Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 8 класс по теме "Внутренняя среда организма"»
«Утверждаю»
Зам. директор: Н.В.Плугина
Учитель биологии: Ананенко О.Н
Урок № 28 Биология 8 класс дата 15.12.16 уч.год
Тема. Кровь, тканевая жидкость и лимфа- компоненты внутренней среды организма. Их круговорот и связь .Состав крови. Лабораторная работа № 10. «Микроскопическое строение крови человека» Цели: 1.Учебно-образовательная – формирование у учащихся понятия о внутренней среде организма и его гомеостазе; углубление знаний учащихся о значении крови; определение состава и функций крови
2.Учебно-развивающая – развитие умения учащихся работать с наглядными пособиями, микроскопами, микропрепаратами; развитие у учащихся аналитического и критического мышления, умения работать в команде;
3.Учебно-воспитательная – воспитание бережного отношения к своему здоровью, необходимости медицинского контроля за состоянием здоровья Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, самостоятельная работа в группах с использованием интерактивного метода (проблемно-поискового, исследовательского)
Формы организации учебной деятельности: устные ответы с места, самостоятельная работа с информационным материалом, работа в группах, заполнение таблицы, решение биологических задач, выполнение тестовой работы самостоятельно, осуществление самоконтроля и рефлексии.
Приемы деятельности учителя: создание условий для постановки проблемы, помощь учащимся в поиске ответов и решении спорных вопросов, создание ситуации успеха, подведение итогов работы.
Развитие умений учащихся: взаимодействовать в группах,применять знания в новой ситуации, решать нестандартные задачи, устанавливать причинно-следственные связи, развивать способности к самоанализу.
Основные понятия урока: кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала
Девиз урока: Знания настолько драгоценная вещь, что их необходимо добывать из любого источника. (Абу-эль-Фарадж).
Ход урока .
I.Организационный момент. Создание позитивной мотивации.
Добрый день, ребята.
Я рада вас видеть. Я вижу перед собой умные, добрые лица. Для того, чтобы понять, как мы с вами будем сегодня работать, я хочу узнать какое у вас настроение. Если у вас хорошее настроение, улыбнитесь мне. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!
Я уверена, что сегодняшний урок принесет нам удовлетворение и будет плодотворным, а ваше настроение не ухудшится к концу урока.
2.У каждой кости есть две мышы: ……(сгибатели и разгибатели)
3.Дельтовидная мышца приводит в движение руки в ….(плечевом суставе)
4.Бицепс….(сгибает руку в локтевом суставе)
5.Трицепс …(разгибает руку в локтевом суставе)
6.Мышцы прочно прикрепляются к костям с помощью ….(сухожилий )
7.Мышцы по строению бывают…..(гладкими, поперечнополосатыми скелетными, поперечнополосатыми сердечными (миокард)
III. Мотивация учебной деятельности.
Сегодня на уроке мы продолжим с Вами познавать удивительный мир организма человека. Мы повторили материал о строении и значении ОДС. Опорно-двигательная система обеспечивает нам опору, защиту и движение. А вот в чем заключается кроветворная функция костей?( Красный костный мозг образует клетки крови) И теперь мы плавно переходим к изучению внутренней среды организма, частью которой является кровь.
Тема нашего урока « Внутренняя среда организма .Состав и функции крови» (Слайд 1)
Первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. И перед природой встала задача: как доставлять питательные вещества всем клеткам организма. В процессе эволюции была создана внутренняя среда организма. Внутренняя среда организма состоит из трех жидкостей. (Слайд )
- Что такое среда?
- Какая среда окружает наш организм?
- Без какого компонента внешней среды не может функционировать наш организм? В какой среде существуют клетки нашего организма?
- Внутренняя среда – совокупность жидкостей.
-Будет ли кровь являться компонентом внутренней среды?
Чтобы успешно раскрыть эти тайны я предлагаю вам поработать самостоятельно и дать характеристику компонентам внутренней среды по группам: группа 1 – кровь, группа 2 – лимфа, группа 3 – межтканевая жидкость.
Группа 1
Группа 2
Группа 3Лимфа
По химическому составу близка к плазме крови
Движется:Лимфатические капилляры
Лимфатические сосуды
Лимфатические узлы
(фильтры от посторонних частиц и микроорганизмов)
Кровеносные сосуды
А теперь давайте вернемся к тем вопросам, на которые мы хотели найти ответы и сделаем вывод.
Вывод: с помощью этих жидкостей в организме протекают все важные физиологические процессы, а именно: к клеткам беспрерывно поступают питательные вещества и удаляются конечные продукты жизнедеятельности
Учитель. За кровью признавали могучую и исключительную силу: кровью скрепляли священные клятвы; жрецы заставляли своих деревянных идолов “плакать кровью”, древние греки приносили кровь в жертву своим богам. Кровь считали носителем души.
Действительно, кровь самая удивительная ткань нашего организма. С развитием науки человеческий разум все глубже проникает в тайны внутренней жидкой среды организма.
Какие ассоциации, эмоции, чувства возникли у вас?
Какие вопросы появились?
Какую тайну, связанную с жизнью, мы сегодня раскроем?
Следующий этап нашей работы – это изучение состава крови.
IV.Формирование знаний о составе крови. Рассказ учителя (время 3 минуты)
Все рассмотренные функции крови направлены на поддержание гомеостаза организма. Поскольку кровь принимает участие в разнообразных функциях, многие органы влияют на ее состав. По составу крови можно сделать вывод о состоянии этих органов. На это ученые обратили внимание очень давно. Вот послушайте, как в 1857 году французский ученый, основоположник концепции гомеостаза, Клод Бернар сказал о постоянстве внутренней среды: «Постоянство внутренней среды организма – это залог его свободной и независимой жизни». А в 1929 году американский ученый Кеннен дал название этому явлению. Итак, постоянство внутренней среды организма называется гомеостаз. Что ж, а теперь поговорим о столь известной, но в тоже время пока еще неизвестной нам с вами жидкости – крови.
Из чего же состоит наша кровь? Давайте посмотрим на слайд (использование компьютерной презентации – слайд № ).
Свежая кровь – это красная непрозрачная жидкость, состоящая на 60% из плазмы и на 40% - из форменных элементов, т.е. клеток крови. Кровь относится к соединительной ткани с жидким межклеточным веществом. Общее количество крови в организме человека составляет приблизительно 7% от массы тела, то есть для взрослого человека это 5-6 литров. У подростков в организме находится примерно 3 литра крови. Теперь поговорим более подробно, что входит в состав плазмы. Плазма крови – это бесцветная жидкость, на 90% состоящая из воды. 10% составляет так называемый сухой остаток. Но насколько же он многообразен! В сухом остатке содержатся белки, жиры, углеводы, а также минеральные соли. Растворенные в плазме белки, минеральные соли и другие вещества создают определенное осмотическое давление. Благодаря осмотическому давлению вода через клеточные мембраны выходит в кровь, и совершается обмен веществ между тканями и кровью. Более 70%всей плазмы обменивается тканевой жидкостью за 1 мин.
Предлагаю, используя раздаточный материал, каждой группе дополнить рассказ учителя. (самостоятельная работа с учебником)
Какую функцию выполняют белки плазмы крови?
Глобулины….(участвуют в защите организма от бактерий)
Альбумины-регулируют содержание воды в плазме
Фибриноген играет важную роль в свертывании роли
Плазма крови, лишенная фибриногена, называется сывороткой.
Какое значение имеют минеральные соли???
( Повышение или понижение концентрации солей.,напр.хлорида натрия,а с ним и воды приводит к нарушениям жизнедеятельности организма.)
Эритороциты,или красные кровяные клетки,имеют форму двояковогнутых дисков диаметром от 7 до 10мкм.Такая форма увеличивает поверхность эритроцитов в 1,5 раза и является наиболее выгодной для газообмена.
А теперь вернитесь к учебнику и дайте мне понятие термину гемоглобин,оксигемоглобин и карбоксигемоглобин
Задание 2 ( Подумайте и ответьте!)
Физкультминутка(гимнастика для глаз)
V.Первичное закрепление полученных знаний.
Учитель:Ну а сейчас юные исследователи мы можем перейти от теоретических вопросов к практическим действиям и изучим «Микроскопическое строение крови человека и представителя Земноводных - лягушки».
Возьмите инструктивные карточки . Прочитайте цель работы и последовательность её выполнения. Если нет вопросов можно приступить к работе, соблюдая технику безопасности: будьте осторожными при работе с микропрепаратами аккуратно обращайтесь с микроскопом.
Инструктивная карточка:Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки
Ход работы:
Подготовьте микроскоп к работе. Установите на предметном столике микропрепарат крови человека. Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты. Запишите данные в таблицу , учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра
ЭРИТРОЦИТЫ
ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/
НАЛИЧИЕ ЯДРА
человека
Мелкие
Двояковогнутый диск
нет
1.Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки. 2.Рассмотрите эритроциты, крови лягушки. 3.Запишите данные в таблицу, о эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра
ЭРИТРОЦИТЫ
ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/
НАЛИЧИЕ ЯДРА
лягушки
Крупные , овальной формы
есть
4.У вас на столах лежит пластилин и картон для моделей, используя полученные знания, смоделируйте эритроциты крови человека, лягушки.
Используя модели и данные таблиц сделайте выводы, отвечая на вопросы:
Чем эритроциты лягушки отличаются от эритроцитов крови человека?
Чья кровь переносит больше кислорода – кровь человека или лягушки. Почему?
Вывод: Эритроциты человека и лягушки отличаются формой , размером. Эритроциты крови лягушки содержат ядро и имеют овальную форму, а эритроциты крови человека не имеют ядра и их форма двояковогнутая, такая увеличенная поверхность клетки быстрее поглощает кислород , а отсутствие ядра позволяет использовать для транспортировки газов весь объем клетки
5.Выполнение заданий в Тетрадях для лабораторных и практических работ.
VI.Итог урока.
VII. Рефлексия Учитель: Вывод сделан, прошу привести в нерабочее положение микроскопы и убрать их с рабочего места.
VIII. Домашнее задание: Выучить параграф 27,28 разобрать вопросы стр. 116. По выбору: Все вы будущие родители и вам придется отвечать на вопросы ваших маленьких «почемучек». Напишите небольшой раздел в детскую энциклопедию о составе и значении крови в организме.