Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Общая характеристика червей. Тип Плоские черви".»
7 класс. Урок № ___ Дата_______
Тема: Общая характеристика червей. Тип Плоские черви.
Цель урока: узнать, каковы отличительные черты плоских червей, из чего складывается жизненный цикл паразитических плоских червей.
Задачи урока: а) Образовательные: познакомиться с классификацией плоских червей, выявить общие признаки типа Плоские черви; б) Воспитательные воспитывать понимание важности мер защиты от заражения гельминтами, выявить зависимость жизни человека от жизнедеятельности плоских червей; в) Развивающие: развитие умения сравнивать, делать выводы.
Планируемые результаты:
Предметные
Метапредметные
Личностные
Учащиеся дают характеристику плоским червям, особенностям их строения, приспособлениям к паразитизму, мерах борьбы с ними.
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;
строить речевое высказывание в устной форме;
устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
формулировать собственное мнение и позицию.
Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу – плоские черви, делают вывод о мерах профилактики заражения паразитическими червями, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
Тип урока: комбинированный.
Основные понятия и термины: кожно-мускульный мешок, паренхима, кишечник, звездчатые клетки, анаэробное дыхание, центральная нервная система, периферическая нервная система, ганглий, глаза, сенсиллы, гермафродизм, паразитические формы, промежуточный хозяин, окончательный хозяин.
Связь с ранее изученным материалом: симметрия тела, системы органов.
Методы: объяснение, беседа, наглядный.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.
Оборудование и материалы: таблицы «Тип Плоские черви», микропрепарат сосальщик, микроскоп, презентация.
Структура и содержание урока.
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.
Вопросы к учащимся:
Почему кишечнополостных относят к низшим многоклеточным?
Каково внешнее строение гидры?
Каковы особенности строения клеток наружного слоя гидры в связи с их функциями?
Каковы особенности строения клеток внутреннего слоя гидры в связи с их функциями?
Каково разнообразие кишечнополостных?
Каково значение кишечнополостных?
Изучение нового материала.
План.
Основные признаки.
Разнообразие плоских червей.
Роль плоских червей в экосистемах.
Рассказ учителя с частичными записями в тетради.
Каковы общие признаки червей? Черви – это многоклеточные животные с вытянутым телом. у червей разделяют передний и задний концы тела. Черви имеют двустороннюю симметрию тела. Червей относят к трехслойным многоклеточным животным, потому что их ткани и органы формируются из трех зародышевых слоев. Покровы тела и кожная мускулатура образуют кожно-мускульный мешок, а в нем находятся мягкие ткани и внутренние органы.
Какова общая характеристика плоских червей? Тип Плоские черви. Насчитывает около 12000 видов, большинство из которых являются паразитами человека и животных. Свободноживущие виды обитают в морях и пресных водоемах, иногда встречаются во влажных местах суши. Длина тела плоских червей от долей мм до 30 метров (лентец - паразит кишечника кашалота). Для плоских червей характерна двусторонняя симметрия тела. Тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении и имеет вид листка, пластинки или ленты.
Какие классы включает тип Плоские черви? Тип Плоские черви включает три класса: свободноживущие ресничные черви, паразитические сосальщики и ленточные черви (Слайд 2 – 3).
Какое строение тела плоских червей? Покровы представлены кожно-мускульным мешком, состоящего из однослойного реснитчатого эпителия, и трех слоев мышц (продольные, кольцевые, косые). Промежутки между органами заполнены паренхимой, которая выполняет опорную функцию (Слайд 4).
Каково строение пищеварительной системы? Пищеварительная система состоит из ротового (анального) отверстия, глотки и слепо замкнутой кишки. У некоторых паразитических червей пищеварительная система отсутствует, питательные вещества поступают через покровы (Слайд 5).
Каково строение выделительной системы? Выделительная система (протонефридии) начинается звездчатыми клетками, от которых в просвет канальцев обращены реснички, продукты обмена веществ проходят по канальцам и выходят через выделительные поры (Слайд 6).
Каково строение нервной системы и органов чувств? Нервная система плоских червей делится на центральную и периферическую. Центральная нервная система представлена головным нервным узлом и отходящих от него нервных столбов, соединенных между собой кольцевыми перемычками. Периферическая нервная система образована нервными отростками и окончаниями. Нервная система обеспечивает реакции на раздражители. Органы чувств представлены глазами, органами равновесия и сенсиллами. Сенсиллы - неподвижные образования (реснички и др.) к которым подходят нервные окончания. Разные типы сенсилл могут воспринимать различные раздражители (температуру, прикосновения, химические вещества и др.) (Слайд 7 - 9).
Как размножаются плоские черви? Большинство. плоских червей гермафродиты, оплодотворение внутреннее, может быть, как перекрестным, так и самооплодотворение. У большинства свободноживущих развитие прямое, но у паразитов наблюдается сложные превращения с изменением нескольких хозяев (Слайд 10).
Что необходимо знать о классе Сосальщики? Среди сосальщиков широко распространен печеночный сосальщик. Взрослая особь обитает в печени КРС, его яйца (до 100000 в сутки) вместе с калом выводятся наружу. Для дальнейшего развития они должны попасть в воду, где из них выходят личинки (покрытые ресничками), проникая в тело моллюска - малый прудовик, личинка развивается и размножается партеногенетическим путем (без оплодотворения). Из моллюска выходят личинки, имеющие мускулистый хвост, плавая они, располагаются на поверхности воды или на растениях и инцистируются. Животные заражаются, поедая растения с цистами или выпивая воду (Слайд 11).
ФИЗМИНУТКА - просмотр печеночного сосальщика под микроскопом.
Что необходимо знать о классе Ленточные черви? Среди ленточных червей для человека опасны бычий и свиной цепни. Цикл развития бычьего цепня похож со свиным (Слайд 12 - 13).
Как плоские черви приспособились к паразитизму? Черты приспособленности к паразитизму - большая плодовитость, отсутствие некоторых систем органов, органы прикрепления (Слайд 143).
Как можно защитить себя от паразитических червей? Главными мерами по защите человека от паразитов являются: правильное приготовление мяса, употребление кипяченной, очищенной воды, соблюдение правил гигиены.
III. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.
Вопросы к учащимся:
Назовите характерные признаки плоских червей.
В чем особенность пищеварительной системы белой планарии?
Чем нервная система планарии отличается от нервной системы гидры?
Чем представлена выделительная система планарии?
Как происходит размножение и развитие у планарии?
Кто является окончательным и промежуточным хозяином бычьего цепня?
Почему свиной и бычий цепни относят к классу Ленточные черви?
Какова профилактика заражения бычьим и свиным цепнями?
Самооценка и взаимооценка.
IV. Домашнее задание:§ 9, записи в тетради выучить. ИЗ: подготовить социальную рекламу о профилактике заражения плоскими червями.
Рефлексия: Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал…
Сегодня на уроке я научился…
Больше всего на уроке мне понравилось…
Сегодня на уроке я затруднялся…
Хронометраж урока:
Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.
5 мин.
Изучение нового материала.
30 мин.
Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.