kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока биологии в 5 классе "Фотосинтез"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок биологии в 5 классе

«Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях.»

Цели и урока: формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий.

Личностные действия (условное обозначение - Л ) - воспитание бережного отношения к растениям, умение правильно ухаживать за комнатными растениями, способствовать формированию положительных эмоций.

Познавательные действия (условное обозначение - П) - формирование умений работать с текстом учебника, развивать познавательную активность. Познакомить учащихся с внутренним строением листа.

Регулятивные действия (условное обозначение -Р ) - (продолжение) формирование умений и навыков при работе с микроскопом, выполнение лабораторной работы «Изучение под микроскопом покровных тканей листа»

Коммуникативные умения (условное обозначение - К) - формирование умений работать в паре, группе, работать над приобретением навыков сотрудничества.

Задачи урока: Сформировать у учащихся представление о фотосинтезе, показать роль света в этом процессе, выявить признаки приспособленности растений к использованию света; раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни человека. Показать роль дыхания как важнейшего процесса жизни, свойственного всем организмам, показать взаимосвязь процессов фотосинтеза и дыхания.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока биологии в 5 классе "Фотосинтез"»

Урок биологии в 5 классе

«Фотосинтез. Образование органических веществ в листьях.»

Цели и урока: формирование личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных учебных действий.

Личностные действия (условное обозначение - Л ) - воспитание бережного отношения к растениям, умение правильно ухаживать за комнатными растениями, способствовать формированию положительных эмоций.

Познавательные действия (условное обозначение - П) - формирование умений работать с текстом учебника, развивать познавательную активность. Познакомить учащихся с внутренним строением листа.

Регулятивные действия (условное обозначение -Р ) - (продолжение) формирование умений и навыков при работе с микроскопом, выполнение лабораторной работы «Изучение под микроскопом покровных тканей листа»

Коммуникативные умения (условное обозначение - К) - формирование умений работать в паре, группе, работать над приобретением навыков сотрудничества.

Задачи урока: Сформировать у учащихся представление о фотосинтезе, показать роль света в этом процессе, выявить признаки приспособленности растений к использованию света; раскрыть значение фотосинтеза в природе и жизни человека. Показать роль дыхания как важнейшего процесса жизни, свойственного всем организмам, показать взаимосвязь процессов фотосинтеза и дыхания.

Оборудование: оборудование для опыта по демонстрации фотосинтеза

Средства обучения: Фотосинтез (анимация). Фотосинтез и дыхание листьев (иллюстрация-схема)., электронная презентация. Тестовое задание «Фотосинтез и дыхание листьев».

Формы урока: групповая, индивидуальная, коллективная.

Методы: проблемного обучения, частично – поисковый, словесный, наглядный, объяснительно – иллюстративный.

Приемы: беседа, рассказ, показ, демонстрация.

Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД


1. Организационный момент


2. Актуализация знаний

Сегодняшний урок мы с вами начнём с басни И.А.Крылова «Листы и корни»

(зачитывает фрагмент басни).

В прекрасный летний день,

Бросая по долине тень,

Листы на дереве с зефирами шептали,

Хвалились густотой, зелёностью своей

И вот как о себе зефирам толковали:

«Не правда ли, что мы краса долины всей?

Что нами дерево так пышно и кудряво,

Раскидисто и величаво?

Чтоб было в нём без нас? Ну, право,

Хвалить себя мы можем без греха!

Не мы ль от зноя пастуха

И странника в тени прохладной укрываем?

Не мы ль красивостью своей,

Плясать сюда пастушек привлекаем?

У нас же раннею и позднею зарёй

Насвистывает соловей.

Да вы, зефиры, сами

Почти не расстаётесь с нами».

«Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,-

Им голос отвечал из - под земли смиренно.

«Кто смеет говорить столь нагло и надменно!

Вы кто такие там,

Что дерзко так считаться с нами стали?»-

Листы, по дереву шумя, залепетали.

«Мы те, -

Им снизу отвечали, -

Которые, здесь роясь в темноте,

Питаем вас. Ужель не узнаёте?

Мы корни дерева, на коем вы цветёте.

Красуйтесь в добрый час!

Да только помните ту разницу меж нас:

Что с новою весной лист новый народится,

А если корень иссушится,-

Не станет дерева ни вас.

Итак, из басни мы видим, что между листьями и корнями идёт спор о главенствующей роли в жизни дерева.

Давайте вспомним, какое значение имеют корни в жизни растения?

Какие функции выполняют литья?

Как поступают органические вещества в организм растений?

.





Как называется процесс, в ходе которого происходит образование органических веществ?

Какова же тема сегодняшнего урока?


























































Вспоминают функции корней, функции листьев.


Делают вывод - корни обеспечивают минеральное питание растений, а листья – органическое.





Отвечают

Растения являются автотрофами, т.е. производят органические вещества, которыми питаются все живые организмы.


Этот процесс называется фотосинтез


Тема урока «Фотосинтез»

Запись темы в тетрадь

Л

Общекультурные, эстетические

















К Использование средств языка и речи для получения и передачи

информации (самовыражение, монологические высказывания).





П

Логические: подведение под понятие, вывод следствия
























П

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

К

- Умение выражать свои мысли, слушать других,

Л

смыслообразование; опора на жизненный опыт



П

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

К

- Умение выражать свои мысли, слушать других,

Л

смыслообразование; опора на жизненный опыт



Р

Прогнозирование, целеполагание

.


Какие задачи для освоения этой темы вы поставите перед собой?

.

Формулируют задачи с помощью учителя




3. Изучение нового материала

Где происходит процесс фотосинтеза?






Правильно, ребята, следовательно что мы должны сделать, чтобы выяснить механизм фотосинтеза?


Так в какой же части листа протекает фотосинтез?


Правильно, а с чем это связано?





Давайте познакомимся со строением хлоропластов


Объяснение с демонстрацией



Какие же процессы протекают в клетках листа, давайте ответим на этот вопрос познакомившись с содержанием учебного модуля

(демонстрация)

Какой вывод вы можете сделать о процессе фотосинтеза и условиях необходимых для его протекания?


Слово «фотосинтез» произошло от греческого «фотос» - свет и «синтез» - соединение, т.е. этот процесс происходит на свету.



Ребята, перед вами схема фотосинтеза. Проанализируйте ее и сделайте вывод о необходимых условиях для протекания фотосинтеза.


Прочитайте текст параграфа на с. 96,подумайте, обсудите в парах каким образом процесс фотосинтеза связан с другими процессами, протекающими в растениях?











Итак, мы с вами выяснили, что фотосинтез имеет важное значение в жизни растений. А каково же значение фотосинтеза для других организмов на нашей планете? Чтобы ответить на этот вопрос, работая в парах изучите и обсудите текст параграфа на с.97.

Составьте план ответа на этот вопрос.


Итак, значение фотосинтеза для жизни на нашей планете трудно переоценить.


Отвечают

В зеленых частях растений. Главным органом, осуществляющим фотосинтез является лист


Мы должны вспомнить внутреннее строение листа.



Рассказывают о внутреннем строении листа с использованием иллюстрации ЭОР






В мезофилле, главным образом в столбчатой ткани.

Отвечают на вопрос учителя

Это связано с наличием в клетках мезофилла большого количества хлоропластов.

























Делают вывод


Фотосинтез – сложный процесс создания углеводов из углекислого газа и воды с использованием солнечной энергии.


Записывают сформулированное определение в тетрадь.







Делают вывод – для протекания фотосинтеза необходимо наличие углекислого газа, света и воды.

Записывают вывод и схему в тетрадь.




Работают с текстом, обсуждают, высказывают свою точку зрения.


В процессе фотосинтеза используется вода, которая поглощается корнями, углекислый газ, выделяемый при дыхании, а органические вещества, синтезируемые в процессе фотосинтеза используются для получения энергии в процессе дыхания.


Работают с текстом учебника, обсуждают, составляют план, отвечают, используя план


К

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение, монологические высказывания


Р

Прогнозирование, планирование деятельности



П

Общеучебные:

поиск и выделение информации,работа с иллюстративным материалом












К

- Умение выражать свои мысли, слушать других, вступать в диалог











П

Общеучебные:

поиск и выделение информации; умение формулировать выводы

К

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение, монологические высказывания.





Р

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.










К

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение.

П

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, умение разворачивать учебный материал

Р

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.



К

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение, умение слушать

П

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Р

Прогнозирование, планирование деятельности




К

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение.

П

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с текстом.

Р

. Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы

Л

Общекультурные, экологические





4. Первичное закрепление



Постановка проблемного вопроса

Давайте посмотрим опыт, подтверждающий этот вывод , подготовленный исследовательской группой














Я думаю, выводом сегодняшнего урока может стать следующее стихотворение
























Для проверки успешности освоения учебного материала предлагаю выполнить тестовое задание

Объясняют: побочным продуктом фотосинтеза является кислород










Группа учащихся, выполнившая коллективное задание проводит

демонстрацию опыта «Доказательство выделения кислорода в процессе фотосинтеза»


В ходе демонстрации делается вывод о том, что фотосинтез протекает только на свету и в результате образуется кислород.



Выступает обучающийся, подготовивший индивидуальное задание

Фотосинтез идёт

На свету круглый год

Из простых минеральных веществ.

Солнце свет свой прольёт,

Луч на лист упадёт,

Чтобы всем подарить кислород.

И никак не поймёт наш упрямый народ

Что он дышит, ест и живёт,

Потому что с утра, лишь приходит пора,

Сладкий сок производит листва.




Выполняют задание и осуществляют взаимопроверку (в парах)



Осуществляют самооценку результативности своей деятельности по изучению нового материала


П

умение анализировать делать выводы


К

Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение.




Р

Прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, формирование практических умений и навыков

К

формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества.

П

Умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи








Л

Общекультурные, эстетические, экологические




















Р

Приобретение навыков контроля и самоконтроля

К

формирование умений работать в группе

П

умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное.

Л

Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников


5. Рефлексия учебной деятельности

Ребята, как вы считаете, решили мы поставленные задачи? Что помогло и что мешало нашей успешной работе на уроке? Что нового узнали? Что было самым трудным Интересным? Оцените свою работу на уроке: «отлично», «хорошо», «плохо».

Отвечают положительно или отрицательно

Р

. Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона). Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещѐ подлежит усвоению).

6.

§27

Творческое задание

Напишите, каковы функции комнатных растений

Домашнее задание

Р

Целеполагание

(постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже

известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно) .

Планирование

(опреднление последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

Прогнозирование

(предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик).

Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил энергии; способность к волевому усилию-к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий)

П

Общеучебные:

Формирование познавательной цели; поиск и выделение информации; моделирование.

Действия постановки и решения проблем:


формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Л

Самоопределение

(мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности).

Смыслообразование




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока биологии в 5 классе "Фотосинтез"

Автор: Долженкова Ольга Евгеньевна

Дата: 25.02.2016

Номер свидетельства: 299058

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Конспект урока биологии "Фотосинтез" "
    ["seo_title"] => string(37) "konspiekt-uroka-biologhii-fotosintiez"
    ["file_id"] => string(6) "132310"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416324332"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Конспект урока на тему "Влияние абиотических факторов на живые организмы" "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-uroka-na-tiemu-vliianiie-abiotichieskikh-faktorov-na-zhivyie-orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "111954"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408097271"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "урок биологии в 5 классе по теме "Связи живого и неживого" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-biologhii-v-5-klassie-po-tiemie-sviazi-zhivogho-i-niezhivogho"
    ["file_id"] => string(6) "129873"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415786851"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Проектирование уроков биологии с использованием ЦОР. "
    ["seo_title"] => string(56) "proiektirovaniie-urokov-biologhii-s-ispol-zovaniiem-tsor"
    ["file_id"] => string(6) "186776"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1426418456"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока биологии в профильном классе "
    ["seo_title"] => string(46) "konspiekt-uroka-biologhii-v-profil-nom-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "130393"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415893739"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства