Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Ткани"»
Урок биологии в 5 классе по ФГОС (УМК Пасечника В.В.)
Ткани
учитель биологии и химии МОУ Темповская ООШ Пархалина О.В.
Задачи:
- сформировать и закрепить знания об основных видах растительных тканей: строении и функциях.
- выработать умение распознавать виды тканей.
- продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений (выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи, логически мыслить и делать выводы), навыков самоконтроля.
- формировать познавательный интерес к предмету, коммуникативные навыки.
Цель урока: создать условия для эффективного усвоения знаний о тканях растительного организма и о функциях, которые они выполняют.
Планируемые результаты
Предметные: учащиеся имеют первоначальное представление о тканях и выполняемых ими функциях в растительном организме.
Метапредметные: развивается умение работать с разными источниками биологической информации (текстом и иллюстрациями учебника, микроскопом, таблицей).
Личностные: формируется научное мировоззрение в связи с развитием у учащихся представления о ткани как следующем уровне организации организмов из клеток.
Тип урока: комбинированный.
Оснащение урока: мультимедиа, шкатулка с тканями, подносы с раздаточным материалом, микроскоп, готовые микропрепараты тканей растений.
Содержательная часть урока
Организационный момент: Взаимные приветствия учителя и учащихся; организация внимания и внутренней готовности.
II. Актуализация знаний:
Таинственная шкатулка.
Какое изделие рук человеческих называется так же, как составная часть живого, которую мы будем изучать? (ткань)
Из шкатулки извлекаются разнообразные виды тканей (х\б, шерстяная, шелковая).
- Чем же они отличаются?
- Как связать с тканями организма?
- Давайте вспомним, что же собой представляет ткань. Слово предоставляется Саше Д., он дома выполнял мини-исследование. (Саша сварил клубень картофеля и сравнил его с сырым клубнем. Вывод: при варке разрушается межклеточное вещество, которое удерживает клетки, поэтому клубень картофеля варенный стал рассыпчатым)
- Из чего же состоит ткань? (клетки и межклеточное вещество) – слайд 2.
- Работа по группам (повторение д/з)
1) Карточки с набором слов (органические и минеральные вещества) определить вещества по группам и дать общую характеристику.
2) Составить верное предложение из набора слов по темам «процессы жизнедеятельности клетки» и «как клетка делится».
III. Изучение нового материала:
Тема урока: Ткани
Почему клетки одного растения такие разные
Целеполагание: Что должны узнать по теме? (на доске)
Какие ткани имеют растения.
Установить связь между строением и функциями тканей.
Местонахождение в растении.
Эвристическая беседа с элементами игры:
- На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и где обитают? (водоросли, обитают в воде) – слайд 3.
- А теперь представьте, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу. Для этого ей наверняка нужно будет обзавестись тканями. Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин. Где продаются самые разные ткани растений. Мы пока не знаем название тканей растения, но предположить можем, для чего они ему нужны будут на суше (работа в группе) Сравнительный анализ (гербарий растения - подсказка)
Обсуждение групп - ключевые слова появляются на экране – слайд 4.
Одежда, защита -
Опора -
Вода -
Питание -
Рост -
- Для каждой этой потребности в растении есть специальные ткани. Как они называются, вы сами узнаете. Если бегло прочитаете материал на стр. 47-48, обращая внимание на выделенные слова (индивидуальная работа).
Афиширование результатов: слайд 5 (сколько всего тканей).
Вывод: Для жизни на суше нужны ткани.
И наша водоросль, если и приобретёт эти ткани, то сможет жить на суше. Сейчас в действительности может водоросль выйти на сушу и приспособиться к ней? (нет) Но много лет тому назад, когда на Земле менялся климат и участки воды сменялись на сушу, действительно, водорослям приходилось приспосабливаться к жизни на суше. У них постепенно появились ткани, о которых мы сегодня с вами говорим. Самые первые растения, которые вышли на сушу называются - Псилофиты.
Связаны ли функции тканей с их строением?
Вывод: Строение каждой ткани индивидуально, своё, это зависит от работы, какую выполняет растение.
IV. Закрепление:
Привести учащихся к ситуации успеха
1.Задание: Попробуйте определить, какие типы тканей на экране слайды 6-10 (сопоставить с рис 27 на стр. 47 учебника).