови»

  1. Прочитать текст учебника «Плазма крови» и дополнительный материал, найденный в «Википедия».

  2. Подготовить отчет о работе лаборатории.

Плазма крови - это желтоватая полупрозрачная жидкость, представляющая собой межклеточное вещество. Плазма составляет около 60% объема крови. Плазма принимает участие в транспорте веществ и в свертывании крови.

В состав плазмы входят вода – 90% и сухой остаток – 10%. Сухой остаток представлен белками, жирами и углеводами, солями, кислотами, витаминами, ферментами и гормонами. Несмотря на постоянное поступление в кровь многих веществ, состав плазмы не изменяется.

Каждое из этих веществ имеет очень важное значение.
Наличие белков в плазме обеспечивает вязкость крови, постоянство её давления в сосудах, препятствует оседанию эритроцитов, белки участвуют в процессах свертывания крови, образуют антитела. Жиры и углеводы  - это источники энергии. Соли, щёлочи и кислоты поддерживают постоянство внутренней среды, изменения которой опасно для жизни.


Ферменты, витамины и гормоны обеспечивают правильный обмен веществ в организме, его рост, развитие и нормальное функционирование органов и их систем.


Лаборатория «Лейкоциты»


Задание для участников лаборатории «Лейкоциты»

  1. Прочитать текст учебника и дополнительный материал, найденный в «Википедия».

  2. Заполнить таблицу.

  3. Подготовить отчет о работе лаборатории.

Лейкоциты – бесцветные клетки крови, неправильной формы, имеют ядро. Могут менять свою форму и самостоятельно передвигаться и выходить за пределы кровяного русла.

В крови взрослого человека содержится 6-8 тысяч лейкоцитов в 1 мм3.

Важнейшей функцией лейкоцитов является защита от попадающих в кровь болезнетворных микроорганизмов и токсинов. Защитная функция лейкоцитов связана с их способностью передвигаться самостоятельно, против тока крови, покидая кровеносное русло к тому участку организма, куда проникли микробы или инородное тело. Приблизившись к ним, лейкоциты обволакивают их, втягивают внутрь и переваривают. Явление поглощения микроорганизмов лейкоцитами называется фагоцитозом, которое было открыто выдающимся русским физиологом И.И. Мечниковым.

Наряду с фагоцитами в крови есть лейкоциты, которые могут вырабатывать особые белки – антитела, обезвреживающие чужеродные тела и их яды. Это лимфоциты. Лимфоцит имеет вид шарика, на поверхности которого находятся специальные структуры, отыскивающие чужеродные соединения – антигены.   

Лейкоциты борются не только с микробами. Им поручена ещё одна важная функция: уничтожать все поврежденные, износившиеся клетки.

 Образуются все лейкоциты в красном костном мозге. Лимфоциты образуются в селезенке, лимфатических узлах.

Лейкоциты разрушаются в печени, селезенке и там, где идет воспалительный процесс. Продолжительность жизни лейкоцитов колеблется от нескольких часов до 3 - 5 суток.


Лаборатория №3 «Эритроциты»


Задание для участников лаборатории «Эритроциты»

  1. Прочитать текст учебника и дополнительный материал, найденный в «Википедия».

  2. Заполнить таблицу

  3. Подготовить отчет о работе лаборатории


Эритроциты – это красные клетки (форменные элементы ) крови.

Эритроциты имеют форму двояковогнутого диска, ядро отсутствует. Такая форма увеличивает поверхность эритроцита. Эритроцит весь заполнен особым белком - гемоглобином, который придает ему красноватую окраску. Благодаря гемоглобину эритроциты выполняют дыхательную функцию крови: в легких гемоглобин способен легко присоединять кислород и углекислый газ и так же легко отдавать их.

Количество эритроцитов в крови взрослого человека 4 - 5 млн. в 1 мм3 крови.

Самая главная функция – газообмен. Но эта функция не единственная: на своей поверхности эритроциты могут разносить жиры, связывают и обезвреживают многие ядовитые вещества, в том числе и лекарства. Правда, при этом эритроциты гибнут, зато спасают другие клетки. При избытке жидкости в крови эритроциты впитывают ее и набухают, а как только воды недостает они ее из себя «выжимают». И ее общее количество остается постоянным. Так же эритроциты поступают и с избытком солей. В результате состав крови, омывающей все клетки организма, остается практически неизменным.

Образуются эритроциты в красном костном мозге. Разрушение эритроцитов происходит в селезенке и печени.

Живут эритроциты не так долго – 100-130 дней. Поэтому кровь человека постоянно пополняется новыми эритроцитами. За год эритроциты полностью обновляются 4 – 5 раз.


Лаборатория «Тромбоциты»


Задание для участников лаборатории «Эритроциты»

  1. Прочитать текст учебника и дополнительный материал, найденный в «Википедия».

  2. Заполнить таблицу

  3. Подготовить отчет о работе лаборатории.

Тромбоциты (кровяные пластины) - самые мелкие из форменных элементов крови. Тромбоциты не имеют ядер.

Количество их варьирует от 250 до 400 тыс. в 1 мм3. После тяжелой мышечной работы количество кровяных пластинок увеличивается в 3-5 раз.

Основная функция тромбоцитов связана с их участием в свертывании крови. При ранении кровеносных сосудов тромбоциты разрушаются. При этом из них выходят в плазму вещества, необходимые для формирования кровяного сгустка - тромба. Благодаря растворимому белку плазмы фибриногену, который под действием ферментов превращается в нерастворимый белок фибрин, образуется сетка, в которой задерживаются клетки крови. Этот кровяной сгусток закрывает рану и останавливает кровотечение. Для осуществления процесса свертывания крови необходимо наличие ионов кальция.

При нормальных условиях кровь в неповрежденных кровеносных сосудах не свертывается благодаря наличию в организме противосвертывающих факторов. В среднем начало свертывания в капле крови наступает через 1-2 мин., конец свертывания - через 3-4 мин.

Образуются тромбоциты в красном костном мозге и селезенке. Продолжительность жизни – 5-7 дней, разрушение происходит в печени и селезенке.



Урок анатомии. 8 класс.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Анатомия человека. Внутренняя среда организма. Кровь.

Автор: Топчий Алла Ивановна

Дата: 28.04.2015

Номер свидетельства: 206462

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "конспект урока биологии на тему "Внутренняя вреда организма. Состав крови""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekturokabiologhiinatiemuvnutrienniaiavriedaorghanizmasostavkrovi"
    ["file_id"] => string(6) "256944"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448233066"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "конспект урока биологии на тему "Внутренняя cреда организма. Состав крови""
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekturokabiologhiinatiemuvnutrienniaiacriedaorghanizmasostavkrovi"
    ["file_id"] => string(6) "256945"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448235408"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Разработка семинарского занятия "Эндокринная система" "
    ["seo_title"] => string(57) "razrabotka-sieminarskogho-zaniatiia-endokrinnaia-sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "129757"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415762322"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Анатомическое строение человека"
    ["seo_title"] => string(39) "anatomichieskoie-stroieniie-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "320327"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1461062042"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(50) "Иммунитет. Виды иммунитета "
    ["seo_title"] => string(27) "immunitiet-vidy-immunitieta"
    ["file_id"] => string(6) "158181"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421692286"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства