kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Тип плоские черви "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока о внешнем и внутреннем строении плосих червей, на примере белой планарии.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Тип плоские черви "»



Урок на тему :Тип плоские черви. 7 класс

План урока:

Цель урока: сформировать у учащихся представление о плоских червях, особенностях их строения, приспособлениях к паразитизму, мерах борьбы с ними.

Задачи урока:

1. Обучающие:

  • познакомиться с классификацией плоских червей;

  • выявить общие признаки типа Плоские черви;

  • познакомиться с новыми терминами и понятиями.

2. Развивающие – развитие умения сравнивать, делать выводы.

3. Воспитательные –

  • понимание важности мер защиты от заражения гельминтами;

  • выявить зависимость жизни человека от жизнедеятельности плоских червей.

Форма проведения урока: урок изучение нового материала

Средства обучения: Презентация урока, раздаточный материал.

Основное содержание урока:

1.Черты более высокой степени организации в сравнении с кишечнополостными животными

2. Общие сведения о плоских червях (двусторонняя симметрия тела, трёхслойность).

3. Места обитания и представители свободноживущих плоских червей. Многообразие плоских червей.

4. Особенности внешнего строения свободноживущих плоских червей, обусловленные средой обитания.

5. Особенности внутреннего строения и процессов жизнедеятельности.

Ход урока

І. Орг.момент, психологический настрой учащихся.

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас приветствовать сегодня на уроке биологии. Давайте поприветствуем друг - друга словами:

Здравствуй друг,
Я пришел
Ты мне рад
Хорошо!

Теперь повернитесь друг к другу, пожмите руки, произнесите эти слова:

Здравствуй друг, ты пришел, очень рад, хорошо!

Садитесь.

Сегодня нас ждет удивительное общение и плодотворная деятельность.

Будьте внимательны, активны на уроке, и вы добьетесь успеха! Не забудьте подсчитать смайлики в конце урока, которые вы будете зарабатывать в течение всего урока.

2. Актуализация знаний и мотивация учащихся.

А.«Вопрос- ответ»

-Сколько слойный организм плоские черви, назовите эти слои;

-Какая симметрия у плоских червей?

- Почему тип назван плоские черви?

- Что такое паренхима?

- Какие прогрессивные черты в ходе эволюции возникли у плоских червей по сравнению с кишечнополостными?

- На какие классы делятся плоские черви?


Б. «Да или Нет»


1.У кишечнополостных животных 2 слоя клеток.

2.Сцифоидные медузы раздельнополоые животные.

3. Третий слой клеток пайродерма.

4. У активно передвигающихся животных двусторонняя симметрия

5. У полоских червей появляются ткани и органы.

6. Мышечные слои соединяясь с покровами образуют кожно-мускульный мешок.

7. У планарии есть специальный орган дыхания.

8. По строению вделяют три типа червей.

9. Белая планария паразит.

10. Планария относится к класс реснитчатые черви.

3.Выявление черт сходства и отличия между плоскими червями и кишечнополостными.
Учащиеся заполняют таблицу в тетради вместе с учителем «Сравнительная характеристика кишечнополостных и плоских червей» и делают по ней вывод.
Выявляют черты более высокой степени организации организмов в сравнении с Кишечнополостными животными.

Сравнительная характеристика кишечнополостных и плоских червей.



Общие признаки

Различие

1.Многоклеточность

2. Регенерация

Кишечнополостные

Плоские черви

-Лучевая симметрия тела

- Два слоя клеток

-Среда обитания вода


- Специализированные клетки

-Двусторонняя симметрия тела

-Три слоя клеток

-Среда обитания вода, живые организмы

-Настоящие ткани и органы


Вывод: плоские черви имеют более сложное строение по сравнению с кишечнополостными.


4. «Приведи соответствие»

Кишечнополостные__1,3,_6,_8,9,10,_14,15._________

Плоские черви_2,4,5,7,_9,11,12,13.________________

  1. Многоклеточные животные, имеющие 2 слоя клеток.

  2. Многоклеточные животные, имеющие 3 слоя клеток.

  3. Есть стрекательные клетки.

  4. Мезодерма.

  5. Имеют уплощенную форму тела.

  6. Лучевая симметрия.

  7. Двусторонняя симметрия.

  8. Бесполый способ размножения почкование.

  9. Дыхание осуществляется через всю поверхность тела.

  10. Есть промежуточные клетки.

  11. Развиты системы органов.

  12. Движение осуществляется кожно-мускульным мешком.

  13. Отсутствует полость тела.

  14. Различают щупальца и подошву.

  15. Есть стадия полипа.

Взаимопроверка и оценивание

15-14 баллов «5» 100-93%

13-11 баллов «4» 87-75%

10-8 баллов « 3» 66-53%

7-8 баллов «2» 48-0 %




5. Изучение нового материала.

а) Определение темы и цели урока.

Учитель перечисляет органы и функции органов, а учащиеся выдвигают версии, о чем будет вестись речь на уроке:

Звездчатые клетки, передняя и задняя кишка, нервные узлы и нервные стволы, слепо замкнутый кишечник, глотка, гермафродиты.


Тема урока записывается в тетрадь. Вопрос к классу:

- Что мы с вами будем сегодня изучать?

Цель урока называют учащиеся и проговаривают.


б) «Верите ли вы что….»


На заготовленных заранее бланках перед учащимися находятся утверждения. Учащиеся должны поставить «+» (верю) или «-» (не верю).


  1. У белой планарии нервная система представлена двумя нервными узлами и столбами.

«+» (верю) или «-» (не верю).

  1. Нервная система у планарии как у гидры.


  1. У белой планарии два глазика на щупальцах.


  1. У белой плонарии глотка может выворачиваться на ружу.


  1. Не переваренные остатки пищи у планари выбрасываются через рот.


  1. У белой планарии слепо замкнутый кишечник.


  1. Органы выделения у белой планарии звездчатые клетки.


  1. Органы выделения у белой планарии почки.


  1. Планария гермафродит.


  1. Планария раздельнополое животное.


  1. Женские половые органы яичники, а мужские семенники.




в) объяснение материала учителем:

Плоские черви – это многоклеточные животные, имеющие уплощенное тело. Промежутки между внутренними органами плоских червей заполнены рыхлой клеточной массой – паренхимой

Свободноживущие Трехслойные многоклеточные животные.  Двусторонняя симметрия.  Тело вытянуто и сплющено.  Не имеют полости тела.  Кровеносная и дыхательная системы отсутствуют. Есть специальные органы выделения – разветвленные канальцы.  Гермафродиты – имеют и мужские и женские половые органы.  Обитают в водной и наземно-воздушной среде

Плоского червя длиной около 2 см – Белую планарию – можно найти на дне пруда и на листьях водных растений. Она скользит по дну с помощью едва заметного волнообразного сокращения мышц тела. Под покровами тела планарии располагаются кольцевые и продольные мышцы, при помощи которых животное может менять форму тела и передвигаться. Вид: Белая планария

Пищеварение Пищеварительная система планарии она состоит из эктодермальной глотки и разветвлённой, слепо замкнутой энтодермальной средней кишки. Рот расположен на брюшной стороне тела. В связи с отсутствием анального отверстия не переваренные остатки пищи выходят через рот. Глотка планарии – это орган захвата пищи, а кишечник – орган в котором пища переваривается. Участвующие в захвате пищи, её передвижение и переваривании органы составляют систему органов, которая называется пищеварительной.

Разветвлённые трубочки, пронизывающие тело червя. Трубочки начинаются в паренхиме клетками звёздчатой формой. В каждой клетке имеется пучок длинных ресничек, которые постоянно колеблются. Их называют «пламенными клетками», потому что движение ресничек напоминает язычок колеблющегося пламени. Трубочки сливаются в два продольных канала, которые открываются наружу несколькими отверстиями на спинной стороне тела.  Выделительная система

Размножение. 1 способ – откладывание яиц Для того чтобы сформировалось яйцо, достаточно двум червям на несколько секунд соприкоснуться друг с другом. Так, мужские клетки соединятся с женскими, а образованная в результате оплодотворения зигота будет двигаться по яйцеводу. Там она будет постепенно наполняться питательными веществами и микроэлементами. На выходе она превратится в небольшой кокон, размер которого не превышает головки от булавочки. Этот кокон и есть яйцо планарии.

Нервная система представляет собой только отдельные скопления чувствительных нервных клеток на теле, нервные ответвления от таких клеточек как отходят к отдельным жизненно важным органам, так и подходят близко к поверхности кожи

Хорошо развиты органы осязания – чувствительные клетки, расположенные на поверхности тела. Особые органы осязания – парные щупальца расположены на переднем конце тела. Рядом с ними находятся глаза, с их помощью планария различает уровень освещённости. Имеется орган равновесия. Органы чувств


Физ. минутка: Закройте глаза и представьте, что вы проснулись на тропическом острове. Уже пригревает солнце . Открываем глаза и встаём. Потянулись! Оглянитесь кругом! Вот высоко созрели бананы – потянемся и сорвём их. Предложим соседу по парте. Посмотрим налево. Посмотрим направо. Отряхнём с себя песочек. А вот и наш корабль. Садитесь.


6) Закрепление материала


А) Учащиеся вместе с учителем опираясь на текст учебника заполняют таблицу о строении систем органов белой планарии






Название системы внутренних органов планарии 

Органы, образующие систему 


Выполняемые функции системы органов 


1.Нервная 


Головные нервные узлы и продольные нервными стволы, соединенные нервными перемычками 


Восприятие раздражений из окружающей среды и от внутренних органов. 

Ответная реакция организма на раздражение 


2 .Пищеварительная 




Рот, глотка, слепо замкнутый кишечник 



Захват и переваривание пищи 

3. Выделительная 

Пламенные клетки, 

Выделительные канальцы, каналы и поры. 

Выведение жидких продуктов обмена веществ

4.Половая 


Семенники-трубчатые семяпроводы. 

Парные яичники-яйцеводы 

Размножение, увеличение численности 


Б) возврат к таблице «Верите ли вы что….», учащиеся анализируют, где были их ошибки и что нового они узнали на уроке.


7) Рефлексия.




Заполнение анкеты


Фамилия, имя ученика и количество смайликов________________________________________________________

Анкета (нужное подчернуть):

1.На уроке я работал: активно / пассивно

2.Своей работой на уроке я: доволен / не доволен

3.Урок для меня показался: коротким / длинным полезным / бесполезным

4.За урок я: не устал / устал

5.Материал урока мне был: понятен / не понятен / интересен / скучен

6..Мое настроение после урока:

7. Твои пожелания__________________________________

Спасибо за урок!






Школа – лицей №23 им. З.Космодемьянской.













Открытый урок

по биологии:

«Тип плоские черви».











Подготовил: учитель биологии

Чичерина М.А.







г. Шымкент


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока "Тип плоские черви "

Автор: Чичерина Марина Александровна

Дата: 16.04.2017

Номер свидетельства: 409558

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока биологии "Многообразие червей" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-biologhii-mnoghoobraziie-chierviei"
    ["file_id"] => string(6) "161451"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422215231"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока по биологии в 7 классе по теме «Паразитические плоские черви  и меры борьбы с ними». "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-parazitichieskiie-ploskiie-chiervi-i-miery-bor-by-s-nimi"
    ["file_id"] => string(6) "101422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417028"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока на тему "Белая планария" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-bielaia-planariia"
    ["file_id"] => string(6) "101876"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402463289"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока биологии "Класс Насекомые" и презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-biologhii-klass-nasiekomyie-i-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "129278"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415652393"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока на тему: "Особенности строения и жизнедеятельности  насекомых" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-na-tiemu-osobiennosti-stroieniia-i-zhizniedieiatiel-nosti-nasiekomykh"
    ["file_id"] => string(6) "230463"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442149772"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства