kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок биологии "Химический состав клетки"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока биологии  по теме «Химический состав клетки»

5 класс. УМК В.В.Пасечник

Цели урока:

  1. продолжить формирование знаний учащихся о строении растительной клетки и значении ее частей;
  2. формирование знаний о химическом составе клеток, значении неорганических и органических веществ в клетке;
  3. развитие практических навыков работы с лабораторным оборудованием, умений анализировать, объяснять наблюдаемые явления, делать выводы;
  4. воспитывать аккуратность при оформлении работ.

Формируемые УУД:

 Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- посредством организации групповой работы на уроке развивает личностные качества: коммуникативность, умение работать в группе, работать по  общепринятым нормам социального устройства общества.

Предметные:

 -уточняет свои представления о клетке и значении ее частей;

 -узнает о химическом составе клетки, органических и неорганических веществах.

Метапредметные:

- определять важность знаний о составе клетки;

- использовать в учебной деятельности различные источники знания как один из способов познания;

- оценивать свою работу.

Оборудование и реактивы:

  1. < >< >

         3.держатель пробирок

        4.штатив для пробирок

    5.пипетки

    6.пластиковые стаканчики

    7.препаровальные иглы

    8.клубни картофеля (сырой и вареный)

    9.семена пшеницы

    10.семена подсолнечника

    11.листы белой бумаги

    12.пресное тесто

    13.листья герани (сырой и сухой)

    14.раствор перекиси водорода

    15.раствор йода

    16.вода

    17.марля

    18.марганецовка

    19.уксус

    20.перекись водорода

    21.компьютерная презентация к уроку

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок биологии "Химический состав клетки"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Сюзьвяковская основная общеобразовательная школа»

Карагайского района Пермского края









Конспект урока по биологии
в 5 классе

«Химический состав клетки"»



подготовила

учитель биологии и химии

Дудина Татьяна Сергеевна





д. Сюзьвяки
2016

План-конспект урока биологии по теме «Химический состав клетки»

5 класс . УМК В.В.Пасечник



Цели урока:

  1. продолжить формирование знаний учащихся о строении растительной клетки и значении ее частей;

  2. формирование знаний о химическом составе клеток, значении неорганических и органических веществ в клетке;

  3. развитие практических навыков работы с лабораторным оборудованием, умений анализировать, объяснять наблюдаемые явления, делать выводы;

  4. воспитывать аккуратность при оформлении работ.



Формируемые УУД:


Личностные:

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию;

- посредством организации групповой работы на уроке развивает личностные качества: коммуникативность, умение работать в группе, работать по общепринятым нормам социального устройства общества.



Предметные:

-уточняет свои представления о клетке и значении ее частей;

-узнает о химическом составе клетки, органических и неорганических веществах.


Метапредметные:

- определять важность знаний о составе клетки;

- использовать в учебной деятельности различные источники знания как один из способов познания;

- оценивать свою работу.



Оборудование и реактивы:

  1. спиртовка

  2. пробирки

3.держатель пробирок

4.штатив для пробирок

5.пипетки

6.пластиковые стаканчики

7.препаровальные иглы

8.клубни картофеля (сырой и вареный)

9.семена пшеницы

10.семена подсолнечника

11.листы белой бумаги

12.пресное тесто

13.листья герани (сырой и сухой)

14.раствор перекиси водорода

15.раствор йода

16.вода

17.марля

18.марганецовка

19.уксус

20.перекись водорода

21.компьютерная презентация к уроку














Деятельность педагога

Деятельность детей

УУД

I. Организационный момент. Позитивный настрой на урок

Прошу вас сесть прямо, не скрещивая руки, ноги. Мы сейчас будем делать упражнение на дыхание. Кода мы концентрируемся на дыхании, у нас успокаивается ум. При в дохе мы будем вбирать в себя покой и радость. А при выдохе будем выдыхать из себя все беспокойства. Давайте приготовимся. Закроем глаза...., спинки прямо..., руки можно положить на колени... Вдо-о-ох...., вы-ы-ыдох..., (9-10 раз, медленно)



Проверка готовности к уроку

Готовность к уроку.


Формирование ответственного отношения к учению.

II. Актуализация знаний

Цель этапа: готовность мышления и осознание надобности к повторению.



- Давайте вспомним строение клетки

Презентацияслайд 1



Презентация 2 – слайд 2




- фронтальная работа учащихся "Собери слова"





-работа в парах "Строение клетки ". Приложение 1 Самопроверка

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, языку, гражданской позиции.

Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: выявление места и причины затруднения, постановка цели и темы урока.



Для определения темы нашего урока я предлагаю вашему вниманию пару опытов:

1. Раствор марганцовки с уксусом → красное окрашивание; к полученному раствору добавляем соду → зелёное окрашивание.

2.В раствор марганцовки добавить раствор перекиси водорода (р-р гидроперита)→ обесцвечивание раствора.

Итак, что же Вы увидели? Что произошло у нас на уроке? (превращение)

Действительно, произошло превращение одного цвета в другой, или же превращение одного вещества в другое. Авы знаете какая наука изучает вещества и их превращения? (химия)

-А как вы думайте, а происходят ли химические превращения в клетке? (если да, то почему, если нет, то почему?)

Презентация слайд 3

-Таким образом, чтобы выяснить, происходят ли хим. превращения в клетке, нам нужно выяснить есть в ней химические вещества?

-Для того, чтобы ответить на этот вопрос я предлагаю вам побыть учеными и поработать в лабораториях.



-Прежде, чем приступить к работе, вспомним, технику безопасности при проведении опытов





Презентацияслайд 4-



Помощь при затруднении обучающихся

Лаборатория 5(демонстрация учителем)

Обнаружение минеральных солей (сжигание семян).

Вопросы:

Что наблюдаете? (дым, запах, остаётся зола).

Как вы думаете, какие вещества сгорели? Что осталось?



Итак, ваша исследовательская деятельность завершена

Есть ли химические вещества в клетке? Какие?

Происходят ли химические превращение в клетке?

- Итак, посмотрите на (презентация - слайд 5), мы с вами обнаружили, что в состав клеток входят белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода. Все вещества входящие в состав клеток делят на две большие группы органические и неорганические.

-Сравним нашу схему со схемой в учебнике на странице 41. Каких веществ у нас не хватает? (нуклеиновые кислоты)

Таким образом, проговорите вывод, вставив пропущенные слова

Презентация слайд 6






Наблюдают, отвечают на вопросы

























Распределение групп (по стикерам лаборатории)



Фронтальная работа (Работа с инструкцией по ТБ)

Приложение 3





Работа в лабораториях (приложение 4)



Отвечают на вопросы

































Записывают схему в тетрадь







Работа с учебником. Ответ на вопрос

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, языку, гражданской позиции.

.

Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, овладение понятийным аппаратом биологии.

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной и учебно-исследовательской деятельности

Приобретение опыта проведения несложных биологических экспериментов.

Умение устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение и умозаключение.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: Организация деятельности по проверке усвоения новых знаний.



Презентацияслайд7



-Почему клетку сравнивают с «миниатюрной природной лабораторией»?

Презентацияслайд8





Читает стихотворение

Из элементов химических состоят вещества.

И в клетках различных творят чудеса.

Кипит там работа.

Идут превращения,

Названье таким превращеньям - явления.

И создают вещества органические,

Процессы те сложные, по сути химические.












Индивидуальная работа. Приложение 3



-отвечают на вопрос


Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. Владение основами самоконтроля, самооценки.


V. Итог урока

Цель этапа: способствовать формированию рефлексии, самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ нового знания.


Наш урок подходит к концу. Предлагаю вам используя фразу из рефлексивного экрана высказать одним предложеним

Презентация - слайд 9

рефлексивные высказывания обучающихся по кругу


Владение основами самоконтроля, самооценки.

VI. Домашнее задание

Презентацияслайд 10




1. Выучить тему «Химический состав клетки».

2. Изучите этикетки продуктов питания растительного происхождения и найдите информацию о содержании белков, жиров и углеводов. Выясните, какие продукты наиболее богаты этими веществами. Результаты исследования запишите в тетрадь.

3.Творческое задание: Постеры "Счастливая клетка", "Я обожаю вкусняшки,а я нет", "Грустная клетка", "Страдания клетки


































Приложение 1

Подпишите органоиды клетки





Приложение 2


Найдите «лишнее», объясните свой выбор

белки, вода, минеральные соли,

соли натрия, углеводы, белки
жиры, соли кальция, нуклеиновые кислоты, соли железа




Приложение 3


Инструкция по охране труда при проведении лабораторных и практических работ по биологии

 

1. Общие требования безопасности

1.1. К проведению лабораторных работ по биологии допускаются учащиеся с 5-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. Учащиеся должны соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.

1.3. При проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по биологии возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных производственных факторов:

- химические ожоги при работе с химреактивами;

- термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками;

- порезы и уколы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой, режущими и колющим инструментом.

1.4. Кабинет биологии должен быть укомплектован  медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

1.5.Учащиеся обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Кабинет биологии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: огнетушителем пенным и углекислотным или порошковым, ящиком с песком.

1.6. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить об этом учителю.

1.7. В процессе работы учащиеся должны соблюдать порядок проведения лабораторных работ и лабораторного практикума, правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.

1.8. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.


2. Требования безопасности перед началом работы

            2.1. Внимательно изучить содержание и порядок проведения лабораторной работы или лабораторного практикума, а также безопасные приемы ее выполнения.

2.2. Подготовить к работе рабочее место, убрать посторонние предметы.

2.3. Проверить исправность оборудования, приборов, целостность лабораторной посуды.

 

3. Требования безопасности во время работы

3.1. Точно выполнять все указания учителя при проведении работы или, без его разрешения не выполнять самостоятельно никаких работ.

3.2. При использовании режущих и колющих инструментов (скальпелей, ножниц, препаровальных игл и др.) брать их только за ручки, не направлять их заостренные части на себя и на своих товарищей, класть их на рабочее место заостренными концами от себя.

3.3. При работе со спиртовкой беречь одежду и волосы от воспламенения, не зажигать одну спиртовку от другой, не извлекать из горящей спиртовки горелку с фитилем, не задувать пламя спиртовки ртом, а гасить его, накрывая специальным колпачком.

3.4. При нагревании жидкости в пробирке или колбе использовать специальные держатели Штативы), отверстие пробирки или горлышко колбы не направлять на себя и на своих товарищей, не наклоняться над сосудами и не заглядывать в них.

3.5. Соблюдать осторожность при обращении с лабораторной посудой и приборами из стекла, не бросать, не ронять и не ударять их.

3.6. Изготавливая препараты для рассматривания их под микроскопом, осторожно брать покровное стекло большим и указательным пальцами за края и аккуратно опускать на предметное стекло, чтобы оно свободно легло на аппарат.

3.7. При использовании растворов кислот и щелочей, наливать их только в посуду из стекла, не допускать попадания их на кожу, глаза и одежду.

3.8. При работе с твердыми химреактивами не брать их незащищенными руками, ни в коем случае не пробовать на вкус, набирать их незащищенными руками, нив коем случае не пробовать на вкус, набирать для опыта специальными ложечками (не металлическими).

3.9. Во избежание отравлений и аллергических реакций, не нюхать растения и грибы, не пробовать их на вкус.

 

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях.

4.1. При разливе легковоспламеняющейся жидкости и ее воспламенении эвакуировать учащихся из кабинета биологии, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть, приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.2. В случае, если разбилась лабораторная посуда или приборы из стекла, не собирать их осколки незащищенными руками. А использовать для этой цели щетку или совок.

4.3. При получении травмы оказать первую помощь пострадавшему и сообщить администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.



5. Требования безопасности по окончании работы

5.1. Привести в прядок рабочее место, убрать в лаборантскую в шкафы оборудование, приборы, инструменты, препараты, химреактивы.

5.2. отработанные водные растворы реактивов слить в закрывающийся крышкой стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л с крышкой для их последующего уничтожения.

5.3. Проветрить помещение и тщательно вымыть руки с мылом.



















































Приложение 1


Лаборатория № 1

  1. Возьмите пшеничную муку, добавьте воду и сделайте комочек теста.

  2. Поместите его в марлю.

  3. Промойте в стакане с водой. Как изменилась вода?

  4. Разверните марлю, в которой было тесто. Что вы видите?

  5. Это растительный белок или клейковина?

  6. Оформите лабораторную работу в тетрадях.


Лабораторная работа "Изучение состава семян"

Оборудование: перечислите, что использовали.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.

Что исследовали

Что делали

Что наблюдали




Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и … входит …».


Лаборатория № 2

  1. Рассмотрите предложенные семена

  2. Найдите семена подсолнечника

  3. Очистите семянку подсолнечника. Положите на бумагу и раздавите.

  4. Внимательно рассмотрите. Что появилось на бумаге? Какое вещество выделилось?

  5. Оформите в тетрадях проделанную работу.


Лабораторная работа "Изучение состава семян"

Оборудование: перечислите, что использовали.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.




Что исследовали

Что делали

Что наблюда

Сделайте вывод. Вывод начните словами: «В результате наших исследований мы обнаружили, что в состав семян, а значит, и … входит …».


Лаборатория № 3

  1. Из муки и воды сделайте комочек теста.

  2. Заверните его в марлю и промойте в стакане с водой. Как изменилась вода в стакане? Почему?

  3. Возьмите другой стакан с надписью «крахмал» и капните 1-2 капли раствора йода. Как изменилась окраска содержимого стакана?

  4. Капните 1-2 капли раствора йода в стакан с водой, в котором промывали кусочек теста. Как изменилась окраска содержимого стакана? Чем это можно объяснить?

  5. Оформите работу в тетрадях


Лабораторная работа "Изучение состава семян"

Оборудование: перечислите, что использовали.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.

Что исследовали

Что делали

Что наблюда



Лаборатория 4 ( помощь учителя)

  1. Сравните сухой лист герани с живым. Чем они отличаются?

  2. Положите в пробирку небольшое количество семян.

  3. Нагрейте пробирку в пламени спиртовки (техника безопасности!!!)

  4. Что вы наблюдаете?

  5. Оформите работу в тетради

Лабораторная работа "Изучение состава семян"

Оборудование: перечислите, что использовали.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.

Что исследовали

Что делали

Что наблюдаем




Лаборатория 5(демонстрация учителем)



Лабораторная работа "Изучение состава семян"

Оборудование: перечислите, что использовали.

Результаты работы запишите в таблицу по образцу.

Что исследовали

Что делали

Что наблюдаем


Вывод: В семенах, а значит и в клетках есть-------------).







































Список использованная литература

1.Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учебник/ М.Дрофа,2015


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.http://www.100-bal.ru/himiya/33821/index.html Лощенина Н.Н. конспект урока по биологии. 6 класс. "Химический состав клеток"

2.http://pedsovet.su/load/86-1-0-38692 Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС "Химический состав клеток"

3.http://kopilkaurokov.ru/biologiya/uroki/konspiekt-uroka-na-tiemu-khimichieskii-sostav-klietki Конспект урока на тему "Химический состав клетки"

4.http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/biologija/metodicheskaja-razrabotka-uroka-biologi-dlja-5-klasa-v-ramkah-fgos-himicheskii-sostav-kletki.html Чобанова Е.О.Методическая разработка урока биологии для 5 класса в рамках ФГОС «Химический состав клетки»


5. http://900igr.net/kartinki/biologija/Kletka-organizma/021-Rastitelnaja-kletka.html. Растительная клетка


6. http://openclass.ru/pages/159183 Открытый класс. Сетевые сообщества. Кабинет биологии


7. http://subscribe.ru/group/vselennaya-cheloveka/5521434/


8. http://www.liveinternet.ru/users/schelena/rubric/3933074/








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
урок биологии "Химический состав клетки"

Автор: Дудина Татьяна Сергеевна

Дата: 02.03.2016

Номер свидетельства: 301426

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Урок биологии "Химический состав клетки" 5класс"
    ["seo_title"] => string(50) "urok_biologhii_khimichieskii_sostav_klietki_5klass"
    ["file_id"] => string(6) "378778"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484286167"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Презентация и конспект урока по биологии "Химический состав клетки. Неорганические вещества" "
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-po-biologhii-khimichieskii-sostav-klietki-nieorghanichieskiie-vieshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "186241"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426315258"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему Химический состав клетки "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-na-tiemu-khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "240974"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445163961"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Методическая разработка урока  "Химический состав клетки" "
    ["seo_title"] => string(62) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-khimichieskii-sostav-klietki"
    ["file_id"] => string(6) "117206"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412729000"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Интегрированный урок «Химический состав клетки. Решение задач на проценты». "
    ["seo_title"] => string(84) "intieghrirovannyi-urok-khimichieskii-sostav-klietki-rieshieniie-zadach-na-protsienty"
    ["file_id"] => string(6) "147604"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419436071"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства