Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Витамины - чудесные вещества"»
Открытый урок в 8 «Б» классе
по теме
«Витамины — чудесные вещества».
Подготовила и провела
учитель биологии I категории
МБУ СОШ №73
Абязова Равиля Джаватовна
Урок биологии в 8-м классе по теме
"Витамины – чудесные вещества"
Цели урока:
Образовательные – сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания;
Развивающие – продолжить развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; Развитие логического мышления. Развитие памяти.
Воспитательные – показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов. Воспитание собранности, сосредоточенности. Воспитание самостоятельного мышления. Воспитание санитарно-гигиенических навыков. Воспитание привычки к здоровому образу жизни.
Коррекционные задачи — развитиеоперативной памяти; развивать избирательность зрительного внимания; развитие навыков самоконтроля и самооценки.
Методы и приёмы обучения: развитие слуховой памяти, внимания; нахождение заданного изображения среди аналогичных изображений; умение работать по словесной и письменной инструкции.
Тип урока: формирование новых знаний, комбинированный.
Вид урока: урок – имитационная игра.
Средства обучения: табл. “Суточная потребность в витаминах”, презентация “Витамины – чудные вещества”, ящик с овощами, жетоны ( 3 цветов), карточки с заданиями, значки врачей – специалистов,
Способы контроля за усвоением знаний: ответы на вопросы, беседа, работа в группах; тестовая работа в нескольких вариантах (разного уровня).
Место урока в учебном плане: глава “Обмен веществ и энергии”, тема “Витамины”.
Возраст учащихся: 8 класс.
1 этап. Подготовка к игре
Краткий инструктаж учащихся.
Класс делится на 3 группы – фирмы, каждая фирма выбирает своего руководителя – главного врача, а главный врач назначает остальных должностных лиц медицинской фирмы и придумывает название фирмы.
( “Неотложка”, “Гиппократ”, “Белые халаты” и т.д.).
2 этап. Проведение игры – урока – 40 минут.
3 этап. Обобщение – 5 минут.
Завершение игры.
Анализ и подведение итогов игры (выставление оценок).
Закрываем глаза, расслабляемся. Лишние мысли выталкиваем из своего организма. Настраиваемся на приятную работу. Дышим ровно, спокойно – через нос, через щитовидную железу, через область солнечного сплетения, через ладони,через то, что у нас частенько болит….
Мы молоды, мы счастливы, мы вдыхаем кристально чистый воздух…
Мы первые среди первых. Теперь можно и учиться, и общаться друг с другом.
(Во время медитации звучит музыка).
2) Повторение пройденного материала.
Суть игры. Совет района, обеспокоенный низким уровнем медицинского обслуживания, объявил конкурс на лучшую группу врачей (медицинскую фирму). Работу в районе получит медицинская фирма, чей персонал наиболее профессионально подготовлен и справится с заданиями лучше прочих. Вы выступаете в роли конкурирующих фирм. Какая же фирма выиграет конкурс?
Для того чтобы выиграть, фирма должна набрать 24 балла. У вас на столах имеются жетоны красные жетоны – 3 балла, зелёные жетоны – 2 балла, жёлтые жетоны – 1 балл. Итак, фирмы готовы!!! Тогда, мы начинаем!!!
1 конкурс
Главный врач управляет работой своей фирмы, организует поиск информации и запись ответов.
Наибольшее количество баллов –12.
Игра “Тайник чудес”. Чтобы открыть какой-либо тайник, нужно знать какой-то секрет или шифр. Например, Али-Баба попал в пещеру с сокровищами, услышав от разбойников пароль – (какой?) – “сим – сим”. В нашем тайнике (сундучок с призами) тоже что-то есть. Это призы. Остаётся только открыть его, назвав слово по принципу игры “Поле чудес”. Для открытия каждой буквы даются три попытки – три вопроса разной сложности. Правильный ответ на вопрос начинается на ту же букву, которая отгадывается в ключевом слове. Я задаю вам вопрос на 3 балла (красный жетон), 30 секунд на обдумывание, ответ вы пишите на листе бумаги, а капитан команды прочитает вслух. Команда, давшая правильный ответ получает три балла. Я открываю букву. Если правильного ответа не прозвучало – задаю вопрос на 2 балла (зелёный жетон), а если необходимо, и на 1 балл (жёлтый жетон). И если ответа так и не было, я открываю букву, но фирмы остаются без баллов. Просьба фирмам: если вы отгадаете слово раньше, чем мы его откроем по буквам, не говорите его вслух. Итак внимание.
Задание: Это не белки, не жиры и не углеводы, а особая группа веществ, с своеобразным химическим строением. Впервые их открыл русский учённый Николай Иванович Лунин, а через 30 лет, польский учённый – Казимир Функ. Он и дал им название. Корень этого слова означает в переводе с латинского “жизнь”.
Ну что же, посмотрим, кто больше наберёт очков, для кого откроется тайник. Я задаю вопрос для отгадывания первой буквы в этом слове.
“В”. (3 балла). Ослабленная культура микробов, вводимых в организм человека. (Вакцина).
“В”. (2 балла). Сложное вещество, которое составляет около 2/3 массы тела человека. (Вода).
“В”. (1 балл) Насекомое паразит, переносчик сыпного и возвратного тифа, питается кровью человека. (Вошь).
Открываем на табло букву “В”.
“И” (3 балла). Отсутствие или недостаток этого гормона вызывает заболевание “сахарный диабет.” (Инсулин).
“А” (2 балла) Данные вещества используются в борьбе с кишечными инфекциями. (Антибиотики).
“А” (1 балла). Конечный продукт расщепления белков в пищеварительном тракте. (Аминокислота).
Открываем на табло букву “А”.
Получилось слово “Вита” именно она означает “жизнь”. К “Вита” Функ прибавил ещё “амин” – жизненно важный амин и получилось всем знакомое слово “Витамин”. Посчитаем, какая фирма больше всех заработала баллов, и та фирма хором произносит заветное слово. Вот и наш “Тайник чудес” и открылся. ( Вынимаем из сундука морковь, яблоки, лимон, лук, сухофрукты и т. д.)
2. Этап изучения нового материала.
Учитель: Итак, витамины – это не белки, не жиры и не углеводы, а особая группа веществ, с своеобразным химическим строением. Впервые их открыл русский учённый Николай Иванович Лунин, а через 30 лет, польский учённый – Казимир Функ. Он и дал им название. Корень этого слова означает в переводе с латинского “жизнь”. Витамины – это биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т.е. обмену веществ. Витамины входят в состав почти всех ферментов и вместе с ними являются ускорителями процессов обмена веществ, влияют на превращения питательных веществ в клетках и тканях. В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться организме человека, они поступают в организм с пищей. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, имеющимися в нашем кишечнике.
2 конкурс
Учитель:
Внимание! Внимание! Фирмам предлагается следующая информация: в виде презентации (демонстрируем кадры диафильма “Витамины – чудные вещества”), после просмотра которого, каждая фирма должна заполнить в рабочих папках (рабочих тетрадях) 3 столбика следующей таблицы, а 4 столбик “В каких продуктах содержится?” не заполняем):
Название витамина
Растворимость
Авитаминоз, какое заболевание вызывает?
В каких продуктах содержится?
А
В
С
Д
Е
РР
Учащиеся: Каждая фирма изучает информацию по презентации, по учебнику, используют информацию №1 из буклета “Витамины” (Приложение №1)
После самостоятельной работы каждая фирма отчитывается по одному витамину и за каждый правильный ответ получает 3 балла.
(Пример заполненной таблицы)
Название витамина
Растворимость
Авитаминоз, какое заболевание вызывает?
В каких продуктах содержится?
А-ритинол
жирорастворимые
куриная слепота
В-тиамин
водорастворимые
бери-бери
С-аскорбиновая кислота
водорастворимые
цинга
Д-кальциферол
жирорастворимые
рахит
Е-токоферол
жирорастворимые
дерматиты
РР – никотиновая кислота
жирорастворимые
Пеллагра
Учитель: Вы наверно устали, я предлагаю вам провести физкультминутку, проведём упражнения для глаз. (Во время выполнения упражнений звучит музыка)
3 конкурс
Учитель: Хорошие и компетентные врачи должны уметь правильно поставить диагноз. Именно от правильного диагноза зависит дальнейшее лечение и выздоровление больного. Каждой фирме предлагаем жалобы больного. Вы должны поставить правильный диагноз, т.е назвать название болезни и обосновать свой ответ. Отвечает, тот специалист, который должен заниматься лечением такого больного. Главный врач представляет ведущего приём врача.
1 фирма. Жалобы. У меня странная болезнь, днём, на свету, я вижу хорошо, а вот, как захожу в комнату, я ничего не вижу. Будто на глаза надеты тёмные очки. Выхожу на свет, зрение восстанавливается. Доктор, помогите, пожалуйста. (А – куриная слепота – врач окулист).
2 фирма. Уважаемый доктор. У меня болят руки, вернее кожа на руках, покраснение и трещины кожи вызывают страшные боли при движении, я всё время нервничаю, без причины могу плакать, или наоборот начинаю смеяться, могу накричать. И ещё у меня часто повторяется расстройства кишечника, если даже придерживаться диеты. Что со мной, доктор? ( РР – пеллагра – врач дерматолог).
3 фирма. Уважаемый доктор! Помогите! Меня замучили постоянные носовые кровотечения и боли в спине, точнее в позвоночнике. Суставы болят, как после тяжёлой нагрузки. (Д – рахит – врач хирург).
Учащиеся: Фирмы получают карточки с описанием заболевания, после обсуждения должны поставить диагноз и обосновать свой ответ. За правильный ответ получают 3 балла.
3. Формирование знаний, умений и навыков.
4 конкурс
Учитель: Фирмы молодцы. Правильно поставили диагноз. А сейчас самое ответственное для всех фирм задание, врачи каждой фирмы должны пройти тестирование (Тесты предлагаются. Приложение 2).
(Фирмы отвечают на вопросы теста. Затем проверяют правильность ответов, сверяя с доской. Оценивают по следующей шкале: +8 –“5”; +7 –6 –“4”; +5–4 –“3”; меньше: прочитать учебник.
Затем находят среднюю арифметическую по фирме, если средняя арифметическая равна:
“5” – фирма получает + 3 балла.
“4” – фирма получает +2 балла.
“3” – фирма получает + 1 балл. Код баллов написан на доске.)
5 конкурс
Фирмы молодцы. Сейчас очень эффективно применяют фитотерапию. Перед вами листы бумаги с данными о содержании витаминов в разных лекарственных растениях и перечень некоторых продуктов питания. Сейчас весна, время авитаминоза, какой рацион питания Вы можете на конкретный период времени предложить школьникам 13-15 лет (не забывайте, что школьники расходуют около 2500 ккал в сутки)
Фирмы изучают дополнительный материал (Буклет “Витамины” информация №2, информация №3) и составляют суточный рацион питания.
Получают карточки для составления суточного рациона питания.
Завтрак
Обед
Полдник
Ужин
За правильный ответ получают – 3 баллов.
4. Подведение итогов.
Учитель: Уважаемые фирмы, подсчитайте количество баллов. Если ваша фирма набрала 20–24 балла – “5”;
15–19 баллов – “4”;
10–15 баллов – “3.
Всем членам команды ставиться одинаковая оценка.
Поздравляем фирму, перешагнувшую 20-бальный барьер и вручаем им лицензию об открытии медицинской фирмы.
5. Домашнее задание: изучить текст по учебнику на с.194-198 и заполнить 4 столбик таблицы с названиями продуктов питания вашего суточного рациона.
Учитель: Великие люди по разному относились к еде, но они в одном были едины. Всякая еда – должна быть полезной для здоровья. Урок хочу завершить словами Гиппократа: “Наши пищевые вещества должны быть лечебными средствами, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами”.