kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Общая характеристика червей. Тип Плоские черви".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока "Общая характеристика червей. Тип Плоские черви", в соответствии с ФГОС

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Общая характеристика червей. Тип Плоские черви".»

7 класс. Урок № ___ Дата_______


Тема: Общая характеристика червей. Тип Плоские черви.

Цель урока: узнать, каковы отличительные черты плоских червей, из чего складывается жизненный цикл паразитических плоских червей.

Задачи урока: а) Образовательные: познакомиться с классификацией плоских червей, выявить общие признаки типа Плоские черви; б) Воспитательные воспитывать понимание важности мер защиты от заражения гельминтами, выявить зависимость жизни человека от жизнедеятельности плоских червей; в) Развивающие: развитие умения сравнивать, делать выводы.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся дают характеристику плоским червям, особенностям их строения, приспособлениям к паразитизму, мерах борьбы с ними.

Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

строить речевое высказывание в устной форме;

устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

формулировать собственное мнение и позицию.

Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу – плоские черви, делают вывод о мерах профилактики заражения паразитическими червями, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: комбинированный.

Основные понятия и термины: кожно-мускульный мешок, паренхима, кишечник, звездчатые клетки, анаэробное дыхание, центральная нервная система, периферическая нервная система, ганглий, глаза, сенсиллы, гермафродизм, паразитические формы, промежуточный хозяин, окончательный хозяин.

Связь с ранее изученным материалом: симметрия тела, системы органов.

Методы: объяснение, беседа, наглядный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование и материалы: таблицы «Тип Плоские черви», микропрепарат сосальщик, микроскоп, презентация.


Структура и содержание урока.


  1. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

Вопросы к учащимся:

  1. Почему кишечнополостных относят к низшим многоклеточным?

  2. Каково внешнее строение гидры?

  3. Каковы особенности строения клеток наружного слоя гидры в связи с их функциями?

  4. Каковы особенности строения клеток внутреннего слоя гидры в связи с их функциями?

  5. Каково разнообразие кишечнополостных?

  6. Каково значение кишечнополостных?

  1. Изучение нового материала.

План.

  1. Основные признаки.

  2. Разнообразие плоских червей.

  3. Роль плоских червей в экосистемах.

Рассказ учителя с частичными записями в тетради.

Каковы общие признаки червей? Черви – это многоклеточные животные с вытянутым телом. у червей разделяют передний и задний концы тела. Черви имеют двустороннюю симметрию тела. Червей относят к трехслойным многоклеточным животным, потому что их ткани и органы формируются из трех зародышевых слоев. Покровы тела и кожная мускулатура образуют кожно-мускульный мешок, а в нем находятся мягкие ткани и внутренние органы.

Какова общая характеристика плоских червей? Тип Плоские черви. Насчитывает около 12000 видов, большинство из которых являются паразитами человека и животных. Свободноживущие виды обитают в морях и пресных водоемах, иногда встречаются во влажных местах суши. Длина тела плоских червей от долей мм до 30 метров (лентец - паразит кишечника кашалота). Для плоских червей характерна двусторонняя симметрия тела. Тело сплюснуто в спинно-брюшном направлении и имеет вид листка, пластинки или ленты.

Какие классы включает тип Плоские черви? Тип Плоские черви включает три класса: свободноживущие ресничные черви, паразитические сосальщики и ленточные черви (Слайд 2 – 3).

Какое строение тела плоских червей? Покровы представлены кожно-мускульным мешком, состоящего из однослойного реснитчатого эпителия, и трех слоев мышц (продольные, кольцевые, косые). Промежутки между органами заполнены паренхимой, которая выполняет опорную функцию (Слайд 4).

Каково строение пищеварительной системы? Пищеварительная система состоит из ротового (анального) отверстия, глотки и слепо замкнутой кишки. У некоторых паразитических червей пищеварительная система отсутствует, питательные вещества поступают через покровы (Слайд 5).

Каково строение выделительной системы? Выделительная система (протонефридии) начинается звездчатыми клетками, от которых в просвет канальцев обращены реснички, продукты обмена веществ проходят по канальцам и выходят через выделительные поры (Слайд 6).

Каково строение нервной системы и органов чувств? Нервная система плоских червей делится на центральную и периферическую. Центральная нервная система представлена головным нервным узлом и отходящих от него нервных столбов, соединенных между собой кольцевыми перемычками. Периферическая нервная система образована нервными отростками и окончаниями. Нервная система обеспечивает реакции на раздражители. Органы чувств представлены глазами, органами равновесия и сенсиллами. Сенсиллы - неподвижные образования (реснички и др.) к которым подходят нервные окончания. Разные типы сенсилл могут воспринимать различные раздражители (температуру, прикосновения, химические вещества и др.) (Слайд 7 - 9).

Как размножаются плоские черви? Большинство. плоских червей гермафродиты, оплодотворение внутреннее, может быть, как перекрестным, так и самооплодотворение. У большинства свободноживущих развитие прямое, но у паразитов наблюдается сложные превращения с изменением нескольких хозяев (Слайд 10).

Что необходимо знать о классе Сосальщики? Среди сосальщиков широко распространен печеночный сосальщик. Взрослая особь обитает в печени КРС, его яйца (до 100000 в сутки) вместе с калом выводятся наружу. Для дальнейшего развития они должны попасть в воду, где из них выходят личинки (покрытые ресничками), проникая в тело моллюска - малый прудовик, личинка развивается и размножается партеногенетическим путем (без оплодотворения). Из моллюска выходят личинки, имеющие мускулистый хвост, плавая они, располагаются на поверхности воды или на растениях и инцистируются. Животные заражаются, поедая растения с цистами или выпивая воду (Слайд 11).

ФИЗМИНУТКА - просмотр печеночного сосальщика под микроскопом.

Что необходимо знать о классе Ленточные черви? Среди ленточных червей для человека опасны бычий и свиной цепни. Цикл развития бычьего цепня похож со свиным (Слайд 12 - 13).

Как плоские черви приспособились к паразитизму? Черты приспособленности к паразитизму - большая плодовитость, отсутствие некоторых систем органов, органы прикрепления (Слайд 143).

Как можно защитить себя от паразитических червей? Главными мерами по защите человека от паразитов являются: правильное приготовление мяса, употребление кипяченной, очищенной воды, соблюдение правил гигиены.

III. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

Вопросы к учащимся:

  1. Назовите характерные признаки плоских червей.

  2. В чем особенность пищеварительной системы белой планарии?

  3. Чем нервная система планарии отличается от нервной системы гидры?

  4. Чем представлена выделительная система планарии?

  5. Как происходит размножение и развитие у планарии?

  6. Кто является окончательным и промежуточным хозяином бычьего цепня?

  7. Почему свиной и бычий цепни относят к классу Ленточные черви?

  8. Какова профилактика заражения бычьим и свиным цепнями?

Самооценка и взаимооценка.

IV. Домашнее задание: § 9, записи в тетради выучить. ИЗ: подготовить социальную рекламу о профилактике заражения плоскими червями.

Рефлексия: Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня на уроке я научился…

Больше всего на уроке мне понравилось…

Сегодня на уроке я затруднялся…

Хронометраж урока:

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности учащихся.

5 мин.

Изучение нового материала.

30 мин.

Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

8 мин.

Домашнее задание.

2 мин.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Общая характеристика червей. Тип Плоские черви".

Автор: Паничкина Антонина Геннадиевна

Дата: 29.11.2021

Номер свидетельства: 592960

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока по биологии в 7 классе по теме «Паразитические плоские черви  и меры борьбы с ними». "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-parazitichieskiie-ploskiie-chiervi-i-miery-bor-by-s-nimi"
    ["file_id"] => string(6) "101422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417028"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока биологии "Класс Насекомые" и презентация к уроку "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-biologhii-klass-nasiekomyie-i-priezientatsiia-k-uroku"
    ["file_id"] => string(6) "129278"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415652393"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока на тему: "Особенности строения и жизнедеятельности  насекомых" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-na-tiemu-osobiennosti-stroieniia-i-zhizniedieiatiel-nosti-nasiekomykh"
    ["file_id"] => string(6) "230463"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442149772"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства