kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Общая характеристика червей. Тип Плоские черви".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Общая характеристика червей. Тип Плоские черви", в соответствии с ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Общая характеристика червей. Тип Плоские черви".»

7 класс. Урок № ___ Дата_______


Тема: Общая характеристика червей. Тип Плоские черви.

Цель урока: узнать, каковы отличительные черты плоских червей, из чего складывается жизненный цикл паразитических плоских червей.

Задачи урока: а) Образовательные: познакомиться с классификацией плоских червей, выявить общие признаки типа Плоские черви; б) Воспитательные воспитывать понимание важности мер защиты от заражения гельминтами, выявить зависимость жизни человека от жизнедеятельности плоских червей; в) Развивающие: развитие умения сравнивать, делать выводы.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся дают характеристику плоским червям, особенностям их строения, приспособлениям к паразитизму, мерах борьбы с ними.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

строить речевое высказывание в устной форме;

устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

формулировать собственное мнение и позицию.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу – плоские черви, делают вывод о мерах профилактики заражения паразитическими червями, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия и термины: кожно-мускульный мешок, паренхима, кишечник, звездчатые клетки, анаэробное дыхание, центральная нервная система, периферическая нервная система, ганглий, глаза, сенсиллы, гермафродизм, паразитические формы, промежуточный хозяин, окончательный хозяин.

Связь с ранее изученным материалом: симметрия тела, системы органов.

Методы: объяснение, беседа, наглядный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование и материалы: таблицы «Тип Плоские черви», микропрепарат сосальщик, микроскоп, презентация.


Структура и содержание урока.


  1. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

Вопросы к учащимся:

  1. Почему кишечнополостных относят к низшим многоклеточным?

  2. Каково внешнее строение гидры?

  3. Каковы особенности строения клеток наружного слоя гидры в связи с их функциями?

  4. Каковы особенности строения клеток внутреннего слоя гидры в связи с их функциями?

  5. Каково разнообразие кишечнополостных?

  6. Каково значение кишечнополостных?

  1. Изучение нового материала.

План.

  1. Основные признаки.

  2. Разнообразие плоских червей.

  3. Роль плоских червей в экосистемах.

Рассказ учителя с частичными записями в тетради.

Каковы общие признаки червей? Черви – это многоклеточные животные с вытянутым телом. у червей разделяют передний и задний концы тела. Черви имеют двустороннюю симметрию тела. Червей относят к трехслойным многоклеточным животным, потому что их ткани и органы формируются из трех зародышевых слоев. Покровы тела и кожная мускулатура образуют кожно-мускульный мешок, а в нем находятся мягкие ткани и внутренние органы.

Какова общая характеристика плоских червей? Тип Плоские черви. Насчитывает около 12000 видов, большинство из которых являются паразитами человека и животных. Свободноживущие виды обитают в морях и пресных водоемах, иногда встречаются во влажных местах суши. Длина тела плоских червей от долей мм до 30 метров (лентец - паразит кишечника кашалота). Для плоских червей характерна двусторонняя симметрия тела. Тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении и имеет вид листка, пластинки или ленты.

Какие классы включает тип Плоские черви? Тип Плоские черви включает три класса: свободноживущие ресничные черви, паразитические сосальщики и ленточные черви (Слайд 2 – 3).

Какое строение тела плоских червей? Покровы представлены кожно-мускульным мешком, состоящего из однослойного реснитчатого эпителия, и трех слоев мышц (продольные, кольцевые, косые). Промежутки между органами заполнены паренхимой, которая выполняет опорную функцию (Слайд 4).

Каково строение пищеварительной системы? Пищеварительная система состоит из ротового (анального) отверстия, глотки и слепо замкнутой кишки. У некоторых паразитических червей пищеварительная система отсутствует, питательные вещества поступают через покровы (Слайд 5).

Каково строение выделительной системы? Выделительная система (протонефридии) начинается звездчатыми клетками, от которых в просвет канальцев обращены реснички, продукты обмена веществ проходят по канальцам и выходят через выделительные поры (Слайд 6).

Каково строение нервной системы и органов чувств? Нервная система плоских червей делится на центральную и периферическую. Центральная нервная система представлена головным нервным узлом и отходящих от него нервных столбов, соединенных между собой кольцевыми перемычками. Периферическая нервная система образована нервными отростками и окончаниями. Нервная система обеспечивает реакции на раздражители. Органы чувств представлены глазами, органами равновесия и сенсиллами. Сенсиллы - неподвижные образования (реснички и др.) к которым подходят нервные окончания. Разные типы сенсилл могут воспринимать различные раздражители (температуру, прикосновения, химические вещества и др.) (Слайд 7 - 9).

Как размножаются плоские черви? Большинство. плоских червей гермафродиты, оплодотворение внутреннее, может быть, как перекрестным, так и самооплодотворение. У большинства свободноживущих развитие прямое, но у паразитов наблюдается сложные превращения с изменением нескольких хозяев (Слайд 10).

Что необходимо знать о классе Сосальщики? Среди сосальщиков широко распространен печеночный сосальщик. Взрослая особь обитает в печени КРС, его яйца (до 100000 в сутки) вместе с калом выводятся наружу. Для дальнейшего развития они должны попасть в воду, где из них выходят личинки (покрытые ресничками), проникая в тело моллюска - малый прудовик, личинка развивается и размножается партеногенетическим путем (без оплодотворения). Из моллюска выходят личинки, имеющие мускулистый хвост, плавая они, располагаются на поверхности воды или на растениях и инцистируются. Животные заражаются, поедая растения с цистами или выпивая воду (Слайд 11).

ФИЗМИНУТКА - просмотр печеночного сосальщика под микроскопом.

Что необходимо знать о классе Ленточные черви? Среди ленточных червей для человека опасны бычий и свиной цепни. Цикл развития бычьего цепня похож со свиным (Слайд 12 - 13).

Как плоские черви приспособились к паразитизму? Черты приспособленности к паразитизму - большая плодовитость, отсутствие некоторых систем органов, органы прикрепления (Слайд 143).

Как можно защитить себя от паразитических червей? Главными мерами по защите человека от паразитов являются: правильное приготовление мяса, употребление кипяченной, очищенной воды, соблюдение правил гигиены.

III. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

Вопросы к учащимся:

  1. Назовите характерные признаки плоских червей.

  2. В чем особенность пищеварительной системы белой планарии?

  3. Чем нервная система планарии отличается от нервной системы гидры?

  4. Чем представлена выделительная система планарии?

  5. Как происходит размножение и развитие у планарии?

  6. Кто является окончательным и промежуточным хозяином бычьего цепня?

  7. Почему свиной и бычий цепни относят к классу Ленточные черви?

  8. Какова профилактика заражения бычьим и свиным цепнями?

Самооценка и взаимооценка.

IV. Домашнее задание: § 9, записи в тетради выучить. ИЗ: подготовить социальную рекламу о профилактике заражения плоскими червями.

Рефлексия: Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Больше всего на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке я затруднялся…

Хронометраж урока:

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

5 мин.

Изучение нового материала.

30 мин.

Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

8 мин.

Домашнее задание.

2 мин.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Общая характеристика червей. Тип Плоские черви".

Автор: Паничкина Антонина Геннадиевна

Дата: 29.11.2021

Номер свидетельства: 592960

Похожие файлы

object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока по биологии в 7 классе по теме «Паразитические плоские черви  и меры борьбы с ними». "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-parazitichieskiie-ploskiie-chiervi-i-miery-bor-by-s-nimi"
    ["file_id"] => string(6) "101422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417028"
  }
}
object(ArrayObject)#895 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока биологии "Класс Насекомые" и презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-biologhii-klass-nasiekomyie-i-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "129278"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415652393"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока на тему: "Особенности строения и жизнедеятельности  насекомых" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-na-tiemu-osobiennosti-stroieniia-i-zhizniedieiatiel-nosti-nasiekomykh"
    ["file_id"] => string(6) "230463"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442149772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства