Урок формирования новых знаний по теме:
«Здоровое питание. Органы пищеварения».
Цель: формирование первоначального представления о питании и пищеварительной системе человека.
Задачи урока:
- познакомить учащихся с пищеварительной системой человека и необходимыми организму питательными веществами;
- составить с детьми правила правильного питания;
- развивать умение устанавливать взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы;
- развивать мышление, память, умение слушать;
- воспитывать у детей ответственное отношение к своему здоровью;
- воспитывать интерес к предмету посредством использования средств ИКТ;
- формирование УУД.
Ход урока:
1.Создание эмоционального фона урока (организационный момент).
Ребята, давайте улыбнемся друг другу, гостям. Я рада, что у вас хорошее настроение, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и думаю, что сегодняшний день принесёт нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи! Слайд № 1
2. Повторение пройденного материала. Индивидуальная работа. ( Проводится с помощью системы контроля и мониторинга знаний ProClass).
Интерактивный тест:
-
Какой раздел мы с вами изучаем?
А) Как устроен мир;
Б) Эта удивительная природа;
В) Мы и наше здоровье.
2.Из чего состоит организм человека?
А) органов;
Б) микроорганизмов;
В) частиц.
3.Какая наука изучает строение человека?
А) История;
Б) Анатомия;
В) Зоология
4. Какие части тела относятся к внешнему строению человека?
А) Печень;
Б) Голова;
В) Шея;
5. Найдите лишнюю пару:
А) Орган зрения – глаз;
Б) Орган слуха – язык;
В) Орган осязания – кожа.
6. Какой орган управляет работой всего организма:
А) Мозг;
Б)Лёгкие;
В) Сердце.
3. Самопроверка, оценивание, рефлексия
Оцените каждый свою работу. (Смайлики)
Микроитог: я вижу, вы у меня молодцы и все знаете.
3. Сообщение темы и цели урока.
1) вводная беседа
Ребята, сегодня Муравей Вопросик очень хотел попасть к нам на урок, но не смог. Он прислал нам письмо по электронной почте. Давайте его прочитаем. Слайд №2
- Ребята, как вы думаете, почему у Муравьишки разболелся живот? (Слушаю мнения детей).
- Как вы думаете нужно ему поменять в своем рационе?
2) целеполагание и мотивация
Давайте поможем составить меню для Муравья Вопросика. Но сначала мы сами с вами должны узнать, какие продукты необходимы нам, чтобы правильно питаться и как происходит процесс пищеварения в организме человека.
- Итак, о чем мы с вами будем сегодня говорить на уроке? (о питании и о системе пищеварения).Слайд №3
- Все живые существа питаются.
- Чем питаются растения? - Чем питаются животные?
- Чем питается человек? Что значит правильное питание?(Слушаю мнения детей)
- Какая цель стоит перед нами? (Ответы детей)Слайд № 4
3) «Открытие» нового знания
1. Беседа
- Человеку нужна пища – как бензин машине. Питательные вещества необходимые для поддержания жизни и работы организма. Слайд № 5
- Может ли человек обходиться без пищи? Сколько времени?(Слушаю мнения детей)
Давайте проверим ваши ответы. (Показ слайдов «Значение пищи»)
Расскажите о своих ощущениях, когда вы хотите кушать, что вы чувствуете?
Правильно, когда человек не ест, он испытывает чувство голода, слабость, усталость. При длительном голодании человек слабеет, через 2-3 дня начнутся «голодные» обмороки, а через 10-15 дней он умрет.
- Сколько раз в день должен есть человек?
( 4 раза: завтрак, обед, полдник, ужин)
- Какую пищу должен употреблять человек? (разнообразную пищу)
-Давайте посмотрим, из чего состоит наша пища. (Рассматривание иллюстрации «Состав пищи»
2) практическая работа № 1( работа в парах).
- Перед вами лежат листочки под № 1, посмотрите внимательно и скажите на какие 2 группы можно разделить данные продукты? ) Слайд № 6
(на пищу растительного и животного происхождения)(карточка-опора «Растительная и животная пища»)
- Что значит животного происхождения? Почему эту пищу называют животной?
(потому что ее дают животные)
- Отметьте зеленым цветом те продукты, которые можно отнести к пище животного происхождения.
- Какую пищу называют растительной?
( Пища, которая получена из растений)
- Отметь красным цветом те продукты, которые можно отнести к растительной пище.
- Давайте проверим. Итак, какие продукты, по вашему мнению, вы считаете животными? Растительными?( Работа на доске. Картинки и опорные слова на доске.)
Рефлексия: Оцените свою работу в парах по шкале.(Смайлики)
3) Игра «Распредели»( работа в группах)
- Ребята, а теперь я предлагаю вам игру. На доске расположены картинки с продуктами. Слайд № 7
Вам нужно распределить их по корзинам. 1 группа: в 1 корзину сложит продукты, которые можно назвать полезными, а во 2 корзину – неполезные, вредные. 2 группа: в 1 корзину сложит вкусные продукты, которые вам нравятся, а во 2 – полезные. У вас на выполнение задания 2 минуты.( Мнения детей Карточка – питательные вещества)
- Молодцы, сядьте на свои места.
- Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Микроитог: Посмотрите, какой вывод можно сделать?
Те продукты, которые вам нравятся, первая группа отнесла в корзину с названием неполезные, вредные, т.е. не всегда то, что нам нравиться, полезно нашему организму.
- Но как, же понять, полезен продукт или нет?
- Пользу продуктов определяют питательные вещества, которые содержаться в них.
- Давайте узнаем, какие же это вещества и какую роль они играют.( Карточка – белки+ строительство дома на доске учащимися ( у каждого своя деталь- кирпичи) Карточка – жиры, деталь дома ( крыша).Карточка – углеводы и деталь дома (дверь)
- Что такое белки и для чего они нужны. Давайте посмотрим. (Показ слайдов «Продукты, содержащие белки, жиры и углеводы» (Подготовленные дети рассказывают):
Белки- вещества, как кирпичики для строительства дома, нужные для роста и развития организма. Ими богаты творог, яйца, мясо, рыба, горох, фасоль. Человеку необходимо 100 грамм белков в сутки.
- Что такое жиры? В каких продуктах они содержатся?
Жиры- вещества, как крыша для нашего домика. Обеспечивают организм энергией. Но избыточное употребление жиров приводит к их отложению во внутренних органах. Жир затрудняет работу мышц и это вредно. Поэтому их нужно меньше, чем кирпичиков. Жира содержать в сливочном и растительном масле, сметане, молоке и маслянистых растениях, кукурузы, подсолнечника.
Что такое углеводы? И в каких продуктах они содержатся?
Углеводы- вещества и двери в нашем домике. Главные поставщики энергии. Мы их получаем в виде крахмала и сахара. Они помогают вырабатывать энергию. Содержатся в хлебе, крупах, картофеле, макаронах.
- Что должно быть в продуктах, чтобы мы были здоровыми? (Витамины)
- Знаете ли вы, что означает слово «витамин»?
Витамин – источник жизни.
(Рассматривание Коллекции слайдов «Витамины (Во время показа слайдов о витаминах рассказывают подготовленные ученики, переодетые в костюмы витаминов)
Микроитог:
Итак, мы с вами узнали об основных веществах, которые нужны для роста и развития нашего организма, они являются строительным материалом. Но ни один продукт не даст всех питательных веществ, которые необходимы для поддержания хорошего здоровья, для этого нам нужны разные питательные вещества, значит пища, которую мы употребляем, должна быть разнообразной.
4. Физминутка.
5. Закрепление.
«Верно утверждение или нет?»
- Ребята, сейчас я вам буду правила питания и вредные советы, а вы, если услышите правило, встаете на носочки и делаете хлопок над головой, если услышите вредный совет, присаживаетесь и закрываете голову руками. Приготовились!(Используем карточки-опоры)
1. Нужно стараться есть разнообразную пищу.
2. Если хочешь - ешь чипсы, хоть каждый день.
3. В твоем рационе должно быть как можно больше печенья и конфет.
4. Сладкого и жирного надо есть поменьше.
5. Нужно больше есть фруктов и овощей.
6. Нужно стараться кушать в одно и тоже время.
Микроитог: Молодцы! Давайте сделаем вывод, что нужно нам знать и помнить, чтобы правильно питаться?
-
Знать содержание питательных веществ в продуктах.
-
Помнить правила правильного питания.
6. Работа с органами пищеварения
- Но куда же делась пища, которую вы съели? Что с ней произошло?
- На самом деле она лежит в животике, как в сундучке. С нею происходят чудесные превращения. Давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи или тайну пищеварения.
- итак, посмотрим как это происходит. Пище проходит в организме человека путь длиной в 6 – 8 м.
- Для начала мы кладем пищу в рот, ротовую полость. . Что у нас есть во рту?
(Рассматривание ротовой полости )
(Сообщения по время рассматривания)
- Зубы работают как жернова: откусывают перемалывают и пережевывают пищу. Это очень важная работа.
- Язык перемешивает пищу и продвигает её в глотку.
- ребята, а вы заметили, что в ротики постоянно мокро, почему? (там есть слюна)
- Слюна постоянно выделяется в небольшом количестве и смачивает пищу.
Попробуй, проглоти черствый хлеб. Все горло обдерешь. А если хлеб долго жевать, он хорошо смочится слюной и проглотить его будет нетрудно.
- после того, как пища превратилась в кашицу, она отправляется по пищеводу в маленькую пещерку – желудок.
Желудок похож на мешок. Слайд № 8
Этот мешок у каждого человека расположен под ребрами. Когда ребенок рождается размер его желудка 5 см, а взрослых любителей поесть желудок размером с футбольный мяч, а тех, кто мало кушает с кулачок.
Желудок своими стенками мнет, растирает и перемешивает пропитанную желудочным соком пищу. желудочный сок выделяется у человека регулярно несколько раз в сутки. Поэтому лучше питаться в одно и тоже время. Тогда желудок будет работать четко по графику! Как будто варит ее. Вот и называется этот процесс пищеварением - варением пищи.
А дальше начинается длинный извилистый коридор кишечника. Слайд №9
Он тянется почти на восемь метров! Но свёрнут он так плотно, что целиком помещается в животе. Только после того как пища пройдёт этот путь от начала до конца, она превратится в прозрачные растворы, которые может впитать в себя кровь и разнести по всему организму.
Кишечник состоит из толстой и тонкой кишки.
Большую роль в пищеварении играет печень. Слайд № 10
Выделяет в тонкий кишечник особую жидкость, необходимую для пищеварения - ЖЕЛЧЬ (она растворяет ЖИРЫ).
Вот так за 5- 6 часов наш организм извлекает из продуктов питательные вещества. А непереваренные остатки пищи удаляются из кишечника.
7. Работа в ТПО (индивидуальная)
Ребята, а теперь дайте еще раз вспомним, какой путь проходит пища в организме человека. Откройте тетради на стр. 62, задание 3. Укажите стрелками части пищеварительной системы.
Проверка: на слайде.
.Рефлексия. Оцените свою работу.
8. Итог урока. Итоговая рефлексия..
Молодцы! Ребята, наш урок подходит к концу, давайте с вами вспомним…
- какие питательные вещества получает человек с пищей?
- из каких органов состоит пищеварительная система?
- что нужно помнить, чтобы правильно питаться? ( С помощью учителя ученики выводят правила)
Такое питание
можно считать здоровым. Слайд № 11
А сейчас мы посмотрим, как вы усвоили все то, о чем мы говорили на уроке.
Тот, кто решил, что о своем здоровье надо заботиться и питаться так, чтобы организм получал только пользу – поднимет картинку с фруктом.
А тот, кто решил, что все, что хочется, то и полезно, а о здоровье можно подумать завтра – поднимет картинку с лимонадом.
Молодцы! Я вижу, что вы все усвоили правила здорового питания.
- Ребята, а теперь возьмите смайлики, которые соответствуют вашему настроению после нашего урока.
Спасибо за урок!
9. Домашнее задание.
Составить и красиво оформить меню правильного питания для Муравья Вопросика и рассказать родителям правила здорового питания.