Сегодняшний урок мы с вами начнём с басни И.А.Крылова «Листы и корни» (зачитывает фрагмент басни). В прекрасный летний день, Бросая по долине тень, Листы на дереве с зефирами шептали, Хвалились густотой, зелёностью своей И вот как о себе зефирам толковали: «Не правда ли, что мы краса долины всей? Что нами дерево так пышно и кудряво, Раскидисто и величаво? Чтоб было в нём без нас? Ну, право, Хвалить себя мы можем без греха! Не мы ль от зноя пастуха И странника в тени прохладной укрываем? Не мы ль красивостью своей, Плясать сюда пастушек привлекаем? У нас же раннею и позднею зарёй Насвистывает соловей. Да вы, зефиры, сами Почти не расстаётесь с нами». «Примолвить можно бы спасибо тут и нам»,- Им голос отвечал из - под земли смиренно. «Кто смеет говорить столь нагло и надменно! Вы кто такие там, Что дерзко так считаться с нами стали?»- Листы, по дереву шумя, залепетали. «Мы те, - Им снизу отвечали, - Которые, здесь роясь в темноте, Питаем вас. Ужель не узнаёте? Мы корни дерева, на коем вы цветёте. Красуйтесь в добрый час! Да только помните ту разницу меж нас: Что с новою весной лист новый народится, А если корень иссушится,- Не станет дерева ни вас. Итак, из басни мы видим, что между листьями и корнями идёт спор о главенствующей роли в жизни дерева. Давайте вспомним, какое значение имеют корни в жизни растения? Какие функции выполняют литья? Как поступают органические вещества в организм растений? . Как называется процесс, в ходе которого происходит образование органических веществ? Какова же тема сегодняшнего урока? | Вспоминают функции корней, функции листьев. Делают вывод - корни обеспечивают минеральное питание растений, а листья – органическое. Отвечают Растения являются автотрофами, т.е. производят органические вещества, которыми питаются все живые организмы. Этот процесс называется фотосинтез Тема урока «Фотосинтез» Запись темы в тетрадь | Л Общекультурные, эстетические К Использование средств языка и речи для получения и передачи информации (самовыражение, монологические высказывания). П Логические: подведение под понятие, вывод следствия П умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. К - Умение выражать свои мысли, слушать других, Л смыслообразование; опора на жизненный опыт П умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. К - Умение выражать свои мысли, слушать других, Л смыслообразование; опора на жизненный опыт Р Прогнозирование, целеполагание |
Где происходит процесс фотосинтеза? Правильно, ребята, следовательно что мы должны сделать, чтобы выяснить механизм фотосинтеза? Так в какой же части листа протекает фотосинтез? Правильно, а с чем это связано? Давайте познакомимся со строением хлоропластов Объяснение с демонстрацией Какие же процессы протекают в клетках листа, давайте ответим на этот вопрос познакомившись с содержанием учебного модуля (демонстрация) Какой вывод вы можете сделать о процессе фотосинтеза и условиях необходимых для его протекания? Слово «фотосинтез» произошло от греческого «фотос» - свет и «синтез» - соединение, т.е. этот процесс происходит на свету. Ребята, перед вами схема фотосинтеза. Проанализируйте ее и сделайте вывод о необходимых условиях для протекания фотосинтеза. Прочитайте текст параграфа на с. 96,подумайте, обсудите в парах каким образом процесс фотосинтеза связан с другими процессами, протекающими в растениях? Итак, мы с вами выяснили, что фотосинтез имеет важное значение в жизни растений. А каково же значение фотосинтеза для других организмов на нашей планете? Чтобы ответить на этот вопрос, работая в парах изучите и обсудите текст параграфа на с.97. Составьте план ответа на этот вопрос. Итак, значение фотосинтеза для жизни на нашей планете трудно переоценить. | Отвечают В зеленых частях растений. Главным органом, осуществляющим фотосинтез является лист Мы должны вспомнить внутреннее строение листа. Рассказывают о внутреннем строении листа с использованием иллюстрации ЭОР В мезофилле, главным образом в столбчатой ткани. Отвечают на вопрос учителя Это связано с наличием в клетках мезофилла большого количества хлоропластов. Делают вывод Фотосинтез – сложный процесс создания углеводов из углекислого газа и воды с использованием солнечной энергии. Записывают сформулированное определение в тетрадь. Делают вывод – для протекания фотосинтеза необходимо наличие углекислого газа, света и воды. Записывают вывод и схему в тетрадь. Работают с текстом, обсуждают, высказывают свою точку зрения. В процессе фотосинтеза используется вода, которая поглощается корнями, углекислый газ, выделяемый при дыхании, а органические вещества, синтезируемые в процессе фотосинтеза используются для получения энергии в процессе дыхания. Работают с текстом учебника, обсуждают, составляют план, отвечают, используя план | К Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение, монологические высказывания Р Прогнозирование, планирование деятельности П Общеучебные: поиск и выделение информации,работа с иллюстративным материалом К - Умение выражать свои мысли, слушать других, вступать в диалог П Общеучебные: поиск и выделение информации; умение формулировать выводы К Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение, монологические высказывания. Р Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. К Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение. П умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, умение разворачивать учебный материал Р Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном. К Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение, умение слушать П умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Р Прогнозирование, планирование деятельности К Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение. П умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное, работать с текстом. Р . Умение организовать выполнение заданий учителя., делать выводы по результатам работы Л Общекультурные, экологические |
Постановка проблемного вопроса Давайте посмотрим опыт, подтверждающий этот вывод , подготовленный исследовательской группой Я думаю, выводом сегодняшнего урока может стать следующее стихотворение Для проверки успешности освоения учебного материала предлагаю выполнить тестовое задание | Объясняют: побочным продуктом фотосинтеза является кислород Группа учащихся, выполнившая коллективное задание проводит демонстрацию опыта «Доказательство выделения кислорода в процессе фотосинтеза» В ходе демонстрации делается вывод о том, что фотосинтез протекает только на свету и в результате образуется кислород. Выступает обучающийся, подготовивший индивидуальное задание Фотосинтез идёт На свету круглый год Из простых минеральных веществ. Солнце свет свой прольёт, Луч на лист упадёт, Чтобы всем подарить кислород. И никак не поймёт наш упрямый народ Что он дышит, ест и живёт, Потому что с утра, лишь приходит пора, Сладкий сок производит листва. Выполняют задание и осуществляют взаимопроверку (в парах) Осуществляют самооценку результативности своей деятельности по изучению нового материала | П умение анализировать делать выводы К Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, самовыражение. Р Прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата с эталоном, формирование практических умений и навыков К формирование умений работать в группе, работать над приобретением навыков сотрудничества. П Умение делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи Л Общекультурные, эстетические, экологические Р Приобретение навыков контроля и самоконтроля К формирование умений работать в группе П умение структурировать учебный материал, выделять в нем главное. Л Умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников |
6. §27 Творческое задание Напишите, каковы функции комнатных растений | Домашнее задание | Р Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно) . Планирование (опреднление последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий). Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик). Волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил энергии; способность к волевому усилию-к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий) П Общеучебные: Формирование познавательной цели; поиск и выделение информации; моделирование. Действия постановки и решения проблем: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Л Самоопределение (мотивация учения, формирование основ гражданской идентичности личности). Смыслообразование |