kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Тип плоские черви"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Тип плоские черви"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Тип плоские черви"»



МКОУ «Цатанихская СОШ»







Конспект урока

«Тип Плоские черви».

Класс: 7


Учитель: Шамсудинов М.М.


























Цель: формирование представлений об особенностях строения плоских червей как трехслойных двустороннесимметричных животных.


Задачи: познакомить обучающихся с особенностями внешнего и внутреннего строения и жизнедеятельности плоских червей на примере белой планарии; научить различать части тела, органы и системы органов, а также представителей плоских червей  на рисунках и таблицах; сформировать представление о преимуществах плоских червей перед кишечнопостными животными; сформировать представление о санитарно-гигиенических нормах, позволяющих избежать заражения паразитическими плоскими червями; продолжить работу по формированию универсальных учебных действий на основе тематического содержания урока; сформировать условия для развития познавательного интереса к предмету и повышения мотивации учения.

Оборудование: учебник; рисунки, таблиц с изображениями плоских червей ; интерактивное учебное пособие, мультимедийная установка и компьютер.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Проверка знаний: тест: (два варианта)

1 вариант

А1. Ответная реакция организма гидры на действие внешних раздражителей

  1. регенерация

  2. оплодотворение

  3. рефлекс

  4. почкование

А2. Колонии кораллов образуют животные, которые относятся к типу

  1. моллюсков

  2. кишечнополостных

  3. ланцетников

  4. простейших

А3. Стенка тела гидры состоит из … слоёв

  1. одного

  2. двух

  3. трёх

  4. четырёх

А4. В состав эктодермы гидры не входит

  1. кожно-мускульные клетки

  2. стрекательные клетки

  3. нервные клетки

  4. пищеварительные клетки

А5. Между эктодермой и энтодермой гидры расположена

  1. опорная пластинка

  2. мезоглея

  3. гиподерма

  4. мезодерма

А6. Наибольшее скопление стрекательных клеток у гидры

  1. у рта и на подошве

  2. у рта и на стебельке тела

  3. у рта и на щупальцах

  4. у рта и на стенках кишечной полости

А7. К типу Кишечнополостные относится

  1. актинии

  2. асцидии

  3. офиуры

  4. голотурии

А8. Гидра обитает в

  1. пресных водоёмах с быстрым течением

  2. пресных водоёмах со стоячей водой

  3. опреснённых лиманах

  4. морях и океанах

А9. Самой крупной из известных медуз является

  1. цианея антарктическая

  2. корнерот

  3. крестовичок

  4. кассиопея

А10. Кишечная (гастральная) полость медуз

  1. простая мешкообразная

  2. разделённая на передний и задний отделы

  3. разветвлённая

  4. не выражена

В1. Выберите признаки относящиеся только к кищечнополостным животным

А) трёхслойное строение тела

Б) двусторонняя симметрия

В) двухслойное строение тела

Г) в цикле развития присутствует стадия полипа

Д) паразитирующие организмы

Е) тело состоит из эктодермы, энтодермы мезодермы

2 вариант

А1. Образование молодых сифоидных медуз происходит в результате

  1. стробиляции

  2. почкования

  3. стагнации

  4. фрагментации

А2. Ранняя свободноплавающяя стадия развития медуз, вскоре после их образования, называется

  1. морулой

  2. эфирой

  3. нимфой

  4. планулой

А3. По способу питания медузы

  1. хищники

  2. паразиты

  3. фильтраторы

  4. растительноядные

А4. Коралловые рифы образуются

  1. в полярных морях

  2. в морях умеренных широт

  3. в тропических морях

  4. повсеместно в Мировом океане

А5. Для кораллов не характерно

  1. симбиоз с другими организмами

  2. образование стадии медузы

  3. почкование

  4. половое размножение

А6. Тело кишечнополостных

  1. не имеет клеточного строения

  2. состоит из одной клетки

  3. состоит из эктодермы, энтодермы и мезодермы

  4. состоит из эктодермы и энтодермы

А7. Лучевую симметрию имеет

  1. речная гидра

  2. планария

  3. ланцетник

  4. рачок дафния

А8. Стрекательных клеток нет у

  1. кольчатого червя нереиды

  2. гидры

  3. актинии

  4. медузы аурелии

А9. Ответная реакция на раздражение речной гидры возможна благодаря наличию

  1. нервной трубки

  2. нервной цепочки

  3. промежуточных клеток

  4. нервной сети

А10. Способность восстанавливать повреждённые и утраченные части тела либо целый организм из части называется

  1. дегенерация

  2. регенерация

  3. половое размножение

  4. рефлекс

В1. Установите соответствие между особенностями образа жизни и строения и разными кишечнополостными, для которых эти особенности характерны

А) обитание в толще морской воды 1) медузы

Б) обитание в полосе прибоя 2) коралловые полипы

В) образуют колонии

Г) не образуют колонии

Д) имеют известковый скелет

Е) не имеют известкового скелета

Ответы

1 вариант

А1

А2

А3

А4

А5

А6

А7

А8

А9

А10

3

2

2

4

2

3

1

2

1

3

В1. В Г Е

2 вариант

А11

А12

А13

А14

А15

А16

А17

А18

А19

А20

1

2

1

3

2

4

1

1

4

2

В1. 1 А Г Е 2 Б В Д

Ниже предложены бланки ответов для учащихся, которые распечатываются и разрезаются

Кишечнополостные

ФИО _________________________Класс _____ Вариант №____

Часть А

Номер вопроса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

ответ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В1 – три ответа в алфавитном порядке

 

 

 

После выполнения задания учитель предлагает обучающимся провести взаимопроверку и на основании критериев оценки оценить работу друг друга.

II. Актуализация знаний

Учитель предлагает обучающимся подумать над вопросами рубрики «Как вы думаете?», расположенной перед началом параграфа. Выслушав их предположения, он озвучивает тему урока и привлекает обучающихся к формулированию его познавательной задачи

III. Изучение нового материала:

Демонстрируя эволюционное древо развития животного мира, учитель предлагает обучающимся найти на нем тип Плоские черви и ответить на следующие вопросы:

К какому подцарству относится тип Плоские черви?

Какими характерными признаками данного подцарства обладают плоские черви?

Обобщая ответы, учитель подчеркивает, что представители типа Плоские черви являются многоклеточными животными, имеющими сложное строение. Используя фрагмент интерактивного учебного пособия, он знакомит обучающихся с общими признаками представителей типа Плоские черви, которые школьники записывают в тетрадь.

Общие признаки представителей типа Плоские черви

1. Двусторонняя симметрия тела

2. Трехслойность

3. Отсутствует полость тела, пространство между органами заполнено паренхимой (рыхлой соединительной тканью)

4. Тело листовидное или лентовидное, плоское в поперечном сечении.

Затем учитель знакомит обучающихся с классификацией представителей данного типа, предлагая им в тетрадях начертить схему «Классификация типа Плоские черви»

Тип Плоские черви

Класс Планарии (Ресничные)

Класс Сосальщики

Класс Ленточные черви

Представители:

Представители:

Представители:



1. Работа с текстом учебника: Учащиеся находят характеристику Типа Плоских червей. Учитель при необходимости дополняет.

Тело плоское, его форма листовидная (у ресничных и сосальщиков) или лентовидная (у ленточных червей).

Впервые в животном мире у представителей этого типа развилась двусторонняя (билатеральная) симметрия тела, т. е. через тело можно провести только одну продольную плоскость симметрии, делящую его на две зеркально подобные части.

Кроме эктодермы и энтодермы они имеют еще средний зародышевый листок — мезодерму. Поэтому их считают первыми трехслойными животными. Наличие трех зародышевых листков дает основу для развития различных систем органов.

Стенку тела образует кожно-мускульный мешок —совокупность наружного однослойного эпителия и расположенных под ним нескольких слоев мышц — кольцевых, продольных, косых и спинно-брюшных. Поэтому тело плоских червей способно совершать сложные и разнообразные движения.

Полость тела отсутствует, так как пространство между стенкой тела и внутренними органами заполнено рыхлой массой клеток — паренхимой. Она выполняет опорную функцию и служит в качестве депо запасных питательных веществ.

2. Характеристика систем органов: Самостоятельное заполнение таблицы: (работа с текстом)

Системы органов белой планарии

Системы органов

Органы

Пищеварительная система

Рот, глотка, кишечник

Выделительная система

представлена протонефридиями — каналами, слепо начинающимися в мезенхиме и по бокам тела;

Нервная система.

состоит из одного-двух нервных узлов (ганглиев) в передней части тела и продольных нервных стволов, связанных поперечными кольцевыми перемычками

Органы чувств.

Развиты слабо. Кожные реснички. Примитивные пигментные гдазки. Органы равновесия

Половая система

Гермафродиты. Развиты половые железы и сложная система протоков

Дыхательная и кровеносная

Отсутствуют.

3. Беседа с учениками об особенностях организации плоских червей.

Учащиеся делают выводы об усложнении в плоских круглых червей по сравнению с кишечнополостными. В ходе беседы заполняется таблица:

Черты сходства и различия кишечнополостных и плоских червей

Черты сходства

Черты отличия

Пресноводная гидра

Белая планария

1.Многоклеточные

Двухслойные

Трёхслойные

2. Хорошо развита регенерация

Лучевая симметрия

Двусторонняя симметрия

3. Большую роль играет внутриклеточное пищеварение

Нет органов

Есть органы

Диффузная нервная система

Лестничная нервная система

Нет кожно-мускульного мешка

Есть кожно-мускульный мешок

4. Физминутка

5.Многообразие плоских червей

Учитель демонстрирует обучающимся влажный препарат печеночного сосальщика (если не имеется, то рисунки и таблицу) и предлагает им ответить на вопросы: какую форму имеет печеночный сосальщик? В какой цвет окрашены его кожные покровы? О чём может свидетельствовать отсутствие пигмента в кожных покровах печеночного сосальщика?

Обобщив ответы, учитель демонстрирует фрагмент интерактивного учебного пособия о внешнем и внутреннем строении печеночного сосальщика. Он предлагает обучающимся начать работу по заполнению таблицы «Характеристика сосальщиков и ленточных червей»

Признак

Печеночный сосальщик

Бычий цепень

Место обитания

Печень млекопитающих

Кишечник млекопитающих

Форма тела

Листовидная

Лентовидная. Тело состоит из отдельных сегментов (члеников)

Органы чувств

Развиты слабо

Развиты слабо

Питание и пищеварение

Питается кровью и клетками печени. Рот-глотка-пищевод

Питается переваренной пищей , всасывая её всей поверхностью тела

Дыхание

Всей поверхностью тела

Всей поверхностью тела

Выделение

Центральный выделительный канал заканчивается выделительной порой в центре на брюшной стороне

Два выделительных канала тянутся по бокам вдоль тела. В каждом членике боковые каналы соединены поперечными каналами

Нервная система

Окологлоточное нервное кольцо и три отходящие от него нервных ствола

Нервный ганглий, расположенный в головке, и два боковых нервных ствола, проходящие вдоль тела

Размножение

Гермафродиты. Половое размножение происходит в окончательном хозяине

Гермафродиты. В созревающих члениках происходит слияние яйцеклеток и сперматозоидов

После завершения работы обучающиеся самостоятельно формулируют вывод о связи особенностей строения сосальщиков с их паразитическим образом жизни.

Вопросы для обсуждения:

  1. Каковы общие признаки Плоские черви?

  2. Какие прогрессивные изменения произошли у Плоских червей в процессе эволюции?

  3. Чем сходны плоские черви и гидра?

  4. В чем проявляется усложнение строения белой планарии по сравнению с гидрой?

6. Обобщение и закрепление материала

С целью закрепления знаний учитель предлагает выполнить задание

Вставьте пропущенные слова в предложения

Печеночные сосальщики являются гермафродитами, поскольку в их организме созревают и женские и мужские половые клетки. Оплодотворенные яйца из кишечника хозяина попадают в воду. Из яиц выходят личинки с ресничками, которые внедряются в тело малого прудовика, который является промежуточным хозяином паразита. Покидая его, они прикрепляются к водным растениям, превращаются в цисту. Животные проглатывают их вместе с растениями. Попав в кишечник, паразиты освобождаются от оболочки цисты, проникают в кровь, а затем в печень, где живут во взрослом состоянии.

Дается задание на карточках. После выполнения задания идёт проверка.

Запишите номера названий органов и их частей, соответствующих определённой системе органов

Пищеварительная система_______________________

Выделительная система_________________________

Нервная система._______________________________

Половая система________________________________

1.Семенники

2. Ротовое отверстие

3. Глотка

4. Яичники

5. Кишка

6. Нервные стволы

7. Разветвлённые канальцы

8. Кожно-мускульный мешок

IV. Домашнее задание: Текст §14,15, проверить правильность своих знаний, ответив на вопросы в конце параграфа.

V. Итоги по теме урока: беседа с учащимися.

Представители Типа Плоские черви бывают свободноживущие и паразиты. Важнейшим их признаком является отсутствие полости тела, наличие двусторонней симметрии. Это трёхслойные животные. Имеет кожно-мускульный мешок Представители этого типа – гермафродиты.



13



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока "Тип плоские черви"

Автор: Шамсудинов Магомедали Мухуевич

Дата: 17.10.2019

Номер свидетельства: 523022

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Конспект урока "Тип плоские черви ""
    ["seo_title"] => string(36) "konspiekt_uroka_tip_ploskiie_chiervi"
    ["file_id"] => string(6) "409558"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1492355116"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока биологии "Многообразие червей" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-biologhii-mnoghoobraziie-chierviei"
    ["file_id"] => string(6) "161451"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422215231"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Конспект урока "Общая характеристика червей. Тип Плоские черви"."
    ["seo_title"] => string(67) "konspekt_uroka_obshchaia_kharakteristika_chervei_tip_ploskie_chervi"
    ["file_id"] => string(6) "592960"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1638178233"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока по биологии в 7 классе по теме «Паразитические плоские черви  и меры борьбы с ними». "
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-po-biologhii-v-7-klassie-po-tiemie-parazitichieskiie-ploskiie-chiervi-i-miery-bor-by-s-nimi"
    ["file_id"] => string(6) "101422"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402417028"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Конспект урока на тему "Белая планария" "
    ["seo_title"] => string(42) "konspiekt-uroka-na-tiemu-bielaia-planariia"
    ["file_id"] => string(6) "101876"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402463289"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства