- знания о потребностях организма, о влиянии физиологических и социальных потребностей на поведение человека; раскрыть роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности;
- понимание основных закономерностей и механизмов работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой, биологического значения условных и безусловных рефлексов, роли торможения условных рефлексов в приспособлении организмов к конкретным условиям существования
- умение сравнивать условные и безусловные рефлексы, различные формы торможения, составлять схемы, объяснять взаимодействие возбуждения и торможения, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять взаимосвязи организма человека и окружающей среды (биологических и социальных факторов), получать информацию, используя различные источники, делать выводы.
- развитие информационно – интеллектуальной компетентности.
Изучение нового материала.
Исследование с использованием мультимедиа.
Словесный.
Наглядный.
Проблемно-поисковый.
Репродуктивный.
Самостоятельный.
| |
Планируемый результат | Сформировать у учащихся: знание знания о потребностях организма, о влиянии физиологических и социальных потребностей на поведение человека; раскрыть роль И.М.Сеченова, И.П.Павлова в развитии учения о высшей нервной деятельности; понимание - понимание основных закономерностей и механизмов работы мозга, благодаря которым осуществляется взаимодействие организма с внешней и внутренней средой, биологического значения условных и безусловных рефлексов, роли торможения условных рефлексов в приспособлении организмов к конкретным условиям существования умение умение сравнивать условные и безусловные рефлексы, различные формы торможения, составлять схемы, объяснять взаимодействие возбуждения и торможения, анализировать, выявлять причинно-следственные связи, объяснять взаимосвязи организма человека и окружающей среды (биологических и социальных факторов), получать информацию, используя различные источники, делать выводы. развитие информационно-интеллектуальной компетентности в процессе изучения темы; умения работать в группах воспитание чувства коллективизма, осознания ответственности за свою работу. |
Основные понятия | Потребности человека. Целенаправленное поведение. Психика. Условный рефлекс. Безусловный рефлекс. Временная связь. Торможение. |
Методы работы с информацией | Кластер, опорная схема, просмотр видеофильма, работа с презентацией, составление О.С. |
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | Учебная деятельность |
Биология. История | Работа фронтальная, индивидуальная, в малых группах | Учебник Е.А. Очкур, Л.Е. Аманжолова, Р.Е. Джумабаева Биология 8, «Мектеп» 2012 Авторская презентация к уроку | I период. Самоопределение к деятельности. II период. Учебно-познавательная деятельность. III период. Интеллектуально-преобразовательная деятельность. IV период. Рефлексивная деятельность. V период. Оценочная стадия |
Технология проведения. |
I. Орг. момент. |
Цель: Психологический настрой. Определение состава групп. | - Ребята, какое сейчас время года? - Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово весна? - К нам сегодня на урок пришли 3 солнышка. Какое солнце вам больше нравится? (выбор учащихся) - Когда человеку хочется улыбаться? - Если у человека хорошее настроение, то и работать интереснее. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение. Сегодня работать мы будем по группам. Чтобы определить состав групп вам необходимо выбрать себе карточку; дети занимают свои места, берутся за руки и произносят: Вместе не трудно, вместе не тесно, вместе легко и всегда интересно!!!! Шутит жизнь над нами подчас, Тьма вопросов и мало ответов, Что такое – мир вокруг нас? И кто сами мы в мире этом? Как смогли мы разумными стать, И какими мы дальше будем? Наша цель сегодня, узнать, Почему мы не звери, а люди! Определение групп. |
I Период. Самоопределение к учебной деятельности. (Стадия вызова) |
Цель: Мотивирование учащихся к учебной деятельности | Проблемная ситуация. Посмотрите на экран (слайд – кошка и человек) – что общего у этих существ? Что нужно кошке для существования? (Пища, вода, воздух). Нужно ли это всё человеку? Достаточно ли этого для его нормального развития? Нет, человеку кроме перечисленного необходимы социальные потребности : (предметы пользования) и духовные потребности – искусство, чтение, творческая деятельность Задание. Кластер « Потребности растительного организма» Кластер «Потребности животного организма» Кластер «Потребности человека» (слайд – кошка и человек. Ответить на вопросы) |
II Период. Учебно-познавательная деятельность. |
Целеполагание и методы | Обучающие задания каждого этапа | Диагностическое задание каждого этапа |
Цель. Освоить понятия и их характеристики: Потребности Поведение Психика Безусловные рефлексы Условные рефлексы торможение | Структура содержания этапа. Задания на «знание» (З): (Демонстрация видеофильма «Закономерности работы головного мозга. Врожденные и приобретенные формы поведения»). Раскройте смысл терминов: «условный рефлекс», «безусловный рефлекс», «торможение». (слайд «Вставить пропущенные слова») Задания на «понимание» (П): Прочитайте статью и найдите (подчеркните) в тексте термины и высказывания, характеризующие понятие : рефлекс, врожденные (безусловные) рефлексы, приобретенные (условные) рефлексы Задания на «умения» (У). 1. Укажите отличия между условным и безусловным рефлексом. Найди соответствие цифр 2. Объясните: в чем заключается их биологическая роль. | Задание (Д) (Интерактивные задания) «Знание»: На основании статьи выпишите определения в тетради. «Понимание» .Найди соответствие (слайд) «Умение» Составление кластера «Потребности» «Условные рефлексы», «Безусловные рефлексы». Опорной схемы «Торможение» |
III Период. Интеллектуально-преобразовательная деятельность |
Цель – формировать способность к самоорганизации в решении поставленных задач | Задание на интеллектуально-преобразовательную деятельность . 1) Для репродуктивного варианта. Подбери правильные ответы. Карточки-задания. 2) Для импровизационного варианта. Человек шел по улице и жевал конфетку, неожиданно он наткнулся на острый предмет, мгновенно отскочил в сторону и перестал жевать. Какие два процесса произошли одновременно в нервной системе? |
IV период. Рефлексивная деятельность |
Цель – научить соотносить результат с поставленной целью в собственной деятельности | Продолжите предложение. 1. Целью моего освоения темы было ---------В результате я получил --- 2. Для того, чтобы выполнить задания: -я сделал следующее ---- ; я воспользовался источниками--- 3. На уроках по теме «…» я : - узнал…… - понял…… - научился… 4. Наибольшего успеха я достиг в ….. Наибольшую трудность я испытал в ….. |
V период. Оценочная стадия. | 1 2 3 4 5 - Ребята, я на доске написала числа от 1 до 5. Как вы думаете, зачем же я их написала, ведь у нас не урок математики. Сегодня каждый из вас попробует оценить свою работу в баллах. Для этого необходимо посовещаться и оценить работу каждого. |
Домашнее задание. | 61-62 |