kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по биологии в 7 классе по теме «Паразитические плоские черви и меры борьбы с ними».

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГУ «Алтынсаринская основная школа отдела образования акимата Костанайского района»

Дощанов Мурат Галимович,

учитель биологии высшей

квалификации первой категории

 

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА В 7А КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«Паразитические плоские черви

и меры борьбы с ними».

Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности паразитических червей класса Сосальщики и Ленточные черви, сформировать знания о способах приспособленности  паразитов в различных организмах и знаний о  способах предупреждения заражения гельминтами.

Задачи урока:

  • Обучающие: познакомить с особенностями индивидуального развития плоских червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, сформировать знания о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных паразитическими червями;
  • Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;
  • Воспитательные: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил гигиены в школе и дома. 

Тип урока: комбинированный;

Методы урока: Урок-презентация, словесный, частично-поисковый.

Оборудование: учебник «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс

И.И. Сонин, В.Б. Захаров; ПК и мультимедиа; карточки-задания, таблица.

 

 

Ход урока

 

I.Организационный момент. - Здравствуйте ребята! Садитесь! Итак, сегодня у нас необычный урок, с приглашением учителей нашей школы.

Объявление темы, цели и задач урока; (Слайд 1,2).

II. Актуализация знаний. Ребята! Мы с вами уже начали знакомиться с плоскими червями, и на прошлом уроке изучили тему «Особенности организации плоских червей. Класс Ресничные черви».

  1. С чего мы начали изучение нового типа червей? (Общей характеристики, классификации). (Слайд 3, 4).
  2. У доски по очереди заполняют схему классификации для всех типов червей. (Крепят таблички с обозначениями).

 

Царство     

Животные

Подцарство

Многоклеточные

Тип

Плоские черви    

Класс

Ресничные                                     

Класс

Сосальщики

Класс

Ленточные

 

 

 

 

 

 

 

III. Изучение нового материала. - Ребята, что бы вы хотели узнать о паразитических червях? (учащиеся самостоятельно формулируют вопросы)

    - Где паразитируют?

    - Какой вред наносят? Почему опасны?

    - Как черви стали паразитами?

    - Как защитить свой организм?

- Верно, это всё очень важно для каждого человека. Уточните тему нашего урока.

(«Паразитические черви и меры борьбы с ними»)

- Целью урока являются ответы на поставленные вами вопросы.

 Сегодня на уроке мы будем изучать тему, очень важную для каждого человека. Поэтому прошу быть всех внимательными и активными на уроке.

  -Как плоские черви стали паразитами? (Ответы детей).

  -Черви освоили огромные пищевые ресурсы океанического дна древней Земли. Но развитие жизни  на этом не остановилось: появились и более сложные животные, потеснившие червей. Теперь их разнообразие в морях и пресноводных водоемах не так велико. Огромное большинство червей, особенно плоских, сменило водную среду обитания на паразитический образ жизни.

 -Где паразитируют и какой вред они наносят?

 -Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим жизненный цикл некоторых червей.

Класс Сосальщики. Сейчас я зачитаю вам выписку из медицинской карты. «В областную больницу поступил ребенок 11 лет с жалобами на боли в животе, с постоянными головными болями, рвотой, тошнотой. Больной страдает бессонницей и повышенной раздражимостью. Проведено обследование, установлен диагноз- гельминтоз».

В течение урока мы с вами будем работать для того, чтобы научиться защищать себя, свой организм от заражения гельминтами. Чтобы знать меры профилактики, необходимо изучить строение и циклы развития этих паразитов. (Слайд 6,7,8)

 Цикл развития печеночного сосальщика сложный и заключает в себе смену хозяев и чередование поколений. Часть жизненного цикла связана с существованием в теле основного хозяина (корова, человек), другая часть в теле промежуточного хозяина.

Изучение строения и цикла развития печеночного сосальщика. Организация этих животных во многом напоминает черты ресничных червей, например, планарии, однако, в отличии от них, сосальщики ведут исключительно паразитический образ жизни. Форма тела сосальщиков чаще всего листовидная, размеры 3 – 4 см. Специализация их проявляется в наличии присосок, шипов, крючьев и других приспособлений для прикрепления, в высоком развитии половой системы, прохождении сложных жизненных циклов со сменой хозяев, а также в упрощении органов чувств.

Класс Сосальщиков включает около 4 тыс. видов. Типичный представитель класса – печёночный сосальщик, паразитирующий в желчных протоках печени и желчном пузыре ряда позвоночных. Паразит разрушает печёночные клетки, что может привести к кровотечению, а также закупорки желчных ходов и появлению желтухи.

Во время просмотра  демонстрации «жизненного цикла паразитических червей», вы заполните таблицу.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии в 7 классе по теме «Паразитические плоские черви и меры борьбы с ними». »






ГУ «Алтынсаринская основная школа отдела образования акимата Костанайского района»

Дощанов Мурат Галимович,

учитель биологии высшей

квалификации первой категории



ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА В 7А КЛАССЕ ПО ТЕМЕ:

«Паразитические плоские черви

и меры борьбы с ними».

Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности паразитических червей класса Сосальщики и Ленточные черви, сформировать знания о способах приспособленности паразитов в различных организмах и знаний о способах предупреждения заражения гельминтами.

Задачи урока:

  • Обучающие: познакомить с особенностями индивидуального развития плоских червей на примере печеночного сосальщика и свиного цепня, сформировать знания о способах заражения и мерах профилактики заболеваний, вызванных паразитическими червями;

  • Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, выбирать главное, обобщать, выделять причинно-следственные связи, формулировать выводы;

  • Воспитательные: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу, используя ИКТ, воспитывать бережное отношение к своему здоровью, соблюдение правил гигиены в школе и дома.

Тип урока: комбинированный;

Методы урока: Урок-презентация, словесный, частично-поисковый.

Оборудование: учебник «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс

И.И. Сонин, В.Б. Захаров; ПК и мультимедиа; карточки-задания, таблица.



Ход урока


I.Организационный момент. - Здравствуйте ребята! Садитесь! Итак, сегодня у нас необычный урок, с приглашением учителей нашей школы.

Объявление темы, цели и задач урока; (Слайд 1,2).

II. Актуализация знаний. Ребята! Мы с вами уже начали знакомиться с плоскими червями, и на прошлом уроке изучили тему «Особенности организации плоских червей. Класс Ресничные черви».

  1. С чего мы начали изучение нового типа червей? (Общей характеристики, классификации). (Слайд 3, 4).

  2. У доски по очереди заполняют схему классификации для всех типов червей. (Крепят таблички с обозначениями).


Царство

Животные

Подцарство

Многоклеточные

Тип

Плоские черви

Класс

Ресничные

Класс

Сосальщики

Класс

Ленточные








III. Изучение нового материала. - Ребята, что бы вы хотели узнать о паразитических червях? (учащиеся самостоятельно формулируют вопросы)

- Где паразитируют?

- Какой вред наносят? Почему опасны?

- Как черви стали паразитами?

- Как защитить свой организм?

- Верно, это всё очень важно для каждого человека. Уточните тему нашего урока.

(«Паразитические черви и меры борьбы с ними»)

- Целью урока являются ответы на поставленные вами вопросы.

Сегодня на уроке мы будем изучать тему, очень важную для каждого человека. Поэтому прошу быть всех внимательными и активными на уроке.

-Как плоские черви стали паразитами? (Ответы детей).

-Черви освоили огромные пищевые ресурсы океанического дна древней Земли. Но развитие жизни на этом не остановилось: появились и более сложные животные, потеснившие червей. Теперь их разнообразие в морях и пресноводных водоемах не так велико. Огромное большинство червей, особенно плоских, сменило водную среду обитания на паразитический образ жизни.

-Где паразитируют и какой вред они наносят?

-Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим жизненный цикл некоторых червей.

Класс Сосальщики. Сейчас я зачитаю вам выписку из медицинской карты. «В областную больницу поступил ребенок 11 лет с жалобами на боли в животе, с постоянными головными болями, рвотой, тошнотой. Больной страдает бессонницей и повышенной раздражимостью. Проведено обследование, установлен диагноз- гельминтоз».

В течение урока мы с вами будем работать для того, чтобы научиться защищать себя, свой организм от заражения гельминтами. Чтобы знать меры профилактики, необходимо изучить строение и циклы развития этих паразитов. (Слайд 6,7,8)

Цикл развития печеночного сосальщика сложный и заключает в себе смену хозяев и чередование поколений. Часть жизненного цикла связана с существованием в теле основного хозяина (корова, человек), другая часть в теле промежуточного хозяина.

Изучение строения и цикла развития печеночного сосальщика. Организация этих животных во многом напоминает черты ресничных червей, например, планарии, однако, в отличии от них, сосальщики ведут исключительно паразитический образ жизни. Форма тела сосальщиков чаще всего листовидная, размеры 3 – 4 см. Специализация их проявляется в наличии присосок, шипов, крючьев и других приспособлений для прикрепления, в высоком развитии половой системы, прохождении сложных жизненных циклов со сменой хозяев, а также в упрощении органов чувств.

Класс Сосальщиков включает около 4 тыс. видов. Типичный представитель класса – печёночный сосальщик, паразитирующий в желчных протоках печени и желчном пузыре ряда позвоночных. Паразит разрушает печёночные клетки, что может привести к кровотечению, а также закупорки желчных ходов и появлению желтухи.

Во время просмотра демонстрации «жизненного цикла паразитических червей», вы заполните таблицу.



Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Человеческая аскарида

1. Промежуточный хозяин

Моллюски

Корова

-

2. Окончательный хозяин

Корова, овца, человек

Человек

Человек

3. Пораженный орган

Печень

Кишечник

Кишечник

4. Пути заражения

Сырая вода

Поедание непроваренной говядины

Сырая вода, немытые овощи


Класс Ленточные черви. Самостоятельная работа учащихся в группах по заданиям. (Слайд 9)

Ленточные плоские черви, как и сосальщики, ведут исключительно паразитический образ жизни, и это наложило на них значительно большой отпечаток, чем на сосальщиков.

Класс включает около 3 тыс. видов.


В половозрелом состоянии они обитают в тонком кишечнике позвоночных, личиночные формы живут в полости тела и внутри различных органов беспозвоночных и позвоночных.

Величина взрослых ленточных червей колеблется от 1 мм до 10 – 30 м. Окраска тела однообразная – белая или желтоватая, характерная для многих внутренних паразитов. Тело лентовидное, сильно вытянуто в длину и в большинстве случаев поделено на значительное число члеников. Иногда тело может нерасчлененным. На переднем конце – небольшая головка с органами прикрепления (присосками или крючьями), за ней следует не разделённая на сегменты шейка, а далее членики (слайд 10).

Ленточные черви глубже и полнее, чем сосальщик приспособились к паразитическому существованию: у них отсутствует кишечник, а питание происходит путём диффузии всей поверхностью тела; личинки, как и взрослые половозрелые особи, паразитический образ жизни.

«Жизненный цикл бычьего цепня» (слайды 11, 12).

Ленточная форма бычьего цепня в кишечнике человека может жить до 15 лет, отделяя в среднем за каждый год до 2,5 тысяч зрелых члеников, наполненных яйцами. Непосредственную опасность для человека может представлять и другой ленточный червь – эхинококк, которым можно заразиться через грязную шерсть собаки и получить тяжёлое заболевание печени. Лентецом широким можно заразиться, поедая заражённую рыбу – сырую, слабокопчённую или вяленную.

В отличие от бычьего, цепень свиной ( слайд 13) имеет более скромные размеры, и его членики не способны передвигаться самостоятельно, однако именно он вызывает опаснейшие заболевания. Причиной являются не только взрослые особи гельминта, паразитирующие в желудочно-кишечном тракте человека, но личинки цепня, которые могут обитать в форме личинок-финнок практически в любых органах и тканях человека, свиней, овец, кошек и собак. Заражение: у свиней (поедание нечистот). «Свинья грязь всегда найдет» - поговорка.

Цикл развития свиного цепня:

яйцо;

онкосфера;

финна (цистицерк);

взрослая особь.

Развитие эхинококка ( слайд 13). Непосредственную опасность для человека может представлять и другой ленточный червь – эхинококк, которым можно заразиться через грязную шерсть собаки и получить тяжёлое заболевание печени. Лентецом широким можно заразиться, поедая заражённую рыбу – сырую, слабокопчённую или вяленную.

Приспособления к паразитизму ( слайд 14).

Методы защиты от заражения паразитическими червями ( слайды 15, 16, 17, 18). Обсуждение методов защиты от паразитических червей.


 Мыть руки, овощи и фрукты перед едой.


 Всегда кипятить воду из открытых водоёмов перед употреблением.


 Не брать в природе растения в рот.


 Тщательно проваривать и прожаривать мясо.


 Уничтожать мух и тараканов.

Профилактическая работа в городе и в школе.

Гельминтология – наука о паразитических червях.

Большую роль в разработке способов борьбы с гельминтами и профилактике гельминтозов сыграл советский академик Константин Иванович Скрябин.

IV. Закрепление знаний. (Слайды 20-24).

В заданиях ГИА и ЕГЭ есть вопросы по паразитическим червям. Сейчас мы с вами ответим на эти вопросы.

Часть А. У каких червей в цикле развития промежуточный хозяин прудовик?

А) бычий цепень В) широкий лентец

Б) печеночный сосальщик Г) эхинококк.


В6. Установите последовательность этапов жизненного цикл; свиного цепня.

А) финна

Б) половозрелая особь

В) яйцо

Г) личинка

С1. Почему нельзя есть сырое, плохо проваренное и плохо прожаренное мясо и рыбу?

С». Почему нельзя пить некипяченую воду?

V. Итог урока. Выставление оценок.

Инструктирование по выполнению домашнего задания. (Слайд 18).

VI. Этап рефлексии.

Я предлагаю вам задуматься о словах , которые вы видите на доске.

Выскажите, пожалуйста, ваше отношение к ним.

«Хороший повар стоит доктора». О чем они предупреждают нас?

Какие меры профилактики мы должны соблюдать?

«Наше здоровье – в наших руках» - действительно ли это так?






Происхождение паразитических червей

По данным науки, первые многоклеточные животные появились в воде; они произошли от колониальных простейших – жгутиковых, похожих на вольвокс, и располагались в толще воды во взвешенном состоянии, и любое перемещение для них было безразлично. Поэтому можно допустить, что первые многоклеточные имели форму шара. По мере развития и усложнения организмов под действием силы тяжести они стали различать «верх» и «низ» и потеряли симметрию шара. Животные, ведущие прикрепленный образ жизни, такие, как гидра, приобрели симметрию, которая способствует ловле добычи и защите от врагов, появляющихся с любой стороны. Ось симметрии этих животных показывает силу тяжести.


Те животные, которые были способны передвигаться в каком-то избранном направлении, приобрели двустороннюю симметрию тела. На ее появление важное влияние оказало как направление силы тяжести, так и направление движения животного. Для двусторонне симметричных видов характерно наличие двух примерно одинаковых частей тела, что помогает им сохранить равновесие, прямолинейно передвигаться, быстрее находить пищу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Дощанов Мурат Галимович

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 101422

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока биологии "Бычий цепень как представитель плоских ленточных червей""
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekturokabiologhiibychiitsiepienkakpriedstavitielploskikhlientochnykhchierviei"
    ["file_id"] => string(6) "275737"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452613987"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства