Конспект урока по биологии в 5 классе
ФИО учителя: Фомина Лидия Олеговна.
ОУ: ГБОУ СОШ №3 г.Похвистнево Самарской области
Тема урока: Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».
Цель урока: формирование представлений о единстве живых организмов на основе знаний об их клеточном строении.
Ведущая мировоззренческая идея или ценностные ориентиры: представления о единстве живых организмов способствует целостному восприятию мира .
Планируемые образовательные результаты: Ученик по окончании изучения данной темы:
- формулирует правила пользования микроскопом;
- выполняет лабораторную работу по алгоритму;
- применяет знания о строении микроскопа;
- выполняет учебную задачу в сотрудничестве;
- делает выводы по проделанной работе;
- дает объективную оценку собственной деятельности;
- обнаруживает и формулирует проблему вместе с учителем.
Программные требования
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Развитая мотивация учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении способов действий.
Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия.
Навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.
Умение проводить простейшие наблюдения. Готовность слушать собеседника и вести диалог.
Определение общей цели и путей её достижения.
Овладение навыками
-работы со световым микроскопом;
-выполнения лабораторной работы по алгоритму;
-простейшего анализа проделанной работы и формулировки выводов.
Программное содержание: Строение клетки.
Основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету: клетка, цитоплазма, оболочка, ядро
План изучения нового материала:
- Повторение правил пользования микроскопом.
- Выполнение лабораторной работы.
- Сохранение результатов работы в компьютере при помощи цифрового микроскопа.
- Формулирование выводов по проделанной работе.
Тип урока: Открытие новых знаний
Форма урока: Урок-исследование
Технология обучения: Системно-деятельностное обучение
Оборудование: световые микроскопы, пинцеты, луковица, предметные стекла, цифровой микроскоп, документ-камера, ноутбук, проектор.
Мизансцена урока: Традиционная.
Домашнее задание: п.5,стр. 15-18 в р.т.
Технологическая карта урока
Планируемые образовательные результаты
Деятельность учителя
Деятельность ученика
- Мотивирование к учебной деятельности
Изучая материал параграфов 4 и 5 в учебнике мы узнали строение и правила пользования световыми микроскопами, а также узнали, что все живые организмы состоят из клеток.
Можно ли рассмотреть эти клетки, и убедиться в правильности утверждения авторов учебника?
Можно ли рассмотреть живые клетки под световым микроскопом?
Из чего лучше приготовить микропрепарат?
Какие органоиды можно увидеть под микроскопом?
Проговаривание алгоритма пользования микроскопом.
-стёкла окуляра и объектива протирайте только специальными салфетками;
-храните микроскоп в футляре;
-переносите микроскоп двумя руками;
-работайте с микроскопом сидя;
-микроскоп устанавливайте на расстоянии 5-10 см от края стола;
-добейтесь полного освещения поля зрения;
-стекло с объектом кладите на предметный столик;
-сбоку глядя на предметный столик, вращайте винт до опускания объектива на 5мм от стекла;
-глядя в окуляр и вращая регулировочный винт, медленно поднимайте зрительную трубку, добиваясь наиболее четкого изображения.
III. постановка учебной задачи – 8 мин.
- обнаруживает и формулирует проблему вместе с учителем
- формулирует цели и задачи с помощью учителя
- аргументирует свою точку зрения
- планирует пред-стоящую деятель-ность с помощью учителя
Главный вопрос урока
Как выглядят живые клетки?
Гипотезы:
Чешуя лука состоит из клеток;
Под микроскопом можно рассмотреть клетки кожицы чешуи лука и их органоиды.
Что нужно сделать, чтобы подтвердить или опровергнуть наши предположения?
Устно. Фронтально
Фронтально
Фронтально
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА – 15 мин.
- формулирует пра-вила пользования микроскопом
- выполняет лабораторную работу по инструкции
аргументирует свою точку зрения
- Выполнение лабораторной работы
- Салфеткой протрите предметное стекло.
- На предметное стекло пипеткой капните 1-2 капли слабого раствора йода.
- Снимите кусочек кожицы с внутренней стороны сочной чешуи лука.
- Поместите кожицу в каплю раствора йода, расправьте и накройте покровным стеклом.
- Подготовьте микроскоп к работе.
- Рассмотрите препарат под микроскопом при малом увеличении.
- Зарисуйте группу клеток.
- Рассмотрите отдельную клетку при большом увеличении, найдите её основные части.
- Зарисуйте отдельную клетку.
- Сохранение результатов работы в компьютере при помощи цифрового микроскопа.
Помещаем свой микропрепарат на предметный столик цифрового микроскопа, добиваемся четкого изображения, делаем снимок.
- Анализ полученных изображений, при помощи докумет-камеры.
- Формулирование выводов по проделанной работе.
- кожица чешуи лука состоит из клеток;
- клетки можно рассмотреть под световым микроскопом;
- под световым микроскопом можно рассмотреть;
органоиды клетки: ядро, оболочку, цитоплазму.
Фронтально
В парах
индивидуально
Фронтально
V. ПЕРВИЧНОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО – 10 мин.
- обозначает на рисунке органоиды клетки
- формулирует основное положение клеточной теории
- называет основные органоиды клетки
- зарисовывает строение клетки
Взаимопроверка
Фронтально
В тетрадях самостоятельно
VI. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
- даёт объективную оценку собственной деятельности
- Что нового узнали на уроке?
- Чему научились?
- Что особенно понравилось на уроке? Почему?
- Что вызвало наибольшую трудность? Почему?
Фронтально