kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 6 классе

«Класс однодольные. Семейство злаковых.»

Цели:

1. выяснить особенности семейства злаковых, повторить особенности класса однодольные;

2. учить разнообразным приемам работы с книгой, слайдами, гербариями;

3. развивать умения сравнивать, анализировать;

4. воспитание чувства уважения к труду хлеборобов и чувства патриотизма на примере научного подвига ученых-селекционеров во главе с Н. И. Вавиловым.

Оборудование: гербарии злаковых растений, ЦОРы по теме «Семейства злаковые», кусочки белого и черного хлеба, презентация по теме.

ХОД УРОКА:

Оргмомент.

2. Повторение.

Проводится фронтальная беседа по теме «Класс двудольные. Семейства класса двудольные»

Вопросы для проверки:

А) каковы признаки класса двудольные?

Б) какие семейства относят к данному классу?

В) каковы особенности семейства бобовых?

Г) каковы особенности семейства пасленовых?

Д) Каковы особенности семейства розоцветных?

Е) каковы особенности семейства крестоцветных?

Ж) каковы особенности класса однодольные?

З) назвать главные признаки семейства лилейные.

И) где произрастают растения этого семейства?

К) какое значение имеют растения семейства лилейные?

Переход к новой теме.

Учитель говорит о том, что сегодня к нам в гости пришел ученый,доктор c/х наук И.В.Цыганков,работающий на нашей опытной станций.Гость расскажет нам много интересного о классе однодольных,который включает много семейств, об их распространении, главных чертах. Для примера демонстрируется слайд как проводится селекция злаковых на опытной станций «Основные семейства класса однодольные».

Изучение новой темы.

Учитель говорит о том, что одно из важных для человека семейств в классе однодольных – это семейство злаковых. Учащимся предложены загадки о растениях данного семейства.

А) Вырос в поле дом,

весь набит зерном,

на столбе золотом

ходит дом ходуном? (пшеница)

Б) Сам бел, кафтан сер (рис)

В) Не море, а волнуется (пшеница)

Далее говорится об основных особенностях семейства злаковые: стебель соломина, вставочный рост стебля, цветки невзрачные, неприметные, без особого запаха, т. е. опыление ветром или самоопыление. В цветке видоизменены лепестки и чашелистики, они превращены в чешуи и пленки, тычинки длинные, пестик опушен. Пыльцы всегда образуются много. Она сухая, легкая. Плод – зерновка, в большой массе носит название зерно. Соцветия колос, собранные в сложный колос, метелку, а также початок. В качестве наглядности демонстрируется слайд из набора ЦОР «Характерные особенности семейства злаковых».

Затем учащиеся выполняют работу с гербариями. На столах разложены гербарные листы с культурными и дикорастущими растениями семейства злаковых. Самостоятельно ученики выделяют те особенности, о которых они только что услышали и увидели. В ходе работы выполняется задание в рабочих тетрадях о признаках семейства злаковые, анализируются полученные знания и делаются выводы.

Но главная ценность злаковых – это культурные растения, которые используются человеком в большом количестве. Учитель называет, какие злаковые человек окультурил. Среди них большое внимание уделяется пшенице и ржи, кукурузе, рису в разных странах.

Выступления учеников с рассказами о пшенице и ржи.

1 ученик: Пшеница.

Еще в древности героев – победителей, чемпионов, молодых ученых принято было чествовать лавровым венком или лавровой ветвью. Изображение листьев лавра мы находим на деньгах, медалях, в орнаментах. Словом, во всех торжественных случаях присутствует лавр. С его непомерно раздутой славой мы встречаемся на каждом шагу. Но уже давно с лавром состязаются такие знакомые, милые сердцу человека золотые колосья пшеницы. И это очень справедливо.

Может ли быть более красноречивым символ, чем изображение колоса пшеницы? Мирным трудом веет от этого символа, могучую силу и неисчерпаемое богатство знаменует он. Вот почему так радостно смотреть на колос пшеницы. Лавр отступил здесь перед силой и богатством пшеницы.

Изображение пшеничных колосьев, наполненных тяжелым драгоценным зерном, находим мы на денежных знаках многих стран. Это и понятно. С пшеничным колосом неразрывно связано у простых людей – тружеников представление о мирной трудовой и счастливой жизни.

Треть пшеничных полей размещается на нашей земле. Зерно пшеницы – это самой природой законсервированные белок, крахмал и жир. Эти вещества в зерне могут храниться десятилетиями. Хранящееся и не портящееся зерно можно в любой момент переработать и употребить в пищу.

2 ученик: Рожь.

Ржаной хлеб всегда черный.

Рожь очень похожа на пшеницу, но не во всем. У пшеницы колос потолще, а у ржи – потоньше. Зерно пшеницы покруглей, а у ржи подлиннее. Пшеничная мука белая, а ржаная – темная. Из ржаной муки не испечешь белых булочек. Ржаной хлеб всегда черный.

Рожь не такая неженка, как пшеница. Ей вполне подходят малоплодородные, бедные минеральными веществами и влагой почвы. Да и засуху она переносит довольно легко. Ну, а уж по зимостойкости ей вообще нет равных среди хлебов. Поэтому рожь широко распространена в северных районах Европы и Азии. В нашей стране посевами этой культуры заняты большие территории, особенно в Нечерноземной зоне. И там, где пшеница не может расти, рожь играет главную роль как хлебное растение.

А знаете ли вы, что наша кормилица – рожь берет начало от сорняка?

Как от сорняка? В это трудно поверить. Все знают, что сорняк – враг полей, его беспощадно уничтожают. А тут из врага полей получилось одно из ценнейших сельскохозяйственных растений.

Как же это могло произойти? Как непрошенный гость смог не только уцелеть на полях, но и подчинить их себе, а заодно войти в доверие к человеку?

При раскопках древних поселений среди семян пшеницы не раз находили и зерновки ржи. Когда к ним хорошенько присмотрелись, оказалось, что они ничем не отличаются от зерновок ныне живущей сорной ржи. Выходит, что и раньше семена сорной ржи могли попадать в посевной материал пшеницы, а вместе с ним на поля.

Да, так и было. Очищать хорошо тогда семена не умели. Их просто отвеивали на ветру. Подбросят вверх – и все более легкое, что примешивалось к зерну, отлетит подальше, отвеется. Отделить же примешавшиеся к урожаю семена ржи было очень трудно. По своей массе они мало отличались от пшеничного зерна. При отсеивании пшеница и рожь падали в одну кучу.

Неотступно следуя за пшеницей, сорная рожь широко распространилась вместе с ней. Вопреки желанию человека, этот сорняк продвинулся и в новые районы. Пшеница, как менее выносливая, погибала, а ее спутница – рожь – выживала. Особенно часто подобное случалось в северных районах, когда выдавалась очень суровая зима. И тогда человек невольно подмечал полезные качества сорняка. Нужда заставила использовать ржаное зерно.

Из полевого сорняка рожь сама как бы напросилась в культуру. При неурожаях пшеницы она все чаще спасала человека от голода, входила в его доверие. В конце концов люди стали выращивать рожь. Сначала ее высевали в смешанных посевах с пшеницей. Расчет был прост: если уродится и пшеница и рожь – что ж, очень хорошо, а если пшеница погибнет или даст мало зерна, то на худой конец выручит рожь. И бывший сорняк всегда выручал людей своим черным хлебом. Позже рожь стали выращивать как самостоятельную культуру. Все поле отдавали ей одной.

Выращивая рожь, человек старался улучшить ее. Отбирал растения с менее ломким колосом, с более крупным зерном. Таким путем и возникла посевная рожь.

По сравнению с пшеницей или ячменем рожь – совсем молодая культура. Ее выращивают лишь около 4000 лет. У нас она кормит людей только с девятого века. Совсем недавно, лет 200 назад, о ней узнали и в Сибири. Русские переселенцы наряду с другими культурами завезли в Сибирь и яровую рожь, так называемую ярицу.

Зерно ржи используют не только для выпечки хлеба. Из него добывают крахмал, патоку, спирт. Ржаные отруби, солома и мякина служат кормом для животных. Из соломы делают легкие летние шляпы, корзины, даже бумагу. Одним словом, бывший сорняк стал полезным для человека культурным растением.

Выступление И.В.Цыганкова-районированные сорта злаковых,новые местные сорта,выведенные на станций.

Далее учитель говорит о значении злаковых растений в природе и в жизни человека.

Демонстрируется слайд «Значение злаковых растений». Учитель комментирует.

На столах у учащихся лежат кусочки белого и черного хлеба. Вопросы:

- Из чего получен этот продукт питания?

- Из какого растения белый хлеб?

- Из какого растения черный хлеб?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, делают выводы о бережном отношении к хлебу.

Заключение :учитель говорит о том, что человек вывел много сортов культурных растений, в том числе злаковых. Рассказывает о великом ученом Н. И. Вавилове и его роли в селекционной работе, а также рассказывается о моменте сохранения коллекции хлебных культур в голодные военные годы в Ленинграде, в хранилище музея ВИРа.

Демонстрируется презентация о Н. И. Вавилове, фотографии зерновых культур.\

итог урока

домашнее задание.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока биологи»

Урок биологии в 6 классе

«Класс однодольные. Семейство злаковых.»

Цели:

1. выяснить особенности семейства злаковых, повторить особенности класса однодольные;

2. учить разнообразным приемам работы с книгой, слайдами, гербариями;

3. развивать умения сравнивать, анализировать;

4. воспитание чувства уважения к труду хлеборобов и чувства патриотизма на примере научного подвига ученых-селекционеров во главе с Н. И. Вавиловым.

Оборудование: гербарии злаковых растений, ЦОРы по теме «Семейства злаковые», кусочки белого и черного хлеба, презентация по теме.

ХОД УРОКА:

Оргмомент.

2. Повторение.

Проводится фронтальная беседа по теме «Класс двудольные. Семейства класса двудольные»

Вопросы для проверки:

А) каковы признаки класса двудольные?

Б) какие семейства относят к данному классу?

В) каковы особенности семейства бобовых?

Г) каковы особенности семейства пасленовых?

Д) Каковы особенности семейства розоцветных?

Е) каковы особенности семейства крестоцветных?

Ж) каковы особенности класса однодольные?

З) назвать главные признаки семейства лилейные.

И) где произрастают растения этого семейства?

К) какое значение имеют растения семейства лилейные?

Переход к новой теме.

Учитель говорит о том, что сегодня к нам в гости пришел ученый,доктор c/х наук И.В.Цыганков,работающий на нашей опытной станций.Гость расскажет нам много интересного о классе однодольных,который включает много семейств, об их распространении, главных чертах. Для примера демонстрируется слайд как проводится селекция злаковых на опытной станций «Основные семейства класса однодольные».

Изучение новой темы.

Учитель говорит о том, что одно из важных для человека семейств в классе однодольных – это семейство злаковых. Учащимся предложены загадки о растениях данного семейства.

А) Вырос в поле дом,

весь набит зерном,

на столбе золотом

ходит дом ходуном? (пшеница)

Б) Сам бел, кафтан сер (рис)

В) Не море, а волнуется (пшеница)

Далее говорится об основных особенностях семейства злаковые: стебель соломина, вставочный рост стебля, цветки невзрачные, неприметные, без особого запаха, т. е. опыление ветром или самоопыление. В цветке видоизменены лепестки и чашелистики, они превращены в чешуи и пленки, тычинки длинные, пестик опушен. Пыльцы всегда образуются много. Она сухая, легкая. Плод – зерновка, в большой массе носит название зерно. Соцветия колос, собранные в сложный колос, метелку, а также початок. В качестве наглядности демонстрируется слайд из набора ЦОР «Характерные особенности семейства злаковых».

Затем учащиеся выполняют работу с гербариями. На столах разложены гербарные листы с культурными и дикорастущими растениями семейства злаковых. Самостоятельно ученики выделяют те особенности, о которых они только что услышали и увидели. В ходе работы выполняется задание в рабочих тетрадях о признаках семейства злаковые, анализируются полученные знания и делаются выводы.

Но главная ценность злаковых – это культурные растения, которые используются человеком в большом количестве. Учитель называет, какие злаковые человек окультурил. Среди них большое внимание уделяется пшенице и ржи, кукурузе, рису в разных странах.

Выступления учеников с рассказами о пшенице и ржи.

1 ученик: Пшеница.

Еще в древности героев – победителей, чемпионов, молодых ученых принято было чествовать лавровым венком или лавровой ветвью. Изображение листьев лавра мы находим на деньгах, медалях, в орнаментах. Словом, во всех торжественных случаях присутствует лавр. С его непомерно раздутой славой мы встречаемся на каждом шагу. Но уже давно с лавром состязаются такие знакомые, милые сердцу человека золотые колосья пшеницы. И это очень справедливо.

Может ли быть более красноречивым символ, чем изображение колоса пшеницы? Мирным трудом веет от этого символа, могучую силу и неисчерпаемое богатство знаменует он. Вот почему так радостно смотреть на колос пшеницы. Лавр отступил здесь перед силой и богатством пшеницы.

Изображение пшеничных колосьев, наполненных тяжелым драгоценным зерном, находим мы на денежных знаках многих стран. Это и понятно. С пшеничным колосом неразрывно связано у простых людей – тружеников представление о мирной трудовой и счастливой жизни.

Треть пшеничных полей размещается на нашей земле. Зерно пшеницы – это самой природой законсервированные белок, крахмал и жир. Эти вещества в зерне могут храниться десятилетиями. Хранящееся и не портящееся зерно можно в любой момент переработать и употребить в пищу.

2 ученик: Рожь.

Ржаной хлеб всегда черный.

Рожь очень похожа на пшеницу, но не во всем. У пшеницы колос потолще, а у ржи – потоньше. Зерно пшеницы покруглей, а у ржи подлиннее. Пшеничная мука белая, а ржаная – темная. Из ржаной муки не испечешь белых булочек. Ржаной хлеб всегда черный.

Рожь не такая неженка, как пшеница. Ей вполне подходят малоплодородные, бедные минеральными веществами и влагой почвы. Да и засуху она переносит довольно легко. Ну, а уж по зимостойкости ей вообще нет равных среди хлебов. Поэтому рожь широко распространена в северных районах Европы и Азии. В нашей стране посевами этой культуры заняты большие территории, особенно в Нечерноземной зоне. И там, где пшеница не может расти, рожь играет главную роль как хлебное растение.

А знаете ли вы, что наша кормилица – рожь берет начало от сорняка?

Как от сорняка? В это трудно поверить. Все знают, что сорняк – враг полей, его беспощадно уничтожают. А тут из врага полей получилось одно из ценнейших сельскохозяйственных растений.

Как же это могло произойти? Как непрошенный гость смог не только уцелеть на полях, но и подчинить их себе, а заодно войти в доверие к человеку?

При раскопках древних поселений среди семян пшеницы не раз находили и зерновки ржи. Когда к ним хорошенько присмотрелись, оказалось, что они ничем не отличаются от зерновок ныне живущей сорной ржи. Выходит, что и раньше семена сорной ржи могли попадать в посевной материал пшеницы, а вместе с ним на поля.

Да, так и было. Очищать хорошо тогда семена не умели. Их просто отвеивали на ветру. Подбросят вверх – и все более легкое, что примешивалось к зерну, отлетит подальше, отвеется. Отделить же примешавшиеся к урожаю семена ржи было очень трудно. По своей массе они мало отличались от пшеничного зерна. При отсеивании пшеница и рожь падали в одну кучу.

Неотступно следуя за пшеницей, сорная рожь широко распространилась вместе с ней. Вопреки желанию человека, этот сорняк продвинулся и в новые районы. Пшеница, как менее выносливая, погибала, а ее спутница – рожь – выживала. Особенно часто подобное случалось в северных районах, когда выдавалась очень суровая зима. И тогда человек невольно подмечал полезные качества сорняка. Нужда заставила использовать ржаное зерно.

Из полевого сорняка рожь сама как бы напросилась в культуру. При неурожаях пшеницы она все чаще спасала человека от голода, входила в его доверие. В конце концов люди стали выращивать рожь. Сначала ее высевали в смешанных посевах с пшеницей. Расчет был прост: если уродится и пшеница и рожь – что ж, очень хорошо, а если пшеница погибнет или даст мало зерна, то на худой конец выручит рожь. И бывший сорняк всегда выручал людей своим черным хлебом. Позже рожь стали выращивать как самостоятельную культуру. Все поле отдавали ей одной.

Выращивая рожь, человек старался улучшить ее. Отбирал растения с менее ломким колосом, с более крупным зерном. Таким путем и возникла посевная рожь.

По сравнению с пшеницей или ячменем рожь – совсем молодая культура. Ее выращивают лишь около 4000 лет. У нас она кормит людей только с девятого века. Совсем недавно, лет 200 назад, о ней узнали и в Сибири. Русские переселенцы наряду с другими культурами завезли в Сибирь и яровую рожь, так называемую ярицу.

Зерно ржи используют не только для выпечки хлеба. Из него добывают крахмал, патоку, спирт. Ржаные отруби, солома и мякина служат кормом для животных. Из соломы делают легкие летние шляпы, корзины, даже бумагу. Одним словом, бывший сорняк стал полезным для человека культурным растением.

Выступление И.В.Цыганкова-районированные сорта злаковых,новые местные сорта,выведенные на станций.

Далее учитель говорит о значении злаковых растений в природе и в жизни человека.

Демонстрируется слайд «Значение злаковых растений». Учитель комментирует.


На столах у учащихся лежат кусочки белого и черного хлеба. Вопросы:

- Из чего получен этот продукт питания?

- Из какого растения белый хлеб?

- Из какого растения черный хлеб?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, делают выводы о бережном отношении к хлебу.

Заключение :учитель говорит о том, что человек вывел много сортов культурных растений, в том числе злаковых. Рассказывает о великом ученом Н. И. Вавилове и его роли в селекционной работе, а также рассказывается о моменте сохранения коллекции хлебных культур в голодные военные годы в Ленинграде, в хранилище музея ВИРа.

Демонстрируется презентация о Н. И. Вавилове, фотографии зерновых культур.\

итог урока

домашнее задание.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока биологи

Автор: Суингариева Дарья Казихановна

Дата: 28.12.2015

Номер свидетельства: 270893

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "конспект  урока биологии на тему "Тип Моллюски""
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-biologhii-na-tiemu-tip-molliuski"
    ["file_id"] => string(6) "251736"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271099"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока биологии в 7 классе "Класс земноводные" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-biologhii-v-7-klassie-klass-ziemnovodnyie"
    ["file_id"] => string(6) "218599"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433847972"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект  урока биологии в 6 классе "Клеточное строение растений" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-biologhii-v-6-klassie-klietochnoie-stroieniie-rastienii"
    ["file_id"] => string(6) "133381"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416501469"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Конспект урока биологии "Рефлекторная теория поведения" "
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekt-uroka-biologhii-riefliektornaia-tieoriia-poviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "108671"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403801851"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "КОНСПЕКТ УРОКА БИОЛОГИИ "ОТРЯД ДВУКРЫЛЫЕ" С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-biologii-otriad-dvukrylyie-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "143655"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418567254"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства