kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии в 7 классе на тему: "Клетка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: рассмотреть особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии в 7 классе на тему: "Клетка"»

Игнатьева Яна Александровна, учитель биологии и географии МОУ СОш х. бурковский

Конспект урока «Особенности размножения рыб» -7 класс


Цели: рассмотреть особенности размножения и развития рыб, раскрыть разнообразные формы заботы о потомстве как приспособление к выживанию вида;


Задачи урока

Образовательные:

  • сформировать знания об особенностях размножения и развития рыб;

  • раскрыть особенности заботы о потомстве у рыб как приспособление к выживанию вида.

Развивающие:

- формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы на основе полученной информации

  • развивать мышление посредством ответов на проблемные вопросы;

  • развивать интеллектуальные способности, логическое мышление, навыки познавательной самостоятельной активности

Воспитывающие:

  • воспитывать интерес к изучению данного класса животных, бережное отношение к природе

  • формировать научное мировоззрение.

Методы обучения:

  • словесный: объяснительная беседа, рассказ;

  • проблемный, частично-поисковый;

  • наглядно-образный:

  • самостоятельная работа, работа в парах

Средства:

  • предметные: презентация «Размножение и развитие рыб»

  • практические: выполнение самостоятельной работы, работа в парах

  • интеллектуальные: анализ, сравнение, сопоставление

  • эмоциональные: интерес


Оборудование: медиапроектор, экран, презентация


Тип урока: изучение нового материала.


План урока:

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний

  3. Постановка целей и задач

  4. Изучение нового материала

  5. Закрепление знаний

  6. Домашнее задание

  7. Рефлексия


Литература для учителя:

  • Бровкина Е.Т., Казьмина Н.И. Уроки зоологии: Пособие для учителя – М.: Просвещение, 1987.

  • Быховский Б.Е. Биология. Животные. М.Просвещение, 2000

  • Константинов В.М. Биология 7 класс. М. Вентана-Граф,2009

  • Молис С.А. Книга для чтения по зоологии: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981

  • Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс. – М.: ВАКО, 2006.

  • Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Изд-во «Первое сентября», 2000.

Медиаресурсы:

  • Диск. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 класс

  • Диск.1-С: Репетитор. Биология

Ход урока

1.Организация класса

2.Актуализация знаний (вводная беседа)

Сегодня вы сами определите тему урока на основе моего рассказа. Среди наших пресноводных рыб самой удивительной и по внешнему облику и по другим особенностям является речной угорь – рыба, широко распространённая в реках Западной Европы, в реках бассейна Балтийского моря. По первому впечатлению угорь более похож на змею, чем на рыбу (Слайд №1). У него сильно вытянутое цилиндрическое тело, достигающее у самок 1,5 м (самцы мельче), причём вся задняя половина этого змеевидного тела приходится на хвост, совершенно незаметно сливающийся с туловищем и только к концу сплющенный с боков. Плавают угри довольно бойко, змеевидно изгибая тело и охотясь за различной мелкой живностью, а при случае поедая рыбью икру.

Уже с давних времён рыбаки, а за ними и учёные обратили внимание, что в реках, где живут угри, не приходится встречать ни икры, отложенной угрями, ни молоди мельче 20-25 см. На уровне развития знаний своей эпохи Аристотель полагал, что угри развиваются их дождевых червей, в свою очередь появляющихся путём самозарождения. Высказывались предположения по живорождению угрей, хотя никто не видел среди них беременных самок. И только на рубеже XIX и XX веков загадка была разрешена.

Ребята, что узнали учёные и какова тема сегодняшнего урока?

Учёные узнали, как размножаются угри. Тема сегодняшнего урока «Особенности размножения рыб». (Слайд №2)

Запишите число и тему урока.

-Ребята, что такое размножение?

Это процесс, при котором происходит увеличение числа особей вида.

-Какое значение имеет размножение в жизни животных?

Размножение обеспечивает существование вида во времени и пространстве.

Установление логической связи между уроками, объявление цели урока. (Слайд )

Сегодня мы изучим процесс, который обеспечивает существование целого вида, в то время как изученные нами ранее процессы жизнедеятельности (дыхание, пищеварение, выделение, кровообращение) обеспечивали существование лишь одной особи.

3. Постановка целей и задач

4. Изучение нового материала

4.1.Органы размножения рыб.

Рыбы, как правило, раздельнополые животные, т.е. среди них встречаются самцы и самки. По внешним признакам у большинства видов рыб нельзя различить самку и самца. И только изучив внутреннее строение, можно узнать – самка перед вами или самец. Рассмотрите (Слайд №4) «Внутреннее строение рыбы». У самок в полости тела находится большой яичник, в котором развиваются яйцеклетки (икринки). Самка речного окуня имеет непарный яичник. У самцов – пара длинных семенников. В период размножения семенники наполнены густой белой жидкостью - молоками, которые содержат миллионы сперматозоидов. Половые органы открываются наружу на брюшной стороне тела половым отверстием перед анальным плавником. Размножение у рыб половое. Самки вымётывают икринки в воду (Слайд №5-6), самцы обливают яйцеклетки семенной жидкостью со сперматозоидами. Подвижные сперматозоиды подплывают к икринкам и проникают в них. Оплодотворение у рыб наружное, происходит в воде. (Слайд №7)

4.2 Особенности развития рыб.

Оплодотворённая икринка начинает делиться. (Слайд №8) Образуется многоклеточный зародыш, у которого на брюшной стороне виден желточный мешок – это остаток запаса питательных веществ икринки. Вскоре из зародыша образуется личинка, которая не покидает желточного мешка. (Слайд №9-10) Обратите внимание, что у неё нет плавников. Через некоторое время у личинки появляются плавники, она превращается в малька. (Слайд № 11-12)Он питается водными беспозвоночными и ведёт активный образ жизни. Через несколько месяцев малёк превращается во взрослую особь (Слайд №13). Обратите внимание на то, что из одноклеточной икринки впоследствии развивается многоклеточный организм.

Заполни пропуски (Слайд № 14)

Рыбы…………животные и имеют половые железы. У самцов они называются………..или молоки, а у самок -………….. В яичниках созревают …………..(икринки), в семенниках ………………. Оплодотворение у большинства рыб.…………… После оплодотворения из икринки развивается…………., а из нее развивается…………..

Проверка

Запишем стадии развития рыбы в виде схемы. (Слайд № 15)

Стадии развития рыб:

несколько несколько

в воде суток месяцев

Яйцеклетка + сперматозоид → зародыш → личинка без → малёк → взрослая особь

плавников

4.3 Миграции. Проходные рыбы.

Как известно, рыбы постоянно движутся в воде в одиночку и группами. Многие рыбы перемещаются на большие расстояния. Такие перемещения животных носят названия миграции. (Слайд №16) Бывают кормовые миграции. Так, сельди перемещаются вслед за планктоном, служащим им пищей, за сельдями движутся акулы, которые охотятся на них. Интересны миграции, связанные с размножением. Дело в том, что места с обильным кормом часто не подходят рыбам для размножения, так как икру необходимо откладывать в чистую воду, богатую кислородом, хорошо прогреваемую солнечными лучами. Вот и движутся рыбы, преодолевая сотни и даже тысячи километров, от мест нагула к местам нереста (размножения) (Слайд№17)

Рыбы одних видов устремляются из моря в реки (лососёвые), а другие, наоборот, уходят из рек в море (речной угорь) – это так называемые проходные рыбы.

Запишите в тетрадь: нерест – это сложное инстинктивное поведение рыб в период размножения.

Сообщение учащегося «Миграции рыб»

На Дальнем Востоке (показ по карте) ход лососёвых рыб: кеты, горбуши во время нереста представляет интересное зрелище: огромные косяки рыб продвигаются против течения, преодолевая все препятствия. На порогах рыбы выпрыгивают из воды, а на мелких местах буквально ползут по дну, выставляя спину на воздух. В верховьях рек рыбы откладывают икру и совершенно обессиленные скатываются вниз по течению. Многие из них при этом погибают. Сёмга нерестится в реке Печора, преодолевая из северных морей 1800 км.

В отличие от лососёвых, речной угорь во время размножения движется из рек в море, проходя 7000 км (показ по карте).

-Так почему в местах, где обитает угорь, никогда не видели его икры и молодняка, и что узнали учёные на рубеже XIX и XX века?

Приплыв в благоприятные для развития потомства воды, рыбы приступают к размножению.

4.5.Забота о потомстве. Разнообразие форм заботы.

У разных видов рыб количество икринок различно: треска вымётывает до 10 млн., сазан – до 1,5 млн., щука – до 1 млн.; морской конёк, трёхиглая колюшка – несколько десятков икринок (Слайд № 18)

-Отчего зависит число икринок у разных рыб? (Слайд №19)

Чаще всего рыбы вымётывают икру и не проявляют впоследствии заботу о потомстве. Какие рыбы не заботятся о потомстве? К таким рыбам относятся треска, щука, сазан, окунь. Малькам этих рыб не повезло. В большинстве случаев они погибают: поедаются хищниками, заражаются паразитами, погибают при неблагоприятных условиях. А вот малькам таких рыб, как трёхиглая колюшка и тиляпия, повезло больше, т.к. о них заботятся.

Заслушаем сообщение учащегося на тему «Забота о потомстве у рыб».

(Слайд №20-24)

Рассказ о драгоценной рыбке (по книге К.Лоренца "Кольцо царя Соломона).

-Существуют рыбы, для которых характерно живорождение. Может кто-то знает примеры живородящих рыб?

Акулы, аквариумные рыбки – гуппи. У этих рыб икринка не вымётывается в воду, а остаётся в яйцеводе. Зародыш развивается в брюшной полости самки.

-Сделайте вывод, от чего зависит форма заботы рыб о потомстве?

Форма заботы рыб о потомстве зависит от количества образуемой икры.

Большое количество икры является приспособлением рыб к жизни в воде, т.к. в водной среде трудно спрятать икру; приспособление способствует выживанию вида.

Учёные, которые занимаются изучением рыб, называются ихтиологами.

-Зачем необходимо изучать размножение рыб? Размножение рыб необходимо изучать, чтобы контролировать численность рыб, особенно промысловых и редких видов. Также развитие рыб помогает ответить на вопрос, как шло развитие жизни на Земле.

5.Закрепление. (Слайд №24-25)

Выберите букву, которая соответствует правильному ответу (самостоятельная работа) Я МОЛОДЕЦ

1 Икринка рыбы- оплодотворение О
2 Семенники – это акула Д
3 Слияние сперматозоида с яйцеклеткой

горбуша

Ц
4 Инстинктивное поведение рыб в период размножения яйцеклетка Я
5 Перемещения рыб миграции О
6 Живородящая рыба колюшка Е
7 Рыба, которая строит гнездо нерест Л
8 Лососевая рыба, которая после нереста обречена на гибель молоки М

Решение биологических задач: (Слайд № 26)

  • Большинство рыб откладывает огромное количество икринок. Треска 7млн., щука 1млн. Имеются рыбы , которые мечут сотни или десятки икринок. Какие это рыбы и как они могли сохраниться в природе?

  • Пресноводная рыба горчак обитает в реках, в которых живут двустворчатые моллюски. Как можно объяснить такое явление?

  • Некоторые виды рыб проходят к местам нереста тысячи километров из морей в реки. При этом они сильно худеют, а после икрометания гибнут. Что заставляет, кету и горбушу, живущих в Тихом океане, идти на нерест в мелкие речки побережья Дальнего Востока?

  • Некоторые виды рыб во время нереста строят гнезда, в которые затем помещают икру. Самцы помещают оплодотворенные икринки в гнезда, охранят их, возвращают в гнезда выпавших личинок. В это время они ничего не едят. Однако, как только молодь расплывается и переходит к самостоятельному образу жизни, самцы готовы съесть её. Как можно объяснить такое явление?

Работа с терминами (Слайд №27)

Нерест, забота о потомстве, наружное оплодотворение, раздельнополые животные, миграция, проходные рыбы, половой диморфизм, желточный мешок, яичники, сперматозоиды, семенники, икринки.

  • Определить очередность применения терминов при составлении рассказа о размножении и развитии рыб.

  • Составить логически связанный рассказ, применяя термины (работа в парах).

6. Домашнее задание: п.33, ответить на вопросы, термины, приготовить сообщения (Слайд №28)

7.Рефлексия (Слайд №29)

  • Какой мой самый большой успех на уроке?

  • Что нового и интересного узнал я на уроке?

  • Что бы ты хотел узнать еще по этой теме?

  • Пожелания себе и другим.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока биологии в 7 классе на тему: "Клетка"

Автор: Игнатьева Яна Александровна

Дата: 06.06.2016

Номер свидетельства: 332894

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "урок биологии "Химический состав клетки""
    ["seo_title"] => string(43) "urok-biologhii-khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "301426"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456918897"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект  урока биологии в 6 классе "Клеточное строение растений" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-biologhii-v-6-klassie-klietochnoie-stroieniie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "133381"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416501469"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект-урока на тему "Строение клетки""
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-na-tiemu-stroieniie-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "316538"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460109136"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(152) "конспект урока биологии, лабораторная работа "Строение клеток кожицы лука"  5 класс "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-biologhii-laboratornaia-rabota-stroieniie-klietok-kozhitsy-luka-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "159479"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421912887"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока биологии "Фотосинтез" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-biologhii-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "132310"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416324332"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства